Физическое развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 11:05, контрольная работа

Описание

Общебиологическими свойствами живой материи являются процессы роста и развития, которые начинаются с момента оплодотворения яйцеклетки и представляют собой непрерывный поступательный процесс, протекающий в течение всей жизни. Организм развивается скачкообразно, и разница между отдельными этапами жизни сводится к количественным и качественным изменениям.

Работа состоит из  1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ.doc

— 138.50 Кб (Скачать документ)


1. раскройте общие закономерности роста и развития организма и понятие физического, полового и умственного развития.

Общебиологическими свойствами живой материи являются процессы роста и развития, которые начинаются с момента оплодотворения яйцеклетки и представляют собой непрерывный поступательный процесс, протекающий в течение всей жизни. Организм развивается скачкообразно, и разница между отдельными этапами жизни сводится к количественным и качественным изменениям.

Ростом называется увеличение размеров и объема развивающегося организма за счет размножения клеток тела и возрастания массы живого вещества. Изменения касаются, прежде всего, антропометрических показателей. В одних органах (таких как кости, легкие) рост осуществляется в основном за счет увеличения числа клеток, в других (мышцах, нервной ткани) преобладают процессы увеличения размеров самих клеток.

Рост и физическое развитие происходят одновременно. При этом имеет место усложнение строения, которое называется морфологической дифференцировкой тканей, органов и их систем; изменяется форма органов и всего организма; совершенствуются и усложняются функции и поведение. Между ростом и развитием имеется взаимная закономерная зависимость. В ходе этого процесса накапливаются количественные изменения, что приводит к появлению новых качеств.

Под физическим развитием понимают непрерывно происходящие биологические процессы. На каждом возрастном этапе они характеризуется определённым комплексом связанных между собой и с внешней средой морфологических, функциональных, биохимических, психических и других свойств организма и обусловленных этим своеобразием запасом физических сил.

Половое развитие, процесс формирования половых признаков человека, определяющих его половую принадлежность. Неотъемлемо связано с физическим, психическим, духовным и другими аспектами индивидуального развития. Половое развитие человека осуществляется в двух тесно связанных между собой направлениях — психосексуальном и соматосексуальном.

Умственное развитие - это совокупность качественных и количественных изменений, происходящих в мысленных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребенка. На умственном развитии ребенка сказываются и биологические факторы: строение мозга, состояние анализаторов, изменения нервной деятельности, формирование условных связей, наследственный фонд задатков.[1]

2. дайте определение возрастной периодизации. Охарактеризуйте критерии и содержание современной классификации периодов и раскройте причины продолжительного человеческого детства.

Возрастная периодизация - это  деление  жизненного  цикла  человека  на  отдельные  этапы  по мере  развития  его  систем  и  органов.  Основными  этапами  развития являются  пренатальный (до  рождения,  внутриутробный)  и  постнатальный (после  рождения). Во  время  внутриутробного  этапа  закладываются  ткани  и органы  и  происходит  их  дифференцировка (качественные  преобразования). Постнатальный этап характеризуется продолжающимся созреванием органов и  систем  организма, определяющим  уровень  физического,  полового  и умственного  развития  индивидуума.  Созревание  органов  и  систем  в постнатальном  этапе,  как  указывалось  выше,  идет  гетерохронно (неравномерно),  которое  определяет  специфику  функциональных возможностей организма разного возраста и особенности его взаимодействия с  внешней  средой.  Постнатальный  этап  развития  делится  на  возрастные периоды,  знание  которых  имеет  важное  значение  для  педагогической практики,  а  также –  сохранения,  формирования  и  укрепления  здоровья учащихся. Деление  на  периоды  осуществляется  по  критериям  паспортного  и биологического возраста. Паспортный  (календарный) возраст определяется временем,  прожитым  человеком.  Критериями  этого  возраста  являются астрономические  показатели:  дни,  недели,  месяцы,  годы.  Кроме внутриутробного и новорожденности,  каждый период паспортного  возраста определяется длительностью в один год.

Каждый  возрастной  период  характеризуется  своими  специфическими морфологическими, функциональными и психологическими  особенностями. Переход  от  одного  периода  к  последующему  считается  переломным  или критическим.  Доказано,  что  в  критические  стадии  резко  повышается чувствительность  и  снижается  устойчивость  организма  к  неблагоприятным факторам  среды (возбудителям  болезней,  высоким  умственным  и физическим нагрузкам, стрессовым ситуациям). Анализируя классификацию возрастных этапов, обращаем внимание на отличительную черту онтогенеза: достаточно продолжительный период  детства  человека (17  лет),  чего  не  наблюдается  у  других представителей млекопитающих.  Продолжительное  детство  в онтогенезе  человека –  эволюционно  сложившаяся  социобиологическая необходимость.[2]

 

 

 

 

3. раскройте возрастные особенности физического развития организма.

