Коммерческое товароведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 04:17, контрольная работа

Описание

Качество является одной из основополагающих характеристик товара, оказывающих решающее влияние на создание потребительских предпочтений и формирование конкурентоспособности. Это обусловлено сущностью категории “качество”. За последние годы появились два новых определения термина “качество”. Одно из них относится к качеству продукции (ГОСТ Р ИСО 9000-2001), второе к качеству товаров – (ГОСТ Р 51303-99).

Работа состоит из  1 файл

товароведение - Иван.doc

— 82.50 Кб (Скачать документ)

   Коммерческая  товарная информация – сведения о  товаре, дополняющие основную информацию и предназначенные для изготовителей, поставщиков и продавцов, но малодоступные потребителю (данные о предприятиях-посредниках, нормативных документах о качестве товаров, ассортиментных номерах продукции по ОКП, ТН ВЭД; пример коммерческой информации – штриховое кодирование).

   Потребительская товарная информация – сведения о  товаре, предназначенные для создания потребительских предпочтений, показывающие выгоды вследствие применения конкретного товара и нацеленные, в конечном счете, на потребителей (пищевая ценность, состав, функциональное назначение, способы использования и эксплуатации, безопасности, надежности и т.д.).

   Средствами  товарной информации служат: маркировка, технические или нормативные документы, реклама и пропаганда, справочная, учебная и научная литература.

   Информация  наиболее доступна, если она дана на соответствующем языке (на русском  языке для России или одном  из языков субъектов РФ).

   Элементы  конкурентоспособности товара.

   -  Ценовая конкурентоспособность товара – соотношение уровня цены с ценами аналогичного товара основных конкурентов; эффективность системы дифференциации цен в зависимости от соотношения спроса и предложения, от политики конкурентов; привлекательность для потребителей системы скидок.

   - Качество товара – технико-функциональная характеристика товара (функциональность, надежность, безопасность, удобство в использовании; пищевая, энергетическая, физиологическая ценность, безвредность, сохраняемость и т.д.), престижность продукции.

   - Конкурентоспособность систем сбыта, рекламы и обслуживания.

   Для измерения конкурентоспособности  анализируемого товара необходима качественная информация, характеризующая полезный эффект данного товара и объектов-конкурентов  за нормативный срок их службы и  совокупные затраты за жизненный  цикл объектов. 

  1. Керамические  изделия: состав, классификация, ассортимент, способы декорирования, потребительские свойства, показатели качества.

  Керамика  является одним из древнейших материалов, используемых для изготовления посуды и других изделий. Она обладает рядом положительных свойств: прочностью, термостойкостью, экологической и химической безопасностью, изделия из неё обладают высоким эстетическим потенциалом, это и определяет её широкое использование.

  Состав.

  Материалы, используемые в производстве керамики, принято подразделять на пластичные материалы: глины (полиминеральные горные породы, состоящие из каолинитов, соды, окислов кремния, полевого шпата, железа и др.); каолин (мономинеральная порода, состоящая из каолинита); отощающие материалы – снижают усадку при сушке и обжиге; кварцевый песок, глинозем, бой фарфора и фаянса, шамот; плавни – снижают температуру спекания и создают стекловидную фазу (полевой шпат и пегматит); материалы для глазури.

  Производство  керамики состоит из следующих операций: подготовка массы и глазури, формирование изделий, сушка, предварительный обжиг, глазурование, обжиг, декорирование. Обжиг бытового фарфора проводят чаще всего в два приёма. Первый обжиг фарфора (900 – 1000С) придаёт изделиям некоторую прочность, второй (1350 – 1450С) создаёт все свойства, характерные для фарфорового изделия.

  Классификация и ассортимент  керамических изделий.

  В зависимости от строения различают  тонкую керамику (черепок стекловидный или мелкозернистый) и грубую (черепок  крупнозернистый).  Виды тонкой керамики – фарфор, полуфарфор, фаянс, майолика; виды грубой керамики – гончарная керамика.

