Формы и функции физкультуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 11:19, реферат

Описание

Физическая культура представляет собой общественное явление, тесно связанное с экономикой, культурой, общественно-политическим строем, состоянием здравоохранения, воспитанием людей.

Содержание

Введение……………………………………………………………….…………..3
Глава 1. Характеристика понятий «функция» и «форма»
и их классификация……………………………………………………………….4
Глава 2. Социальные функции физической культуры………………………….6
2.1 Образовательные функции…………………………………………………...7
2.2 Прикладные функции…………………………………………………………7
2.3 Рекреативные и оздоровительно-реабилитационные функции……………8
2.4 Социальные функции спорта…………………………………………….....10
Глава 3. Влияние физической культуры на развитие личности……..………11
Глава 4. Деятельная сущность физической культуры в различных
сферах жизни………….…………………………………………………………13
Заключение………………………………………………………………………16
Список используемой литературы……………………………………………..18

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 39.85 Кб (Скачать документ)

    Как известно, важной основой нормального  функционирования человеческого организма  является его двигательная деятельность, вызывающая обязательный расход мышечной энергии. Для организма не имеет  особого значения, в какой форме  осуществляется двигательная деятельность, то ли в виде физического труда, то ли в форме физических упражнений. Однако с учетом принципиального  несовпадения целей труда и физических упражнений роль физкультурной физической работы, как оздоровительного фактора, неизмеримо более высока, т.к. в этом случае нагрузку можно легко определять и дозировать практически для  любого индивида, для любого психического и физического состояния организма. С помощью определенных физкультурных  программ возможно решение лечебных задач восстановления работоспособности, поддержания физической кондиции, увеличения физической работоспособности и т.д.

    Жизненно  важное значение физической культуры, как фактора удовлетворения двигательных потребностей, обусловлено, прежде всего тем, что человек формировался с момента своего появления как деятельное существо. Двигательная активность всегда была, есть и будет оставаться абсолютно необходимым условием нормального функционирования, развития и существования человеческого организма. Поэтому физическая бездеятельность неизбежно вызывает различные болезни. Современная наука причину появления болезней века, особенно сердечно-сосудистых, связывает, кроме, прочего, с гипокинезией, слабой двигательной деятельностью.

    Психологически  человек готов заниматься такой  деятельностью, которая ему не только необходима, но и приносит удовольствие, развлечение. Поэтому в развитых странах все большую популярность и развитие получают рекреативные формы физкультурных занятий: массовые спортивные игры, различные виды туризма, охота, рыбалка, плавание и купание, лыжные прогулки и т.д. Следовательно, в будущем рекреативная направленность физической культуры неизменно будет возрастать, возможно, в ущерб спортивной и образовательной. Большие перспективы, очевидно, ожидает в будущем так же лечебное направление в физической культуре.

    Немаловажна также роль гигиенических факторов в укреплении и поддержании здоровья. Соблюдение режимов сна, питания, личной гигиены в сочетании с разумными  физическими нагрузками значительно  укрепляет не только здоровье и повышает физическую работоспособность, но и  обеспечивает творческое долголетие.

    В современном мире люди всё больше и больше обращаются к физической культуре с целью поправить своё здоровье, повысить жизненный тонус  и просто хорошо отдохнуть. Широкое  распространение получают такие  классические, возникшие очень давно  виды спорта как плавание, бег, бодибилдинг. Но и немалое развитие и распространение получают сравнительно молодые спортивные дисциплины. В основном это утверждение относится к экстремальным видам спорта, таким как горнолыжные дисциплины, дайвинг, парашютный спорт и т.д. Особенно популярными среди молодёжи стали как раз виды спорта из последней категории.

    Но к сожалению мало кто подходит к занятиям систематизировано. Например, восстановлением и поддержанием формы молодые люди занимаются в основном перед летом, сезоном отпусков, пляжами и т.д. Также мало кто знает о том, какие нагрузки испытывает организм и как подобрать такую систему тренировок, нагрузок, чтобы добиться высших достижений.

    Оздоровительный и профилактический эффект массовой физической культуры неразрывно связан с повышенной физической активностью, усилением функций опорно-двигательного  аппарата, активизацией обмена веществ.

