Коммерческое товароведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 04:17, контрольная работа

Описание

Качество является одной из основополагающих характеристик товара, оказывающих решающее влияние на создание потребительских предпочтений и формирование конкурентоспособности. Это обусловлено сущностью категории “качество”. За последние годы появились два новых определения термина “качество”. Одно из них относится к качеству продукции (ГОСТ Р ИСО 9000-2001), второе к качеству товаров – (ГОСТ Р 51303-99).

Работа состоит из  1 файл

товароведение - Иван.doc

— 82.50 Кб (Скачать документ)

      ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

      Пермский  институт (филиал) государственного образовательного учреждения высшего профессионального  образования “Российский  государственный  торгово-экономический  университет” 
     
     
     
     

  Кафедра товароведения

    и экспертизы товаров 
 
 
 

  КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

    ПО КУРСУ “КОММЕРЧЕСКОЕ  ТОВАРОВЕДЕНИЕ”  
 
 
 
 

      Выполнил: студент 4 курса

        факультета менеджмента гр. МПи  – 42

        Кремлёв И.В. 

      Проверил  преподаватель: Манылова Е. В. 
     
     
     
     
     
     
     

  Пермь, 2009

  1. Факторы, влияющие на формирование качества и конкурентоспособность товаров.

   Качество  является одной из основополагающих характеристик товара, оказывающих  решающее влияние на создание потребительских  предпочтений и формирование конкурентоспособности. Это обусловлено сущностью категории “качество”. За последние годы появились два новых определения термина “качество”. Одно из них относится к качеству продукции (ГОСТ Р ИСО 9000-2001), второе к качеству товаров – (ГОСТ Р 51303-99).

   “Качество – степень соответствия присущих характеристик требованиям” (ГОСТ Р ИСО 9000-2001, п. 3.1.1).

   Качество  товаров по ГОСТ Р 51303-99 “Торговля. Термины и определения” определяется как “совокупность потребительских свойств товаров”.

   “Требования – потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным” (ГОСТ Р ИСО 9000-2001, п. 3.1.1).

   Требования  могут устанавливаться в нормативных  документах (законах, технических регламентах, стандартах, технических условиях) или договорах. Кроме того, требования могут предполагаться на основе общепринятой практики организаций, не закрепленной в ее нормативных и/или технических документах. Обязательные требования к товарам устанавливаются техническими регламентами либо условиями договоров поставки (или купли-продажи).

   Обычно  потребности выражаются через определенные характеристики на основе установленных критериев, которые формулируются в виде требований к качеству.

   Требования  к качеству товаров устанавливаются  на этапах проектирования и разработки, а обеспечиваются материально-техническим снабжением, разработкой и организацией производства, рабочим и окончательным контролем, хранением и реализацией. Перед отпуском потребителю или потреблением (эксплуатацией) требования регламентируются нормами, установленными техническими регламентами, стандартами и техническими условиями, или определяются с запросами потребителей.

   В нормативных документах устанавливаются  требования к свойствам и показателям, обуславливающим качество.

   Свойство  – объективная особенность продукции (или товара), проявляющаяся при ее создании, оценке, хранении и потреблении (эксплуатации). Свойства продукции могут быть простыми и сложными.

   Простое свойство характеризуется одной  особенностью, например, кислотность, жирность молока и др.

   Сложное свойство – это комплекс особенностей, проявляющихся в совокупности. Примером сложного свойства может служить пищевая ценность продуктов питания, включающая целый комплекс свойств – энергетическую, биологическую и физиологическую ценности, а также усвояемость.

   Показатели  качества – количественное и качественное выражение свойств продукции (или товара). Показатели качества являются физическими и/или нефизическими величинами.

   Потребительские свойства – совокупность свойств, удовлетворяющих  потребности или ожидания индивидуальных потребителей. Примером таких свойств могут служить пищевая ценность продуктов питания, эстетические свойства продовольственных и непродовольственных товаров. Потребительские свойства характерны для готовой продукции и товаров, реализуемых в розничной торговле. 

   На  формирование качества в первую очередь  влияют потребительские свойства и  показатели товаров. И те и другие подразделяются в свою очередь на группы и подгруппы в зависимости  от их особенностей и удовлетворяемых  потребностей.

   Группы  потребительских свойств: назначения, надежности, эргономические, эстетические, экологические, безопасности.

   Назначение – способность товаров удовлетворять физиологические и социальные потребности, а также потребности в их систематизации. Назначение относится к одному из определяющих свойств качества товара. Если товар не удовлетворяет потребителя по назначению, остальные свойства утрачивают для него привлекательность.  Например, если одежда и обувь недостаточно защищают организм человека от неблагоприятных внешних воздействий, их надежность, эстетичность и другие свойства для большинства потребителей не имеют существенного значения.

