Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 00:31, курсовая работа
Физическая культура – это совокупность достижений общества в деле создания и рационального использования специальных средств, методов и условий для целенаправленного физического совершенствования человека.
Физическую культуру можно подразделить на ряд больших разделов, которые по своим особенностям соответствуют различным направлениям и сферам её использования в обществе. Каждый раздел включает виды и разновидности физической культуры определенного типа. Наиболее крупными из них являются:
Введение………………………………………………………………………….3
Базовая физическая культура и ее разновидности………………………….…5
Физическая культура в рамках дошкольного физического
воспитания………………………………………………………………….7
Физкультурно – массовые мероприятия………………………………...7
Физкультурный досуг…………………………………………………….8
Физкультурные праздники………………………………………………13
Индивидуальные занятия………………………………………………..15
Прогулки – походы в лес………………………………………………..22
Физическая культура в рамках школьного физического
воспитания………………………………………………………….……..24
Пролонгирующая физическая культура…………………………….…..27
Секционные занятия………………………………………………….….27
Самостоятельные занятия……………………………………….……....28
Спорт…………………………………………………………………..…..31
Заключение…………………………………………………………………..….33
Литература……………………………………………………………….…..….34
Физкультурные досуги проводятся как на воздухе, так и в помещении. Их продолжительность колеблется от 20 до 40 минут в зависимости от возраста детей. Не следует затягивать досуги, так как физическое и эмоциональное переутомление отрицательно сказываются на здоровье детей.
Младших дошкольников еще затрудняют одновременные совместные действия в большом коллективе, поэтому в этом возрасте досуг проводится только с детьми одной группы. В старшем дошкольном возрасте возможно объединение двух параллельных возрастных групп [5].
В начале учебного года составляется перспективный план дошкольного учреждения, в который включаются и физкультурные досуги. Педагоги могут наметить тематику досугов для конкретных возрастных, групп и место их проведения. Взяв за основу программный материал по воспитанию, обучению и развитию детей дошкольного возраста, при планировании досугов специалист по физической культуре должен исходить из условий своего дошкольного учреждения, возрастных и индивидуальных особенностей детей, их двигательного опыта, уровня физической подготовленности [6].
Так как физкультурные досуги базируются на знакомых детям физических упражнениях, подвижных играх, разучиваемых на физкультурных занятиях, то при планировании досуга ставятся уже задачи не обучения, а закрепления и совершенствования движений. На первый план выходят задачи оздоровительные и особенно – воспитательные. В отличие от физкультур-ного, занятия здесь не требуется сложная технологическая цепочка подготовительных и подводящих упражнений. Тем не менее, надо стараться, чтобы движения, включенные в досуг, были направлены на гармоничное развитие разных двигательных способностей, происходило чередование работы разных групп мышц, регулировалась нагрузка. Физические упражнения, включенные в досуг, должны быть хорошо освоены всеми детьми. Следует провести индивидуальные дополнительные занятия с ребятами, у которых выполнение того или иного упражнения вызывает затруднение.
В досуг могут включаться сюрпризные моменты (введение персонажа, получение письма от кого-либо с заданием, вручение маленьких подарков, призов). В то же время не следует злоупотреблять материальными поощрениями, так как дети должны приучаться получать удовольствие от самих движений и совместного участия в них, а не от ожидания подарков.
Важно отметить, что подготовка
и проведение досуга доступно одному
педагогу (воспитателю, специалисту
по физической культуре). В данном случае
в качестве персонажа можно использовать
игрушку-бибабо. При необходимости
привлечения помощника для
Младший и средний дошкольный возраст. Задачи физкультурного досуга во 2-й младшей группе состоят в том, чтобы, привлекая ребенка к посильному участию в коллективном и индивидуальном действии, обогащать его яркими впечатлениями, доставлять ему радость в ощущениях собственных движений в играх, забавах, танцах, хороводах.
Детей средней группы необходимо приучать к самостоятельному участию в совместных упражнениях, играх, развлечениях. При этом следует побуждать каждого ребенка к проявлению своих возможностей [5].
Содержание подвижных игр и игровых упражнений должно строиться на основе опыта ребенка, его представлениях и знаниях об окружающих предметах, людях, животных. В этом возрасте часто включают игры, где надо выполнять движения в соответствии с текстом стихотворения [7].
Для детей младшего и среднего возраста досуги проводят в сюжетной форме с введением литературного (сказочного) героя или без него. Следует отметить, что персонаж должен быть знаком детям, вызывать у них положительные эмоции. Дети не должны его бояться. Здесь педагогу могут помочь знание программного литературного материала для детей данного возраста или совет старшего воспитателя дошкольного учреждения, а также взаимодействие с воспитателями группы, которые на своих занятиях могут провести предварительную работу с детьми.
