Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2010 в 17:48, курсовая работа
Актуальность темы исследования возможностей криминалистической экспертизы лакокрасочных материалов и покрытий обуславливается широким использованием результатов данной экспертизы, юридически закрепленных в виде заключения эксперта, в качестве доказательства в уголовном, гражданском или административном судопроизводстве. Экспертное исследование материальных признаков веществ и изделий с применением научных методов и последующее формирование на этой основе соответствующих выводов помогают сделать процесс доказывания объективным, что особенно актуально в условиях демократизации предварительного расследования, реализации принципа презумпции невиновности, развития состязательности в уголовном процессе. Благодаря этому также значительно увеличивается объем фактических данных, установление которых существенно не зависит от субъективных факторов.
3. Криминалистическое исследование лакокрасочных
материалов,
покрытий и окрашенных
предметов
Лакокрасочное покрытие – покрытие, сформировавшееся на поверхности изделия после нанесения на нее пленки одного или нескольких слоев лакокрасочных материалов, связанных адгезионными силами с подложкой.
Классификация
лакокрасочных материалов и покрытий.
Применяемые при нанесении
Лак – раствор пленкообразующих веществ (смол, масел, эфиров целлюлозы, битумов) в органических растворителях, не содержащий пигментов и наполнителей. Он служит для получения твердого, однородного и прозрачного (кроме битумного лака) покрытия.
Эмаль – суспензия пигментов (или смеси пигментов с наполнителями) в лаке. Эмали используются для получения наружных слоев покрытий (по слою грунтовки или шпатлевки).
Краска – суспензия пигментов или их смеси с наполнителями в пленкообразующих веществах типа растительных масел и олиф, образующая после высыхания окрашенную твердую непрозрачную пленку. Красками называют также пигментированные ЛКМ на основе водных дисперсий полимеров (воднодисперсные краски) и аэродисперсий (порошковые краски).
Грунтовка
(грунт) – суспензия пигментов
с наполнителями в
Шпатлевка – высоконаполненный ЛКМ, вязкая пастообразная масса, состоящая из пигментов, наполнителей и пленкообразователя, наносимая для сглаживания (шпатлевания – заполнения неровностей и углублений) окрашиваемой поверхности.
В зависимости от агрегатного состояния различают жидкие и порошковые лакокрасочные материалы. Окраска предметов (изделий) осуществляется заводским, кустарным (в условиях нерегламентированных производств) способом и в условиях авторемонтных мастерских (применительно к ЛКП транспортных средств). Поэтому реально имеют место регламентированная и нерегламентированная технологии нанесения ЛКП.
Особенности собирания следов лакокрасочных материалов и покрытий, на местах происшествий обнаружение частиц ЛКП чаще всего производится в местах возможного контакта окрашенных предметов с другими элементами вещной обстановки места происшествия23:
• по делам о ДТП – на поверхности транспортных средств, предметов, с которыми они могли контактировать (на деревьях, столбах, строительных конструкциях, одежде пострадавших и т.д.), а также на дорожном покрытии;
• по делам, связанным со взломом преград, – в следах орудий взлома, на поверхности предполагаемых орудий взлома, на полу у взламываемых объектов и пр.
Поиск
частиц ЛКП следует начинать с
тех мест, которые могут прежде
всего пострадать от действий членов
следственно-оперативной группы в
ходе осмотра места происшествия
– на дорожном покрытии и поверхности
пола. Поиск производится при хорошем
дневном или достаточно ярком
искусственном освещении
При обнаружении наслоений ЛКП на различных предметах не следует отделять их от следовоспринимающей поверхности: с места происшествия изымаются сами предметы или их выпиленные, вырезанные или отколотые фрагменты, которые упаковываются в бумагу или полиэтилен. Изъятие наслоений ЛКП отдельно от объекта или его части допускается лишь в двух случаях: при невозможности изъятия объекта либо при угрозе утраты микрочастиц при их транспортировке24.
