Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 12:58, реферат
Цель исследования:
Охарактеризовать физические качества теннисиста.
Задачи:
- проанализировать основы развития определённых физических качеств у теннисистов;
- описать необходимые упражнения, игры и приёмы;
- обобщить полученные данные и доказать необходимость педагогического контроля физических качеств.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Средства и методы воспитания физических качеств…………………4
1.1 Воспитание гибкости…………………………………………………………4
1.2 Воспитание выносливости……………………………………………………6
1.3 Воспитание ловкости…………………………………………………………9
1.4 Воспитание быстроты……………………………………………………….11
1.5 Воспитание силы…………………………………………………………….14
Глава 2. Педагогический контроль и воспитание физических качеств при помощи игр………………………………………………………………………16
2.1 Педагогический контроль физических качеств……………………………16
2.2 Подвижные игры для воспитания физических качеств…………………...18
Заключение……………………………………………………………………….23
Список использованных источников……………………………………...……24
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Средства и методы воспитания физических качеств…………………4
1.1 Воспитание гибкости……………………………
1.2 Воспитание выносливости…………………
1.3 Воспитание ловкости……………………………
1.4 Воспитание быстроты……………………………
1.5 Воспитание силы………………………………………
Глава 2. Педагогический контроль
и воспитание физических качеств при
помощи игр………………………………………………………………………
2.1 Педагогический контроль
физических качеств……………………………
2.2 Подвижные игры для
воспитания физических качеств…
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников……………………………………...……
Введение
Одним из условий достижения
успехов в теннисе и вообще
в спорте является обеспечение высокого
уровня физической подготовленности спортсмена.
Физическая подготовка теннисиста –
неделимое слагаемое
В.П. Жур пишет о том, что в комплекс необходимых для теннисистов качеств входят: гибкость, сила, быстрота, прыгучесть, выносливость, координационные способности. Все они тесно взаимосвязаны и проявляются во время игры в специфических формах.
Общая физическая подготовка теннисистов предполагает разностороннее развитие физических качеств. Специальная физическая подготовка предполагает развитие физических способностей необходимых для тенниса.1 Специальную физическую подготовку нужно максимально приближать к игре в теннис. Успешное решение задачи физической подготовленности теннисиста во многом зависит от умелого подбора средств физической подготовки, от правильного соотношения общей и специальной физической подготовки в процессе многолетних занятий спортом.
Цель исследования:
Охарактеризовать физические качества теннисиста.
Задачи:
- проанализировать основы
развития определённых
- описать необходимые упражнения, игры и приёмы;
- обобщить полученные
данные и доказать
Глава 1. Средства и методы воспитания физических качеств
При воспитании физических
качеств целесообразно
1.1 Воспитание гибкости
Для воспитания гибкости применяются общеподготовительные и специально – подготовительные упражнения, которые выполняются с максимальным увеличением амплитуды.
К общеподготовительным упражнениям относят всевозможные наклоны, повороты, махи, вращения, приседания и т. п., выполняемые без отягощений и с отягощениями. Отягощения используют для увеличения амплитуды.
Специально – подготовительные
упражнения подбирают с учетом специфики
выполнения основных ударов. В этих
упражнениях также можно
И динамические, и статические упражнения могут выполняться с помощью партнера. Динамические упражнения следует выполнять, постепенно увеличивая амплитуду до максимума. Сигналом к прекращению служит сокращение амплитуды движений.
Статические упражнения выполняют
с постепенным увеличением
Добиваться максимальной подвижности в каждом суставе теннисистам не надо. Нужно, чтобы она была больше той, что требуется при выполнении ударов, то есть чтобы был запас гибкости. Это предохранит игрока от травм при выполнении действий в экстремальных условиях.4
Упражнения по воспитанию
гибкости следует применять ежедневно.
Включать их можно во все части
тренировочного занятия. В подготовительной
части они являются одним из обязательных
компонентов разминки и имеют
поддерживающий характер. В основной
части занятия они могут
1.2 Воспитание выносливости
При воспитании выносливости взрослых теннисистов используют весь арсенал средств: общеподготовительные упражнения, специально – подготовительные, соревновательные, а также дополнительные средства.
