Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 14:38, курсовая работа
Одной из основных задач, решаемой в процессе физического воспитания, является обеспечение оптимального развития физических качеств, присущих человеку. Физическими качествами принято называть врожденные (унаследованные генетически) мор-фофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая (материально выраженная) активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности (Л.П.Матвеев, 1991). К основным физическим качествам относят мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость.
Содержание…………………………………………………………………………………..2
Введение……………………………………………………………………………..……….3
Общая характеристика работы……………………………………………………………...4
Глава 1: Общая характеристика гибкости…………………..….5
Гибкость, ее разновидности и факторы, влияющие на ее развитие….5
Возрастные особенности развития гибкости……………..6
Глава 2: Методика развития гибкости……………………8
2.1 Методы и средства развития гибкости…………………..8
2.2 Методы измерения гибкости……………………………….13
2.3 Правила выполнения упражнений на растяжку……….16
Заключение………………………………………………………………………………….18
Список использованных источников……………………………………………..19
СОДЕРЖАНИЕ
Содержание……………………………………………………
Введение…………………………………………………………
Общая характеристика
работы…………………………………………………………….
Глава 1: Общая характеристика гибкости…………………..….5
Глава 2: Методика развития гибкости……………………8
2.1 Методы и
средства развития гибкости…………
2.2 Методы измерения гибкости……………………………….13
2.3 Правила выполнения упражнений на растяжку……….16
Заключение……………………………………………………
Список использованных
источников……………………………………………..
ВВЕДЕНИЕ
Одной из основных задач, решаемой в процессе физического воспитания, является обеспечение оптимального развития физических качеств, присущих человеку. Физическими качествами принято называть врожденные (унаследованные генетически) мор-фофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая (материально выраженная) активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности (Л.П.Матвеев, 1991). К основным физическим качествам относят мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость.
Для развития двигательных способностей необходимо создавать определенные условия деятельности, используя соответствующие физические упражнения на скорость, на силу и т.д. Однако эффект тренировки этих способностей зависит, кроме того, от индивидуальной нормы реакции на внешние нагрузки.
Педагог по физической культуре и спорту должен хорошо знать основные средства и методы развития разных двигательных способностей, а также способы организации занятий. В этом случае он сможет точнее подобрать оптимальное сочетание средств, форм и методов совершенствования применительно к конкретным условиям. [19]
Актуальность проблемы:
Эффективность спортивной подготовки , а особенно в техническом компоненте во многом связана с важным свойствам опорно-двигательного аппарата, способности к мышечной релаксации- гибкости.
В профессиональной физической подготовке и спорте гибкость необходима для выполнения движений с большой и предельной амплитудой. Недостаточная подвижность в суставах может ограничивать проявление таких физических качеств как сила, быстрота реакции и скорости движений, выносливости, увеличивая при этом энергозатраты и, снижая экономичность работы организма, и зачастую приводит к серьезным травмам мышц и связок.
Цель работы: Рассмотреть развитие гибкости как один из важнейших компонентов физической подготовки.
Задачи:
1. Рассмотреть определение «гибкость» и факторы, влияющие на ее развитие.
2. Выявить возрастные особенности развития гибкости.
3. Рассмотреть основные методы и средства развития гибкости.
Объект исследования: Гибкость как физическое качество.
Предмет исследования: Основные способы развития гибкости.
В курсовой работе был использован следующий метод: анализа научно-методической литературы.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГИБКОСТИ
Гибкость – это одно из пяти основных физических качеств человека. Она характеризуется степенью подвижности звеньев опорно-двигательного аппарата и способностью выполнять движения с большой амплитудой. Это физическое качество необходимо развивать с самого раннего детства и систематически. [4]
Сам термин гибкость обычно используется для интегральной оценки подвижности звеньев тела. Если же оценивается амплитуда движений в отдельных суставах, то принято говорить о подвижности в них.[5]
В теории и методике физической культуры гибкость рассматривается как многофункциональное свойство опорно-двигательного аппарата человека, определяющее пределы движений звеньев тела. Различают две формы её проявления: активную, характеризуемую величиной амплитуды движений при самостоятельном выполнении упражнений благодаря своим мышечным усилиям;
пассивную, характеризуемую максимальной величиной амплитуды движений, достигаемой при действии внешних сил (с помощью партнера или отягощения)
В пассивных упражнениях на гибкость достигается большая, чем в
активных упражнениях, амплитуда движений. Разницу между показателями активной и пассивной гибкости называют резервной растяжимостью или запасом гибкости.
Различают также общую и специальную гибкость. Общая гибкость характеризует подвижность во всех суставах тела и позволяет выполнять разнообразные движения с большой амплитудой. Специальная гибкость – предельная подвижность в отдельных суставах, определяющая эффективность спортивной или профессионально-прикладной деятельности.
Развивают гибкость с помощью упражнений на растягивание мышц и связок.
В общем виде их можно классифицировать не только по активной, пассивной направленности, но и по характеру работы мышц. Различают динамические, статические, а также смешанные стато-динамические упражнения на растягивание .
Специальная
гибкость приобретается в
Зависит гибкость от многих факторов и, прежде всего, от строения суставов, эластических свойств связок и мышц, а также от нервной регуляции тонуса мышц. Также она зависит от пола, возраста, времени суток (утром гибкость снижена).[8]
1.2 Возрастные особенности развития гибкости
Обычно подвижность крупных звеньев тела увеличивается с 7 до 13-14.
