Характеристика физических качеств теннисиста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 12:58, реферат

Описание

Цель исследования:
Охарактеризовать физические качества теннисиста.
Задачи:
- проанализировать основы развития определённых физических качеств у теннисистов;
- описать необходимые упражнения, игры и приёмы;
- обобщить полученные данные и доказать необходимость педагогического контроля физических качеств.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Средства и методы воспитания физических качеств…………………4
1.1 Воспитание гибкости…………………………………………………………4
1.2 Воспитание выносливости……………………………………………………6
1.3 Воспитание ловкости…………………………………………………………9
1.4 Воспитание быстроты……………………………………………………….11
1.5 Воспитание силы…………………………………………………………….14
Глава 2. Педагогический контроль и воспитание физических качеств при помощи игр………………………………………………………………………16
2.1 Педагогический контроль физических качеств……………………………16
2.2 Подвижные игры для воспитания физических качеств…………………...18
Заключение……………………………………………………………………….23
Список использованных источников……………………………………...……24

Работа состоит из  1 файл

Характеристика физических качеств теннисиста.docx

— 291.30 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

 

Глава 1. Средства и методы воспитания физических качеств…………………4

1.1 Воспитание гибкости…………………………………………………………4

1.2 Воспитание выносливости……………………………………………………6

1.3 Воспитание ловкости…………………………………………………………9

1.4 Воспитание быстроты……………………………………………………….11

1.5 Воспитание силы…………………………………………………………….14

 

Глава 2. Педагогический контроль и воспитание физических качеств при помощи игр………………………………………………………………………16

2.1 Педагогический контроль  физических качеств……………………………16

2.2 Подвижные игры для  воспитания физических качеств…………………...18

 

Заключение……………………………………………………………………….23

 

Список использованных источников……………………………………...……24

 

Введение

 

Одним из условий достижения успехов в теннисе и вообще в спорте является обеспечение высокого уровня физической подготовленности спортсмена. Физическая подготовка теннисиста –  неделимое слагаемое тренировочного процесса, предполагающее воспитание физических качеств, проявляющихся  в двигательных способностях, необходимых в теннисе.

В.П. Жур пишет о том, что в комплекс необходимых для  теннисистов качеств входят: гибкость, сила, быстрота, прыгучесть, выносливость, координационные способности. Все они тесно взаимосвязаны и проявляются во время игры в специфических формах.

Общая физическая подготовка теннисистов предполагает разностороннее развитие физических качеств. Специальная  физическая подготовка предполагает развитие физических способностей необходимых для тенниса.1 Специальную физическую подготовку нужно максимально приближать к игре в теннис. Успешное решение задачи физической подготовленности теннисиста во многом зависит от умелого подбора средств физической подготовки, от правильного соотношения общей и специальной физической подготовки в процессе многолетних занятий спортом.

Цель исследования:

Охарактеризовать физические качества теннисиста.

Задачи:

- проанализировать основы  развития определённых физических  качеств у теннисистов;

- описать необходимые  упражнения, игры и приёмы;

- обобщить полученные  данные и доказать необходимость  педагогического контроля физических  качеств.

 

Глава 1. Средства и методы воспитания физических качеств

 

 При воспитании физических  качеств целесообразно учитывать,  так называемые, «чувствительные»  сенситивные, критические периоды  возрастного развития, т. е. время,  когда организм особенно легко  поддается воздействию внешних  факторов, в том числе тренировочных.  Если пропустить «чувствительный»  возраст, может понадобиться значительно  больше времени, чