Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 11:05, контрольная работа
Общебиологическими свойствами живой материи являются процессы роста и развития, которые начинаются с момента оплодотворения яйцеклетки и представляют собой непрерывный поступательный процесс, протекающий в течение всей жизни. Организм развивается скачкообразно, и разница между отдельными этапами жизни сводится к количественным и качественным изменениям.
1. раскройте общие закономерности роста и развития организма и понятие физического, полового и умственного развития.
Общебиологическими свойствами живой материи являются процессы роста и развития, которые начинаются с момента оплодотворения яйцеклетки и представляют собой непрерывный поступательный процесс, протекающий в течение всей жизни. Организм развивается скачкообразно, и разница между отдельными этапами жизни сводится к количественным и качественным изменениям.
Ростом называется увеличение размеров и объема развивающегося организма за счет размножения клеток тела и возрастания массы живого вещества. Изменения касаются, прежде всего, антропометрических показателей. В одних органах (таких как кости, легкие) рост осуществляется в основном за счет увеличения числа клеток, в других (мышцах, нервной ткани) преобладают процессы увеличения размеров самих клеток.
Рост и физическое развитие происходят одновременно. При этом имеет место усложнение строения, которое называется морфологической дифференцировкой тканей, органов и их систем; изменяется форма органов и всего организма; совершенствуются и усложняются функции и поведение. Между ростом и развитием имеется взаимная закономерная зависимость. В ходе этого процесса накапливаются количественные изменения, что приводит к появлению новых качеств.
Под физическим развитием понимают непрерывно происходящие биологические процессы. На каждом возрастном этапе они характеризуется определённым комплексом связанных между собой и с внешней средой морфологических, функциональных, биохимических, психических и других свойств организма и обусловленных этим своеобразием запасом физических сил.
Половое развитие, процесс формирования половых признаков человека, определяющих его половую принадлежность. Неотъемлемо связано с физическим, психическим, духовным и другими аспектами индивидуального развития. Половое развитие человека осуществляется в двух тесно связанных между собой направлениях — психосексуальном и соматосексуальном.
Умственное развитие - это совокупность качественных и количественных изменений, происходящих в мысленных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребенка. На умственном развитии ребенка сказываются и биологические факторы: строение мозга, состояние анализаторов, изменения нервной деятельности, формирование условных связей, наследственный фонд задатков.[1]
2. дайте определение возрастной периодизации. Охарактеризуйте критерии и содержание современной классификации периодов и раскройте причины продолжительного человеческого детства.
Возрастная периодизация - это деление жизненного цикла человека на отдельные этапы по мере развития его систем и органов. Основными этапами развития являются пренатальный (до рождения, внутриутробный) и постнатальный (после рождения). Во время внутриутробного этапа закладываются ткани и органы и происходит их дифференцировка (качественные преобразования). Постнатальный этап характеризуется продолжающимся созреванием органов и систем организма, определяющим уровень физического, полового и умственного развития индивидуума. Созревание органов и систем в постнатальном этапе, как указывалось выше, идет гетерохронно (неравномерно), которое определяет специфику функциональных возможностей организма разного возраста и особенности его взаимодействия с внешней средой. Постнатальный этап развития делится на возрастные периоды, знание которых имеет важное значение для педагогической практики, а также – сохранения, формирования и укрепления здоровья учащихся. Деление на периоды осуществляется по критериям паспортного и биологического возраста. Паспортный (календарный) возраст определяется временем, прожитым человеком. Критериями этого возраста являются астрономические показатели: дни, недели, месяцы, годы. Кроме внутриутробного и новорожденности, каждый период паспортного возраста определяется длительностью в один год.
