Международный технологический обмен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 09:40, реферат

Описание

Мировое хозяйство представляет собой не просто сумму национальных хозяйств, но их совокупность, целостную систему. Это означает, что их объединяют, интегрируют разнообразные связи и отношения. Система хозяйственных связей между национальными экономиками различных стран, основанная на международном разделении труда, называется международными экономическими отношениями (МЭО). Они находят свое конкретное выражение в интернациональном обмене продукцией и услугами.

Содержание

1.Международный технологический обмен: предпосылки и экономическая целесообразность
1.1 Общая характеристика форм международного технологического обмена
1.2 Международная передача технологий, как форма международных экономических отношений
1.3 Экономическая целесообразность экспорта технологий
1.4 Экономическая целесообразность импорта технологий
2. Структура и особенности современного мирового рынка технологий
2.1 Географическая структура мирового рынка технологий
2.2 Особенности современного мирового рынка технологий
3. Международное техническое содействие
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Международный технологический обмен.docx

— 54.07 Кб (Скачать документ)

Лицензионная  торговля, охватывающая сделки с ноу-хау  и патентами на изобретения, является основной формой коммерческого трансферта технологий. В современных условиях подавляющая часть лицензионной торговли приходится на продажу беспатентных лицензий. Это связано с экономией  на проведении дополнительных НИОКР  и расходов на внедрение в производство. Поэтому наибольшее распространение  в международном трансферте получили лицензионные соглашения, предусматривающие  комплексный технологический обмен  с представлением ноу-хау и инжиниринговых услуг по промышленной реализации передаваемой технологии. Второе место занимают лицензии на ноу-хау и только третье – чисто патентные лицензии, не предусматривающие передачи ноу-хау. Это объясняется, в частности, тем, что при современном уровне развития техники освоение большей части  изобретений без предоставления ноу-хау, т.е. опыта и знаний, которыми располагает фирма-продавец, либо вообще невозможно, либо ведет к непроизводительным затратам времени и средств. Поэтому  ноу-хау являются основным объектом не только лицензий, но и других форм передачи технологии.

Динамизм лицензионной торговли объясняется следующим:

·          приобретение лицензий и сопутствующих инжиниринговых услуг ускоряет технический прогресс предприятий на 7-8 лет;

·          покупка лицензии позволяет снизить затраты на собственные НИОКР;

·          каждый доллар, затраченный на приобретение лицензии, дает экономический эффект в 3-6 долларов (в зависимости от страны и без учета фактора времени), а в Японии - 16 долларов;

·          экономический эффект от использования лицензий в течение срока действия лицензионных соглашений в 10 раз превышает расходы на их приобретение.

Разновидностью  международной торговли лицензиями является франчайзинг - когда одна, обычно крупная, компания (франчайзер) разрешает другой (франчайзи) использовать свое широко известное фирменное наименование. История развития франчайзинга за рубежом насчитывает уже полтора века - с тех пор, когда Зингер впервые применил его для сбыта швейных машин.

По существу, продавец и покупатель в этом случае действуют как вертикально интегрированная  фирма, филиалы которой взаимосвязаны  и производят для потребителя  часть товаров и услуг. Особенно характерно это для комплексного франчайзинга, который предусматривает  полное обеспечение дилера, включая  маркетинг, руководство эксплуатацией  предприятия, стандарты и контроль качества продукции.

Различают три  типа франчайзинга.

Производственный - поставка франчайзером своим франчайзи основных элементов (комплектующих) для изготовления продукции, реализуемой под лицензируемым фирменным наименованием (товарным знаком). Чтобы качество товара сохранялось на высоком уровне, франчайзер также предоставляет технологии и проводит обучение сотрудников франчайзи, осуществляя контроль за соблюдением технологической дисциплины.

Торговый (товарный) - фирмы покупают у известной компании право на продажу ее товаров с ее товарным знаком.

Лицензионный (деловой) - франчайзер выдает лицензию на право открытия магазинов для продажи покупателям товаров и услуг под именем франчайзера. Используется при эксплуатации ресторанов, предприятий общепита быстрого обслуживания, продажи мороженого.

