Формы и функции физкультуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 11:19, реферат

Описание

Физическая культура представляет собой общественное явление, тесно связанное с экономикой, культурой, общественно-политическим строем, состоянием здравоохранения, воспитанием людей.

Содержание

Введение……………………………………………………………….…………..3
Глава 1. Характеристика понятий «функция» и «форма»
и их классификация……………………………………………………………….4
Глава 2. Социальные функции физической культуры………………………….6
2.1 Образовательные функции…………………………………………………...7
2.2 Прикладные функции…………………………………………………………7
2.3 Рекреативные и оздоровительно-реабилитационные функции……………8
2.4 Социальные функции спорта…………………………………………….....10
Глава 3. Влияние физической культуры на развитие личности……..………11
Глава 4. Деятельная сущность физической культуры в различных
сферах жизни………….…………………………………………………………13
Заключение………………………………………………………………………16
Список используемой литературы……………………………………………..18

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 39.85 Кб (Скачать документ)

    Содержание. 

    Введение……………………………………………………………….…………..3

    Глава 1. Характеристика понятий «функция» и «форма»

    и их классификация……………………………………………………………….4

    Глава 2. Социальные функции физической культуры………………………….6

    2.1 Образовательные функции…………………………………………………...7

    2.2 Прикладные функции…………………………………………………………7

    2.3 Рекреативные и оздоровительно-реабилитационные  функции……………8

    2.4 Социальные функции спорта…………………………………………….....10

    Глава 3. Влияние физической культуры на развитие личности……..………11

Глава 4. Деятельная сущность физической культуры в различных

сферах жизни………….…………………………………………………………13

    Заключение………………………………………………………………………16

    Список  используемой литературы……………………………………………..18

 

    Введение 

    Физкультура и спорт представляют собой субъективные аспекты жизни людей и поэтому  являются составной частью формирования здорового образа жизни каждого  человека в отдельности и всего общества в целом.

    Физическая  культура - явление исторически обусловленное. Её возникновение относится к  древнейшим временам. Она, как и культура в целом, является результатом общественно-исторической практики людей. В процессе труда  люди, воздействуя на окружающую их природу, в то же время меняют и  свою собственную природу. Необходимость  подготовки людей к жизни, и, прежде всего к труду, а также к  другим необходимым видам деятельности исторически обусловила возникновение  и дальнейшее развитие физической культуры.

    Самый драгоценный дар, который человек  получает от природы,- здоровье.

    Какой бы совершенной ни была медицина, она  не может избавить каждого от всех болезней, лучше с раннего возраста вести активный и здоровый образ  жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила  личной гигиены - словом, добиваться разумными  путями подлинной гармонии здоровья.

    Следует отметить, что уровень культуры человека проявляется в его умении рационально, в полной мере, использовать такое  общественное благо, как свободное  время. От того как оно используется, зависит не только успех в трудовой деятельности, учебе и общем развитии, но и само здоровье человека, полнота  его жизнедеятельности. Физическая культура и спорт здесь занимают важное место. Ибо физическая культура - это здоровье.

    Физическая  культура представляет собой общественное явление, тесно связанное с экономикой, культурой, общественно-политическим строем, состоянием здравоохранения, воспитанием  людей. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 1. Характеристика понятий «функция» и «форма» и их классификация 

    Первым  шагом для оценки любого явления, предмета является определение его  функциональной стороны и структурной. Для того чтобы охарактеризовать содержание и форму физической культуры вводятся понятия: «функция» и «форма».

    Функции физической культуры реализуются в  полной мере не сами по себе, а главным  образом через активную деятельность человека, направленную на использование  соответствующих культурных ценностей.

    Функции физической культуры неотделимы от определённых форм, на основе которых они проявляются. Термин «формы» означает то, что  структурно отличает виды и разновидности  физической культуры, т.е. их структурную  определенность оформленность. Под видами подразумеваются крупные сочетания элементов физической культуры, а под разновидностями - менее крупные формы, представляющие собой варианты видов. Функции и формы физической культуры необходимо рассматривать во взаимосвязи, ибо функция и форма не существуют независимо друг от друга и взаимно обусловливают друг друга.

    Физическая  культура имеет 4 основные формы:

    · физическое воспитание и физическую подготовку к конкретной деятельности (профессионольно-прикладная физическая подготовка);

    · восстановление здоровья или утраченных сил средствами физической культуры - реабилитация;

    · занятия физическими упражнениями в целях отдыха, т.н. - рекреация;

    · высшее достижение в области спорта.

    Следует различать специфические и общие функции физической культуры.

    Физическая  культура (воспитание) предполагает соблюдение правил общественной и личной гигиены, гигиены труда и быта, режимов  труда и отдыха, т.е. это процесс окультуривания человека.

    Рассмотрим  основные положения, на базе которых  осуществлено выделение конкретных функций и форм физической культуры и их классификация.

    С учетом этого целесообразно различать  специфические функции физической культуры и общекультурные (общие  функции). Общие функции основываются на взаимосвязях между физической культурой  и другими общественными реалиями. Таким образом, если физическая культура способна оказать достаточно заметное влияние на другую область, то правомерно говорить о наличии конкретной функции.

    Функции физической культуры необходимо рассматривать  в единстве с ее формами, так как  функция и форма не могут существовать абсолютно независимо друг от друга.

    Функция не может проявиться вне реального  способа существования конкретного  вида физической культуры, вне формы. Более того, каждая форма имеет  определенное назначение. К примеру, такая форма как производственная физическая культура, не может обеспечить человеку максимальное развитие физических способностей, а спорт может. Поэтому  попытки выделить функции физической культуры, не соотнося их с основными  формами, не могут быть удачными. В  идеале было бы весьма ценным, если бы удалось корректно определить основные формы физической культуры и для  каждой из них выявить всю систему функций.

