Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2011 в 14:01, курсовая работа
Безалкогольные напитки издавна пользуются широкой популярностью среди всех слоев населения всех возрастных групп, однако именно за последние 100 лет их производство получило особое развития, сопровождающееся впечатляющим расширением ассортимента. В английском языке для обозначения безалкогольных напитков чаще всего употребляется термин “soft drinks”, противопоставляющий содержащим алкоголь "hard drinks".
Безалкогольные напитки издавна пользуются широкой популярностью среди всех слоев населения всех возрастных групп, однако именно за последние 100 лет их производство получило особое развития, сопровождающееся впечатляющим расширением ассортимента. В английском языке для обозначения безалкогольных напитков чаще всего употребляется термин “soft drinks”, противопоставляющий содержащим алкоголь "hard drinks". В широком смысле в это понятие включается «колы», газированная вода, лимонады и многие другие в т.ч. соки, но исключая горячие напитки как чай, кофе и т.п. Особое внимание в последние годы стали привлекать газированные безалкогольные напитки, по поводу которых ведутся серьезные споры не только (и не столько) в научных кругах, сколько в широкой прессе, вокруг которых сложилось немало мифов, большинство из которых не имеет под собой никаких оснований. Наконец, эти напитки стали даже противопоставляться другим представителям soft drinks и натуральным сокам.
Российский
рынок безалкогольных напитков является
самым крупным и самым
Спад произошел в основном из-за снижения доходов населения и, соответственно, нежелания потребителей тратить деньги на товары не первой необходимости. Тем не менее, в 2010 году российская экономика начала восстанавливаться после рецессии. Наметился рост потребления товаров повседневного спроса, включая безалкогольные напитки. Динамика рассматриваемого рынка, и предлагаемые им инвестиционные возможности, продолжают привлекать международные компании, которые в 2010 году уже контролировали 55% рынка в натуральном выражении.
В сегменте газированных напитков после резкого спада в 2009 году – на 15% в натуральном выражении – наблюдается быстрое восстановление, причем в 2010 году уже был отмечен рост на 7% в натуральных показателях, как показано на рисунке 13.
Стабилизация российской экономики привела к росту располагаемых доходов населения, поэтому потребители меньше стремились экономить и могли позволить себе регулярные покупки газированных напитков. Еще одним фактором, стимулировавшим рост продаж, была аномальная жара летом 2010 года, наблюдавшаяся с начала июня.
Рис. 1 Динамика
развития рынка безалкогольных напитков
в 2007-2011 годах
С момента начала жаркой погоды спрос на газированные напитки удвоился, по сравнению с маем 2010 года. В итоге, потребление газированных напитков в 2010 году составило 27,9 литра на душу населения (рис. 2)4.
По данным Euromonitor International, продажи бутилированной воды в 2010 году выросли на 18 % в натуральном выражении и на 30 % – в стоимостном, соответственно достигнув показателей в 3 млрд. литров и $ 3 млрд. Несмотря на то, что начало 2010 года было не слишком оптимистичным, летом продажи всех безалкогольных напитков значительно выросли, что помогло сегменту бутилированной воды быстро восстановиться после спада на 15% в натуральном выражении, отмеченном в 2009 году.
Продажи
фруктовых/овощных соков – в категорию
также включены сокосодержащие напитки,
морсы и нектары – в 2010 году выросли на
13% по объему и на 23% по стоимости.
Рис. 2 Динамика
потребления безалкогольных напитков
в 2007-2011 годах, л/чел.5
После заметного спада потребления в 2009 году – на 17% в натуральном выражении, – восстановление экономики в целом и FMCG-рынков, в частности, привело к росту продаж этой продукции. Подушевое потребление соковой продукции в 2010 году оценивается на уровне 21 литра – аналогичный уровень потребления был отмечен в 2007 году.
Наиболее
активный рост – на 20% в натуральном
выражении – наблюдался в сегменте
так называемых 100-процентных соков. Результатом
недавнего экономического спада стало
стремление потребителей приобретать
более дешевые продукты: предпочтение
отдавалось нектарам, цены на которые
значительно ниже цен на 100-процентные
соки. По мере восстановления экономики
начали меняться и предпочтения, у потребителей
снова появилась возможность покупать
более дорогие и более качественные продукты.