Для  характеристики  физического  развития  организма  берутся основные  показатели  состояния  опорно -  двигательного  аппарата. Физическое  развитие  внутренних  органов  будет  рассмотрено  в соответствующем разделе. К  опорно-двигательному  аппарату  относятся  скелет  и  мышцы, объединенные  в  костно-мышечную  систему.  Скелет  и  мышцы  являются опорными  структурами  организма,  ограничивающими  полости,  в  которых расположены  внутренние  органы.  С  помощью  опорно двигательного аппарата  осуществляется  одна  из  важнейших  функций  организма -движение. Скелет  является  структурной  основой  тела  и  в  значительной  степени определяет его форму и размер. Скелет состоит из костей. Основными частями скелета являются: скелет туловища, состоящий из позвоночного  столба  и  грудной  клетки,  скелет  верхних  и  нижних конечностей и скелет головы – череп. Позвоночный  столб  человека  является  основной  частью,  стержнем скелета,  верхним  концом соединяющийся  с  черепом,  нижним –  с  костями нижних конечностей. Позвоночник, состоящий из позвонков, несет основную физическую нагрузку  и от его развития и состояния в значительной степени зависит физическое благополучие организма. К  периоду  юношеского  возраста  скелет  достигает  размеров, приближающихся  к  уровню  взрослого  человека.  Вместе  с  тем,  его развитие  в  этот  период  продолжается  и  заканчивается:  у  мужчин  к 20-24 годам,  а  у  женщин  на 2-3  года  раньше.  Эти  особенности  развития,  прежде всего,  касаются  позвоночника.  Несмотря  на  то,  что  фиксация  естественных изгибов  позвоночника  происходит  в 12-14  лет,  окончательное  окостенение позвонков  завершается  к 20-23  годам.  Следовательно,  ростовые  процессы позвоночника в этом возрасте продолжаются. Развитие  грудной  клетки  у  юношей  и  девушек  к 17-20  годам достигает  уровня  взрослого  организма.  То  же  самое  касается формирования  и  развития  костей  конечностей  и  черепа,  хотя  зарастание швов костей черепа продолжается до 30-40 лет. Мышечная  система  человека  разделяется  на  три  типа:  мышцы скелета, мышцы сердца и гладкие мышцы внутренних органов и сосудов. Активной  частью  опорно-двигательного  аппарата  являются скелетные  мышцы.  В  организме  человека  насчитывается  около 600 скелетных  мышц.  Форма  и  величина  их  зависит  от  выполняемой  работы. Различают  мышцы  длинные,  широкие,  короткие  и  круговые.  Длинные  и короткие  мышцы  располагаются  на  конечностях,  широкие –  туловище, круговые – вокруг отверстий тела. В  процессе  развития  организма,  скелетные  мышцы,  как  и  кости,  к которым  они  прикрепляются,  растут  неравномерно.  Резкий  скачек  в  росте массы  мышц  происходит  в  подростковом  возрасте,  в  период  полового созревания.  Особенно  интенсивно  в  этот  период  происходит  удлинение мышц и сухожилий, связанных с удлинением трубчатых костей конечностей. Мышцы в это время становятся длинными и тонкими, и подростки выглядят длинноногими  и  длиннорукими.  В  юношеский  период  продолжается дальнейший рост мышц, но в большей степени это касается их поперечника.[2]

