Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 19:28, курсовая работа
Художественная гимнастика как вид спорта по характеру двигательной деятельности относится к сложнокоординационным и требует от спортсменок проявления широкого круга двигательных умений, навыков и качеств.
Введение……….3
Глава 1. Характеристика обучения двигательным умениям и навыкам в художественной гимнастике..........5
1.1.Двигательные умения и навыки как предмет обучения в
физическом воспитании……….5
1.2.Основы формирования двигательного навыка……….11
Глава 2. Этапы процесса обучения двигательным действиям в художественной гимнастике………31
2.1. Этап первоначального ознакомления с двигательным действием............31
2.2. Этап первоначального двигательного действия……….31
2.3. Этап уточнения двигательного действия..........31
2.4. Этап закрепления двигательного действия……….33
2.5. Этап достижения мастерства..........31
Глава 3. Формирование двигательного умения и двигательного навыка в художественной гимнастике на примере отдельно взятого двигательного действия……….35
Заключение……….43
Приложение……….45
Список использованной литературы..........46
Характерные особенности подготовки.
Физиологические. Двигательный навык приобретает вариативный характер, индивидуализируется и адаптируется к различным условиям внешней среды, включается как элемент в формирующуюся или модернизирующуюся функциональную систему.
Функциональная система,
связанная с образованием навыка
конкретного двигательного
Психологические. Расширение представлений спорстменов о своих двигательных способностях и деятельности, элементом которой становится конкретный двигательный навык. На этом этапе предъявляются довольно высокие требования к волевой сфере учеников, что связано с необходимостью самостоятельно использовать изученное двигательное действие. Осуществляется интеграция специальных знаний, инструктивных навыков и умений с двигательным навыком и подчинение этого объединения деятельности или его элементу.
Педагогические:
а) слияние теоретической и двигательной подготовки с элементами спортивной деятельности учеников.
б) возможность устанавливать функциональные связи между всеми формами организации учебно-тренировочного процесса.
Цель этапа – формировать умение использовать специальные знания, двигательные и инструктивные умения в процессе самостоятельных занятий спортом.
Задачи:
1) положительная мотивация, связанная с самостоятельными занятиями физической культурой и спортом;
2) формирование убеждения
в прикладной ценности
3) знание инструктивно-
упражнений на занятиях индивидуальных
и групповых и т.д.);
4) формирование инструктивных навыков;
5) формирование навыков самоконтроля, взаимоконтроля; необходимость научить спортсменов самоанализу и самооценке результатов своей деятельности.
Рекомендуемые методы обучения:
– стимулирование и мотивация (беседы, рассказы, объяснения, дискуссии, просмотр видеофильмов, посещение кинотеатров, где демонстрируются фильмы о выдающихся спортсменах, об использовании физической культуры для лечения, восстановления организма, развития личностных качеств человека и др.; чтение статей периодической печати с последующим обсуждением в группе, самостоятельное чтение художественных и публицистических материалов);
– организация и осуществление спортивной деятельности учащихся (беседы, объяснения, инструктирование команды, распоряжения, указания, предъявляемые в виде частной и письменной информации);
– наглядные методы: показ способа выполнения элемента деятельности, просмотр видео- и художественных фильмов, буклетов и другой визуальной информации; практические методы в виде организации выполнения элементов или деятельности в целом);
– контроль и самоконтроль (частные и письменные), наблюдение и самонаблюдение, организация контрольных испытаний и самоконтроль, тестирования и соревнования и т.д.
Таким образом, этапы процесса обучения двигательному действию – это взаимосвязанные и взаимозависимые звенья в органическом единстве и функциональной целостности (приложение, табл. 2).
ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОГО УМЕНИЯ И ДВИГАТЕЛЬНОГО НАВЫКА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ НА ПРИМЕРЕ ОТДЕЛЬНО ВЗЯТОГО ДВИГАТЕЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ.
В целях иллюстрации
Следует заметить, что к моменту обучения спортсменки должны владеть такими базовыми двигательными действиями, как «мост», «переворот вперед и назад», «переворот боком («колесо»)».
