Базовая физическая культура и ее разновидности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 00:31, курсовая работа

Описание

Физическая культура – это совокупность достижений общества в деле создания и рационального использования специальных средств, методов и условий для целенаправленного физического совершенствования человека.
Физическую культуру можно подразделить на ряд больших разделов, которые по своим особенностям соответствуют различным направлениям и сферам её использования в обществе. Каждый раздел включает виды и разновидности физической культуры определенного типа. Наиболее крупными из них являются:

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Базовая физическая культура и ее разновидности………………………….…5
Физическая культура в рамках дошкольного физического
воспитания………………………………………………………………….7
Физкультурно – массовые мероприятия………………………………...7
Физкультурный досуг…………………………………………………….8
Физкультурные праздники………………………………………………13
Индивидуальные занятия………………………………………………..15
Прогулки – походы в лес………………………………………………..22
Физическая культура в рамках школьного физического
воспитания………………………………………………………….……..24
Пролонгирующая физическая культура…………………………….…..27
Секционные занятия………………………………………………….….27
Самостоятельные занятия……………………………………….……....28
Спорт…………………………………………………………………..…..31
Заключение…………………………………………………………………..….33
Литература……………………………………………………………….…..….34

Работа состоит из  1 файл

базовая физ-ра.docx

— 83.05 Кб (Скачать документ)

   1. Как формы самостоятельных (индивидуальных или групповых) трениро-вочных занятий, подобных по определённым признакам занятиям урочного типа.

   2. Как формы расширенного активного отдыха, включающие в том или ином соотношении моменты тренировки, состязания, культурного общения и развлечения (спортивно-игровые встречи, другие неофициальные состязания в общедоступных спортивных упражнениях и т. д.).

   Самодеятельные тренировочные занятия, подобные урочным (индивидуальные или групповые) для многих уже стали основой формой личной организации физического самовоспитания. Часто это не только (и не столько) спортивно-тренировочные занятия, а не имеющие непосредственно спортивной ориентации самостоятельные занятия по общей физической подготовке или избирательно-кондиционной тренировке. По содержанию они бывают однопредметными и комплексными.

   Выбор предмета занятий в данном случае определяется, кроме прочего, индивидуальными интересами, способностями и полученным ранее физическим образованием. Вместе с тем на их практическую ориентацию оказывают условия жизни и другие обстоятельства, в том числе и конъюнктурные, связанные с теми или иными физкультурными увлечениями (аэробика, йога, гимнастика, ушу и т.д.). Долг специалистов в этом отношении тактично формировать индивидуальные интересы и установки в соответствии с принципами научной системы физического воспитания, быть распространителем проверенных, подлинных знаний и практических подходов в любой сфере физической культуры. Первостепенное значение имеет, конечно, серьёзная постановка всеобщего физкультурного образо-вания уже на начальных этапах обязательного курса физического воспитания.

   В принципе на рассматриваемые формы тренировочных занятий, хотя они организуются на самостоятельных началах распространяются известные общие положения методики физического воспитания, но, разумеется, поскольку эти методические основы удается реализовать при отсутствии непосредственного руководящего специалиста, т.е. постольку, поскольку сами занимающиеся (а в групповых занятиях по крайней мере один из занимающихся, выполняет роль ведущего) овладевают соответствующими специальными знаниями, умениями, навыками. Иначе говоря, качество построения и вся эффективность таких занятий в наибольшей мере зависит от уровня физкультурной образованности занимающихся, что в условиях развёрнутого массового физкультурного движения остро выдвигает проблему всеобщего физкультурного образования и его постоянного углубления, расширения сети физкультурно-методических и врачебно-физкультурных консультаций и создания хорошей (доходчивой, но не упрощенной) методической литературы для широких слоев населения, направленной на рационализацию самодеятельных физкультурных занятий.

