Экспертиза товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 10:59, контрольная работа

Описание

Экспертиза (от фр. espertise, от лат. espertus — опытный) — исследование специалистом-экспертом каких-либо вопросов, решение которых требует специальных знаний в области науки, технологии, экономики, торговли и др.В зависимости от области профессиональной деятельности различают следующие важнейшие группы экспертизы: торговая, товароведная, технологическая, судебная, юридическая, врачебно-трудовая, медицинская, бухгалтерская (аудиторская), экологическая и др.

Работа состоит из  1 файл

1.docx

— 39.62 Кб (Скачать документ)

 

1.Понятие, предмет, цели  и задачи экспертизы.

Экспертиза (от фр. espertise, от лат. espertus — опытный) — исследование специалистом-экспертом каких-либо вопросов, решение которых требует  специальных знаний в области  науки, технологии, экономики, торговли и др.В зависимости от области  профессиональной деятельности различают  следующие важнейшие группы экспертизы: торговая, товароведная, технологическая, судебная, юридическая, врачебно-трудовая, медицинская, бухгалтерская (аудиторская), экологическая и др.

Целью экспертизы может быть оценка всей номенклатуры показателей  качества или только их части, например степени новизны.

Товарная экспертиза —  оценка экспертом основополагающих характеристик товаров, а также  их изменений в процессе товародвижения для принятия решений, выдачи независимых  и компетентных заключений, которые  служат конечным результатом. При проведении экспертизы могут оцениваться все  основополагающие характеристики товара: ассортиментная, качественная, количественная, стоимостная или только их части.

Товароведная экспертиза — оценка потребительских свойств  товаров по органолёптическим, физико-химическим и микробиологическим показателям, а также показателей их количественных характеристик, осуществляемая экспертами путем проведения испытаний (измерений) или опроса и/или на основании  информации на маркировке и/или в  товарно-сопроводительных документах.

Санитарно-гигиеническая  экспертиза — оценка свойств товаров, осуществляемая экспертами для подтверждения  их санитарно-гигиенической безопасности.Ветеринарная экспертиза — оценка ветеринарной безопасности, осуществляемая экспертами для подтверждения соответствия товаров установленным требованиям.

Экологическая экспертиза —  оценка экологических свойств товаров; проводится экспертами для установления влияния этих свойств на окружающую среду.

Товароведная экспертиза — один из важнейших и обязательных видов товарной экспертизы. Другие виды экспертизы дополняют ее и не всегда являются обязательными. Так, ветеринарная экспертиза обязательна только для  пищевых продуктов животного  происхождения, кож и мехового сырья. Обязательность товароведной экспертизы обусловлена тем, что в ее основе лежит оценка органолептических  свойств и основных показателей  качества, а это приближает товарную экспертизу к оценке товара потребителем. Товароведная экспертиза включает оценку всех основополагающих характеристик  товара: ассортиментную, качественную, количественную и стоимостную. В  связи с этим различают следующие  виды товароведной экспертизы: количественная, качественная, экспертиза товаров по договорам, ассортиментная, документальная и комплексная.

Количественная экспертиза в отличие от приемки товаров  по качеству проводится независимыми экспертами, что обеспечивает ее большую  достоверность; результаты экспертизы должны приниматься как окончательные  и поставщиком, и покупателем. Эксперты при проведении этой экспертизы должны руководствоваться Гражданским  кодексом РФ (ст. 465, 466, 483, 521). Предварительно эксперт должен ознакомиться со всеми  необходимыми документами: договорами на поставку товаров или договорами купли-продажи, товарно-сопроводительными  документами и др. При проведении экспертизы упакованных товаров  необходимо учитывать, что их количественная характеристика включает массу самого товара (нетто) и упаковки (тары), а  также количество упаковочных единиц. Поэтому при количественной экспертизе надо учитывать массу: брутто, нетто  и тары.

Предметом экспертизы являются потребительские свойства товаров, проявляющиеся при взаимодействии товара с потребителем в процессе эксплуатации (потребления).

Для определения различных  количественных показателей товаров  применяют методы измерений, которые  могут быть прямыми и косвенными. К прямым методам относятся перевешивание, обмеривание по длине, объему, измерение  плотности и других показателей, учитываемых при приемке товаров  по количеству. При этом используют различные средства измерений. Косвенные  методы применяют в тех случаях, когда прямые методы не могут быть использованы. Косвенные методы измерений  — это методы определения показателей  количественной характеристики товаров  опосредованно, в основном расчетным  путем.