Каждый возрастной период характеризуется своими специфическими морфологическими, функциональными и психологическими особенностями. Переход от одного периода к последующему считается переломным или критическим. Доказано, что в критические стадии резко повышается чувствительность и снижается устойчивость организма к неблагоприятным факторам среды (возбудителям болезней, высоким умственным и физическим нагрузкам, стрессовым ситуациям). Анализируя классификацию возрастных этапов, обращаем внимание на отличительную черту онтогенеза: достаточно продолжительный период детства человека (17 лет), чего не наблюдается у других представителей млекопитающих. Продолжительное детство в онтогенезе человека – эволюционно сложившаяся социобиологическая необходимость.[2]
3. раскройте возрастные особенности физического развития организма.
Для характеристики физического развития организма берутся основные показатели состояния опорно - двигательного аппарата. Физическое развитие внутренних органов будет рассмотрено в соответствующем разделе. К опорно-двигательному аппарату относятся скелет и мышцы, объединенные в костно-мышечную систему. Скелет и мышцы являются опорными структурами организма, ограничивающими полости, в которых расположены внутренние органы. С помощью опорно двигательного аппарата осуществляется одна из важнейших функций организма -движение. Скелет является структурной основой тела и в значительной степени определяет его форму и размер. Скелет состоит из костей. Основными частями скелета являются: скелет туловища, состоящий из позвоночного столба и грудной клетки, скелет верхних и нижних конечностей и скелет головы – череп. Позвоночный столб человека является основной частью, стержнем скелета, верхним концом соединяющийся с черепом, нижним – с костями нижних конечностей. Позвоночник, состоящий из позвонков, несет основную физическую нагрузку и от его развития и состояния в значительной степени зависит физическое благополучие организма. К периоду юношеского возраста скелет достигает размеров, приближающихся к уровню взрослого человека. Вместе с тем, его развитие в этот период продолжается и заканчивается: у мужчин к 20-24 годам, а у женщин на 2-3 года раньше. Эти особенности развития, прежде всего, касаются позвоночника. Несмотря на то, что фиксация естественных изгибов позвоночника происходит в 12-14 лет, окончательное окостенение позвонков завершается к 20-23 годам. Следовательно, ростовые процессы позвоночника в этом возрасте продолжаются. Развитие грудной клетки у юношей и девушек к 17-20 годам достигает уровня взрослого организма. То же самое касается формирования и развития костей конечностей и черепа, хотя зарастание швов костей черепа продолжается до 30-40 лет. Мышечная система человека разделяется на три типа: мышцы скелета, мышцы сердца и гладкие мышцы внутренних органов и сосудов. Активной частью опорно-двигательного аппарата являются скелетные мышцы. В организме человека насчитывается около 600 скелетных мышц. Форма и величина их зависит от выполняемой работы. Различают мышцы длинные, широкие, короткие и круговые. Длинные и короткие мышцы располагаются на конечностях, широкие – туловище, круговые – вокруг отверстий тела. В процессе развития организма, скелетные мышцы, как и кости, к которым они прикрепляются, растут неравномерно. Резкий скачек в росте массы мышц происходит в подростковом возрасте, в период полового созревания. Особенно интенсивно в этот период происходит удлинение мышц и сухожилий, связанных с удлинением трубчатых костей конечностей. Мышцы в это время становятся длинными и тонкими, и подростки выглядят длинноногими и длиннорукими. В юношеский период продолжается дальнейший рост мышц, но в большей степени это касается их поперечника.[2]