Развитие мышц продолжается до 25-30 лет. Мышечная  масса  и  сила  особенно  интенсивно  увеличивается  в подростковом и раннем юношеском возрасте (до 18 лет). С 18 лет рост силы замедляется и к 25-26 годам – заканчивается. Практика  показывает,  что  при  правильно  организованной физической тренировке этот процесс неограничен. Точность,  выносливость  и  скорость  мышечной  работы  прогрессивно возрастает по мере взросления: к 13-14 годам их показатели приближаются к уровню  взрослого  человека.  В  позднем  подростковом  и  раннем юношеском возрасте темп роста этих показателей несколько снижается. К 20-30  годам  скорость  мышечных  движений  и  частота  их  повторяемости достигает  наибольшей  величины.  Это  связано  не  только  с  созреванием мышц,  но  и  нервной  системы,  а  также –  совершенствованием  механизмов передачи  возбуждения (пускового  сигнала)  с  нерва  на  мышцу  в  нервно-мышечном синапсе. Мышечная  выносливость  к  динамической  нагрузке  приближается  на 80-85% к уровню взрослого человека только к началу юношеского возраста (к 16  годам),  а  выносливость  к  статистическим  нагрузкам –  к 17-19  годам, достигая максимальных значений к 25-30-летнему возрасту. В  юношеском  возрасте  продолжается  процесс  совершенствования координаций движений. Интегральный  показатель  функций  мышечной  системы –  мышечная работоспособность  при  динамической  и  статической  нагрузках –  у представителей раннего юношеского возраста не достигает уровня взрослых и  приближается  к  его  нижней  границе  лишь  в  возрасте 18  лет.  При  этом производительность  работы  в  единицу  времени  у  них  ниже,  а  период восстановления – продолжительнее. Имеются половые различия физических возможностей: все показатели эффективности  мышечной  деятельности  у  девушек  в  среднем  ниже,  чем  у юношей. В  целом,  у  представителей юношеского  возраста  уровень физической адаптации  к  нагрузкам  приближается  к  таковому  взрослых,  но  носит несколько генерализованный (общий) характер. Итак,  к  началу  юношеского  возраста  и  на  первых  его  этапах продолжаются  морфологические  и  функциональные  преобразования опорно-двигательного  аппарата.  Тем  не  менее,  к 18  годам  полностью завершается  формирование  скелета  и  мышечной  системы,  и  они достигают  уровня  зрелости.  Вместе  с  тем,  ростовые  процессы  и наращивание функциональных резервов продолжается до 25 лет. Эти  преобразования  тесно  связаны  с  изменениями  функций эндокринной  и  нервной  систем  и  их  взаимоотношений [3]

                    4. охарактеризуйте возрастные особенности полового развития.

Развитие  половой  системы  организма  начинается  во  внутриутробном периоде, когда закладываются половые железы. Далее, на протяжении всего периода детства идет их формирование. Одновременно  в  растущем  организме  происходят морфофункциональные  и  психофизиологические  преобразования, соответствующие полу. На определенном этапе онтогенеза половое развитие резко  ускоряется  и  наступает физиологическая  половая  зрелость. Этот  этап получил  название  периода  полового  созревания,  который  приходится  на подростковый возраст. Считается,  что  в  среднем  к 15-17  годам (в  зависимости  от  типа телосложения  и  пола)  половое  созревание  завершается,  что  знаменует переход  к  следующему  этапу – юношескому  возрасту.  К  этому  возрасту  у мальчиков (юношей)  окончательно  развиваются  половые  органы  и вторичные  половые  признаки (низкий  голос,  выраженное  оволосение  лица, подмышечное  и  лобковое  оволосение).  У  девочек (девушек)  развитие молочных желез и полового оволосения соответствующее таковому взрослой женщины.  На  этой  стадии  у  них  стабилизируются  менструации,  что свидетельствует  о  начале  половой  зрелости (яичники  уже  продуцируют готовые к оплодотворению созревшие яйцеклетки). Итак, в совокупности преобразования в организме подростка приводят к формированию половой системы, способной к детородной функции. Одновременно  в  этот  период  активизируются  ростовые  процессы опорно-двигательного  аппарата  и  внутренних  органов.  Темпы  этих  преобразований  отличаются  неравномерностью,  что  создает ситуацию морфофункциональной диспропорции при адаптации организма к нагрузкам. Важной  особенностью  этого  этапа  является  также  формирование нового  уровня  психофизиологической  сферы,  отягощенной  доминирующей гиперсексуальностью,  которая  определяет  вектор  полоролевого  и  полового поведения подростка. Таким  образом,  в  период  полового  созревания  меняется  телесность  и психосексуальная  сфера  подростка,  усложняющая  его  адаптацию  к окружающей  среде. Это физиологически  наиболее  уязвимый (критический) период. Юношеский возраст, являясь переходным к зрелости, несет в себе в  полной  мере  черты  предыдущего,  хотя  в  физиологическом  плане является  менее  экстремальным,  чем  подростковый.  По - прежнему гиперсексуальность  остается  доминирующей  чертой.  В  этом  периоде, особенно  к  его  завершению,  половое  созревание  достигает  пика. Одновременно  в  регуляторных  процессах  усиливается  тенденция  к установлению  баланса  взаимоотношений  нервной  и  гормональной систем и его стабилизации.[3]

 

 

     5. охарактеризуйте возрастные особенности умственного развития: биологические предпосылки, восприятие внимание, память.

