Общая характеристика оптовой и розничной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 10:22, доклад

Описание

Розничная торговля включает всю предпринимательскую деятельность, связанную с продажей товаров и услуг конечным потребителям. Это конечный этап каналов сбыта. При розничной торговле материальные ресурсы переходят из сферы обращения в сферу коллективного, индивидуального, личного потребления, т.е. становятся собственностью потребителей.
Оптовая торговля включает в себя любую деятельность по продаже товаров или услуг тем, кто приобретает их с целью перепродажи или профессионального использования.

Работа состоит из  1 файл

Доклад.docx

— 24.83 Кб (Скачать документ)

Общая характеристика оптовой и розничной торговли

Розничная торговля включает всю предпринимательскую  деятельность, связанную с продажей товаров и услуг конечным потребителям. Это конечный этап каналов сбыта. При розничной торговле материальные ресурсы переходят из сферы обращения  в сферу коллективного, индивидуального, личного потребления, т.е. становятся собственностью потребителей. Это происходит путем купли продажи, поскольку  потребители приобретают нужные им товары в обмен на свои денежные доходы. Здесь создаются стартовые  возможности для нового цикла  производства и обращения, так как  товар превращается в деньги.

Розничная торговля осуществляет ряд  функций:

- исследует конъюнктуру, сложившуюся  на товарном рынке;

- определяет спрос и предложение  на конкретные виды товаров;

- осуществляет поиск товаров,  необходимых для розничной торговли;

- проводит отбор товаров, их  сортировку при составлении требуемого  ассортимента;

- осуществляет оплату товаров,  принятых от поставщиков;

- проводит операции по приемке,  хранению, маркировке товаров, устанавливает  на них цены;

- оказывает поставщикам и потребителям  транспортно эксплуатационные, консультационные, рекламные, информационные и другие услуги.

Оптовая торговля включает в себя любую деятельность по продаже товаров или услуг тем, кто приобретает их с целью перепродажи или профессионального использования.

Оптовые торговцы отличаются от розничных  по ряду характеристик. Во-первых, оптовик  уделяет меньше внимания стимулированию, атмосфере и расположению своего торгового предприятия, поскольку  он имеет дело преимущественно с профессиональными клиентами, а не с конечными потребителями. Во-вторых, по объему оптовые сделки обычно крупнее

Оптовая торговля связывает практически  все отрасли экономики, все предприятия  и организации, осуществляющие материальное производство и товарное обращение. Она включает стадии продвижения  товара от изготовителей до предприятий  розничной торговли, а при торговле продукцией производственно-технического назначения - непосредственно до предприятий-потребителей. Существуют следующие формы оптовой  торговли:

- прямые связи между изготовителями  и покупателями;

- через посреднические организации  и предприятия;

- коммерческие контакты субъектов  рынка.

Оптовая и розничная торговля - это отрасли с высоким уровнем  занятости населения и в трудный  переходный период обеспечила рабочими местами значительную часть трудоспособного  населения, оставшуюся без работы в  связи с упадком производства и массовым закрытием ряда предприятий  и организаций. Только по официальным  данным Госкомстата России в организациях оптовой и розничной торговли занято 4,8 млн. человек. Кроме этого, почти полтора миллиона индивидуальных предпринимателей задействовано в  торговле.

Торговля оказывает значительное влияние на развитие производства, поскольку наиболее оперативно реагирует  на любые изменения в экономической  и политической ситуации в стране. Являясь отраслью экономики, наиболее приближенной к конечному потребителю, торговля регулирует процесс производства в части объема и ассортимента выпускаемой продукции с одной  стороны, а с другой стороны –  позволяет проанализировать структуру  потребительских предпочтений и  возможностей, а также динамику уровня жизни населения. В частности, через  экономическую составляющую товара - цену, можно судить об экономическом  развитии и динамике инфляционных процессов  в государстве.

Число предприятий оптовой и  розничной торговли растет с каждым годом и связано с расширяющимися потребностями потребителя в  условиях постоянного обновления ассортимента товаров и услуг. Эти предприятия  вносят значительный вклад в распределение  национального продукта. Они являются членами деловой общности в каждом регионе страны.