В натуральном объеме продаж стали лидировать
фруктово-ягодные нектары. По последним
экспертным данным, объем российского
рынка соковой продукции в натуральном
выражении составил 3,1 млрд литров (рис. 3).
Рис. 3 Динамика
рынка соковой продукции в 2002-2010
годах6
Следует
отметить, что доля овощных соков и нектаров
за последние 5 лет возросла с 7,7 до 10%, что
можно объяснить появлением на рынке новых
овощных соков, кроме томатного – например,
морковного, сельдерейного, овощных миксов
– а также других видов соков и нектаров.
Темпы роста сокового рынка в 2009 году показали
отрицательный результат, сократившись
по сравнению с 2008 годом на 4,2%. Такая ситуация
объясняется постепенным насыщением рынка,
а также последствиями финансово-экономического
кризиса. В 2010 году рынок стал выходить
на докризисный уровень. По прогнозам
компании «Маркет Аналитика», в 2011 году
объемы продаж различных видов соковой
продукции достигнут отметки 3,5 млрд литров.
Объем рынка соков в стоимостном выражении
в 2010 году составил 177 млрд рублей, что
на 2,9% больше, чем в 2009 году7.
Динамика
российского рынка
Основной конкурент PepsiCo – The Coca-Cola Company открыла свое представительство в России в 1991 году, а первая фабрика этого игрока стартовала в Москве в 1994-м. В 2005 году Coca-Cola приобрела одного из ведущих российских производителей соков – ЗАО «Мултон» (Москва), а в 2007 году – завод Aqua Vision (ООО «Аква Вижион», Московская область). Таким образом, к началу 2010 года российский рынок безалкогольных напитков был уже в основном консолидирован, а совместная рыночная доля PepsiCo и Coca-Cola в этот период составила 45% в натуральном выражении.
В 2010 году компания Coca-Cola приобрела четвертого по величине производителя соков в России – ОАО «Нидан Соки» (Московская область), которому принадлежат такие известные бренды, как «Моя семья», «Да!» и «Каприз». В 2009 году компания «Нидан Соки» контролировала 15% сокового рынка в натуральном выражении. Таким образом, общая доля Coca-Cola на российском рынке соков превысила 35%, а на рынке безалкогольных напитков в целом – 26% в натуральном выражении. Кроме того, компания намерена инвестировать $ 1 млрд в развитие своей инфраструктуры в России в течение ближайших пяти лет, причем значительная часть этих инвестиций будет направлена в «Нидан Соки».
Компания
PepsiCo решила не сдавать позиций на российском
рынке безалкогольных напитков и в конце
2010 года объявила о приобретении ОАО «Вимм-Билль-Данн
Продукты Питания» (Москва). После окончательного
завершения сделки по приобретению крупнейшего
отечественного производителя безалкогольных
напитков и молочной продукции PepsiCo увеличит
свою долю на российском рынке соков с
30 до 50%, а на рынке безалкогольных напитков
в целом в 2011 году доля компании достигнет
29% в натуральном выражении (рис. 4).
Рис. 4 Структура
рынка безалкогольных напитков по крупнейшим
производителям в 2011 году8
По завершении приобретения «Вимм-Билль-Данн» PepsiCo планирует инвестировать в развитие бизнеса $ 1 млрд в течение ближайших пяти лет. В результате этой транзакции международный концерн станет крупнейшим производителем продуктов питания и напитков в России. Годовые продажи компании превысят $ 5 млрд.
Таким образом, можно сделать вывод, что рынок безалкогольных напитков – один из наиболее консолидированных в России. Суммарная доля двух крупнейших игроков в 2010 году составила 55% в натуральном выражении. Покупка компаний «Нидан Соки» и «Вимм-Билль-Данн» свидетельствует о том, что российский рынок безалкогольных напитков имеет значительный потенциал развития. Подушевое потребление продолжит расти и, по оценке Euromonitor International, к 2015 году достигнет 97 литров в год. Кроме того, подобные транзакции четко указывают на новый тренд в сфере слияний и поглощений – западные компании, работающие на медленно растущих рынках, ищут возможности покупки бизнеса на динамичных рынках Восточной Европы. Это позволит PepsiCo и Cola-Cola продолжить борьбу за лидерство, создаст сильный потенциал будущего роста и обеспечит платформу для дальнейшей экспансии в Восточной Европе и странах СНГ9.