В  основе  умственного  развития  лежат  как  биологические,  так  и социальные факторы. Однако,  доля  вклада  биологического и  социального  в процессы  развития  индивидуального  разума различна:  на  ранних  этапах онтогенеза  преобладает  значимость  биологических  факторов,  затем  их  участие  уравнивается.  По  мере  взросления  индивидуума,  роль  социальных факторов начинает преобладать. Учитывая  это,  необходимо  дать  характеристику  развития биологической  основы  в  процессе  становления  мышления,  т.е.  развитие нервной  системы.  Раньше  всего  в  онтогенезе  созревают  периферические отделы нервной системы и мозговые структуры, обеспечивающие регуляцию жизненноважных  функций:  движения,  дыхания,  пищеварения,  выделения. Уже  к  периоду младшего школьного  возраста многие  стволовые  структуры мозга (спинной,  продолговатый,  средний,  промежуточный  мозг –  а  также мозжечок),  несущие  врожденные  программы  регуляции жизнедеятельности, за  исключением  гипоталамуса,  достигают  достаточной  зрелости.  Это  же касается  жестких (врожденных)  программ  коры  больших  полушарий.  Все гибкие  структуры,  ответственные  за  приобретаемые  в  онтогенезе  формы поведения и мыслительные процессы, продолжают интенсивно развиваться в младшем школьном  возрасте  и  в  подростковом  периоде (периоде  полового созревания). В раннем юношеском  возрасте (15-17 лет) практически созревают все структуры  нервной  системы,  определяющие  восприятие,  переработку  и хранение поступающей информации. Это касается как периферической, так и центральной  нервной  системы. В  результате  устанавливаются  гармоничные возбудительно -  тормозные  взаимоотношения  коры  и  подкорковых стволовых  отделов  мозга,  которые  достигают  совершенства  по  завершении этого периода. Вместе  с  тем,  созревание  гибких (ассоциативных)  структур  лобных отделов коры больших полушарий, обеспечивающих формирование сложных эмоций,  сознания  и  самосознания,  хотя  и  достигает  достаточно  высокого уровня, окончательно завершается лишь к концу юношеского возраста. Следовательно,  представители юношеского  возраста  практически имеют достаточно развитую биологическую основу, создающую условия для  формирования  высших  человеческих (мыслительных)  функций: восприятия,  внимания,  мотиваций,  эмоций,  памяти,  членораздельной речи. Первым  звеном  мышления  является  восприятие,  функцию  которого выполняют  нервные  чувствительные  системы (структуры).  Они  выбирают значимую  информацию  из  окружающей  среды,  кодируют  в форме  нервных импульсов,  передают  в  центральное  звено, где  происходит  его  сложная обработка, декодирование и в результате, в форме нервной модели возникает субъективный образ о действующем «предмете». В  онтогенезе  происходит  постепенное  развитие  восприятия действительности  из  элементарной  конкретной  формы  в  сложную абстрактную (интеллектуальную).  В  подростковом  возрасте интеллектуализация  восприятия  проявляется  в  форме  фантазирования, воображения,  творчества, восприятия себя (своего «Я»), на основе которого развивается «Я - концепция». В  ранней  юности (15-17  лет)  восприятие  реальности  приобретает стабильные  черты,  которые  сохраняются  и  в  будущем.  Возникают преобразования в восприятии времени – осознается временная перспектива и  устанавливается  осознанная  связь  между  прошлым  и  будущим  через настоящее, что позволяет строить планы на будущее.[4] Внимание  –  это  процесс  настройки  на  избирательное  восприятие значимой информации. Внимание как прожектор высвечивает  главное для индивидуума в данный момент. Внимание  характеризуется:  избирательностью,  объемом, устойчивостью  и  переключаемостью.  Оно  может  быть  непроизвольным (неосознанным),  автоматическим (ориентированный  рефлекс)  и произвольным (осознанным,  контролируемым).  Непроизвольное  внимание (врожденное)  проявляется  уже  в  ранний  период  грудного  возраста. Произвольное (осознанное)  внимание,  выражающееся  в  способности концентрироваться на неинтересных вещах, формируется в 7-11 лет. Однако, в подростковом возрасте внимание ухудшается, оно становится рассеянным. В  ранний  юношеский  период (15-17  лет)  происходит  стабилизация  и дальнейшее совершенствование достижений подросткового периода. Вместе с  тем,  в юношеском  возрасте  формируется  способность  концентрироваться на  наиболее  значимых  для  этого  периода вопросах.  Это  прежде  всего вопросы,  связанные  с  его  профессиональными  интересами,  а  также  с интересами в личной сфере, устремленными в будущее. Мотивация –  это  целенаправленная  опредмеченная  потребность, побуждающая к действию и организующая его. Согласно  современным  представлениям,  развитие  личности –  это процесс постепенного удовлетворения потребностей. [5]

 

 

 

 

 

 

 

6. дайте характеристику и раскройте  особенности становления в онтогенезе памяти и мотивации.

