Физическое развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 11:05, контрольная работа

Описание

Общебиологическими свойствами живой материи являются процессы роста и развития, которые начинаются с момента оплодотворения яйцеклетки и представляют собой непрерывный поступательный процесс, протекающий в течение всей жизни. Организм развивается скачкообразно, и разница между отдельными этапами жизни сводится к количественным и качественным изменениям.

Работа состоит из  1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ.doc

— 138.50 Кб (Скачать документ)

информации. Механизмы ее сложны, а виды – разнообразны. Если взять за  основу  временную  организацию  памяти,  то  ее  подразделяют  на краткосрочную,  промежуточную  и  долгосрочную.  Переход  информации  из краткосрочной  памяти  в  долгосрочную  называют  процессом  консолидации (усиления). Запечатление,  которое  отражается  в  краткосрочной  памяти, представляет  собой  относительно  небольшое  число  следов  информации, удерживающихся  на  короткое  время  в  нервных  структурах.  После

консолидации (усиления)  следов  информации (путем  повторения) происходит  их  перекодировка  и  в  сжатой,  систематизированной  форме, - перевод в механизмы долгосрочной памяти. Воспроизведение  информации –  еще  более  сложный  и  до  конца  не изученный процесс. Память  у  человека  формируется  в  течение  всего  периода  детства.  К началу  подросткового  возраста (к 11  годам) формирование  памяти  идет  по линии  произвольности  и  осмысленности.  К  этому  периоду  развивается смысловая память, сосуществующая с хорошо выраженной механической. В подростковом  возрасте  из-за  рассеяности  внимания,  память  нестабильна: периодически страдает как запоминание, так и воспроизведение[8]

7. раскройте содержание и развитие в онтогенезе эмоций и мышления. Мышление и речь.