    Для нормального функционирования человеческого  организма и сохранения здоровья необходима определенная «доза» двигательной активности.

    Для того чтобы сердце было здоровым, а  тело сильным, нужна регулярная физическая нагрузка. Физические упражнения улучшают настроение, повышают мышечный тонус, поддерживают гибкость позвоночника и  помогают предотвратить болезни. 

    2.4 Социальные функции  спорта 

    Под функциями спорта понимают объективно присущие ему свойства воздействовать на человека и человеческие отношения, удовлетворять и развивать определенные потребности личности и общества.

    Функции спорта можно условно подразделить на специфические (свойственные только ему как особому явлению действительности) и общие. К первым относят соревновательно-эталонную и эвристически-достиженческую функции. Ко вторым в настоящее время причисляют функции, имеющие социально-общественное значение, такие, как функция личностно-направленного воспитания, обучения и развития; оздоровительно-рекреативная функция; эмоционально-зрелищная функция; функция социальной интеграции и социализации личности; коммуникативная функция и экономическая функция.

    Спорт - это тоже здоровье, но это в плане  выполнения утренней физической зарядки.

    Основные  направления в развитии спортивного движения.

    Спорт во всем мире развивается в основном по двум направлениям

    1) общедоступный спорт (массовый);

    2) спорт высших достижений.

    Общедоступный спорт включает в себя: школьно-студенческий спорт, профессионально-прикладной спорт, физкультурно-кондиционный спорт, оздоровительно-рекреативный спорт.

    Спорт высших достижений -- деятельность, направленная на удовлетворение интереса к определенному  виду спорта, на достижение высоких  спортивных результатов, которые получают признание у общества, на повышение как собственного престижа, так и престижа команды, а на высшем уровне - престижа Родины.

    Отсюда  становится понятным, чтобы считаться  спортом в настоящем понимании  этого термина, ему должны быть внутренне  присущи такие свойства, которые  бы активно побуждали человека к  постоянному стремлению улучшать свои результаты. 
 
 
 
 
 
 

    Глава 3. Влияние физической культуры на развитие личности 

    Занятия физкультурой развертываются на фоне общения, в коллективе, под руководством учителя. Именно общение является самым  могучим фактором формирования нравственных качеств занимающихся, с самого начала занятий они начинают сознавать  причастность к коллективу и в  соответствии с правилами и распоряжениями, учатся управлять своими действиями, соотносить их с действиями других. Так укрепляется воля, вырабатывается дисциплинированность, формируется  привычка к соблюдению норм нравственного поведения.

    Гуманитарная  значимость физической культуры предполагает достижение целостности знаний о  человеке, понимание значения человеческих ценностей в современном мире, осознание своего места в культуре, развитие культурного самосознания, способностей и возможностей к преобразовательной культурной деятельности. Она проявляется через гармонизацию духовных и физических сил личности, формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, телесная культура, повышенная работоспособность, физическое совершенство, хорошее самочувствие и др. Физическая культура направлена на развитие целостной личности, ее способности и готовности полноценно реализовать свои сущностные силы в здоровом и продуктивном стиле жизни, профессиональной деятельности, в построении необходимой социокультурной комфортной среды.

    Поскольку физическая культура является частью культуры общества, то ей присущи, прежде всего, общекультурные социальные функции. К ним можно отнести такие, как воспитательная, образовательная, нормативная, преобразовательная, познавательная, ценностно-ориентационная, коммуникативная, экономическая и др.

    Занятия физическими упражнениями создают  возможности для воспитания воли, честности, мужества, трудовых качеств; развивают гуманистические убеждения, чувство уважения соперника; формируют  социальную активность (капитан команды, физорг, старший в группе, судья  по спорту). В ходе занятий человек  получает уроки правовой этики. Для  физкультурников и спортсменов  характерны патриотизм, преданность своему делу, борьба за спортивную честь, трудолюбие, выражающееся в строительстве и благоустройстве площадок, заливке катков, уборке мест занятий.

    В процессе занятий физической культурой  человек познает много нового, обучается двигательным умениям  и навыкам, поиску новых спортивных средств и методов для улучшения  результата. Занятия ФК создают возможности для развития творчества и формирования познавательной активности.