Кроме
того, инвестиции транснациональных компаний
имеют положительное влияние на российскую
экономику в целом. Собираемые налоги
идут в бюджет страны, также создаются
дополнительные рабочие места для россиян.
Подобная олигополия может влиять на ценообразование
– компании стремятся повысить эффективность
и снизить себестоимость.
Характеризуя проблемы производителей алкогольных напитков работающих в условиях российского рынка следует отметить, что некоторые исследователи характеризуя состояние и тенденции рынка безалкогольных напитков анализируют жидкие продукты питания такие как соковая продукция, а также природные минеральные и питьевые воды. Это является не совсем правильным и в рамках данной работы будут охарактеризованы проблемы производителей: газированных, негазированных, с консервантами, без консервантов, произведенных на сахаре, на интенсивных подсластителях, низкокалорийных, сокосодержащих, напитков брожения, энергетических, спортивных, функциональных, диабетических, обогащенных, ароматизированных вод, холодных чаев и кофейных напитков. Данное выделение необходимо поскольку рынок соковой продукции имеет свои особенности, характеристики и проблемные вопросы которые не являются предметом проведенного исслледования.
Процессы сегментации и дифференциации индустрии привели к тому, что сегодня на российском рынке безалкогольных напитков представлены десятки категорий и подкатегорий. Причем с каждым годом структура российского рынка безалкогольных напитков усложняется.
Результаты исследования, проведенного компанией BusinesStat, показали, что с 2007 г. часть российских потребителей начала отказываться от сладкой газировки в пользу сока и минеральной воды10. Такая переориентация привела к снижению объема рынка безалкогольных напитков. Эта тенденция была прервана в 2008 г., когда соковая индустрия России пережила серьезное потрясение: объем рынка составил 88,1 млрд руб., сократившись на 39% по сравнению с предыдущим годом. Отрицательная динамика была обусловлена подорожанием сокового сырья на мировом рынке, действием внутренних заградительных пошлин на импорт, а также ростом курса доллара. Вслед за ростом себестоимости продукции произошел рост цен на натуральные соки и нектары в торговле. Розничные цены на соки в 2008 г. поднялись на 9,7% (с 38,4 до 42,1 руб.), продемонстрировав максимальное увеличение за последние пять лет11.
Важной
предпосылкой в структурных изменениях
рынка безалкогольных напитков стало
изменение реальных денежных доходов
населения в России в 2008 году. Началось
постепенное сокращение реальных располагаемых
денежных доходов населения, которые также
с октября 2008 года соответственно поменяли
тренд относительно предыдущего положительного
года, как показано на рисунке 5.
Рис. 5 реальные располагаемые денежные доходы населения12
Сокращение реальных располагаемых денежных доходов населения прямо приводит к сокращению платежеспособного спроса. Из-за сжимающего спроса потребители начали экономить и переключаться на более дешевые товары или товары заместители. Следующим логическим последствием из этого является сокращение спроса на эластичные группы или категории товаров. В результате такой ситуации начинают кардинально меняться паттерны потребления.
Увеличение стоимости соковой продукции одновременно со снижением покупательной способности населения привели к тому, что потребители начали возвращаться к прежним привычкам и пить газированную воду. Кроме того, положительное влияние на развитие рынка безалкогольных напитков оказал рост продаж новых для россиян продуктов, который наблюдается последние годы. В частности, увеличивается спрос на товары, которые позиционируются как напитки с повышенной пищевой ценностью и напитки для здорового питания.
Сегодня одним из основных факторов, стимулирующих развитие рынка безалкогольных напитков, является тренд здорового образа жизни. С ним связано развитие на рынке сегмента функциональных напитков, а также переориентация части потребителей на более «полезные» минеральные воды.
Информация о работе Обзор российского рынка безалкогольной продукции