Психологические манипуляции и конфликты в социально-бытовой среде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 19:34, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение манипуляций и конфликтов в социально – бытовой среде.
Предмет: Психологические манипуляции и конфликты в социально - бытовой среде.
Исходя из этого, определим объект нашего исследования
Объект: Манипуляции и конфликты.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………
Глава 1. Психологические манипуляции в социально-бытовой среде
1.1 Понятие манипуляции виды и причины.……………………………….
1.2 Способы и средства манипулирования………………………………..
1.3. Манипуляции в семье …………………………………………………
Глава 2. Конфликты в социально-бытовой среде
2.1. Понятие конфликта, его сущность ……………………………………..
2.2 Типы конфликтов…………………………………………….
2.3 Семейные конфликты…………………………………………………..
Глава 3. Практические рекомендации
3.1 Защита от манипуляции………………………………………………….
3.2 разрешение конфликтов в семье…………………………………………
Заключение ………………………………………………………………………
Список использованных источников………

Работа состоит из  1 файл

статных курсовая.doc

— 291.50 Кб (Скачать документ)

Психосексуальный конфликт настигает супругов в тот самый момент, когда из их жизни улетучивается эйфория, которую дарит паре чувство влюбленности. И нарастающее чувство неудовлетворения партнером - веский повод начинать профилактику данного вида конфликта. Способ не допустить данный вид конфликта в дом - это быть самим с собой в самом начале сексуальных отношений с партнером.

Статусно-ролевой, и именно с его возникновением связано внушительное количество разводов среди семейных пар. Если один из партнеров в паре демонстративно не уважает другого, и всячески принижает его роль - статусно-ролевой конфликт налицо. Появляется он в мезальянсах (больше известных, как неравные браки), причем неравенство партнеров именно социального характера. Чтобы избежать данного конфликта стоит раз и навсегда усвоить: перевоспитать взрослого человека невозможно, а потому и "пилить" его бесполезно. [8 с. 33]

В эмоциональном конфликте основной проблемой является нехватка очевидных проявлений любви со стороны одного из супругов. Такое положение вещей обычно устанавливается в парах, где один из партнеров закрытый и не слишком эмоциональный человек, а потому он не может каждый пять минут твердить своей половине о неземной любви. А если эта половина не слишком уверена в себе, и в чувствах супруга, то эмоциональный конфликт не заставит себя ждать. В этом случае партнеру, скупому на эмоции, нужно помнить, что заглянуть в душу другому человеку невозможно. И если свое теплое отношение к любимому никак не показывать, то рано или поздно (но скорее всего, рано) он усомниться в наличии каких-либо чувств со стороны партнера.

Возрастным конфликтом психологи называют не извечный спор поколений, а непонимание, возникающее между людьми, зрелость которых находится совершенно на разных уровнях. Усугубить этот тип конфликта проще простого: нужно перестать замечать своего партнера и всячески демонстрировать ему, что у Вас не может быть совместных выходов в свет. Сохранять такие отношения стоит лишь в том случае, если каждый из супругов уверен, что рядом с ним находится тот самый "единственный и неповторимый". А если брак - всего лишь подготовительный этап перед новыми, настоящими отношениями, то лучше себе в этом признаться и поставить на такой семье жирную точку. Тем более, что психологи утверждают: возрастной конфликт очень плохо поддается урегулированию.

Ценностный конфликт. Если жизненные приоритеты двух людей слишком различны и не находят точек соприкосновения, то тот факт, что они оказались связанными узами брака иначе как случайностью не назовешь. Однако, специалисты уверены, что такой тип конфликта вполне возможно преодолеть, если приложить его решению достаточные усилия. Даже в том случае, если один из супругов проявляет асоциальное поведение, пристрастен к алкогольной или наркотической зависимости, можно попытаться вырваться из привычного круга общения и обратиться к специалистам по подобным заболеваниям. Правда, такой вариант ценностного конфликта - это все же крайность. Во всех остальных случаях, на начальной стадии назревания проблем, нужно попытаться не ущемлять партнера в его ценностях, и тогда шанс не дойти до конфликта - очень и очень велик. [8 с. 28]

Материальный конфликт. Когда общество так наэлектризовано и заморочено на материальных благах, любой перекос в финансовом состоянии семейной лодки может ее опрокинуть и потопить. И здесь может быть два варианта развития событий. Первый - это тотальная нехватка денег в семье, которая приводит к бесконечным упрекам друг другу в неумении зарабатывать или тратить. И второй - это внезапное значительное увеличение семейного бюджета, и супруг, добившийся таких перемен, решает найти себе более подходящего партнера. Избежать такого развития событий можно лишь в том случае, если партнерам удастся обоим занять значимую позицию во всех вопросах, которые касаются зарабатывания и расходования денежных средств. А если удастся создать такую ситуацию, когда семейный бюджет будет в равной степени принадлежать обоим супругам, то материальному конфликту не будет шансов разрушить семью.

