Сравнительная характеристика различных видов упаковки чая и кофе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 14:27, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является:
1. Провести сравнительную характеристику различных видов упаковки чая и кофе.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Охарактеризовать роль тары и упаковки в процессе товародвижения;
2. Изучить потребительские свойства тары и ее виды;

Содержание

Введение
1. Тара и упаковка в процессе товароведения
2. Потребительская тара и ее виды \

3. Характеристика основных видов упаковки вкусовых товаров
3.1 Стеклянная упаковка
3.2 Упаковочные материалы из бумаги и картона
3.3 Полимерная упаковка
3.4 Металлическая упаковка
4. Сравнительный анализ видов упаковки чая и кофе в торговом предприятии
Заключение
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа 21 упаковка.docx

— 41.25 Кб (Скачать документ)

Потребительская упаковка бывает жесткой, полужесткой и мягкой. Жесткая и полужесткая хорошо предохраняют товары от деформаций и  разрушений, т.е. обеспечивают их сохранность. Наряду с механической прочностью упаковки надо обеспечить и ее удобство в  обращении. Этот вид тары выполняют  из стекла, металла или из пластиков.

Тара из листовых материалов имеет простую конфигурацию. Это кассеты, банки, коробки и  т.д. Такую упаковку изготавливают  методами литья, раздува или прессования.

Выдувная потребительская  упаковка отличается большим разнообразием  и большей функциональностью. Это  может быть банка для растворимого кофе или бутылка для охлажденного чая.

Литьевая и прессованная упаковки предназначены для дорогостоящей  продукции, требующей жесткой тары, а также элементов упаковки, требующей  большей точности выполнения (пенал, пробирка).

Тару из пенопластов  применяют в основном для термоизоляции  и защиты от ударов. Важным достоинством ее является легкость, дешевизна и  большая долговечность. Например, вкладыши, лотки, кюветы.

Мягкая потребительская  упаковка позволяет надежно защитить продукцию от внешних воздействий  и, как правило, полностью автоматизировать процесс упаковывания. Упаковка из полимерных масс эстетична, отличается меньшей удельной массой и низкой стоимостью. Обычно она предназначена  для разового использования. Наиболее распространенной мягкой упаковкой  являются пакеты. Пакеты различаются  оформлением дна, наличием боковых  сгибов и складок. Чаще всего вместимость  пакетов не превышает 3000 см3. Закрываются  пакеты различными затворами.

К легкой потребительской  упаковке относятся и термоусадочные пленки. Это однослойные пленки из полиэтилена, полипропилена, полиамидов, различные многослойные и комбинированные пленки.

По материалу  тара и упаковка подразделяются на выполненную из бумаги и картона, пластмассы, металла, стекла, дерева или керамики.

Чаще всего для  упаковки используют бумагу и картон. Их главное достоинство – низкая стоимость и экологическая чистота.

Пластмассы отличаются хорошими механическими характеристиками, универсальностью и дешевизной.

Металлы (чаще стали  и алюминий) обладают высокой прочностью и термоустойчивостью.

Стекло является химически нейтральным материалом и традиционно широко используется для упаковки жидкостей и кофе.

тара упаковка товародвижение потребительский

3. Характеристика  основных видов упаковки вкусовых  товаров

3.1 Стеклянная упаковка

Стекольная промышленность в России в наши дни является наиболее динамично развивающейся промышленностью.

Стеклотарный рынок  очень емок и потребность в  стекольной продукции растёт. Маркетинговые  исследования показывают постоянный дефицит  на рынке производства стеклотары, не смотря на бурный рост производства стеклянных банок и бутылок [5, с. 27].

Большую часть потребности  в стеклотаре (как и таре вообще) обеспечивается вторичной и импортной  стеклотарой. Это связано с нехваткой  отечественной стеклотары и ее несоответствием  международным стандартам.

Рассмотрим основные технические требования к стеклотаре на примере требований к стеклянной банке. Они регламентируются действующим ГОСТом и устанавливают, что банка должна:

1)  изготавливаться из стекла определенного состава;

2)  иметь определенные цвета;

3)  быть водостойкой, т.е. контролируется выщелачивание внутренней поверхности банки;

4)  быть термически устойчивой и выдерживать определенные перепады температуры;

5)  иметь качественный обжиг.

Этим ГОСТом определены следующими требованиями:

1)  по показателям внутреннего вида (прилипам стекла, острым швам, сколам, инородным включениям, открытым пузырям, волнистости, складкам и т.д.);

2)  к толщине дна и стенок банок;

3)  к геометрическим размерам и форме банок[2, с.27]

Причина разработки технических условий – использование  современных высокопроизводительных линий для розлива или упаковывания продуктов в стеклянную тару. Т.к. продукты на этих линиях подаются в  стеклянную тару под высоким давлением, это может привести к бою тары.