Поиск частиц постороннего ЛКП на поверхности транспортного средства проводится визуальным осмотром и при помощи лупы до 8× при хорошем, желательно дневном, освещении и выполняется одновременно с фиксацией повреждений, имеющихся на ТС, предварительной дифференциацией контактных следов на статические и динамические с фиксацией их формы, размеров, количества, направления в пространстве, топографии, расстояния от них до дорожного покрытия. Только после выявления, фиксации, исследования и оценки признаков механизма образования следа производится изъятие вещества следа-наслоения в виде соскобов с мест повреждений, а при отсутствии последних – с наиболее вероятных мест взаимодействия. Наряду с этим отбираются образцы ЛКП с мест, непосредственно примыкающих к повреждениям, на которых наслоения посторонних ЛКП отсутствуют.
Для последующего проведения идентификационных исследований по ДТП, предположительный механизм которых не совсем ясен, изъятие и упаковку сравнительных образцов производят отдельно с каждой съемной детали (правых и левых крыльев, вех дверей и т.д.). Сравнительные образцы следует изымать путем отслоения или вырезания кусочков ЛКП острым режущим инструментом (скальпелем) на всю глубину покрытия до подложки для получения сколов площадью 10…20 мм2 и более.
Поиск частиц постороннего ЛКП на предметах или их фрагментах со следами орудия взлома производится визуально и при помощи микроскопа при увеличении до 90×. При этом поиск наслоившихся частиц постороннего ЛКП производится одновременно с поиском наслоений иной природы. При этом отмечается наличие частиц постороннего ЛКП, их характеристика и локализация, состояние ЛКП самого предмета с окрашенной поверхностью, нарушение его целостности, следы отделения ЛКП и материала подложки и их локализация, и лишь после фиксации исходного состояния производится отделение частиц постороннего ЛКП для их последующего исследования25.
Осмотр одежды также производится визуально при помощи лупы и микроскопа при увеличении до 90× на покрытом белой бумагой столе с хорошим освещением. При этом обращается внимание на наличие следов-наслоений ЛКП, их локализацию (строго определенное расположение следа на поверхности воспринимающего объекта) и топографию (расположение элементов следа), решается, не отображают ли они конструктивные особенности детали следообразующего объекта, например деталей ТС (окрашенных бампера, ободка фары, решетки радиатора), определяются признаки механизма их образования, а также их взаиморасположение с другими следами на одежде, в том числе с повреждениями ткани (разрывы, потертости и пр.).
Следует отметить, что при отправлении потерпевшего в больницу или морг его одежда должна быть изъята в кратчайшие сроки. Предметы одежды упаковываются каждый в отдельности, в чистую гладкую бумагу, наружной стороной внутрь. Упаковку необходимо производить без встряхиваний с наименьшим количеством операций, чтобы не потерять микрочастиц, находящихся на одежде.
При
фиксации обнаруженных следов ЛКП в
протоколе следственного
След-наслоение определяет изменение свойств поверхности воспринимающего объекта за счет привнесения и закрепления на ней частиц другого ЛКП или ЛКМ под действием механических сил. Разновидности следов-наслоений: притертость, внедрение.
След-притертость образуется при закреплении твердых частиц на поверхности объекта. Частицы при этом имеют стружкообразную форму либо рифленую поверхность.
Следы-внедрения
образуются при контактном взаимодействии
следовоспринимающей
Следы-отделения определяют изменение свойств ЛКП за счет отделения и уноса части его материала под действием механических сил. Разновидностями следов-отделений являются: отслоения, стертости, сколы, царапины, задиры, потертости.
Следы-отслоения
образуются при перемещении
Следы-сколы
образуются в результате действия острой
кромки части следообразующего предмета,
которая перемещается относительно
поверхности воспринимающего
Царапины образуются при скользящем соударении твердой острой детали воздействующего объекта с окрашенной поверхностью следовоспринимающего предмета, относятся к линейным динамическим следам.
Потертости
– нарушения целостности
Заключение
Так же выделим что, ряд методов, как показывает практика, стал уже традиционным: оптическая световая микроскопия, химический микроанализ, молекулярный спектральный анализ (инфракрасная спектроскопия), эмиссионный спектральный анализ, рентгеновский фазовый анализ. Каждый из указанных методов имеет различную чувствительность и дает определенную информацию о морфологии (внешнем и внутреннем строении) объекта и его химическом составе.
Информация о работе Экспертиза лакокрасочных материалов и покрытий