Развитие мышц продолжается до 25-30 лет. Мышечная масса и сила особенно интенсивно увеличивается в подростковом и раннем юношеском возрасте (до 18 лет). С 18 лет рост силы замедляется и к 25-26 годам – заканчивается. Практика показывает, что при правильно организованной физической тренировке этот процесс неограничен. Точность, выносливость и скорость мышечной работы прогрессивно возрастает по мере взросления: к 13-14 годам их показатели приближаются к уровню взрослого человека. В позднем подростковом и раннем юношеском возрасте темп роста этих показателей несколько снижается. К 20-30 годам скорость мышечных движений и частота их повторяемости достигает наибольшей величины. Это связано не только с созреванием мышц, но и нервной системы, а также – совершенствованием механизмов передачи возбуждения (пускового сигнала) с нерва на мышцу в нервно-мышечном синапсе. Мышечная выносливость к динамической нагрузке приближается на 80-85% к уровню взрослого человека только к началу юношеского возраста (к 16 годам), а выносливость к статистическим нагрузкам – к 17-19 годам, достигая максимальных значений к 25-30-летнему возрасту. В юношеском возрасте продолжается процесс совершенствования координаций движений. Интегральный показатель функций мышечной системы – мышечная работоспособность при динамической и статической нагрузках – у представителей раннего юношеского возраста не достигает уровня взрослых и приближается к его нижней границе лишь в возрасте 18 лет. При этом производительность работы в единицу времени у них ниже, а период восстановления – продолжительнее. Имеются половые различия физических возможностей: все показатели эффективности мышечной деятельности у девушек в среднем ниже, чем у юношей. В целом, у представителей юношеского возраста уровень физической адаптации к нагрузкам приближается к таковому взрослых, но носит несколько генерализованный (общий) характер. Итак, к началу юношеского возраста и на первых его этапах продолжаются морфологические и функциональные преобразования опорно-двигательного аппарата. Тем не менее, к 18 годам полностью завершается формирование скелета и мышечной системы, и они достигают уровня зрелости. Вместе с тем, ростовые процессы и наращивание функциональных резервов продолжается до 25 лет. Эти преобразования тесно связаны с изменениями функций эндокринной и нервной систем и их взаимоотношений [3]
4. охарактеризуйте возрастные особенности полового развития.
Развитие половой системы организма начинается во внутриутробном периоде, когда закладываются половые железы. Далее, на протяжении всего периода детства идет их формирование. Одновременно в растущем организме происходят морфофункциональные и психофизиологические преобразования, соответствующие полу. На определенном этапе онтогенеза половое развитие резко ускоряется и наступает физиологическая половая зрелость. Этот этап получил название периода полового созревания, который приходится на подростковый возраст. Считается, что в среднем к 15-17 годам (в зависимости от типа телосложения и пола) половое созревание завершается, что знаменует переход к следующему этапу – юношескому возрасту. К этому возрасту у мальчиков (юношей) окончательно развиваются половые органы и вторичные половые признаки (низкий голос, выраженное оволосение лица, подмышечное и лобковое оволосение). У девочек (девушек) развитие молочных желез и полового оволосения соответствующее таковому взрослой женщины. На этой стадии у них стабилизируются менструации, что свидетельствует о начале половой зрелости (яичники уже продуцируют готовые к оплодотворению созревшие яйцеклетки). Итак, в совокупности преобразования в организме подростка приводят к формированию половой системы, способной к детородной функции. Одновременно в этот период активизируются ростовые процессы опорно-двигательного аппарата и внутренних органов. Темпы этих преобразований отличаются неравномерностью, что создает ситуацию морфофункциональной диспропорции при адаптации организма к нагрузкам. Важной особенностью этого этапа является также формирование нового уровня психофизиологической сферы, отягощенной доминирующей гиперсексуальностью, которая определяет вектор полоролевого и полового поведения подростка. Таким образом, в период полового созревания меняется телесность и психосексуальная сфера подростка, усложняющая его адаптацию к окружающей среде. Это физиологически наиболее уязвимый (критический) период. Юношеский возраст, являясь переходным к зрелости, несет в себе в полной мере черты предыдущего, хотя в физиологическом плане является менее экстремальным, чем подростковый. По - прежнему гиперсексуальность остается доминирующей чертой. В этом периоде, особенно к его завершению, половое созревание достигает пика. Одновременно в регуляторных процессах усиливается тенденция к установлению баланса взаимоотношений нервной и гормональной систем и его стабилизации.[3]
5. охарактеризуйте возрастные особенности умственного развития: биологические предпосылки, восприятие внимание, память.