Общеподготовительные упражнения действуют по механизму положительного переноса качеств и оказывают значительное воздействие на сердечно – сосудистую дыхательную системы организма. Подбирать их целесообразно с таким учетом, чтобы воздействие на организм теннисистов было значительно большим, чем во время выполнения специфических нагрузок.5
К общеподготовительным упражнениям в первую очередь относят длительный бег во всех вариантах, включая кросс по пересеченной местности, песку, опилкам, воде и т. д., ходьбу на лыжах. Этот вид деятельности особенно эффективен, поскольку при передвижении активно работают мышцы не только нижних конечностей, но и плечевого пояса, что требует большего кислородного запроса, а значит, предъявляет большие требования к сердечно – сосудистой и дыхательной системам организмам. Из средств общей подготовки теннисистам целесообразно применять плавание, а также всевозможные спортивные и подвижные игры. Особо хочется выделить такие спортивные игры, как футбол, баскетбол, ручной мяч.
Специально – подготовительные упражнения подбирают с учетом специфических действий и передвижений теннисиста на площадке.6 К ним относятся разыгрывание таких хорошо известных комбинаций, как «треугольник», «восьмерка» с задней линии. Выполнение этих комбинаций предъявляет значительные требования к организму спортсмена. Частота сердечных сокращений поднимается до 180 уд/мин и выше. Просмотр и анализ соревновательных матчей дает основание говорить о том, что во время розыгрыша очков теннисисты нередко выполняют и «восьмерку», и «треугольник».
Специально-подготовительными средствами является разыгрывание любых комбинаций. Их состав зависит от многих факторов, среди которых следует выделить стиль игры самого теннисиста, стиль игры соперников, к встречам с которыми спортсмен готовится. Не последнюю роль играет творческая активность самого игрока и его тренера.
Для воспитания выносливости используют методы строго регламентированного упражнения комплексного и избирательного воздействия. С помощью избирательных методов воздействия работают над совершенствованием отдельных компонентов выносливости или отдельных сторон ее специфического проявления.
При использовании методов с выполнением длительной работы целесообразно использовать любые циклические упражнения - бег, плавание, ходьбу на лыжах, езду на велосипеде и другие. Если в тренировочной работе применяются методы с длительностью выполнения 5 мин и менее, то кроме разнообразных беговых упражнений можно использовать прыжковые, включая прыжки со скалкой, спрыгивания с напрыгиванием и др. При использовании методов, длительностью которых менее 30 мин, кроме разнообразных беговых, прыжковых упражнений спортсменам высокой квалификации можно применять розыгрыш специфической комбинаций и ситуаций. Главное, соблюдать требования избранного метода, длительность работы, ее интенсивность.7
Методы комплексного воздействия влияют на повышение анаэробных источников энергии и аэробных одновременно. Однако в них сложно выделить сколько времени было уделено воспитанию каждого из этих видов выносливости. К методам комплексного воздействия относится игровой, методы круговой тренировки и соревновательный. Игровой метод реализовывается в общеизвестных подвижных и спортивных играх. Его эффективность будет зависеть от правильности подобранных игр и правил их проведения. Методы круговой тренировки широко используются как у нас в стране, так и за рубежом. Круговая тренировка представляет собой организационно-методическую форму занятий, в которой на основе физиологических закономерностей выделяют несколько методов. Для воспитания выносливости наиболее эффективны методы длительной и экстенсивной интервальной работы. Использование метода длительной работы позволяет совершенствовать деятельность сердечно- сосудистой системы, улучшать обмен в мышцах, увеличивать возможность употреблять кислород. Одновременно у занимающихся воспитываются такие черты характера, как настойчивость, целеустремленность, способность преодолевать трудности, и, что особенно важно для теннисистов, совершенствуются волевые качества. Наибольший тренировочный эффект наблюдается в отношении совершенствовании общей выносливости.
