Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 14:57, курсовая работа
Цель – показать важность адаптации и распределения нагрузки на студентов, занимающихся легкой атлетикой уроках физической культуры.
Объект – физические нагрузки в физическом воспитании.
Предмет – процесс адаптации легкоатлетов к физическим нагрузкам.
Введение
Глава 1. Теоретические основы исследования
1.1. Понятие «нагрузка» в физическом воспитании
1.2. Общая характеристика нагрузок легкоатлета
Глава 2. Адаптация к физическим упражнениям легкоатлетов
2.1. Общие представления об адаптации к физическим упражнениям
2.2. Объем и интенсивность тренировочных нагрузок легкоатлетов
Заключение
Список литературы
Зоны интенсивности
Масса отягощения (%) к максимальной
Количество повторений (раз)
Малая
Умеренная
Большая
Субмаксимальная
Максимальная
50-60
60-70
70-80
80-90
90-100
12 и более
8-12
5-10
3-6
1-3
Зона 80-90 % от максимума во всех видах легкой атлетики считается зоной развития. Применяя тренировочную нагрузку в зонах 90-100 %, происходит воздействие на развитие быстроты, ее следует включать почти в каждое тренировочное занятие и строить таким образом, чтобы на протяжении каждого занятия применялась нагрузка во всех зонах интенсивности, с оптимальным ее соотношением. Тренировочная нагрузка в зонах 50-80 % от максимума решает в основном задачи специальной разминки и восстановления, что способствует благоприятному протеканию всего тренировочного процесса.
Результат в легкой атлетике зависит от высокого уровня выносливости и диктует определенную избирательность тренировочных воздействий, которые обеспечиваются аэробными (с доступом кислорода), анаэробными (без доступа кислорода) и аэробно-анаэробными (смешанными) процессами организма спортсмена. В таблице 4 зоны интенсивности распределены по показателям ЧСС во время той или иной тренировочной работы при воспитании выносливости.
Таблица 4.
Зоны интенсивности при воспитании выносливости
(по С.М.Платонову)
Зоны интенсивности | Рекомендуемая ЧСС в минуту |
I – восстановительная II - поддерживающая III - развивающая IV - экономизации V - субмаксимальная VI - максимальная | 114-132 138-150 156-168 174-186 186-192 192 и более |
При использовании аэробного режима тренировочных воздействий пульс должен находиться в пределах 120-160 уд/мин. При выполнении нагрузки в смешанном режиме частота пульса должна достигать 170-180 уд/мин. Анаэробный режим тренировки возможен при пульсе 190 и более ударов в минуту.
Очень важное значение в определении адекватности предложенных нагрузок имеет контроль за пульсом во время восстановления. Основная цель контроля пульса заключается в том, чтобы, определяя тренировочное напряжение, соблюдать главное требование тренировки – избежать чрезмерного перенапряжения, предупредив случаи переутомления и перетренировок. Если пульс спортсмена после нагрузки не восстанавливается в течение определенного времени до нужного уровня (например, пульс остается свыше 120 уд/мин более 5-6 мин после средней нагрузки), то это говорит о том, что нагрузка, вероятно, очень высока и тренировочная работа (количество, темп) должна быть снижена либо прекращена[23].
При скоростной тренировке время восстановления ЧСС до 120 уд/мин должно занимать 1-4 мин между повторениями упражнений и 2 -5 мин между сериями до пульса 100-120 уд/мин. Развивая скоростную выносливость, следует ориентироваться на восстановление пульса до 120-140 уд/мин через 1-3 мин после выполнения работы, а между сериями пульс должен восстанавливаться до 100-120 уд/мин в течение 2-5 мин. При восстановлении после стрессовой тренировки (контрольный бег, прикидка) пульс должен достигать 100-120 уд/мин в течение 4-10 мин. Повторное выполнение такой нагрузки возможно через 10-20 мин, если пульс в период восстановления достигает менее 100 уд/мин. Показателями для прекращения тренировочной работы следует считать пульс свыше 120 уд/мин после 5-10 мин отдыха.
Уровни восстановления частоты сердечных сокращений несколько индивидуальны и могут обуславливаться возрастом, состоянием анаэробных функций, генетическим характером. Они могут быть между 108-132 уд/мин. На процессы восстановления влияют также следующие моменты: спортсмен не в форме, слишком тяжелая тренировочная работа, предыдущая тренировочная нагрузка была слишком высокой, болезнь, утомление или переутомление. У большинства спортсменов уровень восстановления многих функций организма соответствует пульсу 120 уд/мин. Спортсмены с большим генетическим потенциалом могут восстанавливаться быстрее даже при высокой тренировочной нагрузке. При большом объеме работы с пониженной интенсивностью достаточно снизить показатели ЧСС до 120- 140 уд/мин во время отдыха, чтобы, частично восстановив энергетический потенциал, начать работу снова. При малом объеме работы с вышесредней интенсивностью достаточно в период отдыха достичь показателей ЧСС 120 уд/мин, чтобы возникла возможность в дальнейшем продолжать работу так же эффективно, как вначале. Когда выполняется «острая», ударная работа с высокой интенсивностью, в период восстановления (отдыха) ЧСС должна достигать 90-100 уд/мин, прежде чем повторить предложенную нагрузку.