 

 

Супружеские конфликты

  Причины всех супружеских конфликтов подразделяются на три большие категории:

1.      конфликты на почве несправедливого распределения труда (разные понятия прав и обязанностей);

2.      конфликты на почве неудовлетворения каких-либо потребностей;

3.      ссоры из-за недостатков в воспитании.

По поводу первой причины следует отметить, что главным в распределении семейных обязанностей является именно их согласованность, вследствие чего и традиционная, и эгалитаргут оказаться вполне приемлемыми для семейного благополучия, если они удовлетворяют обоих супругов.

Если члены семьи по-разному понимают свои роли и предъявляют друг другу несогласованные, отвергаемые другими, ожидания и соответствующие им требования, семья является заведомо малосовместимой и конфликтной. Поведение каждого, отвечающее его индивидуальным представлениям о своей семейной роли, будет рассматриваться им как единственно правильное, а поведение другого партнера, не отвечающее этим представлениям, как неверное и даже злонамеренное. [11 с. 45]

С этими ожиданиями и представлениями тесно смыкаются потребности, которые супруги хотели бы удовлетворить в браке. Если представления не совпадают, то и потребности находятся во взаимном рассогласовании: мы стремимся удовлетворить вовсе не те потребности, которые являются актуальными для другого, и соответственно, ждем от него удовлетворения тех наших потребностей, которые он как супруг удовлетворять не собирается. Такое рассогласование переходит сначала в скрытый, а потом и в открытый поведенческий конфликт, когда один из супругов с его ожиданиями и потребностями становится препятствием для удовлетворения желаний, намерений и интересов другого.

Многие авторы связывают конфликтность-успешность отношений с моделями поведения в семье родителей. Так, С. Кратохвил замечает, что индивидуум научается мужской или женской роли в значительной мере от своих родителей и имеет тенденцию неосознанно использовать в своей семье модель отношений родителей независимо от того, нравятся они ему или нет (1991).

 

Конфликты между детьми и родителями

Конечно, конфликты происходят не только между детьми, но и между детьми и родителями. Здесь исход зависит от того, как ведут себя родители. Вариант первый (и самый частый): родители заставляют ребенка делать то, что они хотят, а если ребенок не делает этого, наказывают его. Чему учится ребенок? Все дети разные, и, в зависимости от особенностей его нервной системы, характера, силы воли, каждый ребенок делает свои выводы. Есть дети, которые просто подчиняются. Ребенок не задумывается о том, правильно это или нет, он просто подчиняется. Но если он привык это делать в семье, он будет подчиняться и в любой компании, в которой он окажется. И не потому, что он плохой, а просто потому, что по-другому не умеет. К чему это может привести, думаю, объяснять не надо. Многие дети учатся скрывать свои желания, врать, даже тогда, когда в этом нет необходимости. Причина простая – ребенок боится родителей. Много ли вы видели детей, которые сами приходят к родителям с просьбой: «Мама, проверь домашнее задание!» Чаще они делают это только по требованию родителей, и нередко оказывается, что пора спать, а уроки не сделаны… В результате он не обратится к вам за помощью не только тогда, когда, например, у него не получается задачка, но и в более серьезных ситуациях, когда помощь родителей необходима. [15 с. 61]

Вариант второй: родители во всем соглашаются с ребенком, потакают всем его прихотям. Не будем говорить о причинах такого поведения родителей – это отдельная тема. Поговорим о результатах. А результат плачевный – ребенок перестает уважать родителей, которые не устанавливают границы поведения. Ребенок, которому все позволено, чувствует себя, как ни странно, незащищенным и нелюбимым и начинает мстить родителям. Кроме того, вырастая, он испытывает большие трудности в отношениях с другими людьми, потому что не научился строить с ними отношения, он считает, что все ему должны.

Вариант третий: договариваться. Что такое договор? «Давай договоримся – с сегодняшнего дня ты сам собираешь свой портфель!» Это не договор, это приказ. Мнение ребенка здесь не учитывается. Договор предполагает, что обе стороны довольны, обе стороны получили что-то, что они хотят. Важно не только говорить о том, чего хотят родители, но и выслушивать мнение ребенка по этому вопросу, а затем приходить к решению, которое устроит всех. Умению договариваться посвящено целое занятие на тренинге «Секреты детского поведения». Это умение предполагает уважение к себе и ребенку, желание понять, что он чувствует и что он хочет, умение позаботиться о себе и любовь. Это очень важный момент в установлении близких отношений в семье. [15 с. 21]

 

Конфликты между поколениями

Межпоколенные конфликты, подобно социальным конфликтам, представляют собой процесс возникновения, проявления, столкновения и разрешения противоречий как между представителями одного поколения (внутрипоколенный конфликт), так и между представителями разных поколений (межпоколенный конфликт), причем конфликтные взаимодействия внутри и между поколениями, выступают фактором разрушения или укрепления социальных связей.