Поэтому некоторые  виды стеклотары должны отвечать повышенным требованиям (по сравнению с ГОСТом 10117-91) по отклонениям формы, геометрическим размерам и гидростатическому давлению. По действующим стандартам в стеклотаре допускается повышенное количество дефектов (инородных включений, газовых пузырей и др.). В том же ГОСТе 10117-91 до 13 дефектов. Многие изготовители, обнаружив в таре такое количество дефектов, стараются улучшить ее, разрабатывая специальные технические условия. Это приводит к дополнительным затратам по себестоимости, а от этого увеличивается и цена готовой продукции.

Стеклянная тара гигиенична, вместительность ее от 1 см3 до нескольких литров.

Стекло для тары должно быть хорошо проваренным, однородным, термо - и химическим стойким.

На внутренней стороне  поверхности изделий не допускаются  пузыри и посечки, образующие стеклянную пыль, эта пыль может попасть в продукт. Горло не должно иметь заусенцев, посечек, острого края и т.п. Стекло может быть бесцветным, полубелым (необеспеченным), окрашенным в разные цвета. Тара должна соответствовать установленной форме и допустимым отклонениям по размеру, удовлетворять требованию ГОСТов и технических условий.

Хрупкость стеклянных изделий предполагает постоянные поиски повышения ее эксплуатационной прочности. Самый доступный для этого  способ – нанесение на ее поверхность  защитно-уплотняющих покрытий. При  этом используются органические или  неорганические покрытия, которые изменяют свойства поверхности стекла и улучшают механические характеристики изделий.

Важное значение имеет химическая стойкость стекла. Применяемые в наше время химические составы стекол позволяют обеспечивать достаточную и необходимую для хранения пищевых продуктов.

Состояние стеклотары непосредственно связано со сроками  и условиями хранения ее до расфасовки пищевых продуктов. Сроки хранения порожней стеклотары не должны быть чрезмерно  длительными. Постоянное воздействие  атмосферной влаги и суточные колебания температуры приводят к разрушению поверхностного слоя и  коррозии поверхности. Этот процесс  ускоряется в условиях повышенной влажности.

Поэтому максимальный срок хранения не должен превышать 2 месяца (в условиях повышенной влажности  – 1 месяц). Следует подчеркнуть, что  случаи ухудшения качества тары, а, следовательно, и пищевых продуктов могут быть исключены при соблюдении элементарных требований производства и использования стеклянной тары.

3.2 Упаковочные  материалы из бумаги и картона

Бумажная упаковка должна соответствовать ряду норм. Они касаются важных требований к  материалу, например:

1)  в упаковке продуктов питания должна быть использована лощеная бумага. Стойкая к жиру, влаге, способна обеспечить защиту продуктов от посторонних запахов.

2)  в упаковке некоторых продуктов питания можно использовать вощеную бумагу. Она лишена запаха, вкуса и не токсична, т.е. не окажет ненужного воздействия на содержимое.

Бумага – понятие  очень широкое, включает в себя большое  количество упаковочных возможностей.

Бумажная упаковка подразделяется на твердую (картон) и  гибкую (плотностью до 80 г/м2).

Не менее широк  и круг продукции, упаковка которой  может быть произведена из бумажного  материала. В процентном соотношении  это будет выглядеть так, как  указано в таблице 2.

Таблица 2 Процентное соотношение назначений бумажных упаковочных  материалов

% соотношение

Назначение

80%

Упаковка продуктов питания

5%

Упаковка табачной продукции

5%

Упаковка медицинских и фармацевтических препаратов

5%

Химикаты и сельскохозяйственная продукция, стройматериалы

3%

Средства бытовой химии и гигиены

5%

Прочие средства гигиены


Картон изготавливают  из волокон древесины. Основное сырье  – целлюлоза (белая и бурая), химическая древесина и макулатура. При механическом воздействии получают короткие волокна  низкого качества. Химическое воздействие (кислоты) позволяет получать продукцию  более высокого качества. Полученный продукт называется бумажной массой. Из нее после сушки вырабатывают различные виды бумаги. Чаще всего  этот материал направляется в рулон  или листовом виде.

1)  Картон отличается от бумаги большей толщиной, массой и, как следствие, более высокой прочностью.

Основные виды картона  – тарный, гофрированный, коробочный и плоский склеенный.

Качество картона  определяется физическими, химическими  и механическими показателями. К  химическим свойствам относятся: зольность, кислотность, щелочность, к физическим – масса 1 м2, толщина, пористость; к механическим – упругость, сопротивление разрыву.