   Целесообразный объём затрат времени на самодеятельные тренировочные занятия в различные возрастные периоды и в разных конкретных условиях жизнедеятельности не остаётся естественно-постоянным. Когда такие занятия становятся основным фактором сохранения и совершенствования индивидуальной физической кондиции (после завершения базового общеобразовательного курса физического воспитания), они должны быть не менее чем трёх-чтырёх кратными в неделю, примерно часовой продолжительности каждое. Это, скорее всего, лишь минимум, необходимый для их непреходящей эффективности, для обеспечения некоторого общего условия физической тренированности и предупреждения её регресса. Вместе с тем тратить ежедневно по многу часов на физическую тренировку, как это делают отдельные, не в меру увлечённые физкультурники, для большинства отнюдь не лучший способ использования жизненного времени и энергии. Тут, как и в любом увлечении, важно соблюдать меру [15].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 СПОРТ

   Спорт – составная часть физической культуры, средство и метод физического воспитания, основанный на использовании соревновательной деятельности и подготовке к ней, в процессе которой сравниваются и оцениваются потенциальные возможности человека.

   Основу спорта составляет соревновательная деятельность (система состязаний, соперничества). Условно понимают спорт в "узком" и "широком" смысле слова. Спорт в узком смысле слова - это собственно соревновательная деятельность, отличительными чертами которой является:

  • система соревнований с последовательным возрастанием уровня конкуренции и требований к достижениям (повышение ранга соревнований);
  • унификация состава действий, посредством которых ведется состязания, условий их выполнения и способов оценки достижений, что закрепляется официальными правилами;
  • регламентация поведения соревнующихся в соответствии с принципами неантагонистической конкуренции, которые имеют гуманный характер.

   Спорт в широком смысле слова охватывает собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, специфические отношения в этой сфере деятельности, взятые в целом.

   Эффект соперничества является важным социально-психологическим феноменом. Известно, что при большинстве производительных работ уже самый общественный контакт вызывает соревнование и своеобразное возбуждение жизненной энергии, увеличивающее индивидуальную производительность отдельных лиц.

   Нечто аналогичное происходит и во время спортивных соревнований, когда соревновательная обстановка приводит к существенному изменению функционального состояния человека, происходит настройка на новый, более высокий уровень двигательной деятельности, большая мобилизация ресурсов организма.

   Изменяются объективные показатели - ЧСС увеличивается до 130-140 уд./мин, легочная вентиляция возрастает до 20 - 30 л/мин, в 2-2,5 раза увеличивается потребление кислорода, повышается температура тела, артериальное давление, усиливается потоотделение. Все это способствует выведению организма на новый, более высокий функциональный уровень и повышает тренировочный эффект от физических упражнений.

   Спорт выделяет четыре направления:

   1) детско-юношеский спорт, в нем учитываются половые, возрастные, физиологические признаки. Главное в детско-юношеском спорте - массовость, т.к. в нем происходит естественный отсев, и к спорту высших достижений доходят единицы. Детско-юношеский спорт направлен на высшие достижения;

   2) спорт высших достижений и профессиональный спорт можно объеди-нить, т.к. направлены на достижение мировых рекордов. В профессиональ-ном спорте платят зарплату за выступления и берут штрафы за плохую подготовленность и выступление в соревнованиях. В профессиональном спорте правила отличаются от любительского спорта;

   3) массовый спорт, в нем главное не достижения, а участие;

   4) инвалидный спорт – для людей с врожденными и приобретенными заболеваниями. Спортсмены с ограниченными возможностями выступают по своим нормативам. Соревнования проводятся по степени заболевания, где каждый выступает в своей группе. Для спортсменов это возможность, не только укрепить своё здоровье, но и социальной адаптации.

   Функции спорта неодинаково выражены в различных разделах спортивного движения - спорте высших достижений, и массовом спорте.

   Спорт высших достижений ориентирован непосредственно на абсолютные параметры спортивных результатов, включая достижения международного, всечеловеческого масштаба. Именно в этом направлении спортивного движения, в полной мере выражена роль спорта как деятельности, преодолевающей кажущиеся «пределы» человеческих возможностей.

Базовый спорт обеспечивает достижения массового уровня. В качестве одной из основных частей базовой  физической культуры он широко используется для повышения и сохранения общей  физической подготовленности. Существенно  при этом, что спортивные занятия  строятся в решающей зависимости  от основной - учебной или профессионально  трудовой деятель-ности. Причем затраты времени и сил на спорт лимитируются тем жестче, чем больше их требует основная деятельность.

   Из большого числа людей, вовлеченных в массовое спортивное движение, в сферу спорта высших достижений переходит сравнительно небольшая часть. Это обусловлено тем, что не каждый наделен спортивной одаренностью, позволяющих подняться на уровень абсолютных достижений в спорте, но каждый при соответствующих условиях может получить пользу, став участником массового спортивного движения.