Дети более гибки, чем взрослые. Развивать это качество лучше всего в 11-14 лет. Обычно у девочек и девушек это качество на 20-25% более выражено, чем у мальчиков и юношей. Гибкость увеличивается с возрастом примерно до 17-20 лет, после чего амплитуда движений человека уменьшается вследствие возрастных изменений. У женщин гибкость на 20-30% выше, чем у мужчин. Подвижность суставов у людей астенического типа меньше, чем у лиц мышечного и пикнического типа телосложения. Эмоциональный подъем при возбуждении способствует увеличению гибкости. Под влиянием локального утомления показатели активной гибкости уменьшаются на 11,6%, а пассивной – увеличиваются на 9,5%. Наиболее высокие показатели гибкости регистрируются от 12 до 17 часов суток и в условиях повышенной температуры окружающей среды. Предварительный массаж, горячий душ, умеренное возбуждение растягиваемых мышц также способствует увеличению гибкости более чем на 15%. (18). Чем больше соответствие друг другу сочленяющихся суставных поверхностей (т.е. их когерентность), тем меньше их подвижность.[19]
Шаровидные суставы имеют три, яйцевидные и седловидные – две, а
блоковидные и цилиндрические – лишь одну ось вращения. В плоских суставах, не имеющих осей вращения, возможно лишь ограниченное скольжение одной суставной поверхности по другой.
Ограничивают
подвижность и такие
К снижению гибкости может привести и систематическое или концентрированной на отдельных этапах подготовки применение силовых упражнений, если при этом в тренировочные программы не включаются упражнения на растягивание. [17]
ГЛАВА 2: МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ
2.1 Методы и средства развития гибкости.
Метод — способ достижения поставленной цели, определенным образом упорядоченная деятельность. Методические приемы часть того или иного метода, элементы, выражающие отдельные действия тренера и обучающихся в процессе их взаимной деятельности. [4,12]
Основная задача упражнений на растягивание состоит в том, чтобы
увеличить длину мышц и связок до степени, соответствующей нормальной
анатомической подвижности в суставах.
Гибкость должна быть в оптимальном соотношении с мышечной силой.
Недостаточное развитие мышц, окружающих сустав, может привести к чрезмерной подвижности их и к изменению статики человеческого тела.
С
анатомической и
подвижность в тазобедренных суставах при сгибании вперед и меньшая при
разгибании назад. Эффективность упражнений на растяжение будет большей при длительном воздействии относительно малой интенсивности. Исследованиями доказано, что упражнения на растягивание целесообразно выполнять два раза в день. Для сохранения гибкости можно выполнять их реже. [2]
Сочетание силовых упражнений с упражнениями на растягивание
способствует гармоничному развитию гибкости: растут показатели активной и пассивной гибкости, причем уменьшается разность между ними. Именно этот режим работы можно рекомендовать спортсменам всех специализаций для увеличения активной гибкости, проявляющейся в специальных упражнениях.
Если выполнять только силовые упражнения, то способность мышц к
растягиванию уменьшается. И, наоборот, постоянное растягивание мышц (при исключении мощных сокращений) ослабляет их. Поэтому в ходе тренировочного занятия следует предпочитать частое чередование упражнений на гибкость с силовыми упражнениями. Такая методика обеспечивает одновременное повышение силы и гибкости в работе не только с квалифицированными атлетами, но и с подростками [1].
Для
развития гибкости
1. Применение повторных пружинящих движений, повышающих интенсивность растягивания.
2. Выполнение движений по возможно большей амплитуде.
3. Использование инерции движения какой-либо части тела.
4. Использование дополнительной внешней опоры: захваты руками за рейку
гимнастической стенки или отдельной части тела с последующим
притягиванием одной части тела к другой.
5. Применение активной помощи партнера.
Последнее время
Аналогичное явление наблюдается при выполнении равновесия и
растягивании свободной ногой резинового амортизатора. Обычно в этом случае спортсмену не удается поднять ногу на привычную для него высоту. После снятия амортизатора нога непроизвольно поднимается значительно выше уровня, обычного для данного спортсмена.
При активно-силовом
методе развития гибкости
Существуют два основных метода тренировки гибкости – метод многократного растягивания и метод статического растягивания.
Метод многократного растягивания основан на свойстве мышц
растягиваться значительно больше при многократных повторениях упражнения с постепенным увеличением размаха движений. В начале спортсмены начинают упражнение с относительно небольшой амплитудой, увеличивая её к 8-12-му повторению до максимума.
Высококвалифицированным
В течение тренировки может быть несколько таких серий, выполняемых подряд с незначительным отдыхом или вперемежку с другими, в том числе и силовыми, упражнениями. При этом необходимо следить, чтобы мышцы не «застывали».
Активные динамические упражнения могут включаться во все части учебно- тренировочного занятия. В подготовительной части эти упражнения являются составной частью общей и специальной разминки. В основной части занятия такие упражнения следует выполнять несколькими сериями, чередуя их с работой основной направленности. Если же развитие гибкости является одной из основных задач тренировочного занятия, то целесообразно упражнения на растягивание сконцентрировать во второй половине основной части, выделив их самостоятельным «блоком».[9]