Подбирая материал для детей младшего возраста, необходимо предусмотреть фронтальную организацию деятельности, когда все дети одновременно вовлечены в игры и упражнения [6].
В среднем дошкольном возрасте следует постепенно вводить в содержание игры с элементами соревнования. Детям этого возраста еще не свойственно проявление чувства коллективизма, они заботятся только о своем успехе. Поэтому элементы соревнования носят индивидуальный характер. Например, игра «Кто быстрее наполнит корзинку шишками» и т. п. [7].
Большой силой эмоционального воздействия обладает музыка. Поэтому желательно, чтобы она звучала на физкультурном досуге. Для музыкального сопровождения может использоваться как аудиозапись, так и «живое» исполнение (фортепиано, аккордеон и другие музыкальные инструменты). Подбирая произведения для досуга, специалисту по физической культуре следует помнить, что текст должен соответствовать теме и содержанию досуга. Уровень громкости должен быть оптимальным, так как слишком громкое или тихое звучание может возбуждать и отвлекать ребенка. Поэтому перед началом досуга нужно выбрать уровень звучания в помещении, где будет проводиться мероприятие.
Если у специалиста по физической культуре вызывает затруднение подбор музыкального сопровождения, то ему следует обратиться за консультацией к музыкальному руководителю дошкольного учреждения. Возможно также проведение физкультурно-музыкального досуга, в который включают, кроме физических упражнений, танцевальные композиции, хороводные игры, песни, разучиваемые на музыкальных занятиях.
Для детей младшего возраста в конце досуга можно ввести сюрпризный момент – вручить маленькие подарки, как промышленного производства, так и выполненные детьми старших групп дошкольного учреждения (оригами, поделки из природных материалов и пластилина). Хорошо, если они будут связаны с тематикой досуга. Подарки вручает сказочный герой, или же дети могут «найти» свои подарки (с помощью взрослого) [5].
Одной из форм проведения физкультурного досуга является семейный досуг. Специалист по физической культуре заранее должен выяснить, кто из родственников ребенка – мама, папа, сестра, брат, бабушка, дедушка – придет поиграть с малышом, и в соответствии с этим подобрать двигательные задания. Если у некоторых детей никто из близких не сможет посетить мероприятие, то включаемые в досуг игры и упражнения должны предусматривать возможность действия одного взрослого и двух-трех детей или задания, которые выполняются только взрослыми и только детьми. Также заранее педагог, организующий мероприятие, может пригласить принять участие взрослых – сотрудников дошкольного учреждения [8].
Старший дошкольный возраст. При проведении досуга в старшем дошкольном возрасте необходимо развивать у детей умение творчески использовать свой двигательный опыт в условиях эмоционального общения со сверстниками, приучать проявлять инициативу в разнообразных видах деятельности.
Для детей старших и подготовительных групп, так же как в предыдущих возрастных группах, можно проводить досуги в сюжетной (тематической) форме с введением литературного (сказочного) героя или без него.
Дети старшей и особенно подготовительной группы обладают довольно широким спектром знаний, умений. Поэтому в досуги вводятся интеллектуальные задания, используются элементы математики, конструирования. Темы досугов расширяются. Они приобретают социальную, экологическую и др. направленность. Это может быть и разнообразное обыгрывание времен года, профессий, основ безопасности жизнедеятельности. Досуги могут быть посвящены разным видам спорта. Возможно проведение досугов на основе игр разных народов. В досугах широко используется физкультурное оборудование, предметы, включаются элементы спортивных игр.
В старшем дошкольном возрасте ребенок уже четко осознает себя представителем определенного пола. Поэтому и физкультурные досуги можно проводить на тему «Мы – мальчики, а мы – девочки», где будут чередоваться упражнения (игры), характерные больше для мальчиков и выполняемые ими (девочки выступают в роли зрителей), и наоборот. Танцевально-ритмические композиции также будут отличаться. Если для мальчиков можно предложить движения футболистов, упражнения с гимнастическими палками с насадками по краям (штанги) и т.п. под веселую, бравурную музыку, то девочки с удовольствием будут выполнять упражнения с лентами, шарфами, обручами под медленную, спокойную музыку, вальс.
На досугах с детьми старшего дошкольного возраста расширяется репертуар музыкальных произведений: используется народная, классическая (небольшие целые произведения или фрагменты), эстрадная музыка (как отечественная, так и зарубежная). Если используются песни, то текст должен соответствовать теме досуга, выполняемым движениям и не содержать «взрослых» слов и выражений, пока недоступных восприятию детей.
Начиная со старшей группы, наряду с индивидуальными вводятся командные соревнования. Они призваны воспитывать у детей чувство ответственности перед товарищами, создавать общность радостных переживаний, вызывать уважение друг к другу, гордость за достигнутые успехи. Поэтому при проведении игр-эстафет очень важен правильный подбор детей в команды и их расстановка.