  Фарфор – имеет плотный спекшийся черепок белого цвета (иногда с голубоватым оттенком) с низким водопоглощением (до 0,2%), при ударе издаёт высокий мелодичный звук, в тонких слоях может просвечивать. В виду парного обжига изделий край борта или основание изделия не покрыто глазурью.

  Фарфор  бывает твердым и мягким. Твердый  фарфор применяют для производства столовой и чайно-кофейной посуды повседневного  использования. Мягкий фарфор может быть: бисквитный (не покрыт глазурью, используется для выработки художественно-декоративных изделий), костяной (в состав входит костяная мука, по внешним признакам напоминает белый мрамор, характеризуется высокой белизной и прозрачностью, используется для производства чайно-кофейной продукции праздничного ассортимента), полевошпатовый (“тонкостенный”, по свойствам и назначению схож с костяным, но его белому цвету присущ голубоватый оттенок); низкотемпературный (“фриттовый” – термостойкий, механически прочный, обычно его покрывают цветными глазурями, за рубежом это один из основных видов керамики для производства повседневной посуды). Сырьем для фарфора служат каолин, песок, полевой шпат и другие добавки.

  Полуфарфор по свойствам занимает промежуточное место между фарфором и фаянсом, белый черепок, водопоглощение  3 – 5%, используется в производстве посуды хозяйственного назначения.

  Фаянс имеет белый черепок с желтоватым оттенком, пористость черепка – 9-12%. Ввиду высокой пористости изделия из фаянса полностью покрываются бесцветной глазурью. Глазурь имеет высокую термостойкость, поэтому данный вид керамики находит применение в производстве столовой посуды повседневного использования. Вырабатывают из беложгущихся глин с добавлением мела и кварцевого песка.

  Майолика  имеет пористый черепок (водопоглощение около 15%), изделия имеют гладкую поверхность, высокий блеск, малую толщину стенок (что определено способом формирования - литьем), покрывают их цветными глазурями, они могут иметь декоративные рельефные украшения. Для производства майолики используется беложгущиеся глины (фаянсовая майолика) или красножгущиеся глины (гончарная майолика), плавни, мел, кварцевый песок.

  Гончарная керамика – черепок имеет красно-коричневый цвет (используются красножгущиеся глины), большую пористость (водопоглощение до 18%).

  Ассортимент керамических товаров подразделяется на следующие группы:

  • Ассортимент фарфоровой посуды (столовая, чайная и кофейная);
  • Ассортимент фаянсовой посуды (столовая, чайная);
  • Ассортимент майоликовой посуды;
  • Ассортимент гончарных изделий;
  • Художественно-декоративные изделия.

   Посуду  подразделяют по видам, форме, фасонам, видам разделок, по сложности разделок, по размерам.

   Размеры изделий плоских и круглых  определяются по верхнему диаметру (в  мм); полых изделий – по вместимости (в см3 или в л); овальных – по большой длине овала (в мм); по высоте корпуса (в мм) обозначаются размеры высоких изделий.

   По  комплектности различают одиночные  и комплектные изделия (наборы, гарнитуры, сервизы). Комплекты выпускают одного фасона, разделки и сорта на 4, 6 или 12 персон.

   Способы декорирования.

   При декорировании керамических бытовых  товаров применяется ряд способов: живопись, украшения в виде полос, трафарет, шелкография, деколь.

   Керамические  краски наносят кистью (живопись) и полумеханизированным способом (трафарет, штамп). Усик, отводка, лента – полосы, которые наносят золотом или краской (усик – 1мм, отводка – 1 – 3 мм, лента – более 3 мм).

   Живопись. Живописные рисунки отличаются от других разделок наличием следов (мазков) кисти.

   Трафарет  – рисунок наносят с помощью  пульверизатора через трафарет. При  использовании одного трафарета  рисунок одноцветный, нескольких трафаретов – многоцветный. Отличительные признаки трафарета: части рисунка одного цвета отделены друг от друга, края рисунка четко очерчены.

