Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 11:19, реферат
Физическая культура представляет собой общественное явление, тесно связанное с экономикой, культурой, общественно-политическим строем, состоянием здравоохранения, воспитанием людей.
Введение……………………………………………………………….…………..3
Глава 1. Характеристика понятий «функция» и «форма»
и их классификация……………………………………………………………….4
Глава 2. Социальные функции физической культуры………………………….6
2.1 Образовательные функции…………………………………………………...7
2.2 Прикладные функции…………………………………………………………7
2.3 Рекреативные и оздоровительно-реабилитационные функции……………8
2.4 Социальные функции спорта…………………………………………….....10
Глава 3. Влияние физической культуры на развитие личности……..………11
Глава 4. Деятельная сущность физической культуры в различных
сферах жизни………….…………………………………………………………13
Заключение………………………………………………………………………16
Список используемой литературы……………………………………………..18
Как
известно, важной основой нормального
функционирования человеческого организма
является его двигательная деятельность,
вызывающая обязательный расход мышечной
энергии. Для организма не имеет
особого значения, в какой форме
осуществляется двигательная деятельность,
то ли в виде физического труда, то
ли в форме физических упражнений.
Однако с учетом принципиального
несовпадения целей труда и физических
упражнений роль физкультурной физической
работы, как оздоровительного фактора,
неизмеримо более высока, т.к. в этом
случае нагрузку можно легко определять
и дозировать практически для
любого индивида, для любого психического
и физического состояния
Жизненно важное значение физической культуры, как фактора удовлетворения двигательных потребностей, обусловлено, прежде всего тем, что человек формировался с момента своего появления как деятельное существо. Двигательная активность всегда была, есть и будет оставаться абсолютно необходимым условием нормального функционирования, развития и существования человеческого организма. Поэтому физическая бездеятельность неизбежно вызывает различные болезни. Современная наука причину появления болезней века, особенно сердечно-сосудистых, связывает, кроме, прочего, с гипокинезией, слабой двигательной деятельностью.
Психологически человек готов заниматься такой деятельностью, которая ему не только необходима, но и приносит удовольствие, развлечение. Поэтому в развитых странах все большую популярность и развитие получают рекреативные формы физкультурных занятий: массовые спортивные игры, различные виды туризма, охота, рыбалка, плавание и купание, лыжные прогулки и т.д. Следовательно, в будущем рекреативная направленность физической культуры неизменно будет возрастать, возможно, в ущерб спортивной и образовательной. Большие перспективы, очевидно, ожидает в будущем так же лечебное направление в физической культуре.
Немаловажна
также роль гигиенических факторов
в укреплении и поддержании здоровья.
Соблюдение режимов сна, питания, личной
гигиены в сочетании с
В современном мире люди всё больше и больше обращаются к физической культуре с целью поправить своё здоровье, повысить жизненный тонус и просто хорошо отдохнуть. Широкое распространение получают такие классические, возникшие очень давно виды спорта как плавание, бег, бодибилдинг. Но и немалое развитие и распространение получают сравнительно молодые спортивные дисциплины. В основном это утверждение относится к экстремальным видам спорта, таким как горнолыжные дисциплины, дайвинг, парашютный спорт и т.д. Особенно популярными среди молодёжи стали как раз виды спорта из последней категории.
Но к сожалению мало кто подходит к занятиям систематизировано. Например, восстановлением и поддержанием формы молодые люди занимаются в основном перед летом, сезоном отпусков, пляжами и т.д. Также мало кто знает о том, какие нагрузки испытывает организм и как подобрать такую систему тренировок, нагрузок, чтобы добиться высших достижений.
Оздоровительный
и профилактический эффект массовой
физической культуры неразрывно связан
с повышенной физической активностью,
усилением функций опорно-
Для нормального функционирования человеческого организма и сохранения здоровья необходима определенная «доза» двигательной активности.
Для
того чтобы сердце было здоровым, а
тело сильным, нужна регулярная физическая
нагрузка. Физические упражнения улучшают
настроение, повышают мышечный тонус,
поддерживают гибкость позвоночника и
помогают предотвратить болезни.
2.4
Социальные функции
спорта
Под
функциями спорта понимают объективно
присущие ему свойства воздействовать
на человека и человеческие отношения,
удовлетворять и развивать
Функции
спорта можно условно подразделить
на специфические (свойственные только
ему как особому явлению
Спорт - это тоже здоровье, но это в плане выполнения утренней физической зарядки.
Основные направления в развитии спортивного движения.
Спорт во всем мире развивается в основном по двум направлениям
1) общедоступный спорт (массовый);
2) спорт высших достижений.
Общедоступный спорт включает в себя: школьно-студенческий спорт, профессионально-прикладной спорт, физкультурно-кондиционный спорт, оздоровительно-рекреативный спорт.
