Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 10:07, реферат
Керамическими1 называют изделия, изготовляемые из смеси глинистых веществ и минеральных добавок и обожженные до камне-видного состояния. Различия в составах масс и свойствах определили разнообразные области их применения.
Сырье для изготовления керамических товаров подразделяют на материалы для черепка, глазури и материалы для декорирования.
Материалы для черепка — это пластичные глинистые вещества (глина, каолин), отощающие (кварцевые) материалы и плавни.-
Гл и н а — тонкодисперсная горная порода, представляющая собой смесь различных минералов — водных алюмосиликатов (каолинит и др.). Глины подразделяют по огнеупорности, способности к спеканию, окраске. В производстве фарфора и фаянса используют огнеупорные беложгущиеся глины (не более 0,8— 1 % оксидов железа), в гончарном производстве — легкоплавкие красножгущиеся глины.
Каолин — наиболее ценный глинистый материал, отличающийся высокой огнеупорностью, но слабой пластичностью; ввиду меньшего содержания окрашивающих примесей он имеет почти чисто-белый цвет.
В основе керамического производства лежат характерные свойства глинистых материалов — способность образовывать с водой пластичное тесто и легко формоваться, сохранять связность в сухом состоянии и приобретать прочность и твердость после обжига. Глинистые материалы, особенно каолин, повышают белизну, прочность, химическую и термическую устойчивость обожженных изделий.
Отощители - непластичные материалы (кварц, кварцевый песок), которые регулируют пластичность, сокращают усадку изделий при сушке и обжиге, формируют структуру черепка при обжиге.
П л а в н и — это легкоплавкие материалы (полевой шпат, пегматит, перлит, костяная зола и др.), снижающие температуру обжига и способствующие спеканию черепка. Расплавляясь при обжиге, они образуют прозрачное вязкое стекло, которое связывает частицы массы, заполняет поры, частично растворяет глинистые вещества и отощители и выделяет из расплава кристаллы муллита. Плавни обусловливают просвечиваемость и другие
свойства черепка.
Материалами для глазури служат полевой шпат, кварцевый
песок, мел и др.
Глазурь — это стекловидная пленка на поверхности керамических изделий. Она снижает водопоглощение черепка, повышает прочность, гигиеничность и эстетичность изделий. Тугоплавкую фарфоровую глазурь изготовляют из полевого шпата, кварца с добавкой каолина, а легкоплавкую фаянсовую и майоликовую — из кварцевого песка, соды, мела, оксидов бора, стронция и др.
Материалами для декорирования керамики являются керамические краски, препараты драгоценных металлов, люстры. Керамические краски подразделяют на надглазурные, внутригла-зурные, подглазурные.
Разнообразные по цвету надглазурные краски представляют собой смесь пигментов (оксиды железа, кобальта, меди и др.) с флюсами (свинцовые, свинцово-борные силикаты). При обжиге (600—850 °С) флюсы размягчаются и краска наплавляется на глазурь.
Внутриглазурные краски обжигают при 1200— 1400 °С. При этом краски вплавляются или погружаются в глазурь, что обеспечивает их высокую механическую и химическую устойчивость.
Подглазурные
краски (оксиды кобальта, хрома, марганца,
растворимые соли, ангобы) наносят
на неглазурован-ный черепок и
закрепляют в политом обжиге вместе
с глазурью. Подглазурный кобальт
дает глубоко-синюю окраску, а растворимые
соли кобальта, никеля — мягкие (пастельные)
тона. Ангобы — краски на основе тонкодисперсных
глин с добавлением пигментов — широко
используют при декорировании майолики
. и реже при декорировании фаянса.
Производство керамических изделий
Производство
керамических изделий состоит из
обработки сырья и
Обработка сырья и приготовление керамической массы сводятся к очистке сырья от посторонних (главным образом окрашивающих) примесей, грубому и тонкому его измельчению, смешению в соответствии с рецептурой, тщательной переминке и вакуумизации массы. Примеси оксидов титана, железа вызывают желтоватые, сероватые оттенки черепка, а неоднородность массы является причиной образования деформаций, трещин, пузырей.
Формование бытовых изделий производится в основном из пластичной массы и литьем из шликера (суспензии компонентов массы в воде).
Изделия простых очертаний (тарелки, кружки, салатники и т. д.) формуют из пластичной массы влажностью 20—25 % на станках в гипсовых или других вращающихся формах посредством шаблона или ролика. Изделия сложной конфигурации, с тонкими стенками, рельефным или ажурным рисунком изготовляют отливкой жидкого шликера в гипсовые формы.
Новыми прогрессивными методами изготовления керамических изделий являются формование из пастообразных масс, прессование в металлических формах из порошков.
Возможные дефекты формовки — разнотолщинность стенки, следы изношенных форм, попадание кусочков гипса в массу.
Сушка имеет
целью повысить прочность полуфабриката
и подготовить его к обжигу.
Влажность доводится до 1—2 %. При
слишком быстрой или
Обжиг формирует структуру черепка и свойства керамических изделий. Обычно проводят двукратный обжиг. Первый обжиг — утельный — для твердого фарфора является предварительным (900—1000 °С), для мягкого фарфора (1260 °С), фаянса (1250—1280 °С), майолики (990—1100 °С) — основным, определяющим их свойства. Второй — политой — обжиг твердого фарфора (1350—1420°С) имеет целью завершение физико-химических превращений компонентов, окончательное формирование структуры черепка и глазури, ее зеркальный разлив. При политом обжиге мягкого фарфора, фаянса и майолики происходит плавление и закрепление глазури. Изделия из низкотемпературного фарфора обжигают однократно.
При нарушении газового и температурного режимов обжига возникают дефекты черепка и глазури: пятнистость, деформация, трещины, пузыри и прыщи, мушка, матовость, наколы, плешины глазури и др.
