Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 22:27, контрольная работа
Вопрос №1. определение товароведения как науки и учебной дисциплины.
Предмет, объект, методы изучения товароведения.
Основные функции маркировки: информационная, идентифицирующая, мотивационная и эмоциональная.
В зависимости от места нанесения различают маркировку производственную и торговую.
Маркировка должна соответствовать требованиям стандартов, других нормативных документов. Требования к производственной маркировке устанавливаются в основном стандартами на маркировку и упаковку, а также общетехническими условиями стандартов на продукцию. Требования к торговой маркировке в меньшей степени разработаны, чем к производственной. Отдельные требования к торговой маркировке устанавливаются Правилами продажи отдельных групп продовольственных и непродовольственных товаров, а также региональными Правилами розничной торговли.
К маркировке предъявляются общие
для товарной информации и Эмоциональная
и мотивационная функции
Специфические для маркировки требования:
четкость текста и иллюстраций; наглядность,
однозначность текста, его соответствие
потребительским свойствам
Производственная маркировка – это текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные изготовителем (исполнителем) на товар и (или) упаковку и (или) другие носители информации.
Носителями производственной маркировки могут быть этикетки, кольеретки, вкладыши, ярлыки, бирки, контрольные ленты, клейма, штампы.
Этикетки наносятся
Этикетки отличаются значительной информационной емкостью. Кроме текста, они часто содержат изображения, символы. Из всех носителей маркировки этикетка содержит наиболее обширные по количеству характеризуемых признаков сведения. Маркировка на этикетках может содержать пояснительные тексты.
Кольеретки – разновидность этикеток, имеют особую форму и наклеиваются на горлышко бутылок. Кольеретки не несут большой информационной нагрузки, их назначение – эстетическое оформление бутылок. Применяются для бутылок с алкогольными, безалкогольными напитками и пивом вместе с основной этикеткой, самостоятельного значения не имеют. На кольеретке могут быть указаны наименование напитка, изготовитель, год изготовления или информационные знаки. Иногда на кольеретках вообще отсутствует информация.
Вкладыши – это разновидность этикеток, отличающиеся от них направленностью товарной информации, предназначенные для сообщения кратких сведений о наименовании товара, изготовителе (наименование организации, номер смены). Иногда вкладыши содержат краткую характеристику потребительских свойств товара, в первую очередь – функционального назначения. Тогда вкладыш приобретает дополнительные функции – рекламного листка или проспекта, но в отличие от них рекламная функция вкладыша не является основной, а реализуется через характеристику товара. Такие вкладыши часто встречаются в упаковке различных косметических средств. Наиболее часто применяются вкладыши для кондитерских изделий: конфет, печенья, пряников в коробках; для парфюмерно-косметических и лекарственных средств; товаров бытовой химии.
Бирки и ярлыки – носители маркировки, которые приклеиваются, прикладываются или подвешиваются к товару. Для них характерны меньшая информационная емкость, ограниченный перечень сведений, отсутствие рисунков.
Бирки отличаются от ярлыков меньшей информативностью. Они могут быть очень лаконичными, указывая только наименование либо фабричную марку, либо только название фирмы-изготовителя.
Ярлыки обычно содержат наименование товара, фирмы изготовителя, его адрес, сорт, цену, дату выпуска, а также ряд идентифицирующих данных. Так, на ярлыках, которые подвешиваются к одежде, указываются артикул изделия, номер модели, размер, дата выпуска. Ярлык может содержать фирменный и товарный знаки, другие необходимые условные обозначения.
Контрольные ленты – это носители краткой дублирующей товарной информации, выполняемые на небольшой ленте и предназначенной для контроля или восстановления сведений о товаре в случае утраты этикетки, бирки или ярлыка. Они могут применяться в дополнение, реже взамен других носителей информации. Особенностью контрольных лент является преобладание цифровой или символической информации, цель которой – указание артикула изделий, номера модели, размера, сорта, иногда артикула тканей, эксплуатационных знаков. Контрольные ленты наиболее часто применяются для одежно-обувных товаров, причем у обуви сведения контрольной ленты чаще наносятся на подкладку или внутреннюю часть.
Клейма и штампы – носители информации, предназначенные для нанесения идентифицирующих условных обозначений на товары, упаковку, этикетки с помощью специальных приспособлений установленной формы.
Клеймение и штампование как способ маркирования применяются для отдельных продовольственных и непродовольственных товаров. Для мяса и мясопродуктов, включая субпродукты и жир-сырец, ветеринарное клеймение является обязательным. Клеймят мясные туши убойных животных и тушки птицы. Штампы могут быть нанесены на донышко металлических консервных банок и металлические крышки стеклянных банок, упаковки из полимерных и комбинированных материалов для соков, напитков, вина, молока и других продуктов. Штампы и клейма на непродовольственных товарах или их упаковке встречаются реже.