Преимущества  франчайзинга:

·        сохранение у франчайзи статуса юридического лица и права собственности на принадлежащее ему имущество даже при фактическом превращении этого ранее независимого предприятия в своеобразную дочернюю фирму известной компании;

·        возможность получения небольшой фирмой поддержки от франчайзера при обращении за кредитом в банк или при временных трудностях в расчетах с кредиторами (франчайзер может выступить поручителем);

·        использование имиджа фирмы, уже завоевавшей авторитет у клиентов, гарантирует быстрое признание у клиентов;

·        гарантированная помощь в менеджменте, маркетинге, исследованиях и разработках;

·        бесплатная взаимная поддержка рекламой и осуществление помощи друг другу при осуществлении поставок сырья и компонентов, запчастей, сбыта готовой продукции.

Оценочная стоимость  продукции, выпускаемой в различных  странах мира по иностранным лицензиям, составляет 350–400 млрд. долл. Лидирующее положение в качестве экспортеров  лицензий занимают экономически развитые страны, на которые приходится более 80% мирового экспорта лицензий. При этом на США приходилось около 2/3 указанного экспорта, далее следуют страны ЕС. В последние годы Япония из нетто-импортера лицензий превратилась в экспортера технологий. На нее приходится уже более 5% мирового экспорта технологий.

Подавляющая часть  лицензий импортируется также экономически развитыми странами. На развивающиеся  страны приходится лишь менее 20% мирового экспорта лицензий, что объясняется  малой емкостью их технологического рынка.

Что касается отраслевой структуры мирового рынка технологий, то большая часть мировой торговли лицензиями приходится на: электротехническую и электронную промышленность – 19%, общее машиностроение – 18%, химическую промышленность – 17,4%, транспортное машиностроение – 10,2% всего объема коммерческих операций. Влияние международного обмена технологиями на развитие обрабатывающей промышленности в 3 раза выше, чем на развитие экономики в целом.

Франчайзинг выгоден  как мелкому, так и крупному бизнесу.

Малый бизнес заинтересован  во франчайзинге по следующим причинам:

·          имидж авторитетной фирмы гарантирует быстрое признание у потребителей;

·          уменьшается объем капиталовложений;

·          возможность владеть и управлять собственным предприятием при ограниченном предварительном опыте;

·          гарантия постоянной помощи в менеджменте, маркетинге, исследованиях;

·          возможность обучаться ведению дела по схеме, эффективность которой проверена на практике.

·          Заинтересованность крупных корпораций объясняется следующим:

·          они расширяют сбыт продукции, проникая на малые и отдаленные рынки, быстрее реагируют на изменение спроса, не затрачивая средств на реализацию товаров и услуг, строительство и организацию собственной сбытовой сети;

·          получают возможность привлечения доп. капитала за счет средств мелких и средних предпринимателей;

·          компания имеет право на строгий контроль за качеством продукции, производимой и реализуемой франчайзи, для сохранения своего имиджа.

Однако франчайзинг имеет и недостатки: франчайзи и франчайзер подвержены определенному риску, опасности потерь.

Возможные проблемы франчайзи:

·          объемы продаж могут быть ниже предсказанных франчайзером;

·          помощь франчайзера в управлении и маркетинге может быть меньше ожидаемой;

·          франчайзи не имеет возможности влиять на политику франчайзера.

Проблемы франчайзера:

·          ошибки при выборе точек размещения франчайзинговых предприятий;

·          затраты на подготовку пакета материалов для создания франчайзинговой системы могут значительно превысить предполагавшиеся затраты;

·          проблемы получения с франчайзи обусловленной договором роялти;

·          крах франчайзи бросает тень на репутацию франчайзера, даже если его вины нет.

Международный лизинг - финансово-коммерческая операция по предоставлению одной стороной (арендодателем) другой (арендатору) в исключительное пользование на установленный срок имущества (машин, оборудования) за определенное вознаграждение на основе арендного договора.

