Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 09:40, реферат
Мировое хозяйство представляет собой не просто сумму национальных хозяйств, но их совокупность, целостную систему. Это означает, что их объединяют, интегрируют разнообразные связи и отношения. Система хозяйственных связей между национальными экономиками различных стран, основанная на международном разделении труда, называется международными экономическими отношениями (МЭО). Они находят свое конкретное выражение в интернациональном обмене продукцией и услугами.
1.Международный технологический обмен: предпосылки и экономическая целесообразность
1.1 Общая характеристика форм международного технологического обмена
1.2 Международная передача технологий, как форма международных экономических отношений
1.3 Экономическая целесообразность экспорта технологий
1.4 Экономическая целесообразность импорта технологий
2. Структура и особенности современного мирового рынка технологий
2.1 Географическая структура мирового рынка технологий
2.2 Особенности современного мирового рынка технологий
3. Международное техническое содействие
Заключение
Список использованных источников
Лицензионная
торговля, охватывающая сделки с ноу-хау
и патентами на изобретения, является
основной формой коммерческого трансферта
технологий. В современных условиях
подавляющая часть лицензионной
торговли приходится на продажу беспатентных
лицензий. Это связано с экономией
на проведении дополнительных НИОКР
и расходов на внедрение в производство.
Поэтому наибольшее распространение
в международном трансферте получили
лицензионные соглашения, предусматривающие
комплексный технологический
Динамизм лицензионной торговли объясняется следующим:
· приобретение лицензий и сопутствующих инжиниринговых услуг ускоряет технический прогресс предприятий на 7-8 лет;
· покупка лицензии позволяет снизить затраты на собственные НИОКР;
· каждый доллар, затраченный на приобретение лицензии, дает экономический эффект в 3-6 долларов (в зависимости от страны и без учета фактора времени), а в Японии - 16 долларов;
· экономический эффект от использования лицензий в течение срока действия лицензионных соглашений в 10 раз превышает расходы на их приобретение.
Разновидностью международной торговли лицензиями является франчайзинг - когда одна, обычно крупная, компания (франчайзер) разрешает другой (франчайзи) использовать свое широко известное фирменное наименование. История развития франчайзинга за рубежом насчитывает уже полтора века - с тех пор, когда Зингер впервые применил его для сбыта швейных машин.
По существу,
продавец и покупатель в этом случае
действуют как вертикально
Различают три типа франчайзинга.
Производственный - поставка франчайзером своим франчайзи основных элементов (комплектующих) для изготовления продукции, реализуемой под лицензируемым фирменным наименованием (товарным знаком). Чтобы качество товара сохранялось на высоком уровне, франчайзер также предоставляет технологии и проводит обучение сотрудников франчайзи, осуществляя контроль за соблюдением технологической дисциплины.
Торговый (товарный) - фирмы покупают у известной компании право на продажу ее товаров с ее товарным знаком.
Лицензионный (деловой) - франчайзер выдает лицензию на право открытия магазинов для продажи покупателям товаров и услуг под именем франчайзера. Используется при эксплуатации ресторанов, предприятий общепита быстрого обслуживания, продажи мороженого.
Преимущества франчайзинга:
· сохранение у франчайзи статуса юридического лица и права собственности на принадлежащее ему имущество даже при фактическом превращении этого ранее независимого предприятия в своеобразную дочернюю фирму известной компании;
· возможность получения небольшой фирмой поддержки от франчайзера при обращении за кредитом в банк или при временных трудностях в расчетах с кредиторами (франчайзер может выступить поручителем);
· использование имиджа фирмы, уже завоевавшей авторитет у клиентов, гарантирует быстрое признание у клиентов;
· гарантированная помощь в менеджменте, маркетинге, исследованиях и разработках;
· бесплатная взаимная поддержка рекламой и осуществление помощи друг другу при осуществлении поставок сырья и компонентов, запчастей, сбыта готовой продукции.
Оценочная стоимость продукции, выпускаемой в различных странах мира по иностранным лицензиям, составляет 350–400 млрд. долл. Лидирующее положение в качестве экспортеров лицензий занимают экономически развитые страны, на которые приходится более 80% мирового экспорта лицензий. При этом на США приходилось около 2/3 указанного экспорта, далее следуют страны ЕС. В последние годы Япония из нетто-импортера лицензий превратилась в экспортера технологий. На нее приходится уже более 5% мирового экспорта технологий.
Подавляющая часть
лицензий импортируется также
Что касается отраслевой структуры мирового рынка технологий, то большая часть мировой торговли лицензиями приходится на: электротехническую и электронную промышленность – 19%, общее машиностроение – 18%, химическую промышленность – 17,4%, транспортное машиностроение – 10,2% всего объема коммерческих операций. Влияние международного обмена технологиями на развитие обрабатывающей промышленности в 3 раза выше, чем на развитие экономики в целом.
Франчайзинг выгоден как мелкому, так и крупному бизнесу.
Малый бизнес заинтересован во франчайзинге по следующим причинам:
· имидж авторитетной фирмы гарантирует быстрое признание у потребителей;
· уменьшается объем капиталовложений;
· возможность владеть и управлять собственным предприятием при ограниченном предварительном опыте;
· гарантия постоянной помощи в менеджменте, маркетинге, исследованиях;
· возможность обучаться ведению дела по схеме, эффективность которой проверена на практике.
