Физкультурное занятие – основная форма обучения дошкольников физическим упражнениям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 21:16, контрольная работа

Описание

Физическая культура и спорт являются эффективным средством воспитания духовного и физического здоровья подрастающего поколения. Программа воспитания в детском саду предусматривает формирование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, воспитание правильной осанки, гигиенических навыков, освоение знаний о физическом воспитании. Работа по физическому воспитанию в дошкольном учреждении начинается с выработки у детей привычки к соблюдению режима, потребности в ежедневных занятиях, развития умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, воспитания любви к занятиям спортом, интереса к их результатам. Основной задачей физического воспитания является сохранение и укрепление здоровья детей, которое содействует всестороннему развитию ребенка.

Содержание

Введение
Значение физкультурных занятий, место в режиме дня и гигиенические требования к организации и внешнему виду.
Структура физкультурных занятий, задачи и содержание каждой части
Организация занятий на открытом воздухе
Типы физкультурных занятий
Общая и моторная плотность занятия
Способы организации детей на физкультурных занятиях.
Специфика применения методов и приемов обучения детей на физкультурных занятиях в разных возрастных группах
Используемая литература.

Работа состоит из  1 файл

Физкультурное занятие - основная форма обучения дошкольников движениям.doc

— 121.50 Кб (Скачать документ)

 

Алматинский государственный  педагогический колледж №2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа 

По предмету:

«Методика физического  воспитания дошкольников»

Тема: «Физкультурное занятие – основная форма обучения дошкольников физическим упражнениям»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила

Обучающаяся

группы Д11-31з

Беспалова Т.В.

Проверила:

Балдина И.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Алматы 2013

 

 

 

 

План

 

 

  1. Введение
  2. Значение физкультурных занятий, место в режиме дня и гигиенические требования к организации и внешнему виду.
  3. Структура физкультурных занятий, задачи и содержание каждой части
  4. Организация занятий на открытом воздухе
  5. Типы физкультурных занятий
  6. Общая и моторная плотность занятия
  7. Способы организации детей на физкультурных занятиях.
  8. Специфика применения методов и приемов обучения детей на физкультурных занятиях в разных возрастных группах
  9. Используемая литература.
  10. Приложение №1 «Конспект занятия для средней группы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Введение

 

Физическая  культура и спорт являются эффективным  средством воспитания духовного  и физического здоровья подрастающего поколения. Программа воспитания в детском саду предусматривает формирование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, воспитание правильной осанки, гигиенических навыков, освоение знаний о физическом воспитании. Работа по физическому воспитанию в дошкольном учреждении начинается с выработки у детей привычки к соблюдению режима, потребности в ежедневных занятиях, развития умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, воспитания любви к занятиям спортом, интереса к их результатам. Основной задачей физического воспитания является сохранение и укрепление здоровья детей, которое содействует всестороннему развитию ребенка.

     Недостаточность  внимания к созданию условий  физическому  воспитанию может  привести не только к ошибкам, но и повлечь за собой  различные травмы, повредить здоровью ребенка. Поэтому организация занятий по физической культуре детей требует строгого соблюдения правил техники безопасности, которые должны быть разработаны в каждом дошкольном учреждении с учетом его особенностей, и вместе с тем отвечать определенным требованиям.

     Для того чтобы занятия приносили детям радость и способствовали формированию интереса к физическим упражнениям, необходимо использовать разнообразные методы и приемы. Одним из них является проведение занятий по физической культуре с использованием сказочных сюжетов. При таком способе все части занятия объединяются интересным сюжетом, общей темой. Сюжет обязательно подразумевает наличие какой-либо цели, к которой стремятся дети вместе с педагогом. Таким образом, интрига, привлекающая детей, сохраняется на протяжении всего занятия и помогает сохранить неустойчивое внимание малышей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Значение физкультурных занятий, место в режиме дня и гигиенические требования к организации и внешнему виду.

 

Физкультурные занятия – основная форма систематического обучения детей физическим упражнениям.

Значение занятий заключается в комплексном формировании культуры движений, систематическом осуществлении оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, выполнение которых обеспечивает физическое развитие, функциональное совершенствование организма, укрепление здоровья ребенка, приобретение им правильных двигательных навыков, воспитание физических качеств и эмоционально-положительного  отношения к физкультуре и спорту, всестороннее развитие личности.