   Штамп – однокрасочный рисунок, повторяющийся на изделии; наносят его с помощью резинового штампа краской или золотом.

   Декалькомания (деколь) – однокрасочный или  многокрасочный рисунок; наносится на изделие с помощью переводных картинок. Отличается от живописных отсутствием следов кисти, а от печати – одноцветным контуром.

   Шелкографию широко применяют для украшений. Краску продавливают через сетчатые трафареты. Рисунки яркие, рельефные, разной сложности, хорошо видны штрихи и точки.

   К специфическим видам декорирования  керамических бытовых товаров можно  отнести следующие:

  • крытье – покрытие поверхности изделия красками (различают сплошное, частичное, с прочисткой, с прочисткой и дорисовкой, нисходящее и восходящее) с помощью аэрографа, трафарета, различных шаблонов;
  • печать – контурный рисунок, образованный точками, черточками, штрихами (краска с печати переносится на изделие, либо вначале на папиросную бумагу, а затем на изделие); рисунки однокрасочные, могут быть надглазурными и подглазурными, дополняться живописью (с дорисовкой), трафаретом;
  • фото по керамике – применяется для декоративных (подарочных) изделий;
  • украшения декоративными глазурями – цветными, потечными, кристаллическими, матовыми, кружевными, люстровыми, кракле;
  • рельефно-вырезные украшения – ажурный борт, вырезной край, рельефный борт (и их комбинации); декоративные рельефы;
  • дополнительные украшения красками и препаратами золота: промазка – сплошное покрытие элемента изделия; пестрение – частичная зарисовка (мазок), подчеркивающая отдельные элементы изделия.

   Все рисунки по характеру расположения на изделии подразделяются на бортовые; сплошные; букетом (до трех лепков); раскидные с большим букетом; медальон (рисунок, находящийся в обрамлении в виде круга, овала, многоугольника); арабеска (узкий бортовой орнаментальный рисунок).

   Украшения бывают надглазурными и подглазурными. Большинство видов поверхностных  пленочных украшений подлежат обжигу.

   Потребительские свойства и показатели качества. 

   Действующие стандарты предъявляют к фарфоровым изделиям ряд требования, основными из которых являются требования безопасности. К показателям безопасности относят: возможное выделения свинца и кадмия и кислотостойкость черепка. Именно по этим показателям проводится обязательная сертификация.

   Функциональные  требования. Керамические изделия должны соответствовать функциональному назначению, имеют значение такие показатели качества, как устойчивость изделий на плоскости, показатели водопоглощения и термостойкости.

   Керамические  изделия должны отвечать требованиям надежности; посуда должна быть прочной, приставные детали (ручки, носики) прочно закреплены.

   Эргономические  требования. Керамические изделия не должны выделять вредных веществ из глазури и керамических красок, удобны в использовании; крышки должны быть плотно посажены и не должны выпадать при наклоне изделия на 70. .

   Эстетические  требования. Посуда из фарфора и  фаянса должна иметь белый черепок (для фаянсовой посуды допускается  желтоватый оттенок). Белизна фарфора  нормируется (60 – 65%).

   В слоях фарфора толщиной 2 – 2,5 мм изделия должны просвечивать. Изделия должны соответствовать требованиям целостности композиции, совершенству формы и декорирования, должны отвечать требованиям новизны и оригинальности фасона, формы, соответствовать моде. В керамических изделиях не допускаются дефекты: трещины сквозные, отколы не зашлифованные и не заглазурованные, пузыри (вздутия черепка или глазури диаметром 4 мм и более), цек (растрескивание) глазури, отслоение краски, глазури.

   В зависимости от вида, места расположения, размера и количества дефектов фарфоровую и фаянсовую посуду делят на 1, 2 и 3-й сорта. Различают дефекты черепка, формования, декорирования.

Информация о работе Коммерческое товароведение