Керамические товары

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 10:07, реферат

Описание

Керамическими1 называют изделия, изготовляемые из смеси глинистых веществ и минеральных добавок и обожженные до камне-видного состояния. Различия в составах масс и свойствах определили разнообразные области их применения.

Работа состоит из  1 файл

сведения о керамике.docx

— 41.62 Кб (Скачать документ)

Сырье для изготовления керамических товаров подразделяют на материалы для черепка, глазури  и материалы для декорирования.

Материалы для  черепка — это пластичные глинистые  вещества (глина, каолин), отощающие (кварцевые) материалы и плавни.-

Гл и н а  — тонкодисперсная горная порода, представляющая собой смесь различных  минералов — водных алюмосиликатов (каолинит и др.). Глины подразделяют по огнеупорности, способности к спеканию, окраске. В производстве фарфора и фаянса используют огнеупорные беложгущиеся глины (не более 0,8— 1 % оксидов железа), в гончарном производстве — легкоплавкие красножгущиеся глины.

Каолин —  наиболее ценный глинистый материал, отличающийся высокой огнеупорностью, но слабой пластичностью; ввиду меньшего содержания окрашивающих примесей он имеет почти чисто-белый цвет.

В основе керамического  производства лежат характерные  свойства глинистых материалов —  способность образовывать с водой  пластичное тесто и легко формоваться, сохранять связность в сухом состоянии и приобретать прочность и твердость после обжига. Глинистые материалы, особенно каолин, повышают белизну, прочность, химическую и термическую устойчивость обожженных изделий.

Отощители - непластичные материалы (кварц, кварцевый песок), которые регулируют пластичность, сокращают усадку изделий при сушке и обжиге, формируют структуру черепка при обжиге.

П л а в  н и — это легкоплавкие материалы (полевой шпат, пегматит, перлит, костяная зола и др.), снижающие температуру обжига и способствующие спеканию черепка. Расплавляясь при обжиге, они образуют прозрачное вязкое стекло, которое связывает частицы массы, заполняет поры, частично растворяет глинистые вещества и отощители и выделяет из расплава кристаллы муллита. Плавни обусловливают просвечиваемость и другие

свойства черепка.

Материалами для  глазури служат полевой шпат, кварцевый

песок, мел и  др.

Глазурь — это  стекловидная пленка на поверхности  керамических изделий. Она снижает водопоглощение черепка, повышает прочность, гигиеничность и эстетичность изделий. Тугоплавкую фарфоровую глазурь изготовляют из полевого шпата, кварца с добавкой каолина, а легкоплавкую фаянсовую и майоликовую — из кварцевого песка, соды, мела, оксидов бора, стронция и др.

Материалами для  декорирования керамики являются керамические краски, препараты драгоценных металлов, люстры. Керамические краски подразделяют на надглазурные, внутригла-зурные, подглазурные.

Разнообразные по цвету надглазурные краски представляют собой смесь пигментов (оксиды железа, кобальта, меди и др.) с флюсами (свинцовые, свинцово-борные силикаты). При обжиге (600—850 °С) флюсы размягчаются и краска наплавляется на глазурь.

Внутриглазурные краски обжигают при 1200— 1400 °С. При  этом краски вплавляются или погружаются  в глазурь, что обеспечивает их высокую механическую и химическую устойчивость.

Подглазурные  краски (оксиды кобальта, хрома, марганца, растворимые соли, ангобы) наносят  на неглазурован-ный черепок и  закрепляют в политом обжиге вместе с глазурью. Подглазурный кобальт  дает глубоко-синюю окраску, а растворимые соли кобальта, никеля — мягкие (пастельные) тона. Ангобы — краски на основе тонкодисперсных глин с добавлением пигментов — широко используют при декорировании майолики . и реже при декорировании фаянса. 

Производство  керамических изделий

Производство  керамических изделий состоит из обработки сырья и приготовления  массы, формования изделий, сушки, обжига и декорирования.

Обработка сырья  и приготовление керамической массы  сводятся к очистке сырья от посторонних (главным образом окрашивающих) примесей, грубому и тонкому его измельчению, смешению в соответствии с рецептурой, тщательной переминке и вакуумизации массы. Примеси оксидов титана, железа вызывают желтоватые, сероватые оттенки черепка, а неоднородность массы является причиной образования деформаций, трещин, пузырей.

