Адаптация легкоатлетов к физическим нагрузкам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 14:57, курсовая работа

Описание

Цель – показать важность адаптации и распределения нагрузки на студентов, занимающихся легкой атлетикой уроках физической культуры.
Объект – физические нагрузки в физическом воспитании.
Предмет – процесс адаптации легкоатлетов к физическим нагрузкам.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы исследования
1.1. Понятие «нагрузка» в физическом воспитании
1.2. Общая характеристика нагрузок легкоатлета
Глава 2. Адаптация к физическим упражнениям легкоатлетов
2.1. Общие представления об адаптации к физическим упражнениям
2.2. Объем и интенсивность тренировочных нагрузок легкоатлетов
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Адаптация легкоатлетов к физическим нагрузкам.doc

— 202.00 Кб (Скачать документ)


«Адаптация легкоатлетов к физическим нагрузкам»

 

 


Оглавление

 

Введение

Глава 1. Теоретические основы исследования

1.1.              Понятие «нагрузка» в физическом воспитании

1.2.              Общая характеристика нагрузок легкоатлета

Глава 2. Адаптация к физическим  упражнениям легкоатлетов

2.1.  Общие представления  об адаптации  к физическим   упражнениям

2.2.              Объем и интенсивность тренировочных нагрузок легкоатлетов

Заключение

Список литературы


Введение

 

Одним из важнейших средств улучшения здоровья являются физические упражнения, занятия которыми должны быть организованы в соответствии с организационно-методическими требованиями процесса физического воспитания, а также с учетом индивидуально-физиологических особенностей учащихся. Однако, как отмечают многие ученые (Т.Ф. Абрамова, Н.М. Амосов, Я.Л. Бендет, Р.М. Баевский, О.В. Бирюкова, Ю.Н. Вавилов, Ю.В. Верхошанский, М.А. Годик, В.А. Запорожанов, В.М. Зациорский, В.С. Кузнецов, В.Н. Платонов, И.П. Ратов и др.), определение оптимальной нагрузки на студентов, занимающихся легкой атлетикой на уроках физической культуры по-прежнему остается одной из сложных проблем теории и практики физического воспитания.

Образовательный уровень тренера сегодня не может ограничиваться исключительно педагогическими знаниями, тем более что объектом его деятельности является человек в своем сложном взаимоотношении со средой. Следует понимать, что единственное, на чем может базироваться теория спортивной тренировки, - это законы физиологии, которые, как и другие человеческие знания, подвержены эволюции. В ближайшие годы можно ожидать создания на базе углубленных и всесторонних исследований процессов биологической адаптации при выполнении физических нагрузок в сочетании с иными эргогеническими средствами специальной теории спорта [7,с.25].

Термин «адаптация» принято понимать как процесс или свершившийся факт приспособления к чему-либо [22, с.39], причем свершившийся факт адаптации тот же автор в своей монографии характеризует всего лишь как эффект количественного накопления определенных изменений.

Несмотря на обилие работ, подтверждающих, что процесс адаптации к физическим нагрузкам протекает иначе, нежели это изложено в теоретических трудах Ф.З. Меерсона и В.Н. Платонова. Положения теории адаптации к физическим нагрузкам, предложенной В.Н. Платоновым и, кстати, являющейся в достаточной степени вольным пересказом теоретических положений, выдвинутых Ф.З. Меерсоном, были подхвачены исследователями, специализирующимися в разных областях спортивной науки. Показательна попытка создания ими синтетических теорий спортивной тренировки на основе вышеупомянутых положений, положений теории и методики спортивной тренировки, существовавших ранее [20], и выводов по собственным теоретическим и практическим исследованиям [4, 6 и др.].

Актуальность проблемы позволила выбрать тему для написания данной работы: «Адаптация легкоатлетов к физическим нагрузкам».

Цель – показать важность адаптации и распределения нагрузки на студентов, занимающихся легкой атлетикой уроках физической культуры.

Объект – физические нагрузки в физическом воспитании.

Предмет – процесс адаптации легкоатлетов к физическим нагрузкам. 

Задачи исследования:

1)       анализ научной и методической литературы;

2)       определить понятие «нагрузка» в физическом воспитании;

3)       дать характеристику нагрузок легкоатлетов;

4)       рассмотреть процесс адаптации к физическим нагрузкам легкоатлетов.

Структура работы: введение, две главы, заключение и список литературы.


