Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 23:17, реферат
Воспитание физических качеств основывается на постоянном стремлении сделать сверх возможное для себя , удивить окружающих своими возможностями . Но для этого со времени рождения нужно постоянно и ругулярно выполнять правила правильного физического воспитания . Основным этапом в воспитании этих качеств является образовательный период в жизни человека (7-25 лет) , в течение которого происходит закрепление нужного учебного материала для его дальнейшего применения в жизни (высокопроизводительному труду)
Организация и руководство физическим воспитанием …………… 3
Формы физического воспитания студентов………………………….4
Программное построение курса физического воспитания………….5
Организация и содержание учебно-воспитательного процесса в учебных отделениях………………………………………………… .6
Зачётные требования и обязанности студентов…………………… .9
Физиологические основы оздоровительной тренировки………… .10
Тип нагрузки………………………………………………………… .11
Интенсивность нагрузки………………………………………….… .16
Список использованной литературы…………………………………17
Распределение
по учебным группам этого
Численный состав
каждой учебной группы в этом отделении
должен составлять 12-15 человек.
В подготовительном
учебном отделении учебный
Студенты подготовительной
медицинской группы занимаются отдельно
от студентов основной медицинской
группы.
В методике проведения
занятий в этих группах очень
важен учёт принципа постепенности
в повышении требований к овладению
двигательными навыками и умениями,
развитию физических качеств и дозированию
физических нагрузок. Содержание практических
занятий в этом отделении состоит
из программного материала, обязательного
для всех учебных отделений, профессионально-прикладной
физической подготовки, а также из
различных средств, направленных на
овладение спортивными навыками
и привитие студентам интереса к
занятиям спортом.
Теоретические
занятия направлены на приобретения
студентами знаний по основам теории,
методики и организации физического
воспитания, на формирование у студентов
сознания и убеждённости в необходимости
регулярно заниматься физической культурой
и спортом.
Учебные группы
отделения спортивного
На специальное
учебное отделение зачисляются
студенты, отнесённые по данным медицинского
обследования в специальную медицинскую
группу.
Учебные группы
этого отделения комплектуются
с учётом пола, характера заболевания
и функциональных возможностей организма
студентов.
Численность учебной
группы составляет от 8 до 15 человек
на одного преподавателя.
Учебный процесс
по физическому воспитанию в специальном
учебном отделении
· укрепление здоровья,
· закаливание
организма,
· повышение
уровня физической работоспособности;
· возможное
устранение функциональных отклонений
в физическом развитии;
· ликвидацию остаточных
явлений после перенесённых заболеваний;
· приобретение
необходимых и допустимых для
студентов профессионально-
Занятия для
студентов, зачисленных на это отделение,
являются обязательными и проводятся
на всём периоде обучения в вузе
в объёме 4 часов в неделю.
Программа курса
этого отделения включает теорию,
практический программный материал,
обязательный для всех учебных отделений,
профессионально-прикладную физическую
подготовку, а также специальные
средства для устранения отклонений
в состоянии здоровья и физическом
развитии. На теоретических занятиях
особое внимание уделяется вопросам
врачебного контроля, самоконтроля и методики
физического воспитания с учётом отклонений
в состоянии здоровья студентов. Общая
и профессионально-прикладная физическая
подготовка проводятся с учётом функциональных
возможностей студентов. Главное в этой
подготовке - овладение техникой прикладных
упражнений, устранение функциональной
недостаточности органов и систем, повышение
работоспособности организма. Большое
значение в учебных занятиях этого отделения
имеет реализация принципов систематичности,
доступности и индивидуализации, строгая
дозировка нагрузки и постепенное её повышение.
Несмотря на
оздоровительно-
Учебные группы
всех учебных отделений закрепляются
за преподавателями физического
воспитания на весь период обучения. Если
у студентов специального и подготовительного
учебных отделений в процессе
учебных занятий улучшились состояние
здоровья, физическое развитие и подготовленность,
то они на основании заключения врача
и решения кафедры по окончании
учебного года (или семестра) переводятся
в следующую медицинскую группу или учебное
отделение. Если в результате болезни
или других объективных причин наблюдается
ухудшение состояния здоровья, то студенты
переводятся в специальную медицинскую
группу в любое время учебного года.
Зачётные
требования и обязанности
студентов
Программой предусмотрена
сдача студентами зачётов по физическому
воспитанию. Зачёт проводится в виде
собеседования преподавателя с
каждым студентом. В ходе собеседования
определяется степень овладения
студентом теоретического программного
материала. К зачёту допускаются
студенты, полностью выполнившие
практический раздел учебной программы,
т.е. выполнившие все
Сроки и порядок
выполнения контрольных требований,
упражнений и нормативов определяются
учебной частью вуза совместно с
кафедрой физического воспитания на
весь учебный год и доводятся
до сведения студентов.
К выполнению зачётных
требований, упражнений и нормативов
допускаются студенты, регулярно
посещавшие учебные занятия и
получившие необходимую подготовку.
Отметка о выполнении
зачёта по физическому воспитанию вносится
в зачётную книжку студентов в
конце каждого семестра.