Формование бытовых  изделий производится в основном из пластичной массы и литьем из шликера (суспензии компонентов массы в воде).

Изделия простых  очертаний (тарелки, кружки, салатники  и т. д.) формуют из пластичной массы  влажностью 20—25 % на станках в гипсовых или других вращающихся формах посредством шаблона или ролика. Изделия сложной конфигурации, с тонкими стенками, рельефным или ажурным рисунком изготовляют отливкой жидкого шликера в гипсовые формы.

Новыми прогрессивными методами изготовления керамических изделий являются формование из пастообразных масс, прессование в металлических формах из порошков.

Возможные дефекты  формовки — разнотолщинность стенки, следы изношенных форм, попадание  кусочков гипса в массу.

Сушка имеет  целью повысить прочность полуфабриката  и подготовить его к обжигу. Влажность доводится до 1—2 %. При  слишком быстрой или неравномерной  сушке возможны деформация и образование трещин.

Обжиг формирует  структуру черепка и свойства керамических изделий. Обычно проводят двукратный обжиг. Первый обжиг —  утельный — для твердого фарфора  является предварительным (900—1000 °С), для мягкого фарфора (1260 °С), фаянса (1250—1280 °С), майолики (990—1100 °С) — основным, определяющим их свойства. Второй — политой — обжиг твердого фарфора (1350—1420°С) имеет целью завершение физико-химических превращений компонентов, окончательное формирование структуры черепка и глазури, ее зеркальный разлив. При политом обжиге мягкого фарфора, фаянса и майолики происходит плавление и закрепление глазури. Изделия из низкотемпературного фарфора обжигают однократно.

При нарушении  газового и температурного режимов  обжига возникают дефекты черепка  и глазури: пятнистость, деформация, трещины, пузыри и прыщи, мушка, матовость, наколы, плешины глазури и др.

Декорируют керамические изделия посредством окрашивания  массы в розовый, голубой, зеленый  цвета, нанесением декоративных глазурей (цветных, «кракле», кристаллических, матовых и др.), рельефными и углубленными рисунками, но чаще всего раскрашиванием.

Основными видами разделок являются следующие. Усик, отводка, лента — это непрерывные круговые полоски разной ширины: усик — до 1 мм, отводка — до 3, лента— 4—10 мм. На фаянсовые изделия наносят также буфетную ленту шириной 12—16 и 32 мм, на фарфоровые изделия с вырезным краем—ленту с завалом, захватывающую вырезной край. Эти разделки применяют самостоятельно или в комбинации с другими.

Трафарет представляет собой плоскостной одно, /тух или  многокрасочный рисунок с резко очерченными краями. Получают его распылением краски через вырезы трафарета. Внешние признаки: в рисунке отсутствуют мелкие детали, краска нанесена гонким слоем, детали рисунка отделены друг от друга.

Крытье сплошное — это покрытие корпуса изделия  равномерным слоем краски; полу крытье — цветная полоса шириной 20 мм и  более; нисходящее крытье — это крытье с постепенным переходом от сильного тона краски к слабому; при крытье с прочисткой в краске прочищен узор.

Штамп — однокрасочный  графический рисунок краской  или золотом, наносимый резиновым  штампом. На фаянсовой посуде используют штамп с цветным пудражом одной  или более красками.

Печать —  графический однокрасочный рисунок, перенесенный с гравированной доски или вала на папиросную бумагу или резиновую мембрану, а с них — на изделие. Рисунок может быть дополнительно раскрашен вручную одной, двумя или более красками. Внешние признаки: тонкий одноцветный контур, следы ручной раскраски.

Декалькомания (деколь) представляет собой одно-или  многокрасочный рисунок, наносимый  с помощью переводной картинки. Различают  деколь обычную и сдвижную, или  шелко-трафаретную. Обычная деколь едва ощущается рукой, рисунок чуть матовый с тонкой деталировкой, переходами одного тона в другой. Сдвижная деколь имеет более толстый слой краски, насыщенный цвет, однако число красок в рисунке ограничено, переходы тонов, как правило, отсутствуют. Разработаны комбинированные и золотосодержащие деколи.

I Шелкография  — это одно- или многокрасочный  линейный рисунок с тонкими и точными штрихами. Получают его продавливанием краски через шелковый трафарет-сетку.

