Формирование двигательных умений и двигательных навыков в художественной гимнастике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 19:28, курсовая работа

Описание

Художественная гимнастика как вид спорта по характеру двигательной деятельности относится к сложнокоординационным и требует от спортсменок проявления широкого круга двигательных умений, навыков и качеств.

Содержание

Введение……….3

Глава 1. Характеристика обучения двигательным умениям и навыкам в художественной гимнастике..........5

1.1.Двигательные умения и навыки как предмет обучения в

физическом воспитании……….5

1.2.Основы формирования двигательного навыка……….11

Глава 2. Этапы процесса обучения двигательным действиям в художественной гимнастике………31

2.1. Этап первоначального ознакомления с двигательным действием............31

2.2. Этап первоначального двигательного действия……….31

2.3. Этап уточнения двигательного действия..........31

2.4. Этап закрепления двигательного действия……….33

2.5. Этап достижения мастерства..........31

Глава 3. Формирование двигательного умения и двигательного навыка в художественной гимнастике на примере отдельно взятого двигательного действия……….35

Заключение……….43

Приложение……….45

Список использованной литературы..........46

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 150.66 Кб (Скачать документ)

Министерство образования  и науки РФ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

Нижегородский государственный  университет им. Н.И. Лобачевского

Национальный исследовательский  университет

 

 

 

Курсовая работа

ФОРМИРОВАНИЕ  ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ 

В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ

 

 

Выполнила студентка 5 курса

группы 

ХХХ.

  

 Руководитель 

 ХХХ.

 

 

 

 

 

Нижний Новгород

2012

Содержание                               

Введение……….3

Глава 1. Характеристика обучения двигательным умениям и навыкам  в художественной гимнастике..........5

1.1.Двигательные умения  и навыки как предмет обучения  в

физическом воспитании……….5

1.2.Основы формирования  двигательного навыка……….11

Глава 2. Этапы процесса обучения двигательным действиям в художественной гимнастике………31

2.1. Этап первоначального  ознакомления с двигательным  действием............31

2.2. Этап первоначального  двигательного действия……….31

2.3. Этап уточнения двигательного  действия..........31

2.4. Этап закрепления двигательного  действия……….33

2.5. Этап достижения мастерства..........31

Глава 3. Формирование двигательного  умения и двигательного навыка в  художественной гимнастике на примере  отдельно взятого двигательного  действия……….35

Заключение……….43

Приложение……….45

Список использованной литературы..........46

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Художественная гимнастика как вид спорта по характеру двигательной деятельности относится к сложнокоординационным и требует от спортсменок проявления широкого круга двигательных умений, навыков и качеств. Современный этап развития художественной гимнастики характеризуется высоким уровнем спортивно-технических достижений, которые определяют повышенные требования к технической подготовке гимнасток - "художниц".

Техническая подготовка в  художественной гимнастике связана  с необходимостью освоения большого арсенала двигательных действий за относительно короткий срок и с очень раннего возраста. Эти двигательные действия представляют собой сложные координационные сочетания движений отдельными звеньями тела с манипуляцией различными предметами, которые выполняются на фоне музыкального сопровождения, и, в свою очередь, требуют от спортсменок высокого уровня общей физической подготовки, а также достаточного уровня развития конкретных специальных двигательных качеств. Научно-обоснованной методики специальной двигательной подготовки гимнасток для данного вида спортивной деятельности нет. Она сложилась эмпирически и представляет собой отдельные рекомендации способов и приемов развития в основном физических качеств ( Е.В. Бирюк , Э.В. Ветошкина, С.И Кувшинникова .).

Таким образом, становится актуальной разработка такой программы обучения двигательным действиям в художественной гимнастике, которая позволит оптимизировать процесс формирования двигательных умений и двигательных навыков у  юных гимнасток.

Целью данной работы является обзор, анализ и систематизация имеющейся  научной и методической литературы на тему формирования двигательных умений и навыков в художественной гимнастике с последующей разработкой методики обучения конкретным двигательным действиям.

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМ УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ.     

                   

    1. Двигательные умения и навыки как предмет обучения в физическом воспитании.                               

Разнообразные двигательные действия формируются в течение  жизни человека под влиянием многих факторов, и процесс их формирования может приобретать различный характер. Оптимизация этого процесса достигается в условиях рационально построенного обучения. Внутреннюю логику процесса образования и совершенствования двигательного действия в таких условиях принято схематически представлять как последовательный переход от знаний и представлений о действии к умению выполнить его, а затем – от  умения к навыку.