· Заинтересованность крупных корпораций объясняется следующим:
· они расширяют сбыт продукции, проникая на малые и отдаленные рынки, быстрее реагируют на изменение спроса, не затрачивая средств на реализацию товаров и услуг, строительство и организацию собственной сбытовой сети;
· получают возможность привлечения доп. капитала за счет средств мелких и средних предпринимателей;
· компания имеет право на строгий контроль за качеством продукции, производимой и реализуемой франчайзи, для сохранения своего имиджа.
Однако франчайзинг имеет и недостатки: франчайзи и франчайзер подвержены определенному риску, опасности потерь.
Возможные проблемы франчайзи:
· объемы продаж могут быть ниже предсказанных франчайзером;
· помощь франчайзера в управлении и маркетинге может быть меньше ожидаемой;
· франчайзи не имеет возможности влиять на политику франчайзера.
Проблемы франчайзера:
· ошибки при выборе точек размещения франчайзинговых предприятий;
· затраты на подготовку пакета материалов для создания франчайзинговой системы могут значительно превысить предполагавшиеся затраты;
· проблемы получения с франчайзи обусловленной договором роялти;
· крах франчайзи бросает тень на репутацию франчайзера, даже если его вины нет.
Международный лизинг - финансово-коммерческая операция по предоставлению одной стороной (арендодателем) другой (арендатору) в исключительное пользование на установленный срок имущества (машин, оборудования) за определенное вознаграждение на основе арендного договора.
В отличие от купли-продажи аренда сохраняет за арендодателем право собственности на сданное внаем оборудование, предоставляя арендатору лишь право на его временное использование.
Наибольшее распространение в МЭО получил лизинг, который подразделяется на:
оперативный - более короткий, чем жизненный цикл изделия, срок соглашения, неполная амортизация оборудования за время аренды. По окончанию срока оборудование возвращается владельцу либо вновь сдано в аренду;
финансовый - полная окупаемостью арендуемого оборудования. По истечении срока арендатор может вернуть оборудование арендодателю, заключить новое соглашение, или купить объект лизинга по остаточной стоимости на условиях опциона (предварительное соглашение о заключении договора в будущем в сроки, обусловленные сторонами). По сути, он равнозначен долгосрочному кредитованию покупки.
Международный лизинг характеризуется тем, что его участники: производитель, арендодатели (банк, лизинговая компания) и арендатор могут находиться в разных странах. Выделяют прямой зарубежный лизинг - арендную сделку между юридическими лицами различных стран и косвенный - сдачу в аренду через третье лицо.
Экспортный лизинг - сделка, когда лизинговая компания покупает оборудование у национальной фирмы и предоставляет его в аренду зарубежному арендатору. Импортный лизинг - закупка оборудования у иностранной фирмы и предоставление его отечественному арендатору.
Лизинг
актуален для стран с высоким уровнем
внешней задолженности и с ограниченными
валютными средствами. По правилам МВФ
обязательства, вытекающие из аренды,
не включаются в объем внешней задолженности
государства, поэтому международный лизинг
находит государственную поддержку во
многих промышленно развитых
и развивающихся странах.
1.2
Международная передача
технологий, как форма
международных экономических
отношений
НТП не только произвел переворот в структуре МРТ, но и расширил сферу его развития, привел к появлению новой формы МЭО - международного научно-технического обмена и производственного сотрудничества.
Сегодня ни одна
страна мира не может обеспечить себе
передовые позиции во всех или
во многих отраслях науки и техники.
Развитие международного научно-технического
и производственного
Международный технологический обмен - это совокупность экономических отношений между иностранными контрагентами по поводу использования результатов научно-технической деятельности, имеющих научную и практическую ценность.
Документы ООН трактуют понятие «технология» как:
· набор конструкторских решений, методов и процессов производства товаров и оказания услуг;
· материализованную или овеществленную технологию, например, оборудование, машины и др.
По определению ЮНКТАД международный обмен технологиями - это сделки на основе соглашений между сторонами, которые преследуют в качестве своей цели уступку по лицензии или передачу прав на промышленную собственность, продажу или любой другой вид передачи технических услуг.
Международный обмен технологиями известен с начала ХХ в., но формирование мирового рынка технологий произошло в 50-60-е гг. Именно к этому времени объем международных коммерческих операций с технологиями превзошел масштабы национального обмена.
Международное производственное и научно-техническое сотрудничество имеет два уровня предпосылок:
· на уровне страны;
· локальные на уровне фирм, предприятий и организаций.
Предпосылки на уровне страны - это неравномерность развития стран мирового хозяйства в научно-технической сфере, что, прежде всего, связано с недостаточным объемом затрат на НИОКР в большинстве стран и с различием целей их применения. В промышленно развитых странах приобретение технологии способствует модернизации производственного аппарата в различных отраслях. Для развивающихся стран – это средство преодоления технологической отсталости и создания собственной промышленности, ориентированной на удовлетворение внутренних потребностей. Межстрановые различия носят количественный и качественный характер. Количественные различия касаются объемов средств, выделяемых на научно-техническое развитие и импорт технологий. Качественные различия касаются направлений исследований, разработок, ориентации экспорта и импорта научно-технической продукции и т.д.
Анализ стран, добившихся успехов в реализации нововведений, выпуске и экспорте наукоемкой продукции, позволяет выделить некоторые типы стратегий инновационного развития.