   В педагогическом аспекте занятия спортом в большей степени способствуют приобщению занимающихся к интересам коллектива, воспитанию духовных качеств (самообладание, воля, самоорганизация и пр.), стимулируют эмоциональную активность [16].

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

   Основные особенности физкультурно-массовых мероприятий в ДОУ заключаются в решении нескольких вопросов - как подобрать и спланировать игры, выбрать место проведения игр, для чего нужны прогулки - походы, что должны включать пешие прогулки. Также необходимы индивидуальная работа для устранения недостатков у детей; например: нарушение осанки, стоп, сердечнососудистой и дыхательных систем, самостоятельные занятия физическими упражнениями, которые воспитывают у детей инициативу, активность, организаторские способности, творческую самостоятельность. Физкультурные праздники являются эффективной формой активного отдыха детей, поэтому требуется определить, где праздники могут быть организованы, что нужно учитывать при планировании и подготовке праздника.

   У каждой из этих форм есть свое назначение и свои особенности, каждой отведено определенное место в режиме дня и недели.

   Все формы работы по физическому воспитанию взаимосвязаны и дополняют друг друга.

   Нужно правильно организовывать проведения различных форм, соблюдать методику проведения, тогда будет обеспечиваться достаточная физическая нагрузка и полноценно решаться задачи физического воспитания.

   Профессионально подобранные упражнения для определенного возраста способствуют лучшему и быстрому физическому развитию. Развиваются такие физические качества, как: быстрота, ловкость, гибкость. Также физические упражнения влияют на детей и со стороны психологии. Дети выполняют физические упражнения с большей охотой, это значит, что у них проявляется интерес к физической культуре. Проведение на прогулке занятий, игр и упражнений с повышенной активностью способствует закаливанию организма, снижению простудных заболеваний, повышению иммунитета среди воспитанников школ и дошкольных учреждений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Барчуков И.С. Физическая культура / И.С. Барчуков. – М.: Юнити-Дона, 2003. - 255с.
  2. Лукьяненко В.П. Физическая культура: основы знаний. Учебное пособие / В.П. Лукьяненко – М.: Советский спорт, 2003. - 224 с.
  3. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. / В.Г. Алямовская – М., – 1993.
  4. Гуссмов А.Х. Физкультурно-оздоровительная группа. / А.Х. Гуссмов – М.: "ФиС". 1987 - 190 с., ил.
  5. Ермак А.А. Организация физкультурного досуга. / А.А. Ермак – М.: "Просвещение". 1978 - 130 с., ил.
  6. Бондаренко А. К. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада / А. К.Бондаренко, А. И. Матусик – 2-е изд., перераб. и доп. –М.: Просвещение, 1983.
  7. Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников. / Н.Н. Ва-сильева – Ярославль, 1997.
  8. Светов А.А., Школьникова Н.В. Физическая культура в семье. – 4-е изд., перераб. Ф50 / А.А. Светов, Н.В. Школьникова. – М.: Физкультура и спорт, 1981. - 398 с., ил.
  9. Мацкешвили Т.Я. Нарушения осанки и искривления позвоночника удетей. / Т.Я. Мацкешвили. – М.,1999.
  10. Нестерюк Т., Шкода А. Гимнастика маленьких волшебников. / Нестерюк Т., Шкода А. – М., 1993.
  11. Миллер Э. Б. Упражнения на растяжки. Простая йога везде и в любое время. / Миллер Э. Б. – M.,2001.
  12. Казьмин В. Д. Дыхательная гимнастика. / Казьмин В. Д. –  Ростов/н-Д., 2000.
  13. Гужаловский А.А.  «Основы теории и методики физической культу-ры». /  А.А. Гужаловский. ФиС – Минск, 1986 г.
  14. Матвеев Л.П., Новиков А.Д. «Теория и методика физической культу-ры». Т. 2. / Л.П. Матвеев Л.П., А.Д. Новиков – М.: ФиС, 1976 г.
  15. Матвеев Л.П. «Теория и методика физической культуры» / Л.П. Матвеев – М.: ФиС, 1991 г.
  16. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. – М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 480 с.

 


Информация о работе Базовая физическая культура и ее разновидности