Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 19:28, курсовая работа
Художественная гимнастика как вид спорта по характеру двигательной деятельности относится к сложнокоординационным и требует от спортсменок проявления широкого круга двигательных умений, навыков и качеств.
Введение……….3
Глава 1. Характеристика обучения двигательным умениям и навыкам в художественной гимнастике..........5
1.1.Двигательные умения и навыки как предмет обучения в
физическом воспитании……….5
1.2.Основы формирования двигательного навыка……….11
Глава 2. Этапы процесса обучения двигательным действиям в художественной гимнастике………31
2.1. Этап первоначального ознакомления с двигательным действием............31
2.2. Этап первоначального двигательного действия……….31
2.3. Этап уточнения двигательного действия..........31
2.4. Этап закрепления двигательного действия……….33
2.5. Этап достижения мастерства..........31
Глава 3. Формирование двигательного умения и двигательного навыка в художественной гимнастике на примере отдельно взятого двигательного действия……….35
Заключение……….43
Приложение……….45
Список использованной литературы..........46
В зависимости от этих и других факторов тренер определяет продолжительность подготовительного периода.
Задачи первого этапа:
1) определить возможность спортсменов усвоить изучаемое двигательное действие;
2) выявить основные группы учеников, чтобы дифференцировать процесс обучения;
3) отобрать рациональные
средства, формы и методы
4) сформировать у спортсменов базовые двигательные координации, необходимые для создания двигательного умения выполнить изучаемое физическое упражнение в целом по общей схеме;
5) развивать двигательные качества, доминирующие в двигательном действии до требуемого уровня.
Количество и
Рекомендуемые методы обучения:
- методы наглядного воздействия:
- метод непосредственной
наглядности (показ упражнения
тренером-преподавателем или
- метод опосредованной
наглядности (демонстрация
- словесное воздействие (краткие рассказы о прикладном значении двигательного действия, беседы, ориентированные на формирование нужной мотивации, обобщенные объяснения, словесные инструкции);
– упражнения (общеразвивающие, подготовительные и подводящие).
На этапе первоначального обучения двигательному действию, когда у занимающихся художественной гимнастикой создаются общие предварительные представления о движении, целесообразно использовать такой методический прием, как знакомство с терминологическим названием упражнения.[2] Использование специальных терминов при обучении гимнастическим упражнениям играет важную роль. Четкость и краткость гимнастических терминов сокращают затраты времени на различные пояснения в процессе последующего обучения и ускоряют формирование представлений о движении у занимающихся.
На втором этапе у ученика формируется умение выполнять двигательное действие по общей схеме. На основе знаний и ранее сформированных базовых двигательных координаций учащиеся должны уметь выполнить двигательное действие в целом, соблюдая основу типовой техники.
Характерные особенности подготовки.
Физиологические: иррадиация коркового возбуждения, недостаточность тормозных реакций, что вызывает неточность движения и неустойчивость ритма. Возможное проявление защитных реакций, в результате чего ограничивается амплитуда движений, и они становятся скованными. Ограниченность сенсорного анализа и коррекции движения, значительное напряжение нервной системы вызывает сравнительно быструю утомляемость. Это приводит к неустойчивости движений и искажениям их структуры при повторных выполнениях.
Психологические: недостаточное осознание двигательных ощущений, динамических характеристик двигательного действия, слабое знание основ техники, ошибочное субъективное восприятие структуры выполняемого действия.
Педагогические. Управление движениями, составляющими целостное двигательное действие, происходит неавтоматизировано. Сознание участника загружено контролем каждого движения, работа выполняется нерационально и на фоне выраженного утомления. Способ решения двигательной задачи не определен, продолжается поиск оптимального решения. Поэтому при выполнении двигательного действия могут возникать искажения пространственных, временных и динамических характеристик изучаемой техники. Появляется необходимость разучивать движение по звеньям (элементам, субсистемам), чтобы в дальнейшем овладеть общим ритмом двигательного действия. Важно предупредить возникновение ошибок и их закрепление при повторном выполнении движения.
Цель этапа – обеспечить усвоение двигательного действия, умение выполнить его, соблюдая общий рисунок, схему.