Умение и навык отличаются друг от друга главным образом  степенью их освоенности, т.е. способами управления со стороны сознания человека.

Умение выполнять новое  двигательное действие возникает на основе следующих предпосылок: минимума основных знаний о технике действия; наличия двигательного опыта; достаточного уровня физической подготовленности; при творческом мышлении в процессе построения новой системы движений. Для двигательного умения характерно постоянное совершенствование способа выполнения действия при осмысленном подходе в процессе управления движениями. Это и составляет сущность двигательного умения.

Роль двигательных умений в физическом воспитании может быть различной. В одних случаях умения доводят до навыков, если необходимо добиться совершенного владения техникой двигательного действия. В других случаях двигательные умения вырабатываются без последующего перевода их в навыки. В этом случае они являются как бы вспомогательными. Так, например, в ряде случаев материал школьной программы по физической культуре должен быть усвоен именно на уровне умения. [9] Двигательные умения имеют большую образовательную ценность, поскольку главным в них является активное творческое мышление, направленное на анализ и синтез движений.

В результате формирования двигательного действия возникает первоначальное двигательное умение. Понятие «двигательное умение», как и понятие «двигательный навык», относится преимущественно к технической стороне способности совершать двигательные действия и вместе с тем отражает определенную степень их сформированности, освоенности. Двигательное умение представляет собой одну из типичных форм реализации двигательных возможностей человека, которая выражается в способности осуществлять двигательное действие на основе неавтоматизированных (или не доведенных до значительной степени автоматизации) целенаправленных операций. [7]

К числу отличительных  признаков первоначального двигательного  умения относятся:

- постоянная концентрация внимания в процессе действия на

составляющих его частных  операциях, минимальная или относительно невысокая степень участия двигательных автоматизмов в управлении движениями;

- относительная нестандартность параметров и результата

действия при его воспроизведении, избыточная (не заданная программой

действия) изменчивость техники  движений (вплоть до ее нарушений), особенно под влиянием сбивающих факторов;

- расчлененность или мало выраженная слитность операций,

обусловленная этим избыточная растянутость действия во времени.

В данной характеристике двигательного  умения подчеркнуты, кроме всего

прочего, его отличия от двигательного навыка. Но отличия  эти относительны.

Таким образом, двигательное умение – степень владения двигательным действием, которая характеризуется сознательным управлением движением, неустойчивостью к действию сбивающих факторов и нестабильностью итогов.

 

Двигательное умение и двигательный навык – это последовательные ступени (стадии) на пути формирования двигательного действия. Дальнейшее совершенствование двигательного действия при многократном повторении приводит к автоматизированному его выполнению, т.е. умение переходит в навык (табл. 1). Это достигается постоянным уточнением и

коррекцией движения. В  результате появляется слитность, устойчивость

движения, а главное –  автоматизированный  характер управления движением.

 Двигательный навык представляет собой такую форму реализации двигательных возможностей, которая возникает на основе автоматизации двигательного умения.

К числу таковых, в отличие  от признаков двигательного умения, относятся:

- повышенная степень участия  двигательных автоматизмов в осуществлении частных операций, составляющих действие, и связей между ними; направленность сознания по ходу действия не столько на его

детали, сколько на реализацию общей цели;

- выраженная стереотипность частных операций и параметров действия (если не возникает объективных условий, требующих варьирования их), повышенная устойчивость техники движений по отношению к

сбивающим факторам;

- выраженная слитность операций и сокращение

времени выполнения действия.

При обучении двигательным действиям важно ясно понимать суть отмеченных особенностей двигательных умений и навыков с тем, чтобы целесообразно управлять процессом их формирования.

Таким образом, двигательный навык - это оптимальная степень владения техникой двигательного действия, характеризующаяся автоматизированным (т.е. при минимальном контроле со стороны сознания) управлением движениями, высокой прочностью и надежностью исполнения.

    

При навыке сознание направлено главным образом на узловые компоненты действия, восприятие изменяющейся обстановки и конечные результаты действия. Так, во время бега занимающиеся сосредоточивают свое внимание в основном на контроле за скоростью; при передвижении на лыжах – на  изменении рельефа местности, темпе прохождения дистанции и усилиях при отталкивании; при метании – на  выполнении мощного финального усилия, в гимнастике - на четкости, точности и слитности движений - т.е. на решающих компонентах в достижении высокой эффективности действия.