Некоторые предприятия г. Челябинск, входящие в данную отрасль:

Компания «Союз-Металл» успешно  занимается оптово – розничной торговлей  металлопрокатом с 2007 года.

ООО «Промеком» — компания, осуществляющая поставки металлопроката по Челябинской области и России. Компания занимается оптовой и розничной торговлей металлопроката, а также развивает производственное направление.

ЗАО «Южуралнефтепродукт» - предприятие, которое занимается оптовой и розничной торговлей светлых нефтепродуктов.

ООО «СнабСтройКомплект». Оптово-розничная торговля строительными материалами.

Ангора - торгово-производственная компания Южного Урала. Крупнейший оптовик на рынке ковров и напольного коврового покрытия Южного Урала.

Взаимосвязь отрасли с другими отраслями экономики

Оптовая торговля играет существенную роль в системе экономических  связей между районами страны, отраслями  производства, изготовителями товаров  и розничной торговлей. Напр., закупая  у колхозов и совхозов лён и  реализуя его предприятиям текстильной  промышленности, оптовая торговля становится связующим звеном между сельским хозяйством и промышленностью.

Дальнейшее движение выработанной ткани, в частности поставки её швейникам, также обслуживается оптовой  торговлей. Тем самым она соединяет  текстильную и швейную отрасли. Наконец, продавая розничной торговле готовую одежду, предприятия оптовой  торговли поддерживают связь между  лёгкой промышленностью и торговлей.

Осуществляя хозяйственные связи  с промышленностью и сельским хозяйством, оптовая торговля выступает  в качестве заказчика товаров  народного потребления, в её функции  входят закупка и завоз товаров  от предприятий-изготовителей. Следует  отметить, что она призвана активно  вовлекать в товарооборот местные товарные ресурсы и проводить децентрализованные закупки товаров из различных источников. Организуя завоз товаров, торговля контролирует, соблюдает ли промышленность договорные обязательства по поставкам товаров соответствующего ассортимента и качества, строго в обусловленные сроки. На складах оптовых предприятий закупленные товары разбраковываются, уцениваются в случае их несоответствия запросам покупателей, снижения потребительских качеств.

Роль  отрасли в формировании доходов  бюджета

К внерыночному фонду относится  поставка товаров предприятий лёгкой и пищевой промышленности для  производственных нужд (ткани, нитки, сахар, мука, соль и т.д.), отпуск спецодежды и спецобуви, фонд госбюджетных организаций и учреждений.

Не менее важна роль оптовой и розничной торговли в наполнении бюджетов всех уровней. По размеру налоговых поступлений в консолидированный бюджет торговля занимает третье место в федеральном бюджет и - второе место среди основных отраслей экономики.

В отрасли осуществляют деятельность более миллиона хозяйствующих субъектов, численность работников составляет порядка 5 млн. человек. В основном это  частные предприятия. На долю государственного сектора в обороте розничной  торговли приходится менее 3% и несколько больше 8 обороте общественного питания - 8%.

Влияние отрасли на уровни жизни населения

Торговля способствует сближению  уровня жизни населения разных социальных групп, разных регионов и стран.

 

Оборот торговли характеризует  благосостояние населения и уровень  его жизни (80% материальных потребностей людей, удовлетворяются с помощью  купленных товаров).

Оборот розничной торговли в  России растет быстрыми темпами. Мы наблюдаем постоянный рост оборота розничной торговли, причем прирост оборота торгующих организаций значительно превышает прирост оборота от продаж на рынках и ярмарках. Доля непродовольственных товаров в обороте превышает долю продовольственных товаров. Однако, тем не менее, доля продовольственных товаров достаточно высока, что свидетельствует об относительно низком уровне жизни населения.

Социальное  значение отрасли

Социальное значение оптовой и розничной торговых сетей заключается в удовлетворении материальных, социальных и бытовых потребностей членов общества, повышении уровня жизни народа, создании благоприятных условий для всестороннего развития личности. Можно сказать, что социальный аспект розничной торговли находит свое проявление в величине свободного времени трудящихся. Таким образом, сокращение затрат времени на приобретение товаров и приготовление пищи создает необходимые условия для развития рыночной экономики, технического процесса, повышение производительности труда и эффективности общественного производства.

