Обзор российского рынка безалкогольной продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2011 в 14:01, курсовая работа

Описание

Безалкогольные напитки издавна пользуются широкой популярностью среди всех слоев населения всех возрастных групп, однако именно за последние 100 лет их производство получило особое развития, сопровождающееся впечатляющим расширением ассортимента. В английском языке для обозначения безалкогольных напитков чаще всего употребляется термин “soft drinks”, противопоставляющий содержащим алкоголь "hard drinks".

Работа состоит из  1 файл

analiz.doc

— 133.50 Кб (Скачать документ)

      Аналогичная тенденция наблюдается и в  большинстве развитых стран мира. Из данной категории напитков в России можно выделить прежде всего рынок кваса как самый быстрорастущий. В то же время наиболее быстрыми темпами развиваются сегменты рынка функциональных напитков — энергетических, спортивных и других, а также рынка холодного чая и кофейных напитков. Это объясняется тем, что указанные напитки появились на российском рынке относительно недавно и имеют небольшой удельный вес в общем объеме потребления безалкогольных напитков13.

      Российский  рынок безалкогольных напитков существенно  отстает от зарубежного. Основные проблемы, препятствующие развитию производства в нашей стране, характерны для всей пищевой индустрии. Это в первую очередь трудности в области технического регулирования, связанные с выходом новой продукции. В настоящее время для вывода новинки на рынок необходимо собрать множество разрешений, заключений и прочих документов. Поэтому средний срок вывода нового продукта на российский рынок — больше года, в то время как в развитых странах — несколько недель или месяцев. Бюрократическая волокита является причиной и для более высокой себестоимости производства пищевых продуктов в России, чем в большинстве развитых стран. Ведь все процедуры, связанные с получением необходимых разрешительных документов, платные. Особенно эти барьеры мешают развиваться сегменту инновационных, например функциональных напитков, так как они не вписываются в привычные рамки, обусловленные нынешним законодательством, и разрешительные процедуры для них многократно усложняются.

      Между тем сейчас удельный вес импортных напитков в общем товарообороте крайне незначителен и не превышает нескольких процентов. Подавляющее большинство напитков производится на территории РФ. По импорту поставляются лишь некоторые энергетические напитки, холодный чай, кофейные напитки, функциональные напитки (оказывают определенное влияние на организм, в частности повышают иммунную защиту, предупреждают или контролируют психические и физические заболевания). Импортные напитки особенно распространены на рынках Дальнего Востока и Приморья. Так, в торговой сети Владивостока можно увидеть массу продуктов, импортированных из Японии — признанного лидера инноваций в индустрии безалкогольных напитков14. Они обогащены не только привычными витаминами и минералами, но и экзотическими лечебными растениями, а также белковыми препаратами. В целом из-за высокого удельного веса стоимости транспортировки в конечной цене продукции возить безалкогольные напитки на дальние расстояния невыгодно. Поэтому рано или поздно любой безалкогольный напиток, продемонстрировавший достаточно высокий коммерческий потенциал, начинают производить в России, где, по данным Союза производителей безалкогольных напитков, таким производством занимается более 500 компаний15.

      По  данным компании «Nielsen Россия», отечественные  производители занимают не более 15% физического и 10% стоимостного объема этой отрасли16.

      На ряду с этим следует отметить, что ещё одной проблемой производителей безалкогольной продукции является выраженная сезонность продаж продукции. Больше всего сезонности продаж подвержены сладкие безалкогольные напитки, менее столовые воды. Поскольку, в настоящее время, большинство горожан заменили использование водопроводной воды, минеральной или столовой. Хотя утверждать, что рынок минеральных и столовых вод совсем не подвергается влиянию фактора сезонности нельзя. Поскольку в теплое время года человек потребляет больше жидкости чем в холодное.

      Ещё одной проблемой с которой сталкиваются производители безалкогольных напитков является открытая и скрытая пропаганда против сладких, газированных напитков, которая ведется в средствах массовой информации. В частности существует ряд передач и публикаций которые пропагандируют вредные свойства сладкой газированной воды, хотя это не является доказанным фактом. В результате производители вынуждены бороться с такой антирекламой, выделяя большие суммы на продвижение товара. Но это могут позволить себе лишь крупные производители.

      При увеличении потребления безалкогольных напитков и минеральных вод особенно острый характер приобрела проблема их фальсификации. Основными объектами фальсификаторов являются наиболее популярные в России марки минеральных вод, таких как "Боржоми" и "Нарзан".