Задачи:
1) создать представление
об изучаемом двигательном
2) сформировать у учащихся
установку – овладеть
3) выполнить двигательное действие по частям;
4) овладеть общим ритмом действия;
5) определить типичные
затруднения учащихся при
6) устранить грубые ошибки.
Рекомендуемые методы обучения:
– словесное воздействие (объяснение способа решения двигательной задачи, знакомство с основными элементами техники, инструктаж о последовательности выполнения, постановка вопросов учащимися);
– наглядные методы (показ двигательного действия в замедленном темпе и по элементам, демонстрация типичных ошибок, характерных для данного упражнения обеспечения);
– упражнения (подводящие и имитационные физические упражнения, разучивание двигательного действия по элементам с последующим объединением их в целостное физическое упражнение, предписывание алгоритма движений);
Основное внимание на этом этапе обращается на формирование правильного представления об изучаемом двигательном действии.
На этом этапе формируется двигательный навык. Здесь необходимо сформировать способность ученика выполнить двигательное действие с акцентом внимания на условия и результат действия.
Характерные особенности подготовки.
Физиологические – многократное, повторное выполнение двигательного действия при наличии внутренней и внешней корректирующей информации позволяет концентрировать процесс возбуждения в соответствующих двигательных центрах; уточняются тормозные реакции. Специализируются условные рефлексы; формируются двигательные дифференцировки. Движения с каждым разом все больше автоматизируются, и устанавливается системность протекания нервных процессов. Ведущую роль в управлении движениями играет двигательный анализатор.
Психологические. В процессе уточнения структуры двигательного действия осознанными становятся его временные, пространственные и динамические характеристики. Расширяются возможности осознанной коррекции в реализации программы действия; уточняются двигательные представления и ощущения; формируется установка на усвоение изучаемого двигательного действия. Развиваются необходимые для решения двигательной задачи волевые качества.
Педагогические. В процессе дидактического взаимодействия формируется способность выполнить двигательное действие сравнительно легко, как бы автоматически, сосредоточив внимание лишь на результате. Углубляется понимание его техники, осознаются и уточняются временные, пространственные и динамические характеристики; устраняются искажения в технике исполнения. Деятельность взаимодействующих сторон приобретает характер взаимодействия.
Цель этапа – сформировать умение технически правильно и свободно выполнять двигательное действие в целом, с соблюдением соответствующих временных, динамических и пространственных характеристик.
Задачи:
1) добиться детального
усвоения отдельных элементов
техники в процессе целостного
выполнения изучаемого
2) устранить типичные
ошибки, допускаемые учащимися при
усвоении техники данного
3) обеспечить правильное
выполнение двигательного
4) то же, но с соблюдением
характерных динамических и
Рекомендуемые методы обучения.
Упражнения:
а) многократное повторное выполнение двигательного действия в целом с акцентом внимания на детальное усвоение отдельных его элементов;
б) то же, но с изменением привычных при предыдущих повторных выполнениях внешних условий;
в) выполнение более сложного варианта движения;
г) эпизодическое выявление отдельных элементов, фаз движений в целях их детализации;
д) выполнение упражнения с проговариванием про себя;
е) выполнение упражнения с проговариванием вслух (с комментариями о последовательности операций или о качестве выполнения).
Наглядные методы: фото- и киноматериалы (визуальные), чертежи, схемы, макеты, их демонстрация с акцентом внимания на отдельные элементы или изолированный показ в замедленном темпе (если это возможно) этих фаз или элементов.
Словесное воздействие (взаимоанализ тренера и спортсменов, обсуждение спортсменами). Срочная информация должна быть предельно конкретной, немногословной, но понятной. Обычно она выражается одним словом, к примеру: «да», «нет», «хорошо», «плохо», «выше», «ниже», «быстрее», «резче», «сильнее», «удар», «рывок», «спокойно». Такая информация имеет ярко выраженный индивидуальный оттенок и нацелена на устранение неточностей. Эту информацию можно назвать срочной.
Словесные воздействия в перерывах между повторными упражнениями представляют собой отсроченную информацию. Она передается спортсмнам в процессе разбора, анализа качества выполнения, обсуждения. Кроме того, здесь приемлемы самоотчеты, взаимоотчеты, взаимообсуждения, идеомоторная тренировка.