В основе умственного развития лежат как биологические, так и социальные факторы. Однако, доля вклада биологического и социального в процессы развития индивидуального разума различна: на ранних этапах онтогенеза преобладает значимость биологических факторов, затем их участие уравнивается. По мере взросления индивидуума, роль социальных факторов начинает преобладать. Учитывая это, необходимо дать характеристику развития биологической основы в процессе становления мышления, т.е. развитие нервной системы. Раньше всего в онтогенезе созревают периферические отделы нервной системы и мозговые структуры, обеспечивающие регуляцию жизненноважных функций: движения, дыхания, пищеварения, выделения. Уже к периоду младшего школьного возраста многие стволовые структуры мозга (спинной, продолговатый, средний, промежуточный мозг – а также мозжечок), несущие врожденные программы регуляции жизнедеятельности, за исключением гипоталамуса, достигают достаточной зрелости. Это же касается жестких (врожденных) программ коры больших полушарий. Все гибкие структуры, ответственные за приобретаемые в онтогенезе формы поведения и мыслительные процессы, продолжают интенсивно развиваться в младшем школьном возрасте и в подростковом периоде (периоде полового созревания). В раннем юношеском возрасте (15-17 лет) практически созревают все структуры нервной системы, определяющие восприятие, переработку и хранение поступающей информации. Это касается как периферической, так и центральной нервной системы. В результате устанавливаются гармоничные возбудительно - тормозные взаимоотношения коры и подкорковых стволовых отделов мозга, которые достигают совершенства по завершении этого периода. Вместе с тем, созревание гибких (ассоциативных) структур лобных отделов коры больших полушарий, обеспечивающих формирование сложных эмоций, сознания и самосознания, хотя и достигает достаточно высокого уровня, окончательно завершается лишь к концу юношеского возраста. Следовательно, представители юношеского возраста практически имеют достаточно развитую биологическую основу, создающую условия для формирования высших человеческих (мыслительных) функций: восприятия, внимания, мотиваций, эмоций, памяти, членораздельной речи. Первым звеном мышления является восприятие, функцию которого выполняют нервные чувствительные системы (структуры). Они выбирают значимую информацию из окружающей среды, кодируют в форме нервных импульсов, передают в центральное звено, где происходит его сложная обработка, декодирование и в результате, в форме нервной модели возникает субъективный образ о действующем «предмете». В онтогенезе происходит постепенное развитие восприятия действительности из элементарной конкретной формы в сложную абстрактную (интеллектуальную). В подростковом возрасте интеллектуализация восприятия проявляется в форме фантазирования, воображения, творчества, восприятия себя (своего «Я»), на основе которого развивается «Я - концепция». В ранней юности (15-17 лет) восприятие реальности приобретает стабильные черты, которые сохраняются и в будущем. Возникают преобразования в восприятии времени – осознается временная перспектива и устанавливается осознанная связь между прошлым и будущим через настоящее, что позволяет строить планы на будущее.[4] Внимание – это процесс настройки на избирательное восприятие значимой информации. Внимание как прожектор высвечивает главное для индивидуума в данный момент. Внимание характеризуется: избирательностью, объемом, устойчивостью и переключаемостью. Оно может быть непроизвольным (неосознанным), автоматическим (ориентированный рефлекс) и произвольным (осознанным, контролируемым). Непроизвольное внимание (врожденное) проявляется уже в ранний период грудного возраста. Произвольное (осознанное) внимание, выражающееся в способности концентрироваться на неинтересных вещах, формируется в 7-11 лет. Однако, в подростковом возрасте внимание ухудшается, оно становится рассеянным. В ранний юношеский период (15-17 лет) происходит стабилизация и дальнейшее совершенствование достижений подросткового периода. Вместе с тем, в юношеском возрасте формируется способность концентрироваться на наиболее значимых для этого периода вопросах. Это прежде всего вопросы, связанные с его профессиональными интересами, а также с интересами в личной сфере, устремленными в будущее. Мотивация – это целенаправленная опредмеченная потребность, побуждающая к действию и организующая его. Согласно современным представлениям, развитие личности – это процесс постепенного удовлетворения потребностей. [5]
6. дайте характеристику и раскройте особенности становления в онтогенезе памяти и мотивации.
