Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 09:40, реферат
Мировое хозяйство представляет собой не просто сумму национальных хозяйств, но их совокупность, целостную систему. Это означает, что их объединяют, интегрируют разнообразные связи и отношения. Система хозяйственных связей между национальными экономиками различных стран, основанная на международном разделении труда, называется международными экономическими отношениями (МЭО). Они находят свое конкретное выражение в интернациональном обмене продукцией и услугами.
1.Международный технологический обмен: предпосылки и экономическая целесообразность
1.1 Общая характеристика форм международного технологического обмена
1.2 Международная передача технологий, как форма международных экономических отношений
1.3 Экономическая целесообразность экспорта технологий
1.4 Экономическая целесообразность импорта технологий
2. Структура и особенности современного мирового рынка технологий
2.1 Географическая структура мирового рынка технологий
2.2 Особенности современного мирового рынка технологий
3. Международное техническое содействие
Заключение
Список использованных источников
Стратегия «переноса» заключается в использовании зарубежного научно-технического потенциала и переносе нововведений в собственную экономику. Она осуществлялась, например, в послевоенный период Японией, которая закупала у США, Англии и Франции лицензии на высокоэффективные технологии для освоения производства новейшей продукции, имевшей спрос за рубежом. На этой основе Япония создавала собственный потенциал, обеспечивший в дальнейшем весь инновационный цикл - от фундаментальных исследований и разработок до реализации их результатов внутри страны и на мировом рынке. В итоге экспорт японских технологий превысил их импорт, а страна, наряду с некоторыми другими, обладает передовой фундаментальной наукой.
При этом Япония
реализовывала селективную
Стратегия «заимствования» состоит в том, что, располагая дешевой рабочей силой и используя собственный научно-технический потенциал, страны осваивают производство продукции, производившейся ранее в более развитых странах, последовательно наращивая собственное инженерно-техническое обеспечение производства. Далее становится возможным проводить свои НИОКР, сочетая государственную и рыночную формы собственности. Такая стратегия принята в Китае и ряде стран Юго-Восточной Азии. Примером служит создание конкурентоспособной автомобильной промышленности, высокоэффективных средств вычислительной техники, бытовой электроники в Южной Корее.
Стратегии «наращивания» придерживаются США, ФРГ, Англия, Франция. На базе использования собственного научно-технического потенциала, привлечения зарубежных ученых и специалистов, интегрирования фундаментальной и прикладной науки эти страны постоянно создают новый продукт, высокие технологии, реализуемые в производстве и социальной сфере.
Предпосылки международного научно-технического обмена на уровне предприятий и организаций.
Повышение порога ресурсов, необходимых для решения конкретных научно-технических проблем.
Узость материально-
Неподготовленность
имеющихся производственных систем
к использованию новых
Несоответствие
полученных научно-технических
Новые стратегические
возможности, открывающиеся в результате
участия в международной
Особенно значимыми
являются международный научно-
1.3 Экономическая целесообразность экспорта технологий
На пути международного
перемещения технологий стоит меньше
барьеров и ограничений по сравнению
с движением товаров и
Многонациональные компании предпочитают продавать новые технологии своим зарубежным филиалам или дочерним компаниям, а не независимым фирмам, пусть даже и отечественным. Объясняется это тем, что многонациональная компания при таких продажах не утрачивает монопольного права на использование новых технологий, исключается возможность утечки производственных секретов и превращения покупателя в серьезного конкурента.
Реализация технологий за рубеж часто сопровождается дополнительными поставками сырья, оборудования, полуфабрикатов и т.д. Следовательно, продавец технологий получает возможность увеличить выпуск продукции на экспорт.
Путем продажи
новой технологии за рубеж фирма
может получить доступ к необходимому
ей новшеству, которым располагает
иностранный партнер. Такое встречное
или перекрестное лицензирование характерно
для фирм, осуществляющих большие
научно-исследовательские и
Экономическая целесообразность экспорта технологии состоит в том, что он есть:
· средство увеличения дохода: при отсутствии условий реализации новой технологии в форме производства и сбыта той или иной продукции, ее можно реализовать в качестве самостоятельного продукта;
· форма борьбы за товарный рынок. Первоначально из-за отсутствия капитала выпуск и реализацию продукта за рубежом трудно организовать в достаточных количествах, но покупатели на зарубежном рынке будут уже знакомы с товаром, ранее выпускавшимся по лицензии;
· способ обойти проблемы экспорта товара в материальной форме, т.к. отсутствуют проблемы транспортировки и сбыта продукции, таможенные барьеры;
· средство расширения товарного экспорта, если заключается лицензионное соглашение, предусматривающее поставку оборудования, материалов, компонентов;
· способ установления контроля над зарубежной фирмой через такие условия лицензионного соглашения, как объем выпуска товаров покупателем лицензии, участие его в прибылях, контроль за техническими условиями производства и др.;
· способ обеспечения доступа к другому новшеству через перекрестное лицензирование фирм;
· возможность более эффективного совершенствования объекта лицензии с участием партнера-покупателя.
