Физкультурное занятие – основная форма обучения дошкольников физическим упражнениям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 21:16, контрольная работа

Описание

Физическая культура и спорт являются эффективным средством воспитания духовного и физического здоровья подрастающего поколения. Программа воспитания в детском саду предусматривает формирование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, воспитание правильной осанки, гигиенических навыков, освоение знаний о физическом воспитании. Работа по физическому воспитанию в дошкольном учреждении начинается с выработки у детей привычки к соблюдению режима, потребности в ежедневных занятиях, развития умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, воспитания любви к занятиям спортом, интереса к их результатам. Основной задачей физического воспитания является сохранение и укрепление здоровья детей, которое содействует всестороннему развитию ребенка.

Содержание

Введение
Значение физкультурных занятий, место в режиме дня и гигиенические требования к организации и внешнему виду.
Структура физкультурных занятий, задачи и содержание каждой части
Организация занятий на открытом воздухе
Типы физкультурных занятий
Общая и моторная плотность занятия
Способы организации детей на физкультурных занятиях.
Специфика применения методов и приемов обучения детей на физкультурных занятиях в разных возрастных группах
Используемая литература.

Работа состоит из  1 файл

Физкультурное занятие - основная форма обучения дошкольников движениям.doc

— 121.50 Кб (Скачать документ)

Занятия на воздухе  состоят, как обычно, из трех частей: вводной, основной и заключительной. Особенность занятий является многократное использование бега в различных темпах – быстро, средней скорости, медленного. Изменение темпа бега влияет повышение функциональных возможностей организма, на воспитание общей выносливости.

Вводная часть содержит ходьбу с дыхательными упражнениями, бег в медленном темпе (широким шагом с высоким подниманием колен, приставным шагом и т.д.)  В целях улучшения техники движения, укрепления мышц ног, совершенствования осанки. После ходьбы дети строятся в звеньевые колонны, круг и др., что является целесообразным для дальнейших упражнений.

Основная  часть предназначается для выполнения общеразвивающих упражнений, дающих хорошую нагрузку на мышцы рук, туловища и ног. После этого проводится пробежка со средней скоростью, заканчивающаяся ходьбой и перестроением детей для выполнения основных движений, из которых вначале даются более сложные или новые, а затем после пробежки со средней скоростью знакомые (повторно), заканчивающиеся пробежкой в медленном темпе. В завершение этой части проводится подвижная игра с соревнованием, игра-эстафета или спортивная игра, обеспечивающая высокую двигательную активность детей.

 В заключительной части дается бег в медленном темпе, с переходом на ходьбу с выполнением дыхательных упражнений.

Таким образом, обеспечивается освоение программного материала и достаточно высокая физическая нагрузка. Большую роль при этом играют положительные эмоции детей, побуждающие их лучшему выполнению упражнений и снижающие утомление.

 

 

 

 

 

5 Типы физкультурных занятий.

 

В основе типизации  физкультурных занятий лежат  дидактические задачи.

Для I типа занятий характерно разучивание упражнений. Однако занятия, в которых содержание основной структурной части полностью новое, проводятся редко, например, на лыжах.

Занятия II типа строятся на знакомом материале. Педагогическая направленность такого занятия – повторение, закрепление, совершенствование движений, выполнение упражнений в более быстром темпе, вариативное исполнение заданий.

III тип – контрольно – учетные занятия. Они также строятся на знакомом материале, но отличаются по характеру двигательной деятельности детей и особенностям методического руководства. Здесь проверяется уровень двигательных навыков детей, степень их обученности. Поэтому используются творческие задания – придумать движение, которое подсказывает музыка, упражнения и игры соревновательного типа, эстафеты. К этому типу можно отнести занятия, организуемые в нестандартных условиях с целью проверки, умеют ли дети использовать приобретенные двигательные умения и навыки в новой обстановке.