Декорируют керамические
изделия посредством
Основными видами
разделок являются следующие. Усик, отводка,
лента — это непрерывные
Трафарет представляет собой плоскостной одно, /тух или многокрасочный рисунок с резко очерченными краями. Получают его распылением краски через вырезы трафарета. Внешние признаки: в рисунке отсутствуют мелкие детали, краска нанесена гонким слоем, детали рисунка отделены друг от друга.
Крытье сплошное — это покрытие корпуса изделия равномерным слоем краски; полу крытье — цветная полоса шириной 20 мм и более; нисходящее крытье — это крытье с постепенным переходом от сильного тона краски к слабому; при крытье с прочисткой в краске прочищен узор.
Штамп — однокрасочный графический рисунок краской или золотом, наносимый резиновым штампом. На фаянсовой посуде используют штамп с цветным пудражом одной или более красками.
Печать —
графический однокрасочный
Декалькомания (деколь) представляет собой одно-или многокрасочный рисунок, наносимый с помощью переводной картинки. Различают деколь обычную и сдвижную, или шелко-трафаретную. Обычная деколь едва ощущается рукой, рисунок чуть матовый с тонкой деталировкой, переходами одного тона в другой. Сдвижная деколь имеет более толстый слой краски, насыщенный цвет, однако число красок в рисунке ограничено, переходы тонов, как правило, отсутствуют. Разработаны комбинированные и золотосодержащие деколи.
I Шелкография — это одно- или многокрасочный линейный рисунок с тонкими и точными штрихами. Получают его продавливанием краски через шелковый трафарет-сетку.
Живопись выполняется вручную кистью или пером красками, золотом, люстрами и их комбинацией. Рисунок сочный, яркий со следами работы кистью. Иногда рисунок наносят по мастике. По рисунку матовым золотом может выполняться гравировка (цировка).
Разделка рельефа — это разрисовка всех деталей рельефа краской или золотом.
Фотокера ми к а — фотография, воспроизведенная на изделии, часто в медальоне — круглом, овальном или ином обрамлении.
Рисунки в зависимости от их расположения (композиции) подразделяют на сплошные, бортовые, раскидные и букетом. Сплошной рисунок покрывает всю внешнюю поверхность или борт изделий, бортовой — расположен непрерывной полосой по борту, низу или посредине изделия, раскидной — это пять и более не связанных друг с другом лепков или рисунков; рисунок букетом — до трех рисунков включительно.
Разделки, выполненные
надглазурными красками, закрепляют
в муфельном обжиге. Затем изделия сортируют,
маркируют штампом или деколью с указанием
товарного знака завода, сорта, группы
разделки, розничной цены. Изделия 1-го
сорта маркируют красной краской, 2-го
— синей, 3-го — зеленой.
Классификация и групповая характеристика ассортимента керамических товаров
Ассортимент керамических
товаров формируется под
Ассортимент изделий
тонкой керамики классифицируют по типу
керамики, назначению, виду изделий, фасонам,
размерам, видам и сложности
По типу керамики различают фарфоровые, тонкокаменные, полуфарфоровые, фаянсовые, майоликовые изделия. Фарфоровые изделия составляют 60—65 % общего производства тонкой керамики, фаянсовые — 32, майоликовые — 2 %.
По назначению выделяют посуду для предприятий общественного питания и изделия бытового назначения.
Посуда для
предприятий общественного
Изделия бытового назначения подразделяют на посуду (чайную, кофейную, столовую, кухонную) и художественно-декоративные изделия (скульптура, вазы для цветов и декоративные, настенные украшения и др.): Среди посуды различают также изделия повседневного и праздничного характера. Соотношение изделий разного назначения в ассортименте определяется типом керамики.
Виды (наименования) посуды различны. Названия изделий обычно связаны с их назначением (чайник, сливочник, сахарница и т. п.).
Фасон изделий определяется формой корпуса (шар, овал, конус и т. п.), конструкцией (на ножке, поддоне, с ручками, крышкой), характером поверхности (гладкая, с рельефным рисунком) и края изделия (ровный, вырезной), видом борта (сплошной, ажурный). В соответствии с формой корпуса и отношением высоты (h) к диаметру (d) посуду подразделяют на
плоскую ^ — ^0,5^ и полую ^-jj >0,5^ . Фасонам присваивают индивидуальные названия («Нарцисс», «Горнятко» и др.) или номера.
Современные фасоны повседневной посуды просты, лаконичны, но выразительны. Посуда праздничного характера отличается сложностью силуэта, часто выпускается на ножке, с вырезным краем, рельефной поверхностью, ажурным бортом, лепными рисунками.
По размерам фарфорофаянсовую посуду подразделяют на мелкую — диаметром или длиной до 175 мм вместимостью до 250 см3, среднюю — диаметром или длиной до 250 мм вместимостью до 600 см3 и крупную — диаметром или длиной от 250 мм и более вместимостью 600 см3 и более. По толщине черепка посуду из твердого фарфора разделяют на посуду с обычным, утолщенным черепком и тонкостенную.
По видам разделок различают посуду, украшенную де-колью, печатью, живописью "и др.
Разделки и соответственно изделия подразделяют на групповые и внегрупповые. Сложность и номер группы разделки зависят от ее вида, используемых красок (подглазурные, надглазурные, золото и т. д.), композиции рисунка (сплошной, букетом и т. п.), дополнений к основному рисунку (отводки, ленты, полукрытье и т. д.). Групповые разделки фарфоровых изделий делят на десять групп — с 1-й по 10-ю (на изделиях завода имени М. В. Ломоносова — с 6-й по 15-ю), фаянсовых — на семь групп — с 1-й по 7-ю.