1.4 Экономическая целесообразность импорта технологий
Импортируя
новые технологии, покупатель обычно
добивается существенной экономии средств
и времени в сравнении с
самостоятельными разработками в этой
области. Масштабные научно-исследовательские
и опытно-конструкторские
Приобретая новые
технологии, покупатель получает возможность
ликвидировать в короткие сроки
свое техническое отставание в той
или иной области. И хотя далеко не
все, что продается на рынке технологий,
является последними научно-техническими
достижениями, тем не менее, покупки
на технологическом рынке
Приобретение
импортных технологий обычно сопровождается
сравнительно малыми издержками по освоению
производства продукции. Объясняется
это тем, что на продажу поступают
обычно практически отработанные технологии.
К тому же покупатель может рассчитывать
на помощь лицензиара при освоении
новых технологических
Практика показывает,
что изделия, производимые по зарубежной
технологии, отличаются высокой
Экономическая целесообразность импорта технологий в том, что он есть:
· доступ к новшествам высокого технического уровня;
· средство экономии затрат на НИОКР, в том числе, и во времени;
· средство уменьшения расходов на товарный импорт и одновременно средство привлечения национального капитала и рабочей силы;
· условие расширения экспорта продукции, выпускаемой по зарубежным технологиям: во многих странах доля изделий, выпускаемых по лицензиям, в валютном экспорте превышает долю национальных изделий.
Вышеперечисленные аспекты целесообразности экспорта и импорта технологий определили возникновение и развитие мирового рынка технологий, имеющего своеобразную структуру и особенности. Выход на данный рынок и участие в технологическом обмене сглаживают технологические различия между странами и позволяют ускорить процесс экономического и социального развития отдельных государств.
В современных условиях обмен технологически сложной продукцией стал основой международной торговли: ее удельный вес по сравнению с концом 30-х гг. вырос в 4 раза и к концу 90-х гг. достиг 40% мирового экспорта.
Неоднородность научно-технического прогресса, наличие разнообразных форм науки и техники, с одной стороны, и различных каналов передачи технологий, с другой, обусловили неоднородность мирового рынка технологий и привели к формированию таких его сегментов, как:
· рынок патентов и лицензий;
· рынок наукоемкой технологической продукции;
· рынок высокотехнологичного капитала;
· рынок научно-технических специалистов.
Наиболее весомую
роль на всех сегментах мирового рынка
технологий в последнее десятилетие
играют США, Япония, Великобритания, Германия
и Франция, на долю которых приходится
более 60% международного технологического
обмена. В целом на развитые страны
приходится около 90% мирового рынка
технологий.
2.
Структура и особенности
современного мирового
рынка технологий
2.1 Географическая структура мирового рынка технологий
Мировой рынок
технологий представляет собой систему
экономических отношений в
Субъектами мирового рынка технологий выступают государственные структуры, научно-исследовательские институты и образовательные учреждения, промышленные компании и мелкие инновационные фирмы, а также физические лица – ученые и специалисты.
Основными агентами на международном рынке технологий выступают ТНК, т.к. крупные затраты на НИОКР могут себе позволить лишь крупнейшие компании, тем более что и внедрение современных, обычно технически сложных нововведений требует больших капиталовложений. ТНК, как основной агент обмена технологиями, владеет более 4/5 патентов на новую технологию. В то же время не менее 1/3 мирового технологического обмена приходится на внутрифирменный трансферт технологии ТНК, который используется ими для проникновения на новые рынки или для учреждения собственных дочерних фирм.
Объектами мирового рынка технологий являются результаты интеллектуальной деятельности в овеществленной (различные агрегаты, оборудование, инструменты, технологические линии и др.) и неовеществленной (информация, различного рода техническая документация, знания, производственный опыт) формах.
Мировой рынок
технологий имеет специфическую
нормативно-правовую базу своего функционирования
– Международный кодекс поведения
в области передачи технологий; а
также такие международные
Промышленно развитые страны:
· занимают ведущее место в международной торговле лицензиями (до 80% их экспорта), поступления от продажи лицензий за рубеж составляют 30 млрд. долларов в год, стоимость продукции, выпускаемой по иностранным лицензиям - 500 млрд. долларов в год; доля высокотехнологичной продукции в экспорте США - 20%, ФРГ и Франции - 15;
· США являются лидером лицензионной торговли (электротехническая, химическая промышленность, машиностроение);