      Существует  несколько способов фальсификации  напитков:

      - Производство некачественных напитков  и продажа их под известной  маркой. Подделку можно отличить  по плохо пропечатанной этикетке, отсутствию номера скважины и т.п. Зачастую под маркой минеральной продается искусственно минерализованная вода - обычная вода с добавлением соды, соли и углекислого газа. Если такая вода произведена в соответствии с требованиями ГОСТа, на этикетке должно быть указано - "искусственно минерализованная".

      - Контрафакция - продвижение своего  товара под именем раскрученной  торговой марки. В этом случае  недобросовестные производители  копируют этикетку "раскрученного" товара с незначительными отклонениями, которые можно обнаружить лишь при внимательном рассмотрении.  
Наиболее распространенным способом фальсификации неминеральных безалкогольных напитков является разбавление или полная замена их водой, подкрашивание колером, синтетическими и натуральными красителями для придания цвета, имитирующего натуральный, замена натурального сырья синтетическим17.

      Данный факт является значительной угрозой для производителей безалкогольной продукции, поскольку такая фальсификация снижает уровень доверия граждан к производителю. 
 

 

2. Анализ брендов безалкогольных напитков на современном российском рынке

2.1 Стратегии продвижения брендов лидерами российского рынка безалкогольной продукции 
 
 
 

2.2 Анализ маркетинговых мероприятий направленных на продвижение брендов безалкогольных напитков  
 
 
 

 

Заключение

 

      Натуральный объем продаж безалкогольных напитков в России в 2005-2009 гг вырос на 2,1 млрд л, достигнув 9,4 млрд л. Кризис привел лишь к стагнации рынка, но не к сокращению продаж. Люди, которые уже потребляли чистую покупную воду не смогли в условиях кризиса переключиться обратно на водопроводную. Кроме того, расходы на воду и напитки в кризис увеличились не значительно, так как большая часть продукции рынка относится к эконом сегменту. В итоге в 2010 г рынок продолжил расти, приблизившись к 9,6 млрд л.

      Рынок условно делится на три подкласса: питьевые, минеральные воды и прохладительные  напитки. Доминирующее положение занимают прохладительные напитки. Если минеральных и питьевых вод суммарно в 2010 г продано 4,2 млрд л, то продажи прохладительных напитков приближались к 5,4 млрд л.

      Основной  объем продаж минеральных вод  приходится на столовые минеральные воды. Их доля равна 40% от общего объема продаж минеральных вод. Чаще всего столовой минеральной водой именуется обычная питьевая вода из скважины, но степень минерализации позволяет этой воде называться минеральной. В целом потребители предпочитают минеральную столовую воду просто очищенной под фильтрами, по этому данный сегмент растет быстрее остальных. Активно растут продажи и обычных питьевых вод, особенно в секторе разливной и кулерной воды. В 2010 г объем продаж кулерной воды достиг 245 млн л.

      Наибольшую  долю продаж прохладительных напитков составляют лимонады и колы, объем продаж в 2010 г составил 4,2 млрд. Сейчас данные сегмент рынка близок к насыщению. Доля лимонадов и кол в период с 2005 по 2009 г в общем объеме продаж упала с 86% до 81%. Доли холодных чаев, сокосодержащих, функциональных напитков и квасов, напротив в последние годы растут. Квас промышленного производства в значительной степени заменил в потреблении квас домашнего производства, особенно в летний период. Быстро растет рынок функциональных напитков, в первую очередь за счет энергетиков. Эти сегменты рынка еще далеки от насыщения.

      Как только мировой финансовый кризис начал сбавлять темпы, большая часть рынков стала показывать стабильный рост. На протяжении последнего года на рынках различных потребительских товаров темпы роста возрастали от месяца к месяцу, не стал исключение и рынок безалкогольных напитков. За 2010 год специалисты отметили рост рынка более, чем на 30%. Как только благосостояние людей начало расти, они вновь начали покупать соки в пакетах и бутылках, которые заменили на их столах домашние морсы и компоты. Но не только улучшением положения потребителей можно объяснить возрождение рынка: летняя жара существенно повысила продажи любых товаров, которые могли хоть немного спасти от зноя. Тогда положительный эффект испытали на себе рынки кондиционеров, вентиляторов, мороженного и безалкогольных напитков, объясняется в отчете ГК Step by Step "Российский рынок безалкогольных напитков".  

Информация о работе Обзор российского рынка безалкогольной продукции