Качественная экспертиза — это оценка качественных характеристик  товара экспертами для установления соответствия их требованиям нормативных  документов. Проводят эту экспертизу с целью определения качества товара в товарной партии при сдаче-приемке, или после длительного хранения, или при обнаружении скрытых  технологических дефектов в процессе хранения, когда обычные сроки  предъявления претензий поставщику истекли. Кроме того, экспертиза по качеству применяется при оценке образцов новых товаров перед  постановкой их на серийное производство. Для пищевых продуктов качественная экспертиза только по органолептическим  показателям называется дегустацией.

В зависимости от назначения качественная экспертиза бывает: приемочная, по комплектности, новых видов товаров, дегустация пищевых продуктов, по договорам.

Приемочной экспертизой  по качеству называется оценка качества товаров экспертами для подтверждения  достоверности результатов проверки при приемке. При проведении качественной экспертизы пользуются стандартами, санитарными и ветеринарными правилами и инструкциями, правилами или кодексами транспортных организаций.

Экспертизой товаров по комплектности  называется оценка экспертом наличия  необходимых элементов комплекта  и установление соответствия данным, указанным в технических документах. Правовой базой этой экспертизы является Гражданский кодекс РФ (ч. 2, ст. 478-480). Все 

Экспертизе по комплектности  подвергают в основном непродовольственные  товары, а продовольственные товары — только при продаже наборов  продуктов.

Экспертизой качества новых  товаров, называется оценка качества товаров  по номенклатуре показателей, характеризующих  степень новизны, возможность и  целесообразность их выпуска в реализацию. Новый товар — это продукция, предназначенная для реализации и отличающаяся от имеющихся товаров  аналогичного назначения измененными  потребительскими свойствами. Цель этой экспертизы качества — определение  практической полезности и показателей  качества, которые могут создать  потребительские предпочтения.

Правовая база экспертизы качества новых товаров отсутствует, а нормативная база представлена стандартами, санитарными и иными  правилами и в этом совпадает  с приемочной экспертизой. При экспертизе качества новых товаров используют различные методы оценки: органолептической, измерительной, социологической, экспертной. Решающее значение имеет экспертная оценка качества, а остальные методы выполняют вспомогательную роль.

Выбор показателей качества обусловливается необходимостью соблюдения обязательных требований (безопасности, функционального назначения), а также  определения степени новизны, что  и составляет сущность экспертизы качества новых товаров. Степень новизны  характеризуется количественными и качественными изменениями потребительских свойств, формирующими и удовлетворяющими новые потребности. Степень новизны может выражаться в баллах или процентах. Е.Е. Задесенец предлагает следующие градации степени новизны: товары незначительной новизны (степень новизны до 20%), товары нового вида (21—70%) и качественно новые товары (71-100%). В зависимости от градации нового товара выбирают и методы его изучения. Для товаров, степень новизны которых не превышает 70%, можно использовать сравнительные методы, основанные на сравнении показателей качества товаров одного наименования новых и уже известных. Для качественно новых товаров этот метод мало приемлем, поэтому для них применяют прогнозно-аналоговые, безаналоговые или комбинированные, которые являются разновидностями сравнительного метода, но на более высоком уровне, с использованием элементов прогнозирования. Прогнозно-аналоговый метод основан на построении перспективно-прогнозного ряда базовых образцов товаров-аналогов и использовании его для сравнительной оценки качественно новых товаров. Безаналоговый метод — на анализе процессов потребления разными группами потребителей или процессов проектирования. Комбинированный метод основан на совмещении оценок ранее известных и новых потребительских свойств изучаемых товаров. В этом случае эксперты широко используют всю доступную им информацию о товарах-аналогах, об уровне проектных разработок. Комбинированный метод сочетает сравнительный метод для изучения качественных свойств и прогнозно-аналоговый (безаналоговый) для изучения новых свойств.

Экспертизой товаров по договорам  называется оценка экспертом соблюдения требований качества, установленных  договорами купли-продажи, комиссии и  хранения. Основанием для проведения такой экспертизы служат разногласия  между сторонами, заключившими договор. Правовой базой проведения такой  экспертизы являются Федеральный закон  «О защите прав потребителей» (гл. 1 и 2, ст. 1—26), правила продажи товаров, правила комиссионной торговли непродовольственными товарами, утвержденные постановлением Правительства РФ от 6 июня 1998 г. № 569.