Глава 1. Теоретические основы исследования

1.1.           Понятие «нагрузка» в физическом воспитании

 

Современный этап развития общества предъявляет высокие требования к подготовке специалистов в области физической культуры, поскольку от них во многом зависит физическое, психологическое и духовное здоровье людей. В последние годы усиливается роль физической культуры в обеспечении здорового образа жизни населения России, меняется социальный статус физической культуры. В настоящее время сфера профессиональной деятельности специалистов по физической культуре распространяется на все образовательное пространство. Современному специалисту физической культуры предстоит решать задачи, которые требуют изменения методики обучения и воспитания, ее ориентированности на индивидуальный подход к здоровью человека, его психическому и физическому развитию, разную двигательную подготовленность[4, с. 72].

Физическая нагрузка – это величина воздействия физических упражнений, способствующих повышению функциональных возможностей организма на организм занимающихся, которая должна регулироваться по объему и интенсивности. Интенсивность и объем выполняемой нагрузки зависят от возраста и подготовленности занимающихся.

Объем – количественная сторона нагрузки, выполненная за определенный период. В уроке могут определяться отрезки дистанции, намеченные для прохождения, продолжительность выполнения упражнения, количество элементов (или подходов), а также суммарный вес отягощения (сумма подъема того или иного веса).

Интенсивность работы – это напряженность усилий за определенный период, их концентрация. Интенсивность может регулироваться за счет изменения времени и условий выполнения упражнений: скорости, темпа, ритма движения, а также сопряженного выполнения упражнения (с использованием отягощений или мощности двигательных актов – скорости и силы) [4, с. 72].

Большую помощь учителю при определении величины нагрузки и уровня переносимости ее на уроках физической культуры может оказать так называемая физиологическая кривая. Для построения такой кривой надо подсчитать пульс до начала занятия, несколько раз во время занятия и по окончании урока. Замедленное восстановление или снижение пульса может свидетельствовать о чрезмерной физической нагрузке на уроке или неправильном ее планировании. Чтобы оценить воздействие и влияние физической нагрузки на организм можно пользоваться следующей ее классификацией.

1. Зона низкой интенсивности. Упражнения в этой зоне выполняются с малой интенсивностью и скоростью, ЧСС не превышает 100–120 уд./мин.

2. Зона умеренной интенсивности. Это примерно 50% от максимальной нагрузки. При работе в этой зоне деятельность всех органов и мышц происходит за счет использования кислорода, величина ЧСС достигает 130–160 уд./мин. Предельное время работы в этой зоне составляет для детей младшего школьного возраста – 15–16 мин., среднего школьного возраста – 20–30 мин., старшего школьного возраста – 30–60 мин. Учителю физической культуры надо учитывать эти данные при планировании нагрузки на уроках, дополнительных занятиях и при организации самостоятельных занятий по физической культуре. В старших классах для развития выносливости надо включать в урок бег продолжительностью от 10 до 15 мин., на уроках во втором полугодии время работы в этой зоне возрастает до 20–30 мин. (кроссы, лыжная подготовка и т.п.).

3. Зона большой интенсивности. Это около 70% от максимальной нагрузки. Упражнения в этой зоне интенсивности вызывают наибольшее напряжение организма. Время работы в этой зоне не должно превышать 4–7 мин. у младших школьников и 10 мин. – у старших. Учителю физической культуры надо учитывать, что при выполнении нагрузок в этой зоне работоспособность у девочек-подростков 13–14 лет несколько ниже, чем у девочек 11–12 лет, что обусловлено перестройкой в организме.

4. Зона субмаксимальной, или высокой, интенсивности. Это примерно 80% от максимальной нагрузки. Предельная продолжительность выполнения циклических нагрузок в этой зоне составляет у младших школьников порядка 50 сек. (бег на 30 м, ускорения по 20 м, бег на 15–20 м), а у старших школьников – 1 мин. Для развития силы в этой зоне используется 2–3 упражнения с количеством повторений 4–10 раз в зависимости от отягощения и подготовленности учащихся. На занятиях по силовой подготовке для юношей 10–11-х классов целесообразно использовать упражнения с гирей весом 16 кг в режиме 3–4 подхода по 6–12 повторений с интервалом отдыха 1–1,5 мин. в темпе 15 движений за 1 мин. Не следует забывать и про статические упражнения.

5. Зона максимальной интенсивности (100%). Предельное время выполнения циклических нагрузок составляет порядка 10 сек. Эта работа осуществляется организмом только за счет анаэробных источников энергии.

Очень малая нагрузка в первой зоне не способствует повышению результатов и развитию физических качеств. Слишком большая нагрузка может привести к снижению результатов, перенапряжению и ухудшению здоровья. От правильного планирования нагрузки при индивидуальных занятиях зависит состояние здоровья школьника [2, с. 38].

Также нагрузку можно классифицировать по ее направленности.

