Базовая физическая культура и ее разновидности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 00:31, курсовая работа

Описание

Физическая культура – это совокупность достижений общества в деле создания и рационального использования специальных средств, методов и условий для целенаправленного физического совершенствования человека.
Физическую культуру можно подразделить на ряд больших разделов, которые по своим особенностям соответствуют различным направлениям и сферам её использования в обществе. Каждый раздел включает виды и разновидности физической культуры определенного типа. Наиболее крупными из них являются:

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Базовая физическая культура и ее разновидности………………………….…5
Физическая культура в рамках дошкольного физического
воспитания………………………………………………………………….7
Физкультурно – массовые мероприятия………………………………...7
Физкультурный досуг…………………………………………………….8
Физкультурные праздники………………………………………………13
Индивидуальные занятия………………………………………………..15
Прогулки – походы в лес………………………………………………..22
Физическая культура в рамках школьного физического
воспитания………………………………………………………….……..24
Пролонгирующая физическая культура…………………………….…..27
Секционные занятия………………………………………………….….27
Самостоятельные занятия……………………………………….……....28
Спорт…………………………………………………………………..…..31
Заключение…………………………………………………………………..….33
Литература……………………………………………………………….…..….34

Работа состоит из  1 файл

базовая физ-ра.docx

— 83.05 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «ПОЛЕССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

                       

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

По дисциплине “Физическая культура для дошкольников ”

На тему “Базовая физическая культура и ее разновидности ”

 

 

 

 

 

             Выполнил:                                               студент 3 курса

                                                                               специальность 1032112

                                                                               шифр 

                                                                               Ковальчук А. А.

             Проверил:                                                Морозов О. С.

 

 

 

 

2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………….3

Базовая физическая культура и ее разновидности………………………….…5

  1. Физическая культура в рамках дошкольного физического

воспитания………………………………………………………………….7

    1. Физкультурно – массовые мероприятия………………………………...7
    2. Физкультурный досуг…………………………………………………….8
    3. Физкультурные праздники………………………………………………13
    4. Индивидуальные занятия………………………………………………..15
    5. Прогулки – походы в лес………………………………………………..22
  1. Физическая культура в рамках школьного физического

воспитания………………………………………………………….……..24

  1. Пролонгирующая физическая культура…………………………….…..27
    1. Секционные занятия………………………………………………….….27
    2. Самостоятельные занятия……………………………………….……....28
  2. Спорт…………………………………………………………………..…..31

Заключение…………………………………………………………………..….33

Литература……………………………………………………………….…..….34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

   В соответствии  с Конституцией Республики Беларусь  человек рассматри-вается как  высшая ценность общества и  государства. Физическое воспитание, вводя человека в мир физической  культуры, должно соответствовать  этой конституционной норме. Для  этого процесс вхождения человека  в мир физической культуры  должен являться не только  процессом его «привлечения»  к различным формам физкультурной  деятельности и усвоения культуры  в вербальной форме. Он должен  стать процессом формирования  физической культуры личности.

   Физическая культура – это совокупность достижений общества в деле создания и рационального использования специальных средств, методов и условий для целенаправленного физического совершенствования человека.

Физическую культуру можно  подразделить на ряд больших разделов, которые по своим особенностям соответствуют  различным направлениям и сферам её использования в обществе. Каждый раздел включает виды и разновидности  физической культуры определенного  типа. Наиболее крупными из них являются:

- базовая физическая культура;

- спорт (в той части,  в какой он относится в физической культуре);

- профессионально прикладная  физическая культура;

- оздоровительно-реабилитационная  и «фоновая» физическая культура.

   Фактически эти компоненты не только взаимосвязаны, но и от части совпадают. Вместе с тем они имеют вполне определённые различия как по функциям, так и по структуре.

   Базовая физическая культура – это часть физической культуры включена в систему общего образования в качестве одной из учебных дисциплин, обеспечивающих разностороннюю физическую подготовку.