Возможны такие приемы, которые мы ранее отнесли к группе методов упражнения, как выполнение двигательного действия с проговариванием про себя или вслух.
Этап закрепления освоенного двигательного действия (после того как двигательный навык сформирован в соответствии с типовой техникой).
На этом этапе должно быть
достигнуто стабильное выполнение двигательного
действия, которое было предметом изучения
в предшествующий период. Условия, которые
сопутствовали формированию навыка выполнения
данного двигательного действия, не меняются.
Спортсменов нацеливают на приобретение
«запаса прочности» в воспроизведении
техники изучаемого движения: выполнять
его свободно и за меньшее время, сконцентрировав
внимание в основном на ритме действия,
моментах приложения основных усилий
и конечном результате.
Несколько увеличиваются объем и интенсивность
физической нагрузки.
Характерные особенности подготовки.
Физиологические. Они обусловлены закреплением выработанной функциональной системы на уровне динамического стереотипа корковой деятельности. Управление движениями осуществляется в основном по сигналам двигательного анализатора, повышается устойчивость нервной системы к утомлению. Достигаются прочность следов выработанных двигательных координаций и долговременность их сохранения.
Психологические. Они связаны с частичным освобождением сознания от излишнего напряжения по управлению движениями. На этом этапе сознание контролирует лишь наиболее важные звенья двигательного действия и его результат. Однако это не означает, что повторно выполняемые (закрепляемые) двигательные действия становятся бессознательными, они иначе осознаются. На этом этапе формируются тонкие, специализированные ощущения, связанные с закрепляемым двигательным навыком. Повышается устойчивость действия к сбивающим факторам внешней и внутренней среды.
Педагогические:
а) закрепление изученного двигательного действия в процессе многократного его выполнения. Без повторения невозможно образовать двигательные навыки, довести выполнение движения до автоматизма, достичь стабильности техники, приобрести в ней запас прочности.
По мере углубления и закрепления двигательного действия количество повторений увеличивается. В дальнейшем повторное исполнение сопряжено с сокращением интервала отдыха между упражнениями.
Как известно, результативность
обучения зависит от количества
повторений изучаемого движения. Однако
оно не должно быть чрезмерным. Оптимальным
следует считать такое число повторений,
которое дает ожидаемый педагогический
эффект (развитие качеств, воспроизведение
техники). Если же результаты выполнения
движения ухудшаются,
повторять упражнение не следует;
б) нацеленность деятельности тренера и спортсменов на дальнейшую детализацию техники закрепляемого двигательного действия, поиски путей для ее вариативного исполнения, если такая возможность намечается.
Цель этапа – достичь стабильности выполнения двигательного действия при повторных упражнениях.
Задачи:
1) добиться стабильности
исполнения изучаемого
2) сохранить стабильность
воспроизведения техники
3) сохранить стабильность
техники при повторном
Рекомендуемые методы обучения:
– упражнения (многократное выполнение двигательного действия с дифференцированием объема и интенсивности физической нагрузки и изменением привычных условий);
– словесное воздействие (идеомоторная тренировка, обсуждение результатов выполнения с учителем и между учащимися; выполнение движения с проговариванием про себя и вслух);
– наглядные методы (демонстрация кино- и видеозаписей, вычленение отдельных элементов и их замедленный показ, показ схем, кинограмм, рисунков, макетов и других полезных материалов).
На этом этапе, как и на всех предыдущих, комплексно применяются все группы методов. Методы обучения почти интегрируются с методами развития двигательных качеств. На данном этапе важное место отводят идеомоторной тренировке.
Формирование умения использовать знания, двигательные и инструктивные навыки в процессе самостоятельных занятий физической культурой и спортом и в практической деятельности. В механизмах функционирования процесса обучения есть не только внешние воздействия тренера на спортсмена, но и самовоздействия личности: самообучение, самовоспитание, самосовершенствование.
Сущность этапа выражена в целенаправленном и систематическом включении изучаемых двигательных действий в содержание самостоятельной тренировочной деятельности учащихся различных форм. На этом этапе необходимо освоить двигательный навык настолько, чтобы он приобрел оттенок индивидуальной техники исполнения и мог быть использован вариативно.