Формулировка  программных задач при составлении  плана должна соответствовать типу занятия и подсказывать инструктору  целесообразную стратегию руководства

I тип - познакомить…, разучить…,

II тип - продолжить учить, повторить…, закрепить…., упражнять…, совершенствовать…,

III тип – совершенствовать…, проверить состояние навыков в …, проконтролировать…, развивать двигательное творчество…, поощрять инициативу и самостоятельность в выполнении…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6 Общая и моторная плотность занятия

Эффективность занятия во многом зависит от нагрузки, доли интенсивной работы и отдыха во время занятий. Определяется плотность занятия в целом и по частям. Общее время, затраченное на занятия (или его часть), принимается за 100%. Относительно общего времени занятия рассчитываются процентные величины. Различают общую (педагогическую) и моторную (двигательную) плотность урока.

Моторная плотность  урока — это отношение времени, затраченного учащимися непосредственно на двигательную активность, к общей плотности урока.

Для расчета моторной плотности  необходимо прохронометрировать время  выполнения учениками физических упражнений (t), умножить на 100% и разделить на общее время занятий урока (t общ).

Общая плотность  урока — это отношение педагогически оправданных (рациональных) затрат времени к общей продолжительности уро­ка

На плотность занятия  влияет его содержание, в котором  упражнения должны сочетаться по характеру,   сложности,   длительности выполнения, эмоциональности воздействия.

Рациональное  использование времени, занятия  во многом зависит от способов организации  детей для выполнения упражнений. Основными из них являются фронтальный, поточный, сменный, групповой и индивидуальный.

При фронтальном  способе организации группы упражнения выполняются сразу всеми детьми. Этот способ эффективен для достижения высокой плотности занятия и  обеспечения большой активности детей, он широко применяется при  ознакомлении с учебным материалом и его закреплением.

Э.Я. Степаненкова отмечает, что при фронтальном способе: педагог не может удержать в поле зрения всех детей; ребенок не имеет возможности наблюдать за действиями других детей; применим к движениям, не требующим подстраховки от травматизма.

Поточный способ заключается в выполнении одного и того же упражнения по очереди, беспрерывным потоком. Применение этого способа целесообразно с детьми старшей и подготовительной групп. Чаще применяется для закрепления и совершенствования умений и навыков, воспитания физических качеств.

Способ выполнения упражнений сменами заключается  в распределение детей на группы - смены, которые по очереди проделывают  упражнения. При сменном способе  воспитателю удобно следить за выполнением  задания; обращать внимание детей на требования к правильности движения. Этот способ эффективен при разучивании учебного материала.

При групповом  способе дети распределяются на группы, каждая из которых выполняет самостоятельное  задание воспитателя. Этот способ позволяет: рационально использовать время занятия; воспитывать самостоятельность, сознательность, ответственность, сдержанность; сохранять высокую двигательную активность и плотность занятия; одновременно разучивать 2-3 вида упражнений; углубленно разучивать движения одной подгруппой.

Индивидуальный  способ заключается в выполнении упражнения каждым ребенком отдельно. Остальные наблюдают за ним. Ценность индивидуального выполнения в том, что оно позволяет обратить внимание каждого на качество движения, увидеть  основные недостатки.

Э.Я. Степаненкова отмечает, что при этом способе снижается активность детей и физиологическая нагрузка, повышается отвлекаемость детей.

Н. Аксенова считает, что «комбинация фронтального и  группового способов позволяет повысить физическую нагрузку. Групповой способ в виде круговой тренировки увеличивает моторную плотность занятий при условии, что упражнение в основных движениях проводится без интервалов».

Методы руководства, рациональное сочетание показа и  объяснения воспитателя также оказывают  влияние на плотность занятий.

Старшим дошкольникам можно давать сокращенное объяснение, обращая внимание лишь на ведущие  детали, ограничиться беглым показом, напоминанием основных способов его  выполнения.

Объяснения  должны быть краткими, четкими, выразительными, с тем, чтобы представления о движениях у детей создавались точные и правильные.

Повышению плотности  занятия способствует подготовленность воспитателя к ведению занятия.

Важным средством  повышения плотности занятия  является их музыкальное сопровождение.