Основные  проблемы и перспективы развития отрасли в современных условиях

Современное состояние развития оптовой торговли нуждается в решении такой проблемы, как формирование элементов рыночной инфраструктуры. В настоящих условиях хозяйствования катастрофически не хватает складских и торговых площадей. Это связано с тем, что старые площади сконцентрированы в руках немногих бывших крупных государственных организаций, а они в свою очередь диктуют недоступные для торговцев высокие цены за аренду этих помещений. Структура транспорта устарела как морально, так и физически, а на приобретение новейших видов мобильного транспорта не хватает денежных средств.

Для повышения научно-технического уровня материальной базы своевременной  оптовой торговли необходимо государственное  регулирование этих вопросов со стороны  Российского Правительства и  государственных органов управления субъектов Федерации. Это, прежде всего  льготное налогообложение на инвестиции, направленные на формирование элементов  рыночной инфраструктуры и целевые  капиталовложения в развитие материально-технической  базы торговли.

Кроме того, даже при довольно высоких  тенденциях развития, основной проблемой  сектора оптовой торговли в России остается его «столичная прописка»  при более скромном развитии в  регионах по сравнению с Москвой.

Перспективы развития оптовой торговли. Исходя из анализа проблем стоящих перед сектором торговли в РФ, можно сформулировать 7 ключевых задач стратегии:

· повышение эффективности регулирования  сектора торговли;

· развитие инфраструктуры торговли;

· стимулирование развития торговли в  малых и отдаленных населенных пунктах;

· снижение кадрового дефицита в торговле;

· обеспечение необходимого уровня конкуренции;

· поддержка развития малого и среднего бизнеса без ограничения развития сетей;

· стимулирование развития удаленных  каналов продаж.

Что касается розничной торговли, то можно выделить следующие проблемы, с которыми сталкиваются российские ритейлеры:

1.  Нехватка площадей. Борьба  за площади остается серьезной  задачей как для прочно закрепившихся  на рынке сетей, так и для  новичков. Этот вопрос еще более серьезно стоит в Москве, где между продавцами розничных товаров идет конкурентная борьба за хорошие площадки.

2.  Логистика. Хотя ритейлеры и оказывают давление на своих поставщиков, чтобы те снижали цены и повышали качество снабжения, создавали свои собственные центры распределения и внедряли современные технологии, они все еще испытывают трудности в этом направлении, особенно на региональном уровне, где физическая/территориальная удаленность от центра имеет большое значение. В ближайшем будущем качество системы снабжения для большинства предприятий розничной торговли станет определяющим фактором успеха. Победителем станет та компания, которая сумеет создать эффективную систему логистики и обеспечить наличие ассортимента продукции, соответствующего спросу потребителя.

3.  Вступление в ВТО. Недавно  Россия вступила в ВТО. Совсем  скоро, вместе с ростом потребления  усилится конкуренция в секторе  розничной торговли и обслуживания  потребителей, в котором сейчас  высока доля импортной продукции.  Из-за более широкого доступа  к российскому рынку значительно  возрастет конкуренция для отечественных  производителей, особенно в продовольственном,  фармацевтическом и химическом  секторах, а также в отрасли  торговли бытовой электроникой. С другой стороны, вступление  в ВТО предоставляет возможность  более быстрой реализации ключевых  реформ и приведения законодательства  в соответствие со стандартами  ВТО. Это будет способствовать  созданию более благоприятного  климата для иностранных инвестиций. Ожидается увеличение притока  прямых иностранных инвестиций. Компании, которые первыми придут  на данный рынок, получат наибольшие  преимущества.

4.  Проблема финансирования. Несмотря  на общестатистические показатели недостаток собственных финансовых средств и высокий процент по кредитам остаются одними из основных факторов, ограничивающими деловую активность розничной торговли.

Основные направления по совершенствованию  российской розничной торговли:

1)  Модернизация российского  сектора розничной торговли и  изменение покупательских привычек. Дальнейшее проникновение на  рынок современных форматов приведет  к изменению покупательских привычек, придав процессу совершения покупок  оттенок развлечения. Благодаря  росту доходов повысится спрос  на качественную продукцию, и  современные форматы станут более  доступными для населения. По  прогнозам аналитиков, доля современных  форматов за три-четыре года  удвоится.

Информация о работе Общая характеристика оптовой и розничной торговли