Метод длительной работы имеет три варианта.8 Первый предполагает выполнение 8-10 упражнений, составляющих круг, без пауз и без целевого времени. Возможно проведение одного, двух, трех кругов. При повторном варианте упражнения выполняют без пауз, но с целевым временем, установленным для прохождения трех кругов. Это значит, что от времени, которое затрачивается на выполнение трех кругов в начале тренировки по данному методу, отнимают 2-3 мин. Разница и будет целевым временем, к которому спортсмен должен будет стремиться, выполняя те же упражнения в том же объеме. При третьем варианте спортсмен выполняет упражнения без перерывов за строго определенное время с неизменным числом повторений. Увеличивается количество кругов. Упражнения подбираются таким образом, чтобы нагрузка была на сердечно- сосудистую и дыхательную системы, а также по возможности попеременно на основные мышечные группы. Желательно, чтобы в первом упражнении была дана нагрузка на мышцы ног, а затем- на мышцы спины, брюшного пресса, рук и плечевого пояса. В соответствии с этим «символом» подбирают 8-10 упражнений общеподготовительного или специально- подготовительного характера, которые составляют круг. Дозировка каждого упражнения в круге равна половине максимального количества повторений ( МП/2 ) или четверти ( МП/4 ). Если упражнение может быть выполнено значительное количество раз, например прыжки со скалкой, то максимальное количество повторений определяется в течении 30 сек. Круговая тренировка по методу экстенсивной интервальной работы способствует регуляции деятельности сердечно- сосудистой системы, улучшению обмена веществ, совершенствованию сенсомоторной координации. Данный метод наиболее эффективен при воспитании общей и специальной выносливости, особенно таких ее разновидностей, как скоростная и силовая выносливость, а также скоростно- силовых качеств и ловкости.
Соревновательный метод
может применяться в течение
всего занятия, а может – только
в его части. При использовании
этого метода в течение занятия
спортсменам предлагается игра со счетом.
Как известно, длительность матчей
даже на быстром покрытии иногда превышает
3 часа. Количество сыгранных геймов
приближается к 50. В тренировках
оно должно быть больше. Это значит,
что для воспитания выносливости
на определенных этапах подготовки в
определенные дни микроцикла тренировку
теннисистов высокой
1.3 Воспитание ловкости
Упражнения для воспитания ловкости должны проводиться в начале основной части тренировочного занятия, поскольку нужно, чтобы состояние спортсмена было оптимальным.
Рисунок 2. Методические приёмы, направленные на воспитание ловкости.
Упражнения, подбираемые для воспитания ловкости должны включать элементы, связанные с мгновенным реагированием на меняющуюся обстановку, а также упражнения, координационная сложность которых повышается от занятия к занятию.
При воспитании ловкости можно применять общеподготовительные упражнения. Очень полезны акробатические упражнения и упражнения на батуте. Они развивают способность ориентироваться в пространстве после выполнения всевозможных переворотов, прыжков, поворотов, столь ценную для теннисистов.9
Ловкость во многом связана со способностью действовать быстро и находчиво. В процессе воспитания такой способности особое место отводится спортивным и подвижным играм.
Объем применяемых упражнений не должен быть большим – одно-два упражнения в занятии с несколькими повторениями. Отдых между упражнениями устанавливается в зависимости от состояния и тренированности спортсмена. Во время паузы необходимо решать проблему восстановления, чтобы следующий повтор выполнить без нарушения координации.10
1.4 Воспитание быстроты
При воспитании быстроты движений необходимо выполнять упражнения11, которые:
Во-первых, должны быть хорошо изучены занимающимся, чтобы волевые усилия были напрвлены не на способо выполнения упражнения, а на скорость.
Во-вторых, техника упражнений должна позволить их выполнять на предельных скоростях. Например, бег спиной вперед для воспитания скорости не годится. А в то же время применять этот бег для того, чтобы быстрее передвигаться спиной вперед нужно.
Информация о работе Характеристика физических качеств теннисиста