«Музыка, обладающая исключительной силой эмоционального воздействия, оказывает благотворное влияние на повышение качества движения. Она способствует выразительности, четкости, координации движений; эмоциональному переживанию музыкальных образов; развитию слуха; воспитанию временной ориентировки», - писала А.В.Кенеман. 

 

7 Способы организации детей на физкультурных занятиях.

Успешное решение  учебно-воспитательных задач во многом зависит от выбора рационального  способа организации детей на занятии. Воспитатель использует различные способы организации детей: фронтальный, групповой, индивидуальный, посменный, поточный. 

Способ организации

Характеристика способа

Положительные стороны  способа

Недостатки способа

Фронтальный способ

Все дети одновременно выполняют  одно и тоже упражнение или одновременно – разные движения под руководством воспитателя.

Обеспечивает высокую  моторную плотность. Обеспечивает постоянное взаимодействие воспитателя и детей в процессе обучения, облегчает руководство процессом обучения: воспитатель держит в поле зрения всю группу и непосредственно руководит её деятельностью. Повышает физическую нагрузку. Способствует закреплению двигательных навыков, развитию физических качеств. Дети приучаются коллективно выполнять упражнения.

Затруднительность индивидуального подхода.

Групповой способ

Воспитатель распределяет детей на несколько подгрупп, и  каждая подгруппа выполняет отдельное  задание. После того как дети выполнят упражнение несколько раз, подгруппы меняются местами. Применяется на этапе совершенствования уже приобретённых двигательных навыков.

Сохраняется высокая  моторная плотность занятия. Повышается двигательная активность детей. Воспитывается  умение самостоятельно выполнять задания; ответственность, сдержанность. Даётся возможность упражнять в нескольких видах движений. Повышается физическая нагрузка. Есть возможность осуществлять индивидуальную работу с детьми.

Ограниченность возможности  воспитателя контролировать выполнение упражнений детьми, оказывать им помощь, поправлять их ошибки.

 

 

Индивидуальный способ

Каждый ребёнок выполняет  упражнение индивидуально, воспитатель  проверяет качество выполнения и  даёт соответствующие указания; остальные  дети наблюдают за исполнением и  оценивают движения.

 

 

Достигается воспитание качества, точности двигательного действия

 

Низкая моторная плотность  занятия.

Посменный способ

Дети выполняют упражнения сменами по несколько человек  одновременно, остальные в это  время наблюдают и оценивают.

Обеспечивает отработку  качества движений. Индивидуальный подход к детям

Низкая моторная плотность занятия

Поточный способ

Все дети делают одно движение по очереди, друг за другом, непрерывно -поточно. Для осуществления большой  повторности упражнения могут быть организованы в 2 -3 потока.

Обеспечивается высокая  моторная плотность занятия. Достигается воспитание у детей физических качеств – быстрота, ловкость, сила, выносливость и ориентировка в пространстве.

Трудность качественной оценки движения, исправления неточности двигательного действия.


 

Выбор способа  организации детей на занятии зависит от:

  • Новизны, сложности и характера упражнений
  • Задач занятия
  • Материальной оснащенности
  • Размеров помещения
  • Наличие оборудования
  • Возраста детей и их подготовленности
  • Собственных умений воспитателя

 

 

 

8 Специфика применения методов и приемов обучения детей на физкультурных занятиях в разных возрастных группах

Главная задача физического воспитания в детском  саду обеспечить всестороннюю физическую подготовленность каждого ребенка, помочь приобрести запас прочных умений и двигательных навыков, необходимых человеку на протяжении всей его жизни для труда и активного отдыха.

Обогащение  двигательного опыта ребенка  осуществляется последовательно - от одного возрастного этапа к другому. При этом особое значение имеет своевременное  усвоение тех видов двигательных действий, формирование которых обусловливается возрастным и индивидуальным развитием. Задержка двигательного развития, так же как и его искусственное ускорение, неблагоприятны для общего развития ребенка дошкольного возраста.