Живопись выполняется  вручную кистью или пером красками, золотом, люстрами и их комбинацией. Рисунок сочный, яркий со следами работы кистью. Иногда рисунок наносят по мастике. По рисунку матовым золотом может выполняться гравировка (цировка).

Разделка рельефа  — это разрисовка всех деталей  рельефа краской или золотом.

Фотокера ми к а — фотография, воспроизведенная на изделии, часто в медальоне — круглом, овальном или ином обрамлении.

Рисунки в зависимости  от их расположения (композиции) подразделяют на сплошные, бортовые, раскидные и  букетом. Сплошной рисунок покрывает  всю внешнюю поверхность или  борт изделий, бортовой — расположен непрерывной полосой по борту, низу или посредине изделия, раскидной  — это пять и более не связанных  друг с другом лепков или рисунков; рисунок букетом — до трех рисунков включительно.

Разделки, выполненные  надглазурными красками, закрепляют в муфельном обжиге. Затем изделия сортируют, маркируют штампом или деколью с указанием товарного знака завода, сорта, группы разделки, розничной цены. Изделия 1-го сорта маркируют красной краской, 2-го — синей, 3-го — зеленой. 

Классификация и групповая характеристика ассортимента керамических товаров

Ассортимент керамических товаров формируется под воздействием научно-технического прогресса, социально-демографических факторов, смены стилевых направлений в декоративно-прикладном искусстве.

Ассортимент изделий  тонкой керамики классифицируют по типу керамики, назначению, виду изделий, фасонам, размерам, видам и сложности декорирования, комплектности.

По типу керамики различают фарфоровые, тонкокаменные, полуфарфоровые, фаянсовые, майоликовые  изделия. Фарфоровые изделия составляют 60—65 % общего производства тонкой керамики, фаянсовые — 32, майоликовые — 2 %.

По назначению выделяют посуду для предприятий  общественного питания и изделия бытового назначения.

Посуда для  предприятий общественного питания  специализируется по типам предприятий (рестораны, кафе, детские сады и т. п.); она должна быть строго функциональной, удобной в складировании, мойке.

Изделия бытового назначения подразделяют на посуду (чайную, кофейную, столовую, кухонную) и художественно-декоративные изделия (скульптура, вазы для цветов и декоративные, настенные украшения и др.): Среди посуды различают также изделия повседневного и праздничного характера. Соотношение изделий разного назначения в ассортименте определяется типом керамики.

Виды (наименования) посуды различны. Названия изделий  обычно связаны с их назначением (чайник, сливочник, сахарница и т. п.).

Фасон изделий  определяется формой корпуса (шар, овал, конус и т. п.), конструкцией (на ножке, поддоне, с ручками, крышкой), характером поверхности (гладкая, с рельефным  рисунком) и края изделия (ровный, вырезной), видом борта (сплошной, ажурный). В соответствии с формой корпуса и отношением высоты (h) к диаметру (d) посуду подразделяют на

плоскую ^ — ^0,5^   и полую ^-jj >0,5^ . Фасонам присваивают  индивидуальные названия («Нарцисс», «Горнятко» и др.) или номера.

Современные фасоны повседневной посуды просты, лаконичны, но выразительны. Посуда праздничного характера отличается сложностью силуэта, часто выпускается на ножке, с вырезным краем, рельефной поверхностью, ажурным бортом, лепными рисунками.

По размерам фарфорофаянсовую посуду подразделяют на мелкую — диаметром или длиной до 175 мм вместимостью до 250 см3, среднюю — диаметром или длиной до 250 мм вместимостью до 600 см3 и крупную — диаметром или длиной от 250 мм и более вместимостью 600 см3 и более. По толщине черепка посуду из твердого фарфора разделяют на посуду с обычным, утолщенным черепком и тонкостенную.

По  видам  разделок  различают   посуду,  украшенную  де-колью, печатью, живописью "и др.

Разделки и  соответственно изделия подразделяют на групповые и внегрупповые. Сложность и номер группы разделки зависят от ее вида, используемых красок (подглазурные, надглазурные, золото и т. д.), композиции рисунка (сплошной, букетом и т. п.), дополнений к основному рисунку (отводки, ленты, полукрытье и т. д.). Групповые разделки фарфоровых изделий делят на десять групп — с 1-й по 10-ю (на изделиях завода имени М. В. Ломоносова — с 6-й по 15-ю), фаянсовых — на семь групп — с 1-й по 7-ю.

Информация о работе Керамические товары