Теоретические основы товароведения и экспертизы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 17:28, контрольная работа

Описание

Торговая классификация используется для товаров широкого потребления. Она не является последовательной системой классификации и основывается на распределении товаров на группы по таким признакам, как исходный материал, способ производства, назначение и др.
Продовольственные товары по товароведной классификации объединяют в следующие группы: хлебобулочные, мясные и колбасные изделия, рыбные, яичные, молочно-масляные, пищевые жиры, кондитерские, пищевые концентраты, плодовоовощные, винно-водочные, безалкогольные напитки, табачные изделия.

Содержание

1. Товароведная и торговая классификация продовольственных товаров. 3
2. Градация товаров по качеству 4
3. Анализ факторов, влияющих на сохранение качества товаров 7
Библиография 15
Приложение. 16

Работа состоит из  1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОСптпьСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx

— 62.70 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

(РГТЭУ)

КАФЕДРА ТОВАРОВЕДЕНИЯ И ЭКСПЕРТИЗЫ ТОВАРОВ

 

 

ШИФР: ________________

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Теоретические основы товароведения  и экспертизы».

 

 

 

 

Выполнила: студентка 2 курса

заочной формы  обучения

направление: «Торговое дело»

профиль: «Коммерция»

______________________

Рецензент: к.с.н., доцент

____________________

 

 

2012

 

СОДЕРЖАНИЕ.

1. Товароведная и торговая классификация продовольственных товаров. 3

2. Градация  товаров по качеству 4

3. Анализ  факторов, влияющих на сохранение  качества товаров 7

Библиография 15

Приложение. 16

 

1. ТОВАРОВЕДНАЯ И ТОРГОВАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ.

Торговая  классификация используется для  товаров широкого потребления. Она  не является последовательной системой классификации и основывается на распределении товаров на группы по таким признакам, как исходный материал, способ производства, назначение и др.

Продовольственные товары по товароведной классификации  объединяют в следующие группы: хлебобулочные, мясные и колбасные изделия, рыбные, яичные, молочно-масляные, пищевые жиры, кондитерские, пищевые концентраты, плодовоовощные, винно-водочные, безалкогольные напитки, табачные изделия.

Торговая  классификация подразделяет продовольственные  товары на гастрономические и бакалейные. В группу бакалейных товаров относят  муку, крупу, макаронные изделия, сушеные  овощи и фрукты, грибы, дрожжи, сахар, крахмал, чай, кофе, соль, пряности, пищевые  концентраты и др., т.е. те, продукты, требующие перед употреблением  дополнительной кулинарной обработки. К группе гастрономических товаров  относят готовые к употреблению продукты – колбасы, копчености, консервы, молочные продукты (сыры, масло, молоко), алкогольные напитки, кондитерские, мясные и рыбные изделия.

Продовольственные товары подразделяются также на виды, разновидности и сорта. Различают  природные (видовые) и товарные сорта. Товарный сорт продукта зависит от его качества и определяется в  соответствии с требованиями стандарта.

В торговой практике часто применяют понятие  ассортимент, под которым понимают набор видов или разновидностей товаров, объединенных по какому-либо признаку. Например, в ассортимент  макаронных изделий входят макароны, вермишель, лапша и др.

 

2. ГРАДАЦИЯ ТОВАРОВ ПО КАЧЕСТВУ.

Градация, класс, сорт — категория или разряд, присвоенные различным требованиям  к качеству продукции, процессов  или систем, имеющих то же самое  функциональное применение (ГОСТ Р  ИСО 9000-2001).

Товары  разных градаций качества, за исключением  опасных, могут обеспечивать удовлетворенность  потребителей разных сегментов. Согласно ГОСТ Р ИСО 9000-2001, «удовлетворенность потребителей — восприятие потребителями  степени выполнения их требований». При принятии решения о покупке  потребители предъявляют определенные требования ко всем характеристикам  товара, в том числе и цене. Поскольку товары разных градаций качества отличаются и по цене, это дает возможность  удовлетворить запросы потребителей двух категорий: чувствительных к качеству и чувствительных к цене.

Кроме того, деление товаров на градации по качеству (более высокого и низшего качества) позволяет рациональнее использовать природные, финансовые и трудовые ресурсы, которые не утрачиваются, если продукция  пониженного качества (например, с  допустимыми дефектами) реализуется  по умеренным ценам, а не уничтожается.

Для принятия окончательного решения о градации качества товара необходимо сравнить действительные и базовые значения по всей номенклатуре выбранных показателей.