Движущей  силой  человеческих  поступков  является  мотивация (желание)  удовлетворить  свои  потребности.  Причем  способность  к  их удовлетворению рассматривается как приобретенное в течение онтогенеза, а не  врожденное  свойство.  Эта  способность  проявляется  в  развитии многообразных функций мотиваций. Мотивация  выполняет  следующие  функции:  побуждающую, организующую  и  смыслообразующую.  То  есть,  мотивация  побуждает  к действию,  с  ее  участием формируется  цель  деятельности  и  она же  придает деятельности глубокий личностный смысл. В  целом,  мотивация  опосредует  сформировавшиеся  потребности, обогащая  их  свойственными  личности  смыслами:  индивидуальным мировоззрением, целостными ориентациями, официальными установками. Потребностно -  мотивационная  сфера  развивается  в  течение длительного  периода  детства.  На  ранних  стадиях,  включая  младший школьный  возраст,  эта  сфера  отличается  незрелостью.  В  этом  периоде недостаточно развиты внутренние мотивы: содержательные (познавательные, саморазвития,  самоопределения  и  т.п.)  и  мотивации  высокого  социального смысла. Чаще преобладают внешние мотивации (поощрения и наказания). В  подростковом  возрасте  основными  побудителями  деятельности становятся  внутренние  мотивы,  среди  которых  лидируют  мотивации саморазвития, самоутверждения и познавательные. В  раннем  юношеском  возрасте  (15-17  лет)  в  развитии мотивационной  сферы  эта  тенденция  сохраняется.  Однако  начинают доминировать  мотивы,  связанные  с  профессиональным самоопределением  и  удовлетворением  социально -  психологических потребностей  личности:  общение  и  сотрудничество  со  сверстниками начинает  уступать  таковому  с  профессионально-значимыми  взрослыми. Отмеченная  направленность мотивационной  сферы  продолжает  развиваться и  на  последующих  стадиях  юношеского  возраста.  При  этом  начинают приобретать  значимость  мотивы,  отражающие  чувство  ответственности, долга, как часть мировоззрения личности.[6]Эмоции,  согласно  современным  представлениям,  являются  результатом  отражения мозгом  актуальной  потребности  и  вероятности ее  удовлетворения.  Они  выполняют  отражательно-оценочную  и регулирующие  функции  и  поэтому  играют  решающую  роль  в  поведении  и формировании личности. Формирование  эмоций  от  простых  до  сложных  происходит  на протяжении  всего  детства. К  подростковому  возрасту  в период  от 10  до 12 лет  приобретают  ведущее  значение  высшие  эмоции,  созревание  которых завершается лишь к 20-22 годам, т.е. к концу юношеского периода. Однако,  период  полового  созревания (11-15  лет)  характеризуется повышенной  ранимостью,  эмоциональной  нестабильностью,  которую  усиливает  сексуальное  возбуждение.  В  этот  период  формируется  новыйобраз  физического «Я»,  из-за  гипертрофированной  значимости  которого  у подростка  часто  развивается «комплекс  неполноценности»,  что  приводит  к доминированию отрицательной эмоциональности. К  началу  юношеского  возраста  в  большинстве  случаев оказывается  сформированной «Я-концепция»,  включающая «Я» эмоциональное,  социальное, физическое,  интеллектуальное,  реальное  и идеальное.  Доминирование  отрицательных  или  положительных  эмоций теперь  зависит  от  осознания  своего  соответствия  или  несоответствия собственной «Я  концепции».  Иначе  говоря,  регуляция  эмоциональности становится более осознанной. В  раннем  юношеском  возрасте (15-17  лет)  эмоциональная напряженность  дружбы  уступает  эмоциональности  любви (влюбленности).  При  этом  часто  имеет  место  несовпадение  любви,  как высокого чувства, с сексуальной потребностью (особенно у юношей). Вместе с  тем,  ученые  склонны  считать,  что  в  этот  период  наступает  общая эмоциональная  стабилизация.  В  это  время  у  юношей,  по  сравнению  с подростками,  повышается  самоуважение  и  растет  контроль  за  проявлением эмоций, настроение становится более устойчивым и осознанным, независимо от  темперамента.  Можно  считать,  что  к 17  годам  эмоциональная  сфера достигает зрелости и стабильности взрослого человека.[7] Память – это и процесс, и функция, и принцип работы мозга. Она включает  три  элемента:  запечатление,  хранение  и  воспроизведение

Информация о работе Физическое развитие