   Важность и высокую значимость этого вида физической культуры в жизни каждого человека трудно переоценить. То, что и как закладывается с детских лет в организм человека в виде фундамента здоровья, во многом определяет не только его физические кондиции в будущем, но и его психическое состояние, умственную деятельность, активное творческое долголетие. Нельзя не вспомнить слова М.И.Калинина: «Почему же я поставил физкультуру на одну линию с русским языком и математикой? Почему мы считаем ее одним из основных предметов обучения и воспитания? В первую очередь потому, что я хочу, чтобы все вы были здоровыми советскими гражданами. Если наша школа будет выпускать людей с испорченными нервами и расстроенными желудками, нуждающихся        в ежегодном лечении на курортах, то куда же это годится? Таким людям будет трудно найти счастье в жизни. Какое же может быть счастье без хорошего, крепкого здоровья? Мы должны готовить себе здоровую смену – здоровых мужчин и здоровых женщин».

   Таким образом, физическая культура составляет важную часть культуры

общества – всю совокупность его достижений в создании и рациональном использовании специальных средств, методов и условий направленного  физического совершенствования  человека.

   Понятие «физическое образование» впервые было раскрыто на научной основе в трудах П.Ф. Лигафта (1837-1909), создателя учения о физическом образовании [1].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БАЗОВАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ЕЕ РАЗНОВИДНОСТИ

   Базовая физическая культура – это часть физической культуры, где закладываются основа - база - фундамент для нормального физического развития и дальнейшего совершенствования.

   К ней относится в первую очередь та фундаментальная часть физической культуры, которая включена в систему образования и воспитания подрастающего поколения в качестве фактора основного физического образования и обеспечения базового уровня общей физической подготовленности. Целевой результат, достигаемый на основе использования физической культуры в этом направлении, заключается таким образом в базовой физической подготовленности. Она называется базовой в том смысле, что во-первых, характеризуется приобретением основного фонда жизненно важных двигательных умений и навыков, наряду с необходимым в жизни уровнем общего разностороннего развития физических способностей. Во-вторых, является общей фундаментальной предпосылкой («базой») для специализации в той или иной избранной деятельности (профессиональной, спортивной и т.п.). Обеспечить такой результат позволяет базовая физическая культура, в этом выражается её специфическая функция.

   Базовая физическая культура обеспечивает физическое образование и физическая подготовленность, которые необходимы каждому человеку как первооснова физического совершенствования для углубленной специали-зации в активной жизнедеятельности в целом. В зависимости от возраста занимающихся она видоизменяется, приобретает своеобразные черты.

   К базово физической культуре относится:

  1. Физическая культура в рамках дошкольного физического воспитания.
  2. Физическая культура в рамках школьного физического воспитания (урок по физической культуре).
  3. Секционные и самостоятельные занятия физической культурой (пролонгирующая физическая культура).
  4. Занятия спортом, ориентированные преимущественно на достижение базовой физической подготовленности и оптимизируют общую физическую дееспособность (массовый спорт в пределах 2-го спортив-ного разряда).

   Начальный курс базовой физической культуры условно можно называть «дошкольной и школьной физической культурой». Этим обозначается обязательность занятий в дошкольных учреждениях, а также физическая культура как учебный предмет в общеобразовательной, профессиональной школе и других учебно-воспитательных учреждениях для детей школьного возраста, где она направлена на то, чтобы заложить основы общего физического образования, сформировать широкий комплекс жизненно необходимых двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний, обеспечить разностороннее развитие физических и непосредственно связанных с ними психологических качеств, крепкое здоровье, гарантировать тем самым необходимый каждому базовый уровень физической дееспособности.

   Школьная физическая культура является в этом отношении фундамен-тальной частью базовой физической культуры.