   Назначение  может быть функциональным, социальным и классификационным. Свойства функционального  назначения (функциональные свойства) отражают способность товаров выполнять их основные функции и удовлетворять основные потребности. Свойства этой подгруппы чаще всего удовлетворяют физиологические, эргономические и органолептические потребности (пищевые продукты, одежно-обувные товары и т.д.) или выполняют вспомогательные функции (посуда, средства ухода за одеждой, обувью и т.п.). Так, для всех продуктов питания определяющими свойствами функционального назначения являются энергетическая и биологическая ценность; для группы одежно-обувных товаров – это защитные свойства от неблагоприятных внешних воздействий.

   Надежность – способность товаров сохранять функциональное назначение в процессе хранения и/или потребления (эксплуатации) в течение заранее оговоренных сроков.

   Надежность  постоянно изменяется вследствие процессов, происходящих при хранении, потреблении и эксплуатации товаров. Речь может идти лишь об ограниченном ресурсе надежности, измеряемом определенным отрезком времени, в течение которого исходные свойства товара изменяются незначительно, что позволяет их использовать в соответствии с назначением.

   В зависимости от критерия надежности различают следующие подгруппы  свойств: долговечность, безотказность, ремонтопригодность и сохраняемость.

      Эргономические свойства – способность товаров создавать ощущения удобства, комфортности, наиболее полного удовлетворения потребностей в соответствии с антропометрическими, физиологическими, психологическими и органолептическими  (психолого-физиологическими) характеристиками потребителя.

   Эргономические  свойства удовлетворяют физиологические и/или психологические потребности в соответствии с определенными характеристиками потребителя. В зависимости от этих характеристик эргономические свойства подразделяются на следующие подгруппы: антропометрические, физиологические, психологические и органолептические (психолого-физиологические) свойства.

   Эстетические  свойства -  способность товаров выражать в чувственно-воспринимаемых признаках формы общественные ценности и удовлетворять эстетические потребности человека.

   Показателями  эстетических свойств товаров могут служить внешний (товарный) вид, целостность, дизайн, мода, стиль, информационная выразительность, совершенство производственного исполнения.

   Экологические свойства (экологичность) – способность товаров оказывать воздействие на безопасность  окружающей среды при их производстве, хранении, реализации и потреблении (эксплуатации).

   Все товары в разной степени загрязняют окружающую среду на различных этапах товародвижения. Так, наибольшее загрязнение  окружающей среды отмечается при производстве товаров или сырья, материалов и/или полуфабрикатов. Для многих непродовольственных товаров и табачных изделий наибольшую значимость после технологических загрязнений имеют бытовые загрязнения упаковкой и загрязнения, возникающие при эксплуатации. Экологичность пищевых продуктов также определяется использованием упаковки, особенно одноразовой, наличием потерь и отходов, возникающих при перевозке, хранении, реализации, потреблении, утилизации отходов.

   Безопасность – очень важное и широко трактуемое свойство многих объектов: товаров, процессов, услуг, а также окружающей среды. В ст. 2 ФЗ “О техническом регулировании” дано обобщенное определение термина: “Безопасность продукции, процессов, производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации – состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни и здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений”.

   Безопасность  товаров относится к обязательным требованиям и должна регламентироваться техническими регламентами.

   В соответствии с ФЗ “О техническом регулировании” различают следующие виды безопасности:

    • безопасность излучений
    • биологическая
    • взрывобезопасность
    • механическая
    • пожарная
    • термическая
    • химическая
    • электрическая
    • ядерная и радиационная

   Общими  и наиболее распространенными для  товаров являются химическая и биологическая  безопасности. Остальные виды безопасности следует отнести к специфичным.

   Для продовольственных и непродовольственных  товаров в нормативных документах (технических регламентах, СанПиНах и т.п.) устанавливаются комплексные требования к безопасности, которые называются санитарно-эпидемиологическими. Эти требования охватывают химическую, радиационную и биологическую безопасность.

   Кроме вышеперечисленных факторов на конкурентоспособность  товаров влияет и наличие информации о них, товарах. Речь здесь, в первую очередь, о маркировке товара.

   Товарная  информация – это сведения об основополагающих характеристиках товара, предназначенные для пользователей – субъектов коммерческой деятельности.

   Первичными  источниками товарной информации и  одновременно исполнителями услуг  по информированию продавцов и/или  покупателей о продаваемых товарах являются производители. От того, насколько качественны эти услуги, зависят скорость продвижения товаров по каналам распределения, интенсивность сбыта, стимулирование продаж, создание потребительских предпочтений и, в конечном счете, жизненный цикл товара. В зависимости от назначения товарную информацию подразделяют на три вида: основополагающая, коммерческая, потребительская.

   Основополагающая  товарная информация – основные сведения о товаре, имеющие решающее значение для идентификации и предназначенные для всех субъектов рыночных отношений (вид и наименование товара, сорт, масса нетто, наименование предприятия-изготовителя, дата выпуска, срок хранения или годности).

Информация о работе Коммерческое товароведение