Систематические занятия физкультурой приводят к адаптации человеческого организма к выполняемой физической работе. В основе адаптации лежат изменения мышечных тканей и различных органов в результате тренировок. Все эти изменения определяют тренировочные эффекты. Они проявляются в улучшении разнообразных функций организма и повышении физической подготовленности.
Таким образом, при анализе факторов, определяющих физические тренировочные эффекты упражнений можно выделить такие аспекты: функциональные эффекты тренировки; пороговые, «критические» нагрузки для возникновения тренировочных эффектов; обратимость тренировочных эффектов; специфичность тренировочных эффектов; тренируемость, определяющая величину тренировочного эффекта. Последние два аспекта наиболее важны в спортивной тренировке.
Процесс адаптации не только позволяет занимающимся достигать более высокого уровня двигательной подготовленности, но и расширяет психофизические возможности переносить нагрузки. Прежние нагрузки преодолеваются легче, чем раньше, и вызывают утомление. Адаптация организма происходит всегда в направлении, обусловленном структурой нагрузки. У студентов с низким уровнем физической подготовленности каждая нагрузка оказывает более комплексное воздействие, чем у более подготовленных.
По Озолину считается, что повышение функциональных возможностей спортсменов, развитие двигательных качеств, воспитание воли и характера, освоение спортивной техники и тактики – всё, что в комплексе составит спортивную подготовленность тоже результат адаптации под воздействием повторяющихся и увеличивающихся требований и воздействий спортивной тренировки. Особенности этой адаптации соответствуют виду и характеру работы. Например, многократное повторение прыжковых упражнений в наибольшей мере повышает взрывную силу мышц, их эластичность, вырабатывает способность концентрировать усилия при отталкивании. А вот упражнения со штангой значительно увеличивает объем мышц и их силу. Такую строгую соответственность считают важнейшей закономерностью адаптации.
Список литературы
1. Абрамовский И.Н. Зависимость между силой, весом и ростом спортсмена // Теор. и практ. физ. культ. – 1968. - №11.- С.17–19.
2. Абросимова Л.И., Карасик В.Е. Определение физической работоспособности детей и подростков // Медицинские проблемы физической культуры. – 1978. - Вып. 6. - С. 38–41.
3. Актуальные проблемы валеологии, воспитания учащихся в условиях новой концепции физкультурного образования: матер. междунар. конф. - Нальчик, 2002. – С. 78–81.
4. Бальсевич В.К. Физкультура для всех и для каждого. – М.: ФиС, 1988. – 208 с.
5. Введение в теорию физической культуры / под ред. Л.П. Матвеева. – М.: Физкультура и спорт, 1983.
6. Волков Н.И. Закономерности биохимической адаптации в процессе спортивной тренировки: учебн. пособие. – М., 1986. - 63 с.
7. Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок.-М.: Физкультура и спорт, 1980. – 136 с.
8. Дворкин Л.С., Воробьев С.В., Хабаров А.А. Особенности методики интенсивной силовой подготовки юных атлетов 12–13 лет // Физическая культура, 1997. - №4.
9. Дубровский В.И. Спортивная физиология. – М.: Владос, 2005. – 462 с.
10. Евсеев Ю.И. Физическая культура. – Ростов н / Дону: Феникс, 2003.
11. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. М.: ФиС, 1966. – 200 с.
12. Качашкин В.М. Методика физического воспитания. – М.: Просвещение, 1980 – 304 с.
13. Коробейников Н.К., Михеев А.А., Николенко И.Г. Физическое воспитание. – М.: Высш. шк., 1989 – 202 с.
14. Легкая атлетика / Под ред. Н. Г. Озолина, В. И. Воронкина, Ю. Н. Примакова. - М., 1989.
15. Легкая атлетика/А. Н.Макаров, В.З.Сирис, В.П.Теннов. – М., 1987.
16. Легкая атлетика: пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.И.Жилкин, В.С.Кузьмин, Е.В.Сидорчук. – М.: Академия, 2003. – 464 с.
17. Лубышева Л.И. Социальное и биологическое в физической культуре человека в аспекте методологического анализа // Теория и практика физ. культуры. – 1996. - №1. – С. 2-4.
18. Лукьяненко В.П. Физическая культура: основы знаний: учеб. пос. - Ставрополь, 2001. – 224 с.
19. Матвеев А.П. Теория и методика физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1991 – 543 с.
20. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера. – М., 2006. – 863 с.
21. Пастушенко Г. А Дозирование физических нагрузок. – К.: «Здоров’я», 1986 – 83 с.
22. Платонов В.Н. Адаптация в спорте. - Киев: Здоров'я, 1988. - 216 с.
23. Платонов В. Н. Теория и методика спортивной тренировки. – Киев, 1984.
24. Решетников Н.В., Кислицын Ю.Л. Физическая культура. – М.: Академия, Высшая школа, 2001.
25. Смирнов В.М. Физиология физического воспитания. – М.: Владос-Пресс, 2002.
26. Теория и методика физического воспитания. / Под редакцией Б.М. Шияна. – М.: Просвещение, 1988. – 224 с.
27. Фомин Н.А., Филин В.П. Возрастные основы физического воспитания – М.: Физкультура и спорт, 1972 – 176 с.
28. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. – М.: Академия, 2000. – 255 с.
39
Информация о работе Адаптация легкоатлетов к физическим нагрузкам