Стандартным признается товар, который соответствует  установленным требованиям по всем выбранным показателям. Если хотя бы по одному из определяемых показателей  выявлено несоответствие, товару не может  быть присвоена стандартная градация, а только пониженная — нестандартная  или брак.

К нестандартному относится товар, который не соответствует  установленным требованиям по одному или комплексу показателей, но это  несоответствие не является критическим (опасным). Например, если влажность хлеба выше установленной нормы, он относится к нестандартному.

Брак  — товар с выявленными устранимыми  или неустранимыми несоответствиями по одному или комплексу показателей. Различают устранимый и неустранимый брак. После устранения несоответствий градация товара может быть изменена. Если устранение брака способствовало улучшению всех показателей до установленной нормы, товар признается стандартным. Например, сортировка партии свежих плодов и овощей с отбраковкой дефектных экземпляров приводит к формированию новой партии стандартной продукции.

Иногда  устранение несоответствия по одному показателю вызывает несоответствие и  по другому показателю, хотя новый  эффект менее значительный. Например, удаление небольшой части загнивших  тканей у яблок (брак) приводит к  тому, что продукция будет аналогична нестандартной из-за несоответствия по форме и состоянию поверхности, а также наличия механических повреждений. Продукция с устраненными несоответствиями может использоваться, но уже по другому назначению. Так, хлеб деформированный, загрязненный, подгоревший  относится к санитарному браку  и может быть направлен на промпереработку  или на корм скоту.

Разновидностью  брака с неустранимыми значительными  или критическими дефектами являются отходы.

Отходы  со значительными несоответствиями установленным требованиям относятся  к ликвидным (например, кости или  шкура мясокопченостей, окислившийся поверхностный слой жира у сливочного масла), а с критическими — к  неликвидным (например, товары с биоповреждением, загнившие, поврежденные грызунами).

В результате выявления соответствия или несоответствия установленным требованиям все  товары по назначению могут быть подразделены на три градации качества.

К первой градации относятся товары, пригодные к использованию по назначению. Данная градация представлена стандартными товарами, которые подлежат реализации без каких-либо ограничений.

Вторая градация – товары, условно пригодные для использования по назначению. Принадлежность к этой градации определяется градациями нестандартных товаров или брака с устранимыми дефектами. Условно пригодные товары могут быть реализованы по пониженным ценам или отправлены на промышленную переработку либо на корм скоту. При их реализации до потребителя должна быть доведена достоверная информация о причинах понижения качества.

Третья градация — опасные товары, непригодные для использования по назначению. К данной градации относятся неликвидные отходы, которые не подлежат реализации, а также поставке для промышленных и кормовых целей. Они должны быть уничтожены или утилизированы с соблюдением определенных правил.

В оптовой  и розничной торговле преобладают  потребительские товары первой градации. Товары второй и третьей градации должны своевременно выявляться при  приемочной и текущей оценке качества и не допускаться к реализации.

 

3. АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА  СОХРАНЕНИЕ КАЧЕСТВА ТОВАРОВ.

К факторам, обеспечивающим сохранение качества товаров  при доведении их от производства до потребителя, относятся упаковка и маркировка, условия хранения, транспортирования, реализации и использования товаров.

Упаковка представляет собой средство, предназначенное для защиты продукции от повреждений и потерь в процессе транспортирования, хранения и реализации. Упаковка должна защищать товары от неблагоприятных воздействий света, влаги, воздуха, тепла, холода и от механических повреждений. Упаковка не должна иметь запаха, так как запах может быть легко воспринят продукцией при хранении. Она не должна быть пористой, гигроскопичной и должна иметь низкую теплопроводность. Упаковка должна соответствовать требованиям безопасности, она не должна оказывать вредного влияния на упакованный в нее товар, на здоровье человека и окружающую среду.

В качестве примера рассмотрим роль упаковки в  сохранении качества лекарств, так как:

1.   Лекарства  – это товар, в наибольшей  степени влияющий на здоровье  и качество жизни потребителей;

2.   Лекарства  – это товар, требующий соблюдения  строгих мер по обеспечению  качества при транспортировке  и хранении, так как при не  соблюдении установленных требований  по транспортировке и хранению  лекарства теряют свои свойства  и могут принести вред.