Направленность нагрузки – это адрес, указание, на что она действует на двигательное качество, на группу мышц и т.п. Например, нагрузка, направленная на общую выносливость мышц ног, имеет место при стайерском беге, а на общую выносливость мышц рук и туловища – при длительной гребле. При подтягиваниях выполняется нагрузка, направленная на силовую выносливость мышц рук, а при приседаниях – мышц ног.

Указывая направленность нагрузки, предпочтительнее избегать бытующее выражение «нагрузка, направленная на развитие» (например, выносливости), потому что нагрузка может не только развивать качество, но и его поддерживать на достигнутом уровне или восстанавливать. Слово «развитие» характеризует не адрес нагрузки, а ее эффект и является дополнительной информацией к направленности [2, с. 40].

В зависимости от структуры упражнения нагрузка может быть преимущественно односторонней и двухсторонней. При характеристике лево – или правосторонних нагрузок следует указывать их отношение к ведущей стороне. Так, для левши левая сторона является ведущей. Преимущественно односторонняя нагрузка имеет место в метаниях, фехтовании, академическом гребле (непарной), гребле на каноэ, теннисе, бадминтоне. В спор питых играх с двухсторонними действиями нагрузка выполняемся и большем объеме и более качественно ведущими конечностями. Такое же положение в единоборствах.

В педагогической и медико-биологической литературе и адресе нагрузки может указываться не двигательное качество, а физиологическая система. Например, «нагрузка аэробной направленности», «нагрузка анаэробной направленности», нагрузка смешанной, анаэробно-аэробной, направленности» и т.п. Здесь имеется в виду преимущественное воздействие нагрузки на тот или иной механизм энергопродукции и на обеспечивающие его физиологические системы. В этом случае следует учитывать, что воздействие на определенный механизм энергопродукции соответствует по существу воздействию и на основное для этого механизма двигательное качество (аэробная направленность нагрузки соответствует направленности на общую выносливость; анаэробная – на скоростно-силовые качества).

В физической культуре нагрузки подразделяются по направленности на основные двигательные качества – на выносливость, на силу, на быстроту, на гибкость, на ловкость.

В спорте дифференцированность нагрузок по направленности на качества более детальная. Так, выделяются нагрузки, направленные на максимальную силу, на скоростную (взрывную) силу, на силовую выносливость (динамическую или статическую), на быстроту и ее компоненты (на скорость реакции, на быстроту одиночного движения, на частоту движений), на скоростную выносливость, на ловкость (координацию), на гибкость, на максимальную скорость, на спринтерскую выносливость, на критическую анаэробную гликолитическую скорость, на скоростную выносливость, на критическую аэробную скорость, на стайерскую выносливость. В спорте дифференцируется направленность на общую и специальную физическую подготовленность [23, с. 108].

Под планированием подразумевается построение рациональной последовательности и создание оптимальных условий для выполнения физических упражнений. Планирование также позволяет рассчитать будущие результаты.

Оптимальным вариантом можно считать выполнение относительно высоких физических нагрузок (ЧСС – 180–200 уд./мин.) на 8–10-й, 15-й, 25-й и 35-й минутах от начала урока (продолжительностью 2 мин.). Данные нагрузки рекомендуется чередовать с умеренными (ЧСС – 140–150 уд./мин.). Не следует высокие нагрузки применять до 10-й минуты и после 37-й минуты урока.

Пульсовой режим при выполнении физических упражнений должен быть таким, чтобы обеспечить физическую нагрузку для развития определенных физических качеств. Длительный бег, кроссы при ЧСС 160–180 уд./мин., фронтальный и поточный методы организации выполнения упражнений повышают уровень физической подготовленности учащихся.

Определенное значение при планировании и контроле физической нагрузки имеет плотность занятия физическими упражнениями. Наиболее высокая моторная плотность может быть при самостоятельной работе над развитием физических качеств. Различают общую и двигательную (моторную) плотность занятий.

На самостоятельных занятиях по физической культуре интенсивные упражнения (при ЧСС 150–170 уд./мин.) должны составлять не менее 30% времени. Такое соотношение интенсивности заданий обеспечивает высокую функциональную подготовленность занимающихся. Надо стараться, чтобы средняя ЧСС на этих занятиях не превышала 140–160 уд./мин.

При планировании индивидуальных физических нагрузок важно помнить о соблюдении принципов постепенности и последовательности нагрузок. Правильно спланировать физическую нагрузку на индивидуальных занятиях можно только в том случае, если занимающийся будет своевременно получать информацию об утомлении. Самым верным признаком утомления являются показатели пульса. ЧСС для каждого человека индивидуальна. Условно принято считать нормальной нагрузку, вызывающую повышение пульса до 120–160 уд./мин.

Информация о работе Адаптация легкоатлетов к физическим нагрузкам