Ассортиментной экспертизой  называется оценка экспертом количественных и качественных характеристик товара для установления его ассортиментной принадлежности. Этот вид товароведной экспертизы как самостоятельный  применяют только при возникновении  разногласий между поставщиком  и покупателем, продавцом и потребителем по вопросам ассортиментной принадлежности товара к определенной группе, наименованию, товарной марке или при установлении соответствия ассортимента товаров  в партии ранее представленным образцам, каталогам или договорам купли-продажи.

Документальной экспертизой  называется оценка экспертом товароведных характеристик товаров, основанная на информации товарно-сопроводительных, технологических и иных документов. При проведении документальной экспертизы отсутствующего товара эксперт анализирует  имеющиеся документы: накладные, сертификаты, качественные удостоверения, акты списания, технические документы по контролю за температурно-влажностным режимом, докладные работников торговых организаций. Самостоятельно этот вид экспертизы проводится в случае отсутствия товара вследствие его реализации, хищения, порчи, гибели из-за непредвиденных обстоятельств. Сложность документальной экспертизы заключается в том, что при  отсутствии товара эксперту приходится полагаться на представленные документы, которые могут быть фальсифицированы. Результаты экспертизы в таком случае зависят от компетентности эксперта, так Как в результате проведенной  экспертизы могут быть опровергнуты документы, представленные торгующими организациями, а руководители и  материально ответственные лица привлечены к уголовной ответственности.

Составляющие экспертизы: субъект, объект, критерии, методы, процедура  и результат.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Факторы, влияющие на  формирование качества обувных  материалов и обуви. Потребительские  свойства обуви.

2.1.Влияние сырья и материалов на качество товаров.

Одним из важнейших факторов роста эффективности производства является улучшение качества выпускаемых  товаров или предоставляемой  услуги. Повышение качества выпускаемых  товаров расценивается в настоящее  время, как решающее условие её конкурентоспособности  на внутреннем и внешнем рынках. Конкурентоспособность товаров  во многом определяет престиж страны и является решающим фактором увеличения её национального богатства.

Качество товаров относится  к числу важнейших критериев  функционирования предприятия в  условиях относительно насыщенного  рынка и преобладающей неценовой  конкуренции. Повышение технического уровня и качества продукции определяет темпы научно – технического прогресса  и рост эффективности производства в целом, оказывает существенное влияние на интенсификацию экономики, конкурентоспособность отечественных  товаров и жизненный уровень  населения страны.

Рост технического уровня и качества выпускаемых товаров  является в настоящее время наиболее характерной чертой работы предприятий  в промышленно развитых странах.

На разных этапах единого  технологического цикла приоритетны  разные группы факторов: формирующие  или сохраняющие.

Формирующие факторы - комплекс объектов и операций, свойственных определенным этапам технологического цикла и предназначенных для  формирования заданных требований к  качеству и количеству продукции. К  этой группе факторов относятся сырье, технология производства, конструирование  и моделирование [16, с. 187].

 

2.2.Влияние конкретных факторов на качество товара. замша

Доброкачественная обувь должна соответствовать  установленным моделям. Требуется, чтобы она была чистой, удобной, отвечала установленным НТД требованиям  по массе, степени гибкости, износостойкости, тепловому сопротивлению, проницаемости  и водостойкости, требованиям моды, обеспечивала хорошее сцепление  подошвы с опорной поверхностью при ходьбе. Отвечала требованиям  свойства товара (социального, функционального  назначения, эргономичность, эстетичность, надежность, экономичность) [5, с. 56]. Рассмотрим конкретные факторы которые влияют на качества обуви.

Качественные показатели нормируются АТД (ГОСТ, ТУ, ОСТ), по химическому  составу, физико-механическим свойствам, внешнему виду. Хромовые кожи подразделяют на 4 сорта, по физико-химическим, эстетическим свойствам и др. и учитывают  особенности качества по отдельным  видам в зависимости от сырьевого  происхождения, т.е. от сорта шкуры, определяющим фактором которого является наличие, количество и место расположения пороков. Пороки определяют органолептически на просвечивающихся столах-планшетах. Пороком считают повреждения  шкуры, снижающие качество и степень  использования. На середине мелкого  сырья (опойка, плеретка, овчины и козлины) 1-го сорта не допускаются никакие  пороки, а на краях шкуры допускается  не более 2 пороков. На крупных шкурах учитывают пороки на серединной части  и не учитывают на краях. К 4-му сорту  относят шкуры, не соответствующие  требованиям 3-го сорта и имеющие  полезную площадь в одном месте: в крупном кожевенном сырье - не менее 25%; в мелком и свином - не менее 35%.

Информация о работе Экспертиза товаров