   Базовая физическая культура не ограничивается дошкольными и школьными формами: она включает также дальнейшую физическую подготовку, обеспечивающую более высокий, чем в школе, уровень физической подготовленности. Спорт обеспечивает наиболее значительную степень развития физических и других, связанных с ним, способностей человека. Массовый спорт входит в состав базовой физической культуры. Спорт высших достижений представляет собой особую сферу физической культуры [2].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА  В РАМКАХ ДОШКОЛЬНОГО ФИЗИЧЕСКОГО  ВОСПИТАНИЯ

   В дошкольных учреждениях с детьми проводятся физкультурные занятия (групповые, индивидуальные); утренняя гигиеническая гимнастика (зарядка); физкультминутки; закаливающие процедуры в сочетании с физическими упражнениями; подвижные игры; прогулки и экскурсии за пределы участка; праздники; вечера досуга. Кроме того, дети в течение дня самостоятельно занимаются разнообразными видами двигательной деятельности. У каждой из этих форм есть свое назначение и свои особенности в методике; каждой отведено определенное место в режиме дня и недели.

   Все формы работы по физическому воспитанию взаимосвязаны и дополняют друг друга. Например, упражнения, которым обучают детей на физкультурных занятиях, используют затем в утренней гимнастике, физкультминутках и подвижных играх, на праздниках и вечерах досугах, в самостоятельных занятиях.

   Формы физического воспитания связаны и с другими разделами педагогической работы в детском саду. Так; на музыкальных занятиях часто используются физические упражнения, а на физкультурных и на утренней гимнастике - музыка, элементы танцев и плясок. Во время игры закрепляются знания, которые дети получают в других видах деятельности, - развитие речи, ознакомление с природой.

   Физические упражнения должны быть регулярными и достаточно продолжительными, чтобы детский сад мог решать задачи физического воспитания и поддерживать высокий уровень работоспособности детей.

Так режим дня включает наряду с другими видами деятельности утреннюю гигиеническую гимнастику; физкультминутки; воздушные ванны  в движении; подвижные игры (2-3 раза в день); индивидуальные занятия; самостоятельные  занятия.

   В режиме недели предусмотрены также физкультурные и музыкальные занятия. В содержание последних входят физические упражнения, в том числе и игры (чаще музыкальные). Кроме того, дети занимаются физическими упражнениями и дома - самостоятельно или под руководством родителей.

   Целесообразное соотношение различных форм работы в дошкольных учреждениях и в семье, правильная организация и методика проведения обеспечивают достаточную физическую нагрузку и полноценное решение всех задач физического воспитания [3].

1.1 ФИЗКУЛЬТУРНО – МАССОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

   Физкультурно-массовые мероприятия представлены в дошкольном учреждении физкультурными досугами, праздниками физической культуры и пешими походами. Красочность внешнего оформления, доступность, отсутствие строгой регламентации деятельности участников, возможность широкого проявления эмоций и индивидуальных способностей делают подобные мероприятия весьма популярными среди детей дошкольного возраста. Поэтому проведение их часто становится традиционным и предусматривается общим планом работы дошкольного учреждения [4].

1.2 ФИЗКУЛЬТУРНЫЙ ДОСУГ

  

   Физкультурный досуг – одна из форм активного отдыха детей. Введение в практику дошкольного учреждения физкультурных досугов позволяет реализовать естественную потребность ребенка в движении, восполнить дефицит двигательной активности.

   Содержание досуга – это знакомые детям физические упражнения, но проводимые в игровой форме, в виде веселых забав, аттракционов, что создает положительный эмоциональный фон, оказывающий благоприятное воздействие на организм ребенка. На физкультурных досугах закрепляются двигательные умения и навыки детей, развиваются их двигательные способности. Досуги способствуют воспитанию у детей чувства коллекти-визма, товарищества, взаимопомощи, целеустремленности, смелости, дисциплинированности, организованности.

   Физкультурный досуг в дошкольном учреждении проводится 1 – 2 раза в месяц, начиная со 2-й младшей группы (3 - 4 года). Рекомендуется проводить его в вечернее время (16 - 17 часов), в дни, когда нет физкультурных занятий. В каникулярное время (январь) и в летний период досуг может проходить в первую половину дня (9 - 11 часов).

Информация о работе Базовая физическая культура и ее разновидности