  Органическая взаимосвязь двигательных умений и навыков состоит, прежде всего, в том, что умение служит основной предпосылкой формирования навыка в процессе обучения двигательному действию. Навык в этом отношении представляет собой ни что иное, как умение, доведенное до определенного уровня автоматизации. В свою очередь, навык, возникший на основе первоначального умения («умения первого рода»), может стать предпосылкой возникновения нового, более сложного умения («умения второго рода»), включающего в себя в качестве частного элемента этот навык, а оно – перейти  в новый навык («навык второго рода») и т. д. Так бывает, например, при последовательном формировании умений и

навыков (в гимнастике, спортивных играх и единоборствах), когда  их поочередно вырабатывают применительно к двигательным актам возрастающей сложности (вначале применительно к элементам гимнастических комбинаций или технико-тактических комбинаций в играх и единоборствах, затем применительно к более крупным частям комбинаций и затем применительно к комбинациям в целом).

Таким образом, двигательные умения и навыки в некотором смысле взаимно переходят друг в друга. Поэтому было бы неверным абсолютно разграничивать их. Вместе с тем надо иметь в виду и их особенности, их несводимость друг к другу и их неодинаковую значимость, как в повседневной жизни, так и в физическом воспитании. Из того факта, что на определенной стадии формирования и совершенствования двигательного действия умение закономерно сменяется навыком, не следует, что итогом обучения в физическом воспитании всегда должен явиться лишь навык. Реальные достаточно сложные формы двигательной деятельности принципиально не могут быть превращены целиком лишь в навык – в  них представлены в совокупности, как навыки, так и как умения. Уже по одной этой причине навык может рассматриваться как конечный результат обучения только в том случае, если иметь в виду итог обучения отдельно взятому двигательному действию, поддающемуся автоматизации. В целом

же необходимым результатом  обучения в многолетнем процессе физического

воспитания должен явиться  богатый фонд разнообразных двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний.

Эффективность процесса обучения, продолжительность перехода от умения до уровня навыка зависят от: [9]

    1. двигательной одаренности (врожденные способности) и

двигательного опыта обучающегося (чем богаче двигательный опыт, тем  быстрее образуются новые движения);

    1. возраста обучающегося (дети осваивают движения быстрее,

чем взрослые);

    1. координационной сложности двигательного действия (чем

сложнее техника движения, тем длительнее процесс обучения);

    1. профессионального мастерства преподавателя;
    2. уровня мотивации, сознательности, активности обучающегося и др.

Таким образом, развитию человека способствует не само по себе овладение двигательными умениями и навыками, а присвоение умения самостоятельно осваивать двигательные умения и навыки как способ изменения собственной телесности посредством усвоения двигательных умений и навыков. В результате приобретения учащимися этого новообразования обучение будет являться развивающим. [10]

 

    1. Основы формирования двигательного навыка.               

Деятельность обучающихся  в процессе обучения двигательным действиям  носит учебно-познавательный характер. Поэтому эффективность обучения в целом во многом определяется умением педагогов организовать учебный процесс в соответствии с физиологическими, психологическими, педагогическими и структурными закономерностями, лежащими в основе современных теорий и концепций обучения (условно-рефлекторной, поэтапного формирования действий и понятий, алгоритмических предписаний, проблемно -деятельностного обучения, программированного обучения и др.).

Под теорией или концепцией обучения понимается совокупность обобщенных положений или система взглядов на понимание сущности, содержания, методики и организации учебного процесса, а также особенностей деятельности обучающихся и обучаемых в ходе его осуществления.

Процесс по формированию двигательных навыков имеет свои психологические особенности.

    1. Целостность действия. Двигательный навык всегда состоит из ряда элементов двигательного действия. Не сумма этих элементов определяет навык, а целостный характер действия. Он подчиняет составляющие элементы основной задаче выполняемого действия и превращает их в средство для осуществления этой задачи.
    2. Совершенство. В выполнении всех элементов целостного двигательного действия требуется высокая степень совершенства: точность движений, устойчивость и гибкость навыка.

Информация о работе Формирование двигательных умений и двигательных навыков в художественной гимнастике