Спорт высших достижений -- деятельность, направленная на удовлетворение интереса к определенному виду спорта, на достижение высоких спортивных результатов, которые получают признание у общества, на повышение как собственного престижа, так и престижа команды, а на высшем уровне - престижа Родины.
Отсюда
становится понятным, чтобы считаться
спортом в настоящем понимании
этого термина, ему должны быть внутренне
присущи такие свойства, которые
бы активно побуждали человека к
постоянному стремлению улучшать свои
результаты.
Глава
3. Влияние физической
культуры на развитие
личности
Занятия физкультурой развертываются на фоне общения, в коллективе, под руководством учителя. Именно общение является самым могучим фактором формирования нравственных качеств занимающихся, с самого начала занятий они начинают сознавать причастность к коллективу и в соответствии с правилами и распоряжениями, учатся управлять своими действиями, соотносить их с действиями других. Так укрепляется воля, вырабатывается дисциплинированность, формируется привычка к соблюдению норм нравственного поведения.
Гуманитарная значимость физической культуры предполагает достижение целостности знаний о человеке, понимание значения человеческих ценностей в современном мире, осознание своего места в культуре, развитие культурного самосознания, способностей и возможностей к преобразовательной культурной деятельности. Она проявляется через гармонизацию духовных и физических сил личности, формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, телесная культура, повышенная работоспособность, физическое совершенство, хорошее самочувствие и др. Физическая культура направлена на развитие целостной личности, ее способности и готовности полноценно реализовать свои сущностные силы в здоровом и продуктивном стиле жизни, профессиональной деятельности, в построении необходимой социокультурной комфортной среды.
Поскольку физическая культура является частью культуры общества, то ей присущи, прежде всего, общекультурные социальные функции. К ним можно отнести такие, как воспитательная, образовательная, нормативная, преобразовательная, познавательная, ценностно-ориентационная, коммуникативная, экономическая и др.
Занятия
физическими упражнениями создают
возможности для воспитания воли,
честности, мужества, трудовых качеств;
развивают гуманистические
В
процессе занятий физической культурой
человек познает много нового,
обучается двигательным умениям
и навыкам, поиску новых спортивных
средств и методов для
Физическая культура - важная часть валеологии. Систематические занятия способствуют профилактике заболеваний. Средства лечебной физической культуры используются для реабилитации больных. Адаптивная физическая культура- новое направление физкультурно-оздоровительной работы с инвалидами. Как самостоятельная часть культуры общества физическая культура имеет специфические социальные функции. Последние органически связаны с общими, но в более конкретной форме выражают социальную сущность физической культуры как общественно необходимой деятельности, ее способность удовлетворять запросы общества в области физического воспитания.
Воздействуя
на физическую природу человека, физическая
культура содействует развитию его
жизненных сил и общей
Глава
4. Деятельная сущность
физической культуры
в различных сферах
жизни
Физическая культура - достаточно сложное социальное образование. В ее структуре можно выделить три самостоятельных аспекта: деятельностный, ценностный и личностный.
Основными
признаками физической культуры можно
считать: систематические занятия
физическими упражнениями для решения
задач физического
Деятельностный аспект физической культуры заключается в том, что физическое совершенствование происходит только в результате оптимальной, целенаправленной двигательной активности человека. Причем не любой, а только той, которая осуществляется по законам физического воспитания, т.е. по законам развития силы, выносливости, законам формирования техники движений, законам активного отдыха и т.д.
В
процессе жизни человек занимается
многими видами деятельности, которые
в той или иной степени связаны
с двигательной активностью и
значительными физическими
Социологические данные, полученные многими учеными убедительно доказывают положительное влияние занятий физическими упражнениями на социальную активность, производительный труд, здоровье и долголетие людей.
Разносторонние
интересы физкультурников положительно
сказываются и на характере досуга,
который у них значительно
богаче и содержательнее. Кроме того,
69,2% физкультурников постоянно
Выполняемые при этом физические нагрузки могут быть разной величины, зависящие от поставленных задач - восстановить, поддержать или развить свои физические кондиции. Поэтому не всякая, а только окультуренная (полезная, целесообразная) двигательная деятельность, воздействующая положительным образом на психофизическую сферу человека, может быть отнесена к культуре физической. А вот двигательная деятельность, например, грузчика к физической культуре напрямую не имеет непосредственного отношения, т.к. она имеет цель не развитие самого себя, а выполнение производственного задания, которое может быть достигнуто любой ценой, даже перенапряжением. Подобная ситуация в физической культуре в принципе недопустима и вредна.
Таким образом, деятельностный аспект физической культуры реализуется в результате выполнения человеком физических упражнений; при этом деятельность должна отвечать задачам физического воспитания и быть организованной в полном соответствии с закономерностями физического воспитания.