Всестороннее  физическое развитие предполагает развитие физических качеств. Играя, двигаясь, ребенок становится более крепким, ловким, выносливым, уверенным в своих силах, возрастает его самостоятельность. Достигнутый уровень развития физических качеств, психологическая готовность к большей концентрации волевых усилий обусловливает новый виток физического развития, дальнейший рост физических возможностей детей, усвоение более сложных двигательных действий, овладение их техникой. Так постепенно достигается уровень физического совершенства, необходимый для определенного возрастного этапа.

Вместе с  тем в процессе занятий физической культурой необходимо постоянно  заботиться о единстве всех сторон воспитания, о приобретении детьми определенного круга знаний, их эмоциональном развитии, формировании коллективизма.

Таким образом, в методике физического воспитания детей дошкольного возраста должны быть слиты воедино средства, методы и приемы обучения движениям, развития физических качеств и способностей, а также нравственного, умственного, трудового и эстетического воспитания. Она основывается на принципах сознательности и активности, наглядности, доступности, индивидуальных возможностей детей, систематичности, постепенности повышения требований.

Спецификой  методики физического воспитания является то, что в основе всех способов применения физических упражнений лежат регулирование нагрузки (длительность и интенсивность упражнений), а также вариативность сочетания нагрузки с отдыхом. По воздействию на организм нагрузка может быть постоянной (равномерный бег) и переменной (бег с ускорением и замедлением), Она может иметь непрерывный или прерывистый (интервальный) характер. Отдыхая между упражнениями, ребёнок может находиться в состоянии относительного покоя  или заниматься другим видом деятельности, т. е. отдыхать активно. Другая отличительная черта методики физического воспитания связана с возможностью освоения двигательных действий в целостном виде или по частям в зависимости от их характера и сложности.

В физическом воспитании детей дошкольного возраста как основные используют следующие методы:

  • метод упражнений с четкой заданной программой действий, порядком их повторения, точной дозировкой нагрузки и установленными интервалами отдыха
  • игровой метод;
  • соревновательный метод.

Игровой метод характеризуется организацией двигательной деятельности детей в соответствии с игровым сюжетом, относительно большой их свободой и самостоятельностью (в связи, с чем ограничивается заданность способов действий и нагрузки), педагогическим руководством взаимоотношениями детей, высокой эмоциональностью детской деятельности.

 Соревновательный  метод используется в играх с правилами и состязаниях для сопоставления сил участников, борющихся за возможно более высокие качественные и количественные показатели.

Широко применяются в физическом воспитании дошкольников словесный метод (рассказ, беседа, объяснение, указание, команда, распоряжение, оценка и др.) и наглядный (имитация, поддержка и помощь, использование ориентиров и др.).

В практике физического воспитания перечисленные методы, соответствующие приемы используют в тесной взаимосвязи.

В работе с детьми младшего дошкольного возраста преобладают приемы опосредованного обучения (игра), объяснение, сопровождающееся показом, выполнение детьми упражнений совместно с воспитателем и др. Специальная задача развития физических качеств не ставится. В средней, старшей и подготовительной к школе группах ведущими являются методы и приемы прямого обучения, а также методы и приемы, направленные на формирование физических качеств (строго дозированные упражнения, повторение их через определенные интервалы времени, увеличение интенсивности движений).

Средства, методы и приемы обучения, упражнения, воспитания, а также способы организации детей на занятиях (индивидуальный, групповой, фронтальный) опираются на ведущую для каждого возрастного периода развития детей деятельность (ориентировочно-познавательную, предметную, игровую и др.).  

9 Используемая литература

1. Хухлаева Д.В. «Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях», Москва, «Просвещение», 1984г.

2. Осокина Т.И. «Физическая культура в детском саду», Москва, «Просвещение», 1986г.

3. Лайзане С.Я. «Физическая культура для малышей», Москва, «Просвещение», 1987г.

4. Фролов В.Г. «Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке», Москва, «Просвещение», 1986г.

5. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста», Москва, «Просвещение», 1985г.

Информация о работе Физкультурное занятие – основная форма обучения дошкольников физическим упражнениям