Процесс обучения данному двигательному действию включает в себя пять этапов вплоть до формирования устойчивого навыка:
На этом этапе необходимо
подготовить спортсменок к
- метод непосредственной наглядности (показ упражнения тренером-преподавателем или одной из старших гимнасток)
- словесное воздействие (объяснение способа выполнения данного действия, которое должно быть максимально точным, кратким и доступным для учениц данного возраста, словесные инструкции и акцентирование внимания на ключевых моментах выполнения двигательного действия, таких как замах, переход в стойку на руках прогнувшись и приземление).
- подводящими упражнениями для выполнения данного двигательного действия являются: переход через мост из положения упор присев, переход через мост из положения стоя на коленях с приходом в ИП, кратковременный переход на руки из положения «мост» путем отталкивания ногами от пола.
2. Этап первоначального двигательного действия.
На втором этапе необходимо сформировать у учениц умение выполнять двигательное действие по общей схеме. Основными способами изучения данного двигательного действия на данном этапе являются:
- разделение его на
две части (от момента замаха
до положения «мост» и от
положения «мост» до
- выполнения подводящего
упражнения «переход через
Сформированное в результате первоначальное двигательное умение отличается постоянной концентрацией внимания в процессе действия на составляющих его частных операциях, минимальной степенью участия двигательных автоматизмов в управлении движением, изменчивостью техники движения (особенно под влиянием сбивающих факторов).
3. Этап уточнения двигательного действия.
На этом этапе формируется двигательный навык. Целью этого этапа является сформировать умение технически правильно и свободно выполнять двигательное действие в целом, с соблюдением динамических и пространственных характеристик. На третьем этапе важно устранить типичные ошибки, допускаемые гимнастками при усвоении техники данного двигательного действия. Например, неполный переход на руки в процессе «перелета», отклонение от правильной траектории движения, неправильный замах в момент отталкивания от пола, отсутствие амортизации при приземлении.
Для формирования двигательного навыка на данном этапе применяются следующие варианты упражнений:
- многократное повторение
двигательного действия в
- выполнение более сложного
варианта движения или
4. Этап закрепления двигательного действия.
На четвертом этапе
должно быть достигнуто стабильное выполнение
двигательного действия. Целью этого
этапа является свободное и за
меньшее время выполнение двигательного
действия, концентрация внимания в
основном на ритме действия, моментах
приложения основных усилий и конечном
результате, а также сохранение стабильности
воспроизведения техники
5. Этап достижения мастерства.
На пятом этапе формируется
умение использовать полученные знания
и двигательные навыки в процессе
самостоятельных занятий, без контроля
со стороны тренера. Двигательный навык
приобретает вариативный
Заключение.
В данной работе мы рассмотрели процесс формирования двигательных умений и двигательных навыков в области физической культуры и спорта, и в частности, в художественной гимнастике, этапы обучения двигательному действию в целом и их особенности, а также формирование двигательного навыка на примере отдельно взятого двигательного действия.
Разнообразные двигательные действия формируются в течение жизни человека под влиянием многих факторов, и процесс их формирования может приобретать различный характер. Оптимизация этого процесса достигается в условиях рационально построенного обучения. Внутреннюю логику процесса образования и совершенствования двигательного действия в таких условиях принято схематически представлять как последовательный переход от знаний и представлений о действии к умению выполнить его, а затем – от умения к навыку. Основным отличием двигательного умения от двигательного навыка является степень контроля выполнения двигательного действия со стороны сознания, т.е.уровень автоматизации.
Были выделены пять стадий формирования двигательных навыков:
– создание первоначального представления о двигательном действии и установки на овладение им;
– образование первоначального умения;
– формирование совершенного умения;
– становление навыка;
– достижение вариативности навыка и умение его применять;
и вытекающие из них пять этапов процесса
обучения двигательному действию. В
соответствии с этими этапами
нами был рассмотрен пример обучения
такому двигательному действию в
художественной гимнастике, как «перелет»,
начиная с этапа
|
Приложение.
Таблица 1. Формирование двигательного умения и двигательного навыка.
Знания
|
Таблица 2. Этапы обучения двигательному действию (по ЖелезнякуЮ.Д., Минбулатову В.М., 2004).
Список использованной литературы.