В отличие от купли-продажи аренда сохраняет за арендодателем право собственности на сданное внаем оборудование, предоставляя арендатору лишь право на его временное использование.

Наибольшее распространение  в МЭО получил лизинг, который подразделяется на:

оперативный - более короткий, чем жизненный цикл изделия, срок соглашения, неполная амортизация оборудования за время аренды. По окончанию срока оборудование возвращается владельцу либо вновь сдано в аренду;

финансовый - полная окупаемостью арендуемого оборудования. По истечении срока арендатор может вернуть оборудование арендодателю, заключить новое соглашение, или купить объект лизинга по остаточной стоимости на условиях опциона (предварительное соглашение о заключении договора в будущем в сроки, обусловленные сторонами). По сути, он равнозначен долгосрочному кредитованию покупки.

Международный лизинг характеризуется тем, что его участники: производитель, арендодатели (банк, лизинговая компания) и арендатор могут находиться в разных странах. Выделяют прямой зарубежный лизинг - арендную сделку между юридическими лицами различных стран и косвенный - сдачу в аренду через третье лицо.

Экспортный лизинг - сделка, когда лизинговая компания покупает оборудование у национальной фирмы и предоставляет его в аренду зарубежному арендатору. Импортный лизинг - закупка оборудования у иностранной фирмы и предоставление его отечественному арендатору.

Лизинг актуален для стран с высоким уровнем внешней задолженности и с ограниченными валютными средствами. По правилам МВФ обязательства, вытекающие из аренды, не включаются в объем внешней задолженности государства, поэтому международный лизинг находит государственную поддержку во многих промышленно развитых и развивающихся странах. 

1.2 Международная передача  технологий, как форма  международных экономических  отношений  

НТП не только произвел переворот в структуре МРТ, но и расширил сферу его развития, привел к появлению новой формы МЭО - международного научно-технического обмена и производственного сотрудничества.

Сегодня ни одна страна мира не может обеспечить себе передовые позиции во всех или  во многих отраслях науки и техники. Развитие международного научно-технического и производственного сотрудничества в этих условиях - единственный и  разумный выход.

Международный технологический обмен - это совокупность экономических отношений между иностранными контрагентами по поводу использования результатов научно-технической деятельности, имеющих научную и практическую ценность.

Документы ООН трактуют понятие «технология» как:

·          набор конструкторских решений, методов и процессов производства товаров и оказания услуг;

·          материализованную или овеществленную технологию, например, оборудование, машины и др.

По определению  ЮНКТАД международный обмен технологиями - это сделки на основе соглашений между сторонами, которые преследуют в качестве своей цели уступку по лицензии или передачу прав на промышленную собственность, продажу или любой другой вид передачи технических услуг.

Международный обмен технологиями известен с начала ХХ в., но формирование мирового рынка технологий произошло в 50-60-е гг. Именно к этому времени объем международных коммерческих операций с технологиями превзошел масштабы национального обмена.

Международное производственное и научно-техническое  сотрудничество имеет два уровня предпосылок:

·          на уровне страны;

·          локальные на уровне фирм, предприятий и организаций.

Предпосылки на уровне страны - это неравномерность развития стран мирового хозяйства в научно-технической сфере, что, прежде всего, связано с недостаточным объемом затрат на НИОКР в большинстве стран и с различием целей их применения. В промышленно развитых странах приобретение технологии способствует модернизации производственного аппарата в различных отраслях. Для развивающихся стран – это средство преодоления технологической отсталости и создания собственной промышленности, ориентированной на удовлетворение внутренних потребностей. Межстрановые различия носят количественный и качественный характер. Количественные различия касаются объемов средств, выделяемых на научно-техническое развитие и импорт технологий. Качественные различия касаются направлений исследований, разработок, ориентации экспорта и импорта научно-технической продукции и т.д.

Анализ стран, добившихся успехов в реализации нововведений, выпуске и экспорте наукоемкой продукции, позволяет выделить некоторые типы стратегий инновационного развития.

Информация о работе Международный технологический обмен