    Физическая  культура - важная часть валеологии. Систематические занятия способствуют профилактике заболеваний. Средства лечебной физической культуры используются для реабилитации больных. Адаптивная физическая культура- новое направление физкультурно-оздоровительной работы с инвалидами. Как самостоятельная часть культуры общества физическая культура имеет специфические социальные функции. Последние органически связаны с общими, но в более конкретной форме выражают социальную сущность физической культуры как общественно необходимой деятельности, ее способность удовлетворять запросы общества в области физического воспитания.

    Воздействуя на физическую природу человека, физическая культура содействует развитию его  жизненных сил и общей дееспособности. Это в свою очередь, способствует совершенствованию духовных возможностей и, в конечном итоге, приводит к всестороннему  и гармоническому развитию личности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 4. Деятельная сущность физической культуры в различных сферах жизни 
 

    Физическая  культура - достаточно сложное социальное образование. В ее структуре можно  выделить три самостоятельных аспекта: деятельностный, ценностный и личностный.

    Основными признаками физической культуры можно  считать: систематические занятия  физическими упражнениями для решения  задач физического самосовершенствования; специальные физкультурные занятия, позволяющие с пользой применить  их на практике; владение определенными  двигательными умениями и навыками для решения лично значимых задач; владение достаточными организационно-методическими  умениями построения своих самостоятельных  физкультурно-спортивных занятий, т.к. самостоятельная физкультурная  деятельность по праву считается  высшей формой личной физической культуры.

    Деятельностный аспект физической культуры заключается в том, что физическое совершенствование происходит только в результате оптимальной, целенаправленной двигательной активности человека. Причем не любой, а только той, которая осуществляется по законам физического воспитания, т.е. по законам развития силы, выносливости, законам формирования техники движений, законам активного отдыха и т.д.

    В процессе жизни человек занимается многими видами деятельности, которые  в той или иной степени связаны  с двигательной активностью и  значительными физическими нагрузками. Однако далеко не все они могут  быть отнесены к физической культуре.

    Социологические данные, полученные многими учеными  убедительно доказывают положительное влияние занятий физическими упражнениями на социальную активность, производительный труд, здоровье и долголетие людей.

    Разносторонние  интересы физкультурников положительно сказываются и на характере досуга, который у них значительно  богаче и содержательнее. Кроме того, 69,2% физкультурников постоянно уделяют  внимание воспитанию детей, тогда как  у не физкультурников этот показатель равен 44%. Нельзя не отметить еще один весьма существенный факт, выявленный в ходе исследования. Занимающиеся физической культурой не только сами социально активны, но и оказывают  положительное воздействие на своих  близких, друзей, коллег. Занятия физическими  упражнениями помогают выработать такие  важные качества, как дисциплинированность, умение рационально использовать свободное время, коммуникабельность, способность анализировать свои успехи и неудачи, желание быть лучшими. Как показало исследование, чем активнее человек включен в физкультурно-спортивную деятельность, тем меньше он надеется на везение, на чью-то помощь, на связи с нужными людьми, на умение приспособиться. Человек привыкает рассчитывать на себя и для достижения благополучия делает ставку на определение цели, на свои способности, талант, трудолюбие и добросовестность. Именно в этом видятся наиболее значимые социальные функции физической культуры и спорта.

    Выполняемые при этом физические нагрузки могут  быть разной величины, зависящие от поставленных задач - восстановить, поддержать или развить свои физические кондиции. Поэтому не всякая, а только окультуренная (полезная, целесообразная) двигательная деятельность, воздействующая положительным  образом на психофизическую сферу  человека, может быть отнесена к  культуре физической. А вот двигательная деятельность, например, грузчика к  физической культуре напрямую не имеет  непосредственного отношения, т.к. она  имеет цель не развитие самого себя, а выполнение производственного  задания, которое может быть достигнуто любой ценой, даже перенапряжением. Подобная ситуация в физической культуре в принципе недопустима и вредна.

    Таким образом, деятельностный аспект физической культуры реализуется в результате выполнения человеком физических упражнений; при этом деятельность должна отвечать задачам физического воспитания и быть организованной в полном соответствии с закономерностями физического воспитания.

Информация о работе Формы и функции физкультуры