Согласно  современным  представлениям,  у  человека  различают  два уровня  мышления:  конкретное  и  абстрактное.  Эта  классификация, предложенная  и  обоснованная  И.П.Павловым,  до  настоящего  времени является общепризнанной. В соответствии с его видением, конкретное или предметное  мышление  –  это  совокупность  условных  рефлексов  на конкретные  раздражители  реальной  действительности  или  первая сигнальная  система  действительности.  Конкретные  раздражители  он назвал сигналами первого порядка или «первыми сигналами» и они являются адекватными для конкретного мышления. Абстрактное  мышление –  это  образование  обобщенных  и отвлеченных  комплексов  условных  сигналов -  понятий,  выраженных словами.  Павлов  назвал  ее  второй  сигнальной  системой действительности.  Адекватным  сигналом (раздражителем)  этой  системы является  слово,  т.е.  сигнал  второго  порядка,  сигнал  сигналов.  Слово  не только  отражает  реальную  действительность,  но  и  обобщает  ее  по определенным  признакам,  вскрывая  внутреннюю  связь  между  предметами. Этим  оно,  как  бы  отрываясь  от  действительности,  абстрагируясь, превращается  в  понятие,  несущее  смысл,  содержание  происходящего. Следовательно,  абстрактное  мышление  реализуется  с  помощью членораздельной речи, свойственной только человеку. Мыслительная  деятельность  человека  осуществляется  при взаимодействии первой и второй сигнальных систем действительности. В коре больших полушарий головного мозга человека существуют ряд зон,  связанных  с  второсигнальной  функцией.  Доминирующая  роль  в  этойфункции  принадлежит  передней  части  лобной  доли  и  нижней  теменной области.  По  мере  созревания  этих  отделов  и  их  тренировки  в  течение длительного периода детства происходит становление мыслительно-речевой функции. Первые предметные обобщения с помощью слова дети осуществляют в 3  года.  Далее,  идет  интенсивное  морфологическое  и  функциональное созревание структур мозга, ответственных за речевую функцию, усиливается генетическая предрасположенность к восприятию речи и интенсифицируется ее  тренировка.  Речевое  развитие  в  основном  завершается  к 7  годам. Одновременно развивается и мышление. К 11  годам  завершается  переход  от  наглядно  образного  к  словесно-логическому  мышлению,  и  в  процессе  обучения  начинается  формирование научных  понятий,  на  основе  которых  строится  понятийное (или теоретическое) мышление. В  подростковом  возрасте (11-15  лет)  продолжает  развиваться теоретическое  рефлексивное (высшее)  мышление.  Подросток  начинает оперировать  логическими  умозаключениями  от  общего  к  частному (дедукция) и формировать гипотезы при решении интеллектуальных задач. У него появляется  способность  к  системному поиску решений,  к нахождению способов применения абстрактных правил для решения целого класса задач. Далее, развивается способность к классификации, аналогии и обобщениям. В этот период начинается становление основ мировоззрения, тесно связанных с интеллектуальным  развитием.  Происходит  дальнейшая  интеллектуализация таких  психических  функций,  как  восприятие  и  память.  Интенсивно развивается  воображение,  что  способствует  развитию  творческих наклонностей (стихи,  музыка,  конструирование  и  т.д.),  а  также – фантазированию.  Все  это  способствует  формированию  и  стабилизации  «Я-концепции»,  которую  ученые  рассматривают,  как  центральное новообразование этого периода. Получив «богатое  наследство»  от  предыдущего  возрастного  периода, период  ранней юности (15-17  лет)  обогащается  появлением  и  проявлением профессиональных интересов, которые оттесняют на второй план интересы к межличностным  отношениям  и  семье. В  ущерб  интересам  со  сверстниками начинают  доминировать  отношения  со  значимыми  взрослыми,  чей профессиональный  интерес  становится  для  юноши (девушки) привлекательным.[8]  Центральным  новообразованием  ранней  юности становится профессиональное и личностное самоопределение. Далее,  в  течение  следующих  стадий юношеского  возраста,  вплоть  до периода  зрелости,  эти  тенденции  продолжают  развиваться  и совершенствоваться. Итак,  умственное  развитие  в  юношеский  период  достигает наивысших  вершин.  Это  обусловлено  достаточно  высокой  зрелостью нервных  структур,  ответственных  за  мыслительную  деятельность  и совершенствованием  механизмов  ее  регуляции.  Уже  к  началу  периода ранней  юности  полностью  развиваются  основные  мыслительные  функции: восприятие, внимание, память, мотивации и эмоции. В это время достигают зрелости  гибкие  механизмы  конкретных  форм  взаимодействия  организма  с окружающей  средой –  первая  сигнальная  система  действительности (конкретное  мышление).  К  концу  юношеского  периода  завершается созревание  структур  коры  больших  полушарий  и  ее  функций (третичные зоны  лобных  отделов),  обусловливающих  гибкие  механизмы  абстрактного взаимодействия организма с окружающей средой. Иначе говоря, завершается созревание  второй  сигнальной  системы (абстрактного  мышления)  и создаются оптимальные условия для дальнейшего ее совершенствования.[8]

 

 

 

8. дайте характеристику функций и возрастных особенностей систем вегетативного обеспечения: крови и кровообращения.

Жизнедеятельность  организма  обеспечивается  вегетативными системами.  К  ним  относятся  системы:  крови,  кровообращения,  дыхания, пищеварения и выделения. Система  крови.  Совместно  с  лимфой  и  тканевой  жидкостью,  кровь входит в состав внутренней среды, которая создает оптимальные условия для жизнедеятельности клеток и тканей организма. Являясь основной составной частью  внутренней  среды,  кровь  выполняет  следующие  функции: дыхательную,  транспортную,  защитную,  терморегуляционную, регуляторную и гомеостатическую. Дыхательная  функция –  поглощение  кровью  кислорода  и  вынос углекислого  газа.  В  легких  кровь  обогащается  кислородом  и  отдает углекислый  газ,  который  затем  удаляется  в  окружающую  среду  с выдыхаемым  воздухом.  Протекая  через  капилляры  различных  тканей  и органов, кровь отдает им кислород и поглощает углекислый газ. Кровь  осуществляет  транспортную  функцию,  путем  переноса питательных веществ из органов пищеварения в клетки и ткани организма и выноса  продуктов  распада.  Кровью  эти  продукты  доставляются  почкам,