Обучение на физкультурных занятиях осуществляется в определённой системе и последовательности, что позволяет достигать наилучших  результатов в формировании двигательных навыков. В процессе физкультурных занятий детей готовят к успешному обучению в школе, решаются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

С детьми раннего возраста рекомендуется проводить 2 занятия в неделю по физической культуре (по 10-15 мин) в первой половине дня, примерно через полчаса после завтрака. Дети должны находиться в  привычной обстановке, облегченной, не стесняющей движений одежде. Начиная с полутора лет,  малышей приучают надевать майку, трусы, носки или тапочки (на ковре можно заниматься босиком). Воспитатель проводит занятия в спортивной форме.

С детьми младшего дошкольного возраста  проводится еженедельно 2 занятия в помещении и 1 занятие на улице по 15-20 мин в первой половине дня, не раньше чем через полчаса после завтрака или дневного сна до полдника. По возможности заниматься лучше в зале, где повышается двигательная активность детей, увеличивается физическая нагрузка.

Чтобы научить  малышей лучше ориентироваться  в пределах комнаты, зала, где будет  проводиться занятие, можно в  центре постелить ковер или длинную (5-8м) ковровую дорожку, вокруг которой дети ходят, бегают. На самом ковре (дорожке) проводятся общеразвивающие упражнения и упражнения для развития основных видов движений.

Дети должны быть в физкультурной форме: майке и трусах, босиком (где имеется утепленный пол) или в матерчатых тапочках. Взрослый в спортивной одежде. В начале года воспитатель обучает детей раздеваться, одеваться, складывать свои вещи.

С детьми старшего дошкольного возраста проводится еженедельно 2 занятия в помещении и 1 занятие на улице, по 25-30 мин в первой половине дня, не раньше чем через полчаса после завтрака. Дети должны быть одеты в физкультурную форму, которая не стесняет движений. На ногах матерчатые тапочки, кеды или босиком на утеплённом полу.

Одежда детей должна быть чистая, сухая, из материалов, обладающих хорошей тепло – проводимостью, соответствовать размеру ребенка и не стеснять его движений. Обувь должна соответствовать размеру стопы, чтобы не стеснять  ногу и не нарушать кровообращение, быть лёгкой и удобной, подошва – мягкой и гибкой.

 Занятия,  включающие гимнастические упражнения, подвижные игры, проводятся, как  правило, в первой половине  дня спустя 30 минут после приёма  пищи. Если занятие организуется  во вторую половину дня, то  целесообразно начинать его перед приёмом пищи, после дневного сна, или во время пребывания детей на свежем воздухе.

Необходимыми  гигиеническими требованиями проведения занятий в помещении являются влажная уборка пола, и проветривание помещения не менее 15 минут перед началом занятия. Температура воздуха в помещении должна поддерживаться в пределах +19, +20 градусов. При общем нормальном освещении свет не должен падать в глаза детям; оборудование, инструменты и материалы и их размещение должны отвечать педагогическим, гигиеническим и эстетическим требованиям.

Физкультурные занятия проводятся осенью, зимой  и весной как в помещении, так  и на воздухе. В летнее время (за исключением дождливых дней) все занятия организуются на воздухе, на  физкультурной площадке. Занятия в помещении и на воздухе взаимосвязаны: они осуществляют комплексное решение всех оздоровительных и воспитательно образовательных задач. Условия проведения занятий определяют их некоторую специфику:

 Занятия, проводимые в помещении, при обязательном соблюдении оздоровительно-гигиенических условий (открытые окна, фрамуги, облегченные костюмы и обувь детей) обеспечивают правильность, красоту и точность движений, воспитывают общую культуру движений. Они могут проходить с различными предметами и в сопровождении музыки.

Занятия на воздухе  имеют максимально оздоровительный  эффект, позволяют выполнять движения на большом пространстве, усиливают физическую нагрузку, предоставляют широкие возможности для проведения спортивных игр, эстафет. Однако теплый костюм и обувь не способствуют точности, выразительности и красоте движений.

3 Структура физкультурных занятий, задачи и содержание каждой части

Физические  упражнения в занятии располагаются  в определенном порядке, который  обусловлен физиологическими и психологическими закономерностями работоспособности организма.

Осуществление оздоровительных задач достигается на занятиях путем разносторонней двигательной деятельности детей, содействующей повышению всех функциональных процессов в организме, усилению его жизнедеятельности, в оптимальных гигиенических и закаливающих условиях.