В процессе прохождения
курса физического воспитания каждый
студент обязан:
· систематически
посещать занятия по физическому
воспитанию (теоретические и практические)
в дни и часы, предусмотренные
учебным расписанием;
· повышать свою
физическую подготовку и выполнять
требования и нормы и совершенствовать
спортивное мастерство;
· выполнять
контрольные упражнения и нормативы,
сдавать зачёты по физическому воспитанию
в установленные сроки;
· соблюдать
рациональный режим учёбы, отдыха и
питания;
· регулярно
заниматься гигиенической гимнастикой,
самостоятельно заниматься физическими
упражнениями и спортом, используя
консультации преподавателя;
· активно участвовать
в массовых оздоровительных, физкультурных
и спортивных мероприятиях в учебной
группе, на курсе, факультете, в вузе;
· проходить
медицинское обследование в установленные
сроки, осуществлять самоконтроль за состоянием
здоровья, физического развития, за
физической и спортивной подготовкой;
· иметь аккуратно
подогнанные спортивный костюм и спортивную
обувь, соответствующие виду занятий.
Возрастное воспитание
складывается не только из тренировки
и развития их в «образовательный»
период жизни (7 –25 лет) , но и в дальнейший
период ( для людей среднего и пожилого
возраста ) , что является вторым этапом
в жизни человека при воспитании физических
качеств .
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ
ТРЕНИРОВКИ
Система физических
упражнений, направленных на повышение
функционального состояния до необходимого
уровня (100% ДМПК и выше), называется
оздоровительной, или физической, тренировкой
(за рубежом - кондиционная тренировка).
Первоочередной задачей оздоровительной
тренировки является повышение уровня
физического состояния до безопасных
величин, гарантирующих стабильное
здоровье. Важнейшей целью тренировки
для людей среднего и пожилого
возраста является профилактика сердечно-сосудистых
заболеваний, являющихся основной причиной
нетрудоспособности и смертности в современном
обществе. Кроме того, необходимо учитывать
возрастные физиологические изменения
в организме в процессе инволюции. Все
это обусловливает специфику занятий
оздоровительной физической культурой
и требует соответствующего подбора тренировочных
нагрузок, методов и средств тренировки.
В оздоровительной
тренировке (так же, как и в
спортивной) различают следующие
основные компоненты нагрузки, определяющие
ее эффективность: тип нагрузки, величину
нагрузки, продолжительность (объем) и
интенсивность, периодичность занятий
(количество раз в неделю), продолжительность
интервалов отдыха между занятиями.
ТИП
НАГРУЗКИ
Характер воздействия
физической тренировки на организм зависит,
прежде всего от вида упражнений, структуры
двигательного акта. В оздоровительной
тренировке различают три основных типа
упражнений, обладающих различной избирательной
направленностью:
1 тип -- циклические
упражнения аэробной направленности,
способствующие развитию общей выносливости;
2 тип -- циклические
упражнения смешанной аэробно- анаэробной
направленности, развивающие общую и специальную
(скоростную) выносливость;
3 тип -- ациклические
упражнения, повышающие силовую выносливость.
Однако оздоровительным и профилактическим
эффектом в отношении атеросклероза и
сердечно-сосудистых заболеваний обладают
лишь упражнения, направленные на развитие
аэробных возможностей и общей выносливости.
(Это положение особо подчеркивается в
рекомендациях Американского института
спортивной медицины.) В связи с этим основу
любой оздоровительной программы для
людей среднего и пожилого возраста должны
составлять циклические упражнения, аэробной
на- правленности (К. Купер, 1970; Р. Хедман,
1980; А. Виру, 1988,идр.).
Исследования
Б. А. Пироговой (1985) показали, что решающим
фактором, определяющим физическую работоспособность
людей среднего возраста, является
именно общая выносливость, которая
оценивается по величине МПК .
В среднем и
пожилом возрасте на фоне увеличения
объема упражнений для развития общей
выносливости и гибкости снижается
необходимость в .нагрузках скоростно-силового
характера (при полном исключении скоростных
упражнений). Кроме того, у .лиц старше
40 лет решающее значение приобретает снижение
факторов риска ИБС (нормализация холестеринового
обмена, артериального давления и массы
тела), что возможно только при выполнении
упражнений аэробной направленности на
выносливость. Таким образом, основной
тип нагрузки, используемый в оздоровительной
физической культуре, -- аэробные циклические
упражнения. Наиболее доступным и эффективным
из них является оздоровительный бег.
В связи с этим физиологические основы
тренировки будут рассмотрены на примере
оздоровительного бега. В случае использования
других циклических упражнений сохраняются
те же принципы дозировки тренировочной
нагрузки.
По степени
воздействия на организм в оздоровительной
физической культуре (так же, как
и в спорте) различают пороговые,
оптимальные, пиковые нагрузки, а
также сверх нагрузки. Однако эти
понятия относительно физической культуры
имеют несколько иной физиологический
смысл.
Пороговая нагрузка--это
нагрузка, превышающая уровень привычной
двигательной активности, та минимальная
величина тренировочной нагрузки, которая
дает необходимый оздоровительный
эффект: возмещение недостающих энергозатрат,
повышение функциональных возможностей
организма и снижение факторов риска.
С точки зрения возмещения недостающих
энергозатрат пороговой является такая
продолжительность нагрузки, такой объем
бега, которые соответствуют расходу энергии
не менее 2000 ккал в неделю. Такой расход
энергии обеспечивается при беге продолжительностью
около 3 ч (3 раза в неделю по 1 ч), или 30 км
бега при средней скорости 10 км/ч, так как
при беге в аэробном режиме расходуется
примерно 1 ккал/кг на 1 км пути (0,98 у женщин
и1.08 ккал/кг у мужчин).
Повышение функциональных
возможностей наблюдается у начинающих
бегунов при недельном объеме
медленного бега, равном 15 км. Американские
и японские ученые наблюдали повышение
МПК на 14 "/о после завершения
12-недельной тренировочной