Движущей силой человеческих поступков является мотивация (желание) удовлетворить свои потребности. Причем способность к их удовлетворению рассматривается как приобретенное в течение онтогенеза, а не врожденное свойство. Эта способность проявляется в развитии многообразных функций мотиваций. Мотивация выполняет следующие функции: побуждающую, организующую и смыслообразующую. То есть, мотивация побуждает к действию, с ее участием формируется цель деятельности и она же придает деятельности глубокий личностный смысл. В целом, мотивация опосредует сформировавшиеся потребности, обогащая их свойственными личности смыслами: индивидуальным мировоззрением, целостными ориентациями, официальными установками. Потребностно - мотивационная сфера развивается в течение длительного периода детства. На ранних стадиях, включая младший школьный возраст, эта сфера отличается незрелостью. В этом периоде недостаточно развиты внутренние мотивы: содержательные (познавательные, саморазвития, самоопределения и т.п.) и мотивации высокого социального смысла. Чаще преобладают внешние мотивации (поощрения и наказания). В подростковом возрасте основными побудителями деятельности становятся внутренние мотивы, среди которых лидируют мотивации саморазвития, самоутверждения и познавательные. В раннем юношеском возрасте (15-17 лет) в развитии мотивационной сферы эта тенденция сохраняется. Однако начинают доминировать мотивы, связанные с профессиональным самоопределением и удовлетворением социально - психологических потребностей личности: общение и сотрудничество со сверстниками начинает уступать таковому с профессионально-значимыми взрослыми. Отмеченная направленность мотивационной сферы продолжает развиваться и на последующих стадиях юношеского возраста. При этом начинают приобретать значимость мотивы, отражающие чувство ответственности, долга, как часть мировоззрения личности.[6]Эмоции, согласно современным представлениям, являются результатом отражения мозгом актуальной потребности и вероятности ее удовлетворения. Они выполняют отражательно-оценочную и регулирующие функции и поэтому играют решающую роль в поведении и формировании личности. Формирование эмоций от простых до сложных происходит на протяжении всего детства. К подростковому возрасту в период от 10 до 12 лет приобретают ведущее значение высшие эмоции, созревание которых завершается лишь к 20-22 годам, т.е. к концу юношеского периода. Однако, период полового созревания (11-15 лет) характеризуется повышенной ранимостью, эмоциональной нестабильностью, которую усиливает сексуальное возбуждение. В этот период формируется новыйобраз физического «Я», из-за гипертрофированной значимости которого у подростка часто развивается «комплекс неполноценности», что приводит к доминированию отрицательной эмоциональности. К началу юношеского возраста в большинстве случаев оказывается сформированной «Я-концепция», включающая «Я» эмоциональное, социальное, физическое, интеллектуальное, реальное и идеальное. Доминирование отрицательных или положительных эмоций теперь зависит от осознания своего соответствия или несоответствия собственной «Я концепции». Иначе говоря, регуляция эмоциональности становится более осознанной. В раннем юношеском возрасте (15-17 лет) эмоциональная напряженность дружбы уступает эмоциональности любви (влюбленности). При этом часто имеет место несовпадение любви, как высокого чувства, с сексуальной потребностью (особенно у юношей). Вместе с тем, ученые склонны считать, что в этот период наступает общая эмоциональная стабилизация. В это время у юношей, по сравнению с подростками, повышается самоуважение и растет контроль за проявлением эмоций, настроение становится более устойчивым и осознанным, независимо от темперамента. Можно считать, что к 17 годам эмоциональная сфера достигает зрелости и стабильности взрослого человека.[7] Память – это и процесс, и функция, и принцип работы мозга. Она включает три элемента: запечатление, хранение и воспроизведение