Формирование команд может проходить как на самом досуге, так и заранее. Причем состав может быть неизменным на протяжении всего мероприятия, а может меняться в зависимости от задания или других причин. Отличительным знаком принадлежности к определенной команде могут служить эмблемы (геометрические фигуры разного цвета с цифрами, животными и т.д.), ленточки на руку, шапочки. Возможно проведение досуга без использования атрибутов – у детей, особенно в подготовительной группе, не вызывает затруднений запомнить членов своей команды.
Результат проведенной командной игры можно оценить словами («Победила команда...», «В этой игре лучшей была команда...»). Начисление очков, баллов целесообразно, если команды стабильны по составу и в конце досуга планируется подведение окончательного результата. Очки могут фиксироваться на табло, доске или выдаваться в виде фишек, жетонов и т. п. Специалист по физической культуре, внимательно наблюдая за ходом игры, может начислить дополнительное очко за взаимопомощь, проявленную детьми. При умышленном нарушении правил, проявлении грубости назначается штрафное очко или снимается выигранное. При этом обязательно надо разъяснять детям, что достижение результата любой ценой не всегда приводит к выигрышу.
Следует учитывать индивидуальные психологические особенности детей группы. Нервная система даже старшего дошкольника еще не совершенна, некоторые ребята болезненно переживают неуспех команды. Если в группе дошкольников выявлены дети с высокой степенью тревожности, неуверенности в себе, неустойчивой самооценкой, то такое подведение итогов досуга не оправдано. Проведение игр командного характера в этом случае следует или исключить совсем, или вводить их постепенно, только в некоторых играх.
Проведение игр-эстафет подразумевает поочередное выполнение задания. При большом количестве участников в команде возникает длительное ожидание своей очереди, что снижает интерес, уменьшает двигательную активность детей. Поэтому лучше делить детей не на 2, а на 3 и даже 4 команды, но с учетом общего количества детей, участвующих в досуге, размеров зала или площадки, достаточной оснащенности оборудованием, инвентарем. При планировании досуга следует подбирать задания таким образом, чтобы происходило их чередование при выполнении отдельными детьми с играми и эстафетами, выполняемыми всей командой одновременно [5].
Так же как и в предыдущих возрастных группах, для детей старшей и подготовительной групп можно проводить семейные физкультурные досуги [8].
Важно чередовать в течение года разные виды физкультурных досугов (сюжетный, интегрированный, игры-эстафеты, двигательный ералаш, выбор детьми заданий по интересам и т. д.), место их проведения (как в помещении, гак и на воздухе). В теплое время года, при благоприятной экологической обстановке в месторасположении дошкольного учреждения и наличии площадки для занятий физическими упражнениями, досуги как можно чаще следует проводить на открытом воздухе.
Исходя из вида досуга, его план может быть как кратким, так и развернутым. В нем целесообразно отразить следующие характеристики: возрастная категория детей; название, вид и задачи досуга; дата проведения; место проведения: помещение – музыкальный или физкультурный зал, групповая комната, на воздухе – площадка [5].
1.3 ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ ПРАЗДНИКИ
В системе физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения прочное место занимают физкультурные праздники, спортивный досуг, дни здоровья.
Интересное содержание, юмор, музыкальное оформление, игры, соревно-вания, радостная атмосфера способствует активизации двигательной деятельности. При организации активного отдыха важно учитывать климатические условия, особенности сезона и природные факторы. Положительные результаты могут быть достигнуты при условии тесного сотрудничества коллектива дошкольного учреждения и семьи. О программе и времени проведения предстоящего мероприятия дети и родители извещаются заранее, с тем, чтобы они тоже могли активно включить в их подготовку [8].
Физкультурные праздники являются эффективной формой активного отдыха детей. Практика дошкольных учреждений показала значимость праздников в активном приобщении каждого ребенка к занятиям физической культурой. Имеется немало положительных примеров творческого подхода педагогических коллективов к их организации и проведению.
Опыт организации физкультурных праздников, проводимых в дошкольных учреждениях, показал их положительное влияние на решение широкого круга оздоровительных и воспитательных задач. При рациональном сочетании с другими видами занятий по физической культуре праздники в значительной мере помогают создать оптимальный двигательный режим, способствуют повышению работоспособности и закалке детей.
Физкультурные праздники в дошкольном учреждении являются радостным событием в жизни детей. Физкультурные праздники – это мероприятия показательного характера, демонстрирующие достижения дошкольников за определенный период работы, а также способствующие пропаганде занятий физическими упражнениями, как среди детей, так и среди взрослых.
Информация о работе Базовая физическая культура и ее разновидности