потовым железам, легким и выводятся из организма. Защитная  функция  проявляется  двояко.  Защита  организма  от чужеродных белков (микроорганизмы, раковые клетки и т.п.) осуществляется иммунной  системой  крови,  защита  от  кровопотери  при  травмах  сосудистой системы с помощью свертывающей - антисвертывающей системы крови. Кровь  участвует  в  терморегуляции,  охлаждая  энергоемкие  органы  и согревая органы, теряющие тепло. Поступившие  в  кровь  биологически  активные  вещества (гормоны, медиаторы  и  др.)  разносятся  по  всему  организму.  Таким  образом, реализуется гуморальная регуляция функций организма.[9] Гомеостатическая  функция –  поддержание  постоянства  физико-химических  констант  внутренней  среды  определяется  целой  системой специальных механизмов системы крови. В  юношеском  возрасте  все  функции  системы  крови  в  своем развитии достигают уровня взрослого человека. Система  кровообращения.  Кровь  может  выполнять  жизненно необходимые  функции  только  при  условии  непрерывного  движения.  Эту функцию выполняет система кровообращения. К  системе  кровообращения  относят  сердце,  выполняющее  роль насоса и  сосуды (артерии, капилляры, вены), по которым циркулирует кровь.  Система  кровообращения  замкнутая.  Она  состоит  из  большого  и малого  кругов  кровообращения  смыкающихся  в  сердце.  Большой  круг кровообращения  снабжает  кровью  весь  организм,  кроме  легких.  В  задачу малого  круга  входит  снабжение  кровью  легких,  с  целью  ее  обогащения кислородом,  и  выноса  через  легкие  углекислого  газа,  принесенного  ею  из клеток организма. Рост  и  развитие  органов  системы  кровообращения  продолжается  в течение всего периода детства и отличается неравномерностью. В частности, в  подростковом  периоде  рост  сердца  опережает  рост  кровеносных  сосудов. Это  отражается  на  величине  кровяного  давления.  В  связи  с  этим  может развиться  так  называемая «юношеская  гипертония» (повышенное  кровяное давление), поскольку нагнетательная сила сердца встречает сопротивление со стороны относительно узких сосудов, а масса тела в этот период значительно увеличивается.  Такое  повышение  давления  носит,  как  правило,  временный характер.  Однако  этот  процесс  может  затянуться  и  перейти  в  следующую стадию юношеского возраста. Кроме  того,  нервная  и  гуморальная  регуляция  функций  сердца  и сосудов,  отличающаяся  в  подростковом  возрасте  нестабильностью,  за  счет преобладания  возбудительных  процессов  и  быстрой  утомляемости,  может сохранять  эти  черты  и  в  раннем  периоде  юношеского  возраста.  По  мере взросления  регуляторные  механизмы  системы  кровообращения стабилизируются уже к середине юношеского возраста. Итак,  к  юношескому  периоду  развития  все  функциональные показатели  системы  кровообращения  приближаются  к  таковым взрослых (уровень кровяного давления, частота сердечных сокращений, ударный и минутные объемы сердца). Позитивную  роль  в  ускорении  физического  созревания  системы кровообращения  и  совершенствовании  механизмов  регуляции  играет оптимально организованная физическая тренировка.[10]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. раскройте  функции и возрастные особенности систем  вегетативного обеспечения дыхания, пищеварения и выделения.

Дыхание –  необходимый  для  жизни  процесс, обеспечивающий  постоянное  поступление  в  организм  кислорода, необходимого  для  осуществления  окислительных  процессов,  которые являются  основным  источником  энергии.  Образующийся  при  этом углекислый газ выводится из организма системой дыхания. Дыхание включает в себя следующие процессы:

1)  внешнее  дыхание  или  легочная  вентиляция –  обмен  газов  между внешней средой и легкими;

2)  легочное  дыхание –  обмен  газов  в  легких  между  альвеолярным воздухом и кровью капилляров;

3)  транспорт  газов  кровью – перенос  кислорода от легких  к  тканям и углекислого газа из тканей в легкие;

4)  обмен газа в тканях;

5)  внутреннее  или  тканевое  дыхание –  биологические  процессы, происходящие в митохондриях клеток. [9]