Упаковка  объединяет тару, лекарство, укупорочные  и вспомогательные материалы, которые  определяют потребительские свойства товара. Упаковка готовых лекарственных  форм классифицируется по видам:

  • Первичная - индивидуальная, или потребительская, упаковка, непосредственно контактирующая с лекарственным средством. Она предназначена для создания условий, необходимых для сохранения качества заключенной в ней лекарственной формы.
  • Вторичная - упаковка, предназначенная для защиты первичных упаковок и более полных информативных сведений. В ряде случаев вторичная упаковка создает дополнительную герметизацию и защиту первичных упаковок от влияния внешних факторов. Вторичная упаковка также является потребительской.
  • Групповая - упаковка, представляющая собой группу первичных или вторичных упаковок, которая формируется при упаковке продукции в термоусадочную пленку, бумагу, картонные коробки.
  • Транспортная - упаковка в транспортную тару, в ней продукция доставляется к месту реализации, она должна быть единой для каждой серии лекарственного препарата.

Тара в зависимости  от функционального назначения подразделяется на потребительскую и транспортную. В потребительскую тару расфасовывают  продукцию (банка, бутылка, ампула, туба и др.). Транспортная тара представляет собой транспортную единицу (ящик, бочка, лоток, мешок и т.д.).

Упаковка лекарственных  препаратов выполняет много задач. Основная - защита лекарственных средств от неблагоприятных факторов внешней среды, обеспечение его качества на всем протяжении срока годности.

Средства защиты упаковки можно условно разделить на явные, скрытые и комбинированные.

Явные системы защиты - это  то, что потребитель видит при  покупке, например, пломба, крышка с контролем первого вскрытия. Скрытые системы защиты проявляются при определенных условиях: материалы, реагирующие на ультрафиолетовое излучение, воздействие химических веществ, света, температуры, а также электронные элементы этикетки. При комбинированной системе защиты в состав упаковки входят явные и скрытые элементы контроля. Здесь можно упомянуть ярлыки из разрушающихся материалов, которые состоят из двойного слоя полистирола, соединенного при помощи электронных средств со слоем адгезива.

Начинается освоение технологии нанесения на этикетку термокристаллов  для защиты упаковки. Краски с добавлением  этих веществ способны менять свой цвет в зависимости от температуры окружающей среды.

Существуют также различные  приемы, гарантирующие целостность  упаковки и контроль вскрытия. Это  могут быть различные крышки с  контролем вскрытия. Удобна для этих целей и термоусадочная пленка. Она  гарантирует защиту от подделок, контроль вскрытия, повышение привлекательности  изделия и скрытие изъянов  тары, а также защиту от ультрафиолетовых лучей. Термоусадочной пленкой можно  покрыть крышку или полностью  всю тару. Используются также современные самоклеящиеся материалы, при отклеивании которых появляется надпись "void" ("недействительно").

Транспортная тара обеспечивает сохранность медикаментов, удобство перевозки и хранения.

 Упаковка также несет информационную функцию. На упаковке лекарственного средства обязательно должна присутствовать информация о производителе, разработчике, составе и количестве действующих веществ, назначении препарата, предостерегающие надписи, информация об условиях хранения, сроках годности, серии и регистрационном удостоверении.

Материалы тары и укупорки должны быть химически и физико-химически  совместимы с ингредиентами лекарственной  формы: не должны мутнеть, изменять цвет, терять механическую прочность, комбинированные  материалы не должны расслаиваться и растрескиваться. Упаковка (тара, укупорка) должна быть изготовлена из нетоксичных материалов, совместимых с лекарственными средствами. Тароупаковочные и укупорочные материалы и изделия должны быть разрешены к применению в фармации по результатам исследования на совместимость материалов с лекарственными препаратами и определения их защитных характеристик.

Детали укупорки должны быть надежно фиксированы на корпусе  тары, чтобы обеспечивать требуемую  степень герметичности. Пленочные  материалы должны обладать достаточной  прочностью на разрыв и прокол. Тароупаковочный  материал должен быть пригодным или  подготовленным для этикетирования или нанесения печати. Тароупаковочные  и укупорочные изделия должны быть удобными для транспортировки  и применения препаратов.

Условия хранения должны обеспечивать качественную и количественную сохранность товара. С этой целью должны устанавливаться оптимальные режимы хранения. Сохранение товаров существенно зависит от соблюдения сроков хранения и правил размещения. В зависимости от свойств товаров устанавливают определенную высоту укладки для предотвращения деформации. Тяжелые и громоздкие товары помещают на нижние полки, легкие – на верхние, товары частого спроса – ближе к выходу. Товары не должны касаться наружных стен помещения, находиться вблизи осветительных и отопительных приборов.

Информация о работе Теоретические основы товароведения и экспертизы