Межпоколенные отношения на микроуровне социальных связей, в семье особенно значимы, поскольку в отличие от большой в малой социальной группе отношения людей имеют непосредственный характер. Очень важно для каждого человека знание своего прошлого, своей генеалогии, истории жизни своих предков.

Впервые проблемы семьи и внутрисемейного взаимодействия упоминаются в трудах Платона, Анаксагора, Аристотеля, Зенона, где семья рассматривается как первый опыт общества, анализируется роль семьи в поддержании социального порядка. Особое значение для понимания семейных взаимоотношений и межличностных коммуникаций имели работы И.С. Кона, А.Г. Харчева. [16 с. 45]

Проблемы взаимодействия детей и родителей неотъемлемо связаны с наследованием традиционных культурных норм.

Э. Берн, Р. Ричардсон, Т. Харис рассматривали возрастные периоды, наиболее благоприятные для усвоения социальных норм и ценностей, а также становление и развитие эмоциональной связи родителей и детей. Именно семья выступает мощным институтом социального проектирования, закладывая основы развития ценностного потенциала будущего человека нового поколения.

Родительские аттитюды представляют собой многомерный феномен, отражающий, с одной стороны, индивидуальные представления каждого человека, базирующиеся на его личном опыте, формируемом социальной реальностью, с другой стороны, это опыт предшествующих поколений, усвоенный путем наследования тех или иных социокультурных традиций и ценностей. Родительские аттитюды транслируются из поколения в поколение, детерминируются той социальной группой, в поле которой они формируются. Глубина опознавания родительских аттитюдов находиться в прямой зависимости с возможностью социального использования накопленного предыдущими поколениями опыта, осознания и анализа наследуемых родительских аттитюдов, обеспечивает гибкость и эффективность адаптации индивидов в социуме.

Семья обеспечивает решение проблем, связанных с индивидуальной безопасностью и эмоциональной поддержкой, защитой прав каждого в семье, обеспечивает физическую, психологическую, духовную основу жизнедеятельности всех ее членов, является межпоколенческой системой наследования социокультурных конструктов и родительских аттитюдов.

Семья всегда играла важную роль на всех стадиях жизни человека.

В семье он вырастал, в семье формировалась его личность, в семье он воспитывал своих детей, обогащал свой мир чувств, самые яркие из них связывались с семейными делами. Таким образом, семья представала натуральной средой обитания и для человека в пожилом возрасте, от семьи он надеялся получить материальную, физическую и духовную поддержку.

Как следствие преображения семьи под воздействием промышленного развития, урбанизации и растущей мобильности населения связи между поколениями внутри семьи, а также между братьями и сестрами становятся все более слабыми и неглубокими. [15 с. 31]

В этих условиях уменьшаются возможности, а временами и желание среднего поколения оказывать помощь старым родителям.

В пожилом возрасте круг социальных связей человека сужается до отношений с семьей, главным образом с супругой, детьми и внуками и, возможно, также с братьями и сестрами, и отношения эти оказывают огромное воздействие на качество жизни и ее оценку. Возможность принимать участие в жизни семьи, хотя бы регулярно встречаться с ней, оказывает взаимную помощь и разного рода услуги вызывают у старого отца или матери не только естественное удовлетворение от проявления своей сердечности, но и чувство безопасности и признания своей роли в семье и обществе. Широко распространено мнение, что все это могла обеспечить традиционная большая семья, особенно крестьянская, и в значительной мере также ремесленная, объединяемая общим источником существования, каким является семейная мастерская. Сопутствующий промышленному развитию индивидуализм разорвал характерную для традиционной семьи общность производства и потребления. По мнению многих, именно это привело к отдалению между родителями и детьми, к потере пожилыми людьми поддержки молодых, на которую они всегда могли рассчитывать в случае нужды.

Семья играет на поздних этапах жизни индивида исключительную роль. Она представляет собой ближайшее социальное окружение пожилого человека, способное оказывать и позитивное и негативное влияние на его адаптацию к изменившимся после выхода на пенсию условиям жизни, на усвоение им новой социальной роли.

Можно также отметить, что наиболее сильным фактором, связывающим старшее и среднее поколения, являются внуки. Желание принести именно им максимальную пользу нередко заставляет пенсионеров идти на известный компромисс, жертвуя другими потребностями и беря на себя излишние обязанности по дому. Многие пенсионеры сталкиваются с непониманием со стороны среднего поколения, считающего, что семья должна составлять чуть ли не единственный объект интересов пожилого человека, и воспринимающего вклад последнего, как нечто само собой разумеющееся.

Информация о работе Психологические манипуляции и конфликты в социально-бытовой среде