Нарушение любого из этих процессов создает опасность для жизни, т.к. без кислорода она может продолжаться лишь несколько минут. Дыхательная  система  человека  включает  несколько  звеньев: воздухоносные  пути (полость  носа,  носоглотка,  гортань,  трахея,  бронхи), легкие (рыхлая  ткань,  пронизанная  бронхами  и  альвеолами,  богато снабженными  сосудистыми  разветвлениями)  и  костно-мышечную  систему, обеспечивающую  дыхательные  движения (ребра,  межреберные  мышцы  и диафрагма). В  онтогенезе  дыхательная  система  претерпевает  интенсивные морфологические  преобразования,  что  положительно  сказывается  на  ее функциональных  возможностях.  Этапность  этих  преобразований  тесно связана  с  процессами  физического  развития  организма  в  целом  и совершенствованием  механизмов  нервно -  гуморальной  регуляции.  В результате,  уже  на  стадии  раннего  юношества (16-17  лет)  основные морфологические  и  функциональные  показатели  системы  дыхания достигают  величин,  характерных  для  взрослого  человека.  Нервная  и гуморальная  регуляция  совершенствуется,  что  способствует  экономизации деятельности  дыхательного  аппарата.  По  мере  созревания  коры  больших полушарий совершенствуется и возможность произвольно изменять дыхание –  подавлять  дыхательные  движения  или  производить  максимальную вентиляцию легких.[8]

Для  нормальной  жизнедеятельности организма,  его  роста  и  развития  необходимо  регулярное  поступление сложных  органических  веществ,  содержащих  белки,  жиры  и  углеводы, минеральных  солей,  витаминов  и  воды.  Все  эти  вещества  необходимы  для удовлетворения  потребности  организма  в  энергии,  осуществления биохимических  процессов,  также –  в  создании новых  клеток. Поставщиком этих  веществ  является  пища.  Однако,  организм  может  их  использовать только после специальной обработки – пищеварения. Пищеварение – это процесс физической и химической обработки пищи и превращения ее в более простые и растворимые соединения, которые могут всасываться, переноситься кровью и усваиваться организмом. Система  органов  пищеварения (пищеварительный  тракт)  состоит  из ротовой полости, с тремя парами крупных слюнных желез, глотки, пищевода, желудка и тонкого кишечника, в состав которого входит двенадцатиперстная кишка (в  которую  открываются  протоки  желчного  пузыря  печени  и поджелудочной железы), тощая и подвздошные кишки. И завершается тракт толстым  кишечником,  в  который  входят  восходящая,  нисходящая  и сигмовидная кишки. В  каждом  отделе  пищеварительной  системы  происходят

специализированные операции по обработке пищи,  связанные  с наличием  в

них специфических ферментов, поэтапно расщепляющих пищу. В  процессе  длительного  периода  детства,  в  соответствии  с избирательно  возрастающими  потребностями  организма  в  энергии  и пластическом материале, протекает процесс количественных и качественных преобразований  системы  пищеварения:  увеличиваются  размеры  органов пищеварительного  тракта,  измеряются  его  двигательные  и  секреторные функции, совершенствуются процессы всасывания и регуляции. В  раннем юношеском  возрасте (15-17  лет)  происходит  созревание системы  пищеварения,  совершенствование  и  стабилизация  ее регуляторных механизмов.[9]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. каковы функции и возрастные особенности развития эндокринной системы.

Эндокринной системе принадлежит важная роль в регуляции функций организма. Органы этой системы – железы внутренней секреции – выделяют особые  вещества –  гормоны (от  гр.horman -  возбуждать),  оказывающие влияние на обмен веществ, структуру и функции органов и тканей организма. Железы внутренней секреции выделяют гормоны прямо в кровь. Поэтому их называют эндокринными железами (от гр.endon – внутри, krinein - выделять). Эндокринную  систему  образуют:  гипофиз,  эпифиз, щитовидная  и паращитовидная  железы,  вилочковая  и  поджелудочная  железы, надпочечники и половые железы. Поджелудочная  и  половые  железы –  смешанные.  Половые  железы вырабатывают  не  только  гормоны,  но  и  половые  клетки (яйцеклетки – женские  железы,  сперматозоиды –  мужские  железы).  Часть  клеток поджелудочной  железы  вырабатывают  гормоны,  а  другие  клетки – пищеварительный сок (поджелудочный сок). Железы  внутренней  секреции  функционально  тесно  связаны между  собой  и  работают  как  единое  целое,  которое  называется эндокринной  системой. Эндокринная  система находится под контролем нервной  системы.  Центром  регуляции  эндокринной  системы  является гипоталамус. Все  эндокринные  железы  невелики  по  размерам,  имеют  небольшую массу,  богато  снабжены  кровеносными  сосудами  и  постоянно  выделяют небольшие порции гормонов. Гипофиз  расположен  у  основания  продолговатого  мозга.  Гормоны, вырабатываемые гипофизом, оказывают как непосредственно регулирующее влияние на обменные процессы и функции организма, так и опосредованно – через железы  внутренней  секреции (щитовидную,  надпочечники,  половые). Он  регулирует  ростовые  процессы  организма,  жировой,  белковый, углеводный и водно-солевой обмен; в целом определяет физическое, половое и умственное развитие. Становление  железы  происходит  в  течение  периода  детства, достигает уровня взрослого к 15-16 годам. Щитовидная  железа,  функционирующая  совместно  с паращитовидными,  находится  в  шейном  отделе  и  регулирует  все  виды обмена  веществ,  оказывает  влияние  на  физическое,  половое  и  умственное развитие.  Недостаток  гормонов  железы  в  раннем  детстве  приводит  к развитию  кретинизма,  избыток –  базедовой  болезни.  В  своем  развитии достигает уровня взрослого человека к 15-16 годам. Вилочковая  железа  находится  в  грудной  полости.  Это –  железа детства  и юношества. Имеет  наибольшую массу  в 6-15  лет. После 15  лет наблюдается  ее  инволюция (обратное  развитие).  С  деятельностью  железы связан  период  наиболее  интенсивного  роста  организма.  Кроме  того,  она является  центральным  органом  иммунитета.  Нарушение  ее  приводит  к серьезным отклонениям в обмене веществ. Поджелудочная  железа  расположена  в  брюшной  полости  позади желудка. Гормоны  этой железы участвуют  в регуляции обмена углеводов и жиров.  Недостаток  их  приводит  к  возникновению  сахарного  диабета. Созревание  поджелудочной  железы  наступает  рано,  к 10  годам  она  по всем показателям достигает уровня взрослого человека. Надпочечники  располагаются  над  почками.  Одни  гормоны надпочечников (кортикоиды) принимают участие в регуляции углеводного и водно-солевого  обмена,  а  также –  иммунитета,  другие (адреналин)  служат мобилизаторами всех функций организма при стрессе. Наибольший скачок в развитии  надпочечников  отмечается  в  период  полового  созревания. Достигают уровня взрослого человека к 15-16 годам. Половые  железы.  Мужские  железы (семенники)  находятся  снаружи тела  в  мошонке,  женские (яичники) –  в  полости  малого  таза.  Семенники вырабатывают  мужские  половые  гормоны (андрогены)  и  мужские  половые клетки (сперматозоиды).  Яичники  продуцируют женские  половые  гормоны (эстрогены)  и  женские  половые  клетки (яйцеклетки).  Половые  гормоны  в течение  всей  жизни  оказывают  мощное  действие  на  формирование  тела, обмен веществ и половое поведение. Наибольшего развития половые железы достигают в подростковом возрасте. В период ранней юности (16-17 лет) их развитие  достигает  пика. К  этому  периоду  половые железы  считаются зрелыми, а организм – подготовлен к детородной функции. Эпифиз (шишковидная  железа),  является  частью  промежуточного мозга.  Его  основные  функции –  регуляция  полового  развития (его торможение)  и  жизненного  цикла: «сон-бодрствование».  Это –  железа детства. Наибольшего развития она достигает в 6-7 лет. Далее начинается ее обратное  развитие.  В  подростково - юношеском  возрасте  функции эпифиза резко снижены. Таким  образом,  становление  эндокринной  системы в  онтогенезе – процесс  длительный  и  сложный.  Критическим  периодом  для  него является  подростковый,  когда  происходит  резкая  активизация  в развитии  всех  желез  внутренней  секреции,  ответственных  за  половое созревание. Это,  прежде  всего,  касается  гипофиза,  эпифиза,  половых желез, щитовидной железы и надпочечников. Все они в совокупности обеспечивают созревание  детородной  функции  и  соответствующие  преобразования  в организме,  связанные  с нею. Процесс активизации  эндокринной  системы касается и ранней юности. Лишь к 17-18 годам полностью  завершается ее  созревание.  К  этому  времени  устанавливается  баланс взаимоотношений  эндокринной  и  нервной  систем  и  стабилизируются регуляторные процессы в организме.[1]

 

11. дайте общую характеристику физиологии юношеского возраста. Юношеский возраст характеризуется полной физической, половой и  интеллектуальной  зрелостью. 

Центральным  новообразованием,  по сравнению  с  предыдущим  периодом (подростковым),  является  завершение полового  развития  и  готовность  организма  к  детородной  функции. Приоритетным  приобретением  этого  возраста  следует  признать окончательное  созревание  механизмов  абстрактного  мышления  и интеллектуализация  всех  сфер  деятельности.  Базовое  явление  юношеского периода  представлено  гармонизацией  и  стабилизацией  взаимоотношений нервного и  гормонального  звеньев единого нервно-гуморального механизма регуляции функций организма. Итак,  в  юношеском  возрасте –  все  на  пике.  Это «девятый  вал» онтогенеза. Но любой пик – состояние неустойчивое. Он несет в себе черты консервативного  прошлого,  преходящего  настоящего  и  неотвратимые тенденции  будущего.  Судьбу  этого  пика  будет  определять  единство  в противоборстве  биологического (надежность  и  гибкость  биологической системы -  организма)  и  социального (экстремальность/оптимальность) условий,  а  показателем  его  окажется  эффективность  достижений (адаптации) и ее цена – здоровье.[12]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12 . Характеристика массовых туристских мероприятий

Слеты и соревнования

Важная составная часть массовой работы по туризму - организация и проведение туристских слетов и соревнований. Туристские слеты и проводимые в их программе соревнования и конкурсы преследуют различные цели и решают разнообразные задачи.  Программа туристского слета любого ранга включает две группы мероприятий: массово-политические и спортивные. Первую группу составляют: встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и труда, митинги, манифестации, конференции комсомольского и туристского актива, творческие конкурсы (военно-патриотической и туристской песни, кинофильма, фотографии, отчета о походе, боевого листка, бивака, командной эмблемы и т. д.). Ко второй группе относятся спортивные соревнования. В зависимости от задач слета, его ранга, уровня подготовленности участников, а также опыта судей - постановщиков дистанций программа соревнований на слете может включать самые разнообразные виды.

Туристская полоса препятствий (или туристская эстафета) включает элементы техники, характерной для пешеходного, лыжного, водного или велотуризма. Например: различные виды переправ (вброд, по клади, навесная), подъемов и спусков по крутым склонам, различные способы транспортировки "пострадавшего". 
Военизированная полоса препятствий содержит элементы военно-прикладной подготовки, в том числе преодоление естественных препятствий в противогазах, метание гранаты в цель, преодоление специфических искусственных препятствий (например, "мышеловки"). 
Комбинированная полоса препятствий включает элементы комплекса ГТО, элементы туристской техники и военно-прикладные навыки в самых разнообразных сочетаниях. 
Военизированный марш-бросок (иногда ночной) включает командное преодоление достаточно протяженной дистанции по сильно пересеченной местности с элементами ориентирования. 

Конкурсная программа слета и массовые мероприятия также планируются в полном соответствии с целью, задачами слета и составом его участников. В максимуме на слете проводятся конкурсы на лучший кинофильм, слайдфильм, фотографию, фотостенд о походе, отчет (фотоальбом) о походе, на лучшее исполнение песни и авторскую песню, пропаганду туризма, туристские самоделки, боевой листок слета, бивак, эмблему, значок слета, причем при демонстрации кинофотоматериалов и исполнении песни возможен двойной конкурс - по туристской и военно-патриотической тематике. 

Техническими этапами соревнований и специальными заданиями могут быть:
- различные виды переправ через ручей, реку, овраг и т. п. - по бревну, вброд (в том числе с использованием перил), на плавсредствах, навесная;
- преодоление крутых склонов - подъем (в том числе по перилам), траверс (в том числе с альпенштоком), спуск спортивным способом;
- преодоление ручья, канавы, рва с использованием подвешенной веревки ("маятником"), преодоление болота движением по жердям ("гать"), по кочкам, преодоление чащи, завала;
- туристское ориентирование;
- установка палатки, разжигание костра;
- транспортировка "пострадавшего", оказание доврачебной медицинской помощи. 

 

Информация о работе Физическое развитие