Торговая маркировка – это текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные изготовителем на товарные или кассовые чеки, упаковки и (или) товар.
Носителями торговой маркировки служат ценники, товарные и кассовые чеки. В отличие от производственной торговая маркировка наносится не на товар, а на указанные носители или эксплуатационные документы.
Требования, предъявляемые к содержанию торговой маркировки, регламентируются рядом нормативных актов: Правилами продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров, Типовым положением о применении контрольно-кассовых машин (реквизиты кассового чека). Правила регламентируют также наличие и правильное оформление ценников.
4. Как классифицируются пищевые добавки. Какие сведения должны содержать маркировка продуктов питания. Общие требовании к маркировке продовольственных товаров.
5. Что представляет собой
Штриховой код (штрих-код), присутствующий на товарной упаковке, представляет собой систему символов, в закодированном виде хранящую информацию о товаре. Визуально штрих-код – это графическое изображение последовательности вертикальных полос разного размера с подписанными под ними цифрами. Оно может составлять часть типографского изображения единичной (потребительской) и групповой (транспортной) упаковок или быть напечатанным на разнообразных ярлыках, в том числе и на самоклеющихся этикетках.
Штриховое кодирование используется для облегчения идентификации и инвентаризации товаров с помощью торгового электронного оборудования. Наличие штрих-кода на продукции в немалой степени способствует ее продаваемости в условиях серьезной конкуренции. Особенно требовательны к присутствию данного вида маркировки предприятия торговли, в которых торговые и складские операции полностью автоматизированы. Маркирование штрих-кодами является строго обязательным в случае, когда товары предназначаются для продажи на экспорт.
Полная информация о товаре, зашифрованная в штрих-коде, может быть получена исключительно после его сканирования и компьютерной обработки на основании сведений о маркированной таким образом товарной продукции, хранящихся в базах данных. Никакие иные способы расшифровки штриховых кодов и идентификации на их основании товарной продукции не предусматриваются.
Цифровой ряд, расположенный под штриховым кодом, называют "представлением для визуального чтения". Он служит "запасным вариантом" и считывается в том случае, когда символика не распознается сканером штрих-кода. Представление для визуального чтения штрихового кода системы кодирования EAN-13 несет следующую информацию:
Символ штрих-кода составлен из знаков – чередующихся контрастных полос (штрихов и пробелов) – разной длины и ширины. Единицей измерения знаков штрих-кода является так называемый модуль – полоса шириной 0,33 мм. В символике штрих-кода обязательно наличие самого узкого штриха, равного одному модулю.
В соответствии со стандартом EAN каждая цифра может быть закодирована с помощью двух штрихов и двух пробелов, суммарно составляющих семь модулей. При этом ширина каждого знака ограничена до трех модулей. Графическая информация штрих-кода после считывания преобразуется в последовательность нулей и единиц. По количеству содержащихся модулей штрихи преобразуются в набор единиц, а пробелы – нулей. Каждая группа из семи нулей и единиц представляет собой одну цифру штрих-кода, которая по условиям штрихового кодирования может записываться трояко. Например, цифра 5 кодируется как 0110001 или 0111001 или 1001110.
Из вышесказанного очевидно, что
для верного считывания символа
штрих-кода крайне важно соблюдение размеров
штрихов и пробелов, а также их совокупности.
Размеры символов EAN/UPC имеют регламентированное
стандартами GS1 соотношение высоты и ширины.
Номинальная ширина символа в системе
EAN-13 составляет 31,35 мм, а высота – 25,93 мм;
с учетом обязательного пустого пространства
вокруг него размеры увеличиваются: ширина
до 37,29 мм, высота до 25,93 мм. Во избежание
ошибок считывания установлен предел
погрешности печати – 0,101 мм. Допустимо
пропорциональное изменение размеров
символов пределах 80-200% от их номинального
Для проверки штрих-кода необходимо:
1. Сложить цифры, стоящие на четных местах
ШК 6+0+7+2+1+0=16
2. Полученную сумму умножить на три 16*3=48
3. Сложить цифры, стоящие на нечетных местах
(кроме самой контрольной цифры) 4+0+3+6+1+2=16
4. Сложить числа, полученные в пунктах
2 и 3 48+16=64
5. Отбросить десятки 64-60=4
6. Из числа 10 вычесть полученное в пункте
5 10-4=6
Если полученная после расчета цифра не совпадает с контрольной цифрой в штрих-коде, это значит, что товар произведен незаконно.
6. Категории стандартов.
Какая ответственность
Стандарт – это образец, эталон, модель принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов. Как нормативно-технический документ стандарт устанавливает комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утверждается компетентным органам.
Стандарты в РФ являются обязательными в пределах установленной сферы их действия и подразделяются на следующие категории: