Шпаргалка по "Товароведению"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 21:24, шпаргалка

Описание

Общепринятое определение товара — «продукт труда, произведенный для продажи». Однако важна не столько роль товара в его обмене на деньги, сколько возможность его использовать, потреблять: «товар — это средство, с помощью которого можно удовлетворить определенную потребность» или «товар - это комплекс полезных свойств вещи. Поэтому он автоматически включает все составные элементы, необходимые для материального удовлетворения нужд потребителя».

Работа состоит из  1 файл

шпоры по товароведению.doc

— 308.50 Кб (Скачать документ)

иными объектами в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.

Основные задачи:

Реализация в Республике Беларусь единой государственной политики в  области обеспечения единства измерений

Предотвращение и пресечение нарушений  требований законодательства об обеспечении  единства измерений 

Защита интересов государства  и граждан от последствий неточных и неправильно выполненных измерений. 

Вопрос 19

Показатель качества товара - это количественная характеристика одного или нескольких свойств товара, составляющих его качество. Показатель качества количественно характеризует степень пригодности товара удовлетворять определенные потребности. Номенклатура показателей качества конкретного товара зависит от его назначения. У товаров, выполняющих несколько разнородных функций, номенклатура показателей может быть очень широкой, у товара одноцелевого назначения она будет значительно уже.

В зависимости от характеризуемых  свойств показатели качества делятся на следующие группы: показатели назначения (функциональные); показатели надежности; эргономические показатели; эстетические показатели; показатели технологичности; показатели транспортабельности; показатели стандартизации и унификации; патентно-правовые показатели; экологические показатели; показатели безопасности; экономические показатели и показатели однородности. На стадии товарного обращения на внутреннем рынке патентно-правовые, а также показатели технологичности, стандартизации и унификации, как правило, не используются.

В зависимости от количества характеризуемых свойств показатели делятся на единичные и комплексные. Единичный показатель количественно характеризует одно простое свойство. Комплексный показатель характеризует одним числом одновременно несколько свойств товара или сложное свойство. Если по показателю качества судят о качестве товара в целом, то такой показатель называется определяющим. Он может быть единичным и комплексным.

Различают показатели фактические, базовые и относительные. Фактический показатель - это конкретный единичный или комплексный показатель, установленный для данного товара. Базовый показатель - это показатель, принятый в качестве исходного при сравнении с фактическим при оценке качества. Относительный показатель --соотношение фактического и базового показателей.

По способу выражения  показатели бывают размерными, выражаемыми в различных единицах измерения, и

безразмерными, выражаемыми в долях единицы или в процентах. Особым видом показателя является интегральный показатель, который выражает соотношение полезного эффекта товара и суммарных затрат на его разработку, изготовление, обращение и потребление. По существу - это соотношение потребительной стоимости и стоимости.

 

 

Вопрос 20

Оценка качества товаров - это количественная или качественная оценка свойств, составляющих его полезность, путем использования соответствующего метода. Оценка уровня качества товаров — это совокупность операций, включающих выбор номенклатуры показателей качества, определение численных значений этих показателей, сопоставление их с базовыми. Уровень качества товара — относительная характеристика его качества, полученная путем сравнения показателей качества оцениваемого вара с соответствующими базовыми показателями. Оценка уровня качества товаров складывается из следующих этапов: 1) постановка задачи и определение цели оценки; 2) выбор метода оценки; 3) выбор номенклатуры показателей качества оцениваемого товара; 4) выбор или разработка методов определения численных значений показателей качества; 5) выбор базовых показателей и образцов для сравнения; 6) определение численных значений показателей и сравнение их с базовыми; 7) анализ полученных результатов и принятие решений по управлению качеством.

Цели оценки могут  быть следующие: планирование показателей качества, анализ динамики качества товара во времени, контроль качества, сертификация товаров, обоснование правил потребления и ухода за товарами.

Оценка уровня качества может проводиться тремя методами: дифференциальным, комплексным и  смешанным.

Дифференциальный метод заключается в сопоставлении единичных показателей качества оцениваемого товара с соответствующими базовыми показателями. Для этого определяются относительные показатели. Если относительные показатели больше или равны единице, то уровень качества оцениваемого товара не ниже базового уровня. Если относительные показатели меньше единицы, то уровень качества товара ниже базового уровня.

Комплексный метод заключается в том, что уровень качества товара выражается одним числом, т. е. одним обобщенным показателем. Обобщенный показатель может быть выражен главным показателем, отражающим основное назначение товара, интегральным и средневзвешенным показателями.

Смешанный метод сочетает в себе комплексный и дифференциальный методы. При этом методе одновременно используются единичные и комплексные групповые показатели качества. Наиболее важные из них рассматриваются как единичные, а для группы второстепенных свойств определяется один комплексный (групповой) показатель. Затем для единичных показателей и полученного группового рассчитывается дифференциальным методом уровень качества товара. 

Вопрос 21

Товар - главный объект на рынке. Он имеет стоимость и потребительную стоимость (или ценность), обладает определенным качеством, техническим  уровнем и надежностью, задаваемой потребителями полезностью, показателями эффективности в производстве и потреблении, другими весьма важными характеристиками. Именно в товаре находят отражение все особенности и противоречия развития рыночных отношений в экономике. Товар должен обладать определенной конкурентосп-тью.

Конкурентоспособность товара - это  такой уровень его экономических, технических и эксплуатационных параметров, который позволяет выдержать  соперничество (конкуренцию) с другими  аналогичными товарами на рынке. Конкурентоспособность - сравнительная характеристика товара, содержащая комплексную оценку всей совокупности производственных, коммерческих, организационных и экономических показателей относительно она определяется совокупностью потребительских свойств данного товара-конкурента по степени соответствия общественным потребностям с учетом затрат на их удовлетворение, цен, условий поставки и эксплуатации в процессе про-изводительного и (или) личного потребления. Рассмотрим отдельно все составляющие показатели конкурентоспособности товара.

Технические показатели товара определяются оценкой соответствия его технического уровня, качества и надежности современным  требованиям, которые выдвигаются  потребителями на рынке. Эти требования наиболее полно отражают их общественные и индивидуальные потребности при достигнутом (прогнозируемом) уровне социально-экономического развития и научно-технического прогресса как у нас в стране, так и за рубежом. Основные требования потребителей к техническим показателям находят отражение в национальных и международных стандартах.

Под стандартизацией понимают разработку и установление технических показателей (норм) для принятой к выпуску  продукции, способов ее маркировки, упаковки, транспортировки и хранения. Документ, которым определяется (нормируется) стандартизируемый предмет, назы-вается стандартом. Он является не только техническим, но и государственным документом. Стандарты включают в себя полную характеристику товара и содержат технические условия на его изготовление, правила приемки, сортировки, упаковки, маркировки, транспортировки и хранения. При оценке качества товара прежде всего определяется его соответствие стандартам. Соответствие стандартам - регламентируемый потребительский параметр, нарушение которого сводит конкурентоспособность товара к нулю.

Конкурентоспособность любого товара определяется совокупностью только тех его свойств, которые представляют интерес для покупателя и обеспечивают удовлетворение данной потребности. Прочие параметры, выходящие за указанные  рамки, при оценке учитываться не должны.

.  
Вопрос  22

Сертификация товаров– по сути, мера порою вынужденная в условиях развития современной промышленности и сферы бизнеса. Стандартизация и сертификация позволяет документально  узаконить качественные характеристики продукции и возможность появления ее на рынке.

Международная организация по стандартизации (ISO) определяет процедуру сертификации товаров и услуг как процесс, призванный удостоверить соответствие данного товара или услуги принятым нормам и стандартам.

Система сертификации ГОСТ и СТБ, принятые в нашей стране, базируется на понятии сертификации соответствия. Сертификацией соответствия считается деятельность третьей стороны, которая направляет свои усилия на полноценное исследование товара или услуги на предмет соответствия конкретным нормам и стандартам, а затем документально подтверждает результат проведенного анализа. Закон РБ «О сертификации продукции, работ, услуг» определяет виды и формы сертификации, обозначает основные этапы и методы проведения сертификационных работ.

Согласно нему, сертификация подразделяется на обязательную и добровольную. Кроме  того, процесс обязательной сертификации управляется еще и отраслевыми  нормативными актами.

Цели сертификации

Сертификация направлена на достижение следующих целей: содействие потребителям в компетентном выборе продукции (услуги);

защита потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);

контроль безопасности продукции (услуги, работы) для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

подтверждение показателей качества продукции (услуги, работы), заявленных изготовителем (исполнителем).

 

 

Вопрос 23

В Республике Беларусь действует Национальная система  сертификации, созданная республиканским  органом по стандартизации, метрологии и сертификации, и могут действовать созданные другими юридическими лицами системы сертификации продукции по показателям, по которым законодательством Республики Беларусь проведение обязательной сертификации не предусмотрено.

В Национальной системе сертификации проводится как обязательная, так и добровольная сертификация, могут быть созданы системы сертификации по видам продукции и по отдельным требованиям.

Системы сертификации продукции имеют свои знаки соответствия.

Системы сертификации и знаки соответствия подлежат регистрации в порядке, установленном республиканским органом по стандартизации, метрологии и сертификации. 

Вопрос  24

Виды контроля.

Выборочный — контроль части продукции, результаты проверки которой распространяются на всю партию.

Сплошному контролю подвергается вся продукция (при неотработанном технологическом режиме).

Статистический контроль — предупредительный. Проводится по всему технологическому процессу с целью предупреждения возникновения брака.

Условной мерой качества товаров  является их сорт.

Сорт — это качественная градация товара по одному или нескольким показателям, установленным нормативной документацией.

При приемочном контроле качества изделия  подразделяют на сорта, обозначаемые цифрами (1, 2, 3 и т.д.) или словами (высший, отборный, экстра и т.д.). Некоторые товары (сложно-технические, мебель, изделия из пластмасс и др.) на сорта не делят, а различают как годные и негодные.

Градация товаров по сортам осуществляется по дефектам внешнего вида, реже по отклонениям от других свойств. Все дефекты внешнего вида подразделяют на допустимые и недопустимые. Изделия с недопустимыми дефектами бракуются.

Дефекты, определяющие сорт изделия, подразделяют по следующим признакам: происхождению, размерам и местоположению, возможности выявления, возможности  исправления, степени значимости.

По происхождению — дефекты  сырья, технологические, возникающие  при хранении и транспортировании.

По размерам и местоположению —  дефекты мелкие, крупные; местные, распространенные.

По возможности выявления —дефекты видимые (явные) и скрытые.

При наличии критических дефектов использование товаров невозможно или недопустимо.

Степень снижения качества товара зависит  от значимости, величины, месторасположения  и количества дефектов.

Количество, размер и местонахождение  допустимых дефектов указываются в стандартах.

Определение сорта осуществляется по балловой и ограничительной системам. Сорт изделия устанавливают на промышленном предприятии контролеры ОТК. Чем  выше сорт, тем выше качество товара.

При балловой системе каждый дефект или отклонение от номинального значения показателя свойства оценивают определенным количеством баллов с учетом их значимости и размера. Сорт определяют по сумме баллов.

При ограничительной системе для  каждого сорта устанавливается  перечень допустимых дефектов, их количество, размер, местонахождение.

При расхождении с нормативами  на данный сорт по видам, количеству и  местонахождению дефектов товар  переводят в низший сорт или брак.

Несоответствие товара нормативам хотя бы по одному дефекту или отклонению дает основание для перевода его в низший сорт или брак.

 

 

Вопрос 25

Информация о товаре в обязательном порядке должна содержать: наименование товара; фирменное наименование (наименование) и местонахождение изготовителя товара, местонахождение организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от покупателей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара; обозначение стандартов, обязательным требованиям которых должен соответствовать товар; сведения об основных потребительских свойствах товара; правила и условия эффективного и безопасного использования товара; указание на гарантийный срок, если он установлен для конкретного товара; данные о сроке службы или сроке годности, если они установлены для конкретного товара, а также сведения о необходимых действиях покупателя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении названных сроков представляют собой опасность для жизни, здоровья или имущества покупателя или становятся непригодными для использования по назначению; цену и условия приобретения товара.

Информация о работе Шпаргалка по "Товароведению"