В зависимости от состава и возможности печати принято разделять картон на следующие  типы (по ГОСТу 7933-89):

-     хромовый картон – мелованный или немелованный из беленой целлюлозы для изготовления потребительской тары с красочной печатью;

-     картон хром-эрзац из беленой или небеленой целлюлозы, древесной массы или макулатуры. Применяют для изготовления потребительской и групповой тары без печати.

2)  Классифицировать ассортимент картонной упаковки так же сложно, как и самого картона – каждый производитель способен предложить собственную градацию, исходя из производственных возможностей. Универсальными являются 2 способа: по методам изготовления и рыночным сегментам. Но более надежным считается второй вариант.

Выглядит он следующим  образом:

1)  кондитерская коробка типа «дно-крышка». Бортики дна и крышки изготавливаются с подклейкой (на автомате) или без (ручная сборка);

2)  кондитерская коробка типа «книжка» (крышка не снимается, а открывается);

3)  коробка типа «пачка». В них расфасовывают стиральные порошки, различные сыпучие продукты – крупы, каши, мюсли;

4)  пенал – упаковка под вино и шампанское. Как правило, из картона дорогих сортов;

5)  пенал для парфюмерии – косметических изделий (зубной пасты, кремов);

6)  шоу-бокс – упаковка под шоколад, жевательную резинку;

7)  пачка под мороженое и замороженные полуфабрикаты. Применяется ламинированный картон;

8)  упаковка под сигареты;

9)  так называемая «групповая упаковка», предназначенная для нескольких банок или бутылок.

Прямой зависимости  между видом упаковки и материалом нет. Более дорогой продукт требует  соответствующего материала, чисто  целлюлозного картона. Стоимость упаковки не превышает 5% стоимости продукции.

3.3 Полимерная  упаковка

Неоспоримые преимущества полимерной упаковки:

1)  низкая удельная масса при относительно высокой плотности;

2)  низкая хрупкость;

3)  высокая технологичность;

4)  взаимозаменяемость.

Однако у этого  вида тары есть и некоторые недостатки:

1)  старение под воздействием солнечного света, воздуха;

2)  появление постороннего запаха у продукции от данного вида упаковки;

3)  трудность распознания при утилизации [10, с.27]

Полимерная упаковка бывает трех видов:

1)  жесткая тара из пластмасс;

2)  полужесткая и мягкая тара из полимерных и комбинированных материалов;

3)  тара комбинированная с применением полимерных материалов.

Виды полимерной тары по гигиеническим свойствам:

1)  для пищевых продуктов;

2)  для товаров бытового назначения;

3)  для товаров технического назначения;

4)  для ядохимикатов, бытового мусора и т.п.

Среди различных  видов упаковочной пленки наиболее перспективной можно назвать  многослойные полипропиленовые двусноориентированные.

Первоначально они  разрабатывались как менее дорогая  и более практичная замена целлофану. Полипропиленовый порошок расплавляется в экструдерах (по одному на каждый слой, выдавливается в виде заготовок, после же развальцовывается в пленочные полотна. Пленку получают методом плоскощелевой и кольцевой экструзии. Для производства многослойной пленки применяют соэкструзию. Потом выполняют разновеликую ориентацию по осям в термокамерах. Там пленка вытягивается системой кулачков сначала в машинном направлении, затем в поперечном до нужной толщины.

Двусноориентированная пленка по сравнению с неориентированной обладает более высокой (в 4 раза) прочностью. Прозрачна и имеет более высокую проницательность.

Эта пленка весьма популярна среди потребителей за счет привлекательности своих свойств:

1)  улучшенный вид: глянец визуально освежает;

2)  широкий диапазон отделок. Прозрачная, повышенной белизны, с жемчужным оттенком, металлизированная и белая с металлизацией;

3)  сопротивляемость к прокалыванию (чипсы, орехи, кириешки и т.д.);

4)  быстро и часто открывается.

Не обойтись без  этой пленки и табачной промышленности, и фармакологической, и полиграфии: трафаретная, офсетная, обложки для  ламинирования и т.д.

Листовой материал применяется для заготовок термоформованной потребительской тары; упаковка под молочные продукты и fast-food-стаканчики, лотки, тарелки с помощью экструзионно-выдувного формирования.

Полипропиленовые  контейнеры служат тарой для мороженого, пирожных, сухих супов и т.п. Активно  применяют полипропиленовые лотки  для укладки сырого мяса, птицы  и рыбы.

Информация о работе Сравнительная характеристика различных видов упаковки чая и кофе