    Всестороннее  полноценное представление о  формах и функциях физической культуры можно получить, если исходить из положения, что физическая культура органически  включена в общую социальную структуру  и имеет множество связей с  другими сторонами общественной действительности. При этом физическая культура в решающей мере определяется основными чертами структуры  образа жизни людей. Отсюда принципиальные особенности ее отдельных форм существенно  обусловлены особенностями тех  социальных сфер, в которые включены данные формы. Так, физическая культура, существующая в системе производства, серьезно отличается от физической культуры, функционирующей в условиях повседневного  быта. А обе эти формы разнятся от физической культуры в системе  образования. Следовательно, при выделении  отдельных форм физической культуры надо исходить из основных социально  значимых областей, в которых физическая культура играет существенную роль. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 2. Социальные функции физической культуры 

    Физическое  состояние людей зависит от многих факторов, прежде всего естественных (наследственность, климатические условия  и др.), а также социально обусловленных (условия жизни, производственная деятельность человека и др.). Физическое развитие человека - социально управляемый  процесс. Используя физические упражнения в режиме труда и отдыха, рациональное питание и т.д., можно в широком  диапазоне изменять показатели здоровья, физического развития и физической подготовленности.

    Выделяют  такие социальные потребности занятий  физическими упражнениями, т.е. физическим совершенствованием:

    · стремление улучшить или изменить показатели своего физического состояния, развития, здоровья (телосложения);

    · стремление достичь высоких личных результатов в спорте;

    · желание провести активный досуг, переключение от умственной деятельности к двигательной активности.

    С возрастом потребность в двигательной активности не падает, но претерпевает противоречивые изменения. Как правило, падает интерес к привычным ее формам. В тоже время глубже осознается личная необходимость поддержания физического состояния и здоровья.

    Для этого подбираются средства, которые  чаще всего не совпадают с предыдущим личным опытом занятий физическими  упражнениями и спортом в детстве  и юности. Это достигается только за счет накопленного багажа знаний и опыта по физической культуре.

    Как социальное явление физическую культуру выражают специфические функции, её способность удовлетворять запросы  общества в области физического  воспитания в широком смысле слова. Специфические функции отражают сущность физической культуры, основой  которой является двигательная деятельность. Им выделено четыре группы (по признакам общности их проявления):

    1. Общее развитие и укрепление организма.

    2. Подготовка к трудовой деятельности и защите Родины.

    3. Удовлетворение потребностей в  активном отдыхе и рациональном  использовании внерабочего времени.

    4. Раскрытие волевых, физических  качеств и двигательных возможностей  человека на предельных уровнях.

    Уточняя и конкретизируя специфические  функции физической культуры можно  выделить следующие из них: образовательные, прикладные, «спортивные», рекреативные и оздоровительно-реабилитационные.

    2.1 Образовательные  функции 

    В системе образования и воспитания (детский сад, школа, профессионально-техническое  училище, техникум, лицей, колледж, высшее учебное заведение) эта функция  выражена наиболее ярко. Немаловажную роль эта функция имеет в детско-юношеском  возрасте. Формирование жизненно-важных двигательных умений и навыков (образование, физическая культура), освоение и совершенствование  технических действий (спорт), формирование прикладных умений и навыков (профессионально-прикладная физическая культура) и т.п. составляют содержание физического образования.

    Физкультурная практика свидетельствует, что в  результате систематических занятий  заметно совершенствует двигательный и вестибулярный анализаторы, возрастает сама способность к быстрому и  эффективному освоению новых движений. Овладение разнообразными двигательными  умениями и навыками в сочетании  с параллельным воспитанием физических качеств повышает не только двигательную культуру человека, но и формирует  особый стиль двигательной деятельности. С одной стороны, движения физкультурника обладают высокой экономичностью (тратится меньше энергии), с другой - в случае необходимости они всегда будут более результативными.

    Еще одна образовательная функция заключается  в том, что характер преимущественной двигательной деятельности будет обуславливать  специфику приобретенных в результате занятий способностей. Так, в гимнастике, акробатике, прыжках в воду, т.е. там, где человек старается освоить  большое разнообразие двигательных умений и навыков, высокой степени  развития достигает способность  к овладению новыми движениями. В  движениях циклического характера (плавание, бег, лыжи и др.) совершенствуются уже другие способности - экономичность, ритмичность, способность к расслаблению и эффективному использованию движущих сил. 

    2.2 Прикладные функции 

    Использование физической культуры в системе подготовки человека к конкретной деятельности является делом государственной  важности. Имеется немало профессий, которым обучают в системе  ПТУ, техникумах, институтах, университетах  требующих достаточно хорошей профессиональной прикладной подготовки. Она включает в себя не только знания, умения и  навыки, составляющие предмет будущей  профессиональной деятельности, но и умения и навыки, способствующие освоению профессий, формирование которых имеет немаловажную роль для развития профессионально важных способностей. Таким образом, физическая культура выступает здесь как фактор профессионально-прикладной физической подготовки.

    Главной специфической особенностью профессиональной физической культуры является прикладность, основанная на естественно-биологических предпосылках "переноса тренированности" и заключающаяся в формировании тех потребностей и способностей, освоении того общественного опыта и социальных ценностей, которые обладают наибольшей практической значимостью для личности, подготовки к труду 

    2.3 Рекреативные и  оздоровительно-реабилитационные  функции 

Информация о работе Формы и функции физкультуры