Воспитательно-образовательные  задачи решаются путём формирования в процессе занятий морально - волевых черт личности ребенка, сообщения некоторых элементарных знаний и терминов  из области физкультуры и спорта, воспитания правильных двигательных навыков и физических качеств.

Занятия способствуют воспитанию жизнерадостных, дисциплинированных людей, хорошо ориентирующихся в окружающих условиях, умеющих действовать целенаправленно, быстро уверенно в соответствии с поставленной задачей, а также нравственные качества и творчество.

1 Вводная часть решает психологическую задачу: организовать детей, собрать и активизировать внимание у детей, вызвать у них интерес к занятию, создать бодрое настроение. Для этого используются строевые упражнения, различные виды ходьбы и бега, прыжки на двух и одной ноге на месте и с продвижением, упражнения и игры на внимание, элементы танцев и плясок.

В этой части  занятия обеспечивается общая и  специальная подготовка организма к выполнению более сложных упражнений, которые планируются в основной части занятия, и к повышенной физической нагрузке.

Общая подготовка наилучшим образом обеспечивается общеразвивающими упражнениями, воздействующими на все группы мышц, а также основными движениями (ходьба, бег, прыжки), - которые усиливают деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, вследствие чего физическая нагрузка постепенно  возрастает.

Специальная подготовка направлена на «разогревание» тех мышц, связок, суставов, которые участвуют в первом упражнении, проводимом в основной части занятия. Например, если таки упражнением окажется прыжок, то к этому надо подготовить мышцы ног, а метание потребует подготовки мышц плечевого пояса и рук. Специальная подготовка решается с помощью общеразвивающих и подготовительных (типа подводящих) упражнений.

Продолжительность этой части в младшей группе от 2 до 4 минут, в средней от 3 до 5 минут, в старших от 4 до 6 минут.

2 Основная часть решает воспитательно-образовательные задачи.  В основной части занятия формируются двигательные навыки и умения, развиваются физические качества. Последовательность решения этих задач обусловлена особенностями нервной системы ребенка дошкольного возраста: сначала разучиваются новые упражнения, когда работоспособность ребёнка находится на оптимальном уровне. И уже после этого закрепляют навыки в освоенных движениях и развивают физические качества.

Содержание этой части  занятия составляют основные движения (бег, прыжки, метание, лазанье и др.), игры большей подвижности, игры-эстафеты, а также в некоторых случаях элементы танцев, плясок. Когда в основную часть занятия вводят несколько наиболее сложных движений, то перед каждым из них дают подготовительные, подводящие упражнения.

В основной части занятия  могут разучиваться наиболее сложные общеразвивающие упражнения. Они используются и в качестве подготовительных и подводящих упражнений к основным  движениям, а также для развития гибкости, силы, координации движений.

Продолжительность основной части занятия с обучением общеразвивающими упражнениями в младших группах от 7 до 12 минут,  в средней от 9 до 16 минут, в старших от 12 до 24 минут.

3 заключительная. Ее назначение - снизить физическую нагрузку, привести организм ребенка в относительно спокойное состояние, сохранив при этом  бодрое настроение, и подвести итоги занятия. Для решения этих задач используются ходьба, бег в среднем темпе, элементы танцев, общеразвивающие упражнения для плечевого пояса подвижные игры спокойного характера («Найди предмет», «Найди, где спрятано» и др.).

Продолжительность основной части занятия  с обучением  общеразвивающими упражнениями в младших  группах от 1 до 2 минут,  в средней  от 2 до 3 минут, в старших от 3 до 4 минут.

Количество частей в каждом занятии и их последовательность остаются неизменными во всех возрастных группах. Все части занятия взаимосвязаны: содержание вводной и заключительной  в большей мере зависит от задач основной части.

 

 

 

 

 

 

4 Организация занятий на открытом воздухе.

 

Проводя занятия на воздухе, а, также обучая детей ходьбе на лыжах, катанию на коньках, плаванию, надо придерживаться типовой структуры: она должна обеспечить постепенное включение организма в работу, успешное выполнение поставленных задач и в конце занятия приведение организма в спокойное состояние.

Физкультурные занятия на воздухе содействуют  функциональному совершенствованию  организма ребенка, его закаливанию, повышению сопротивляемости простудным заболеваниям.

Информация о работе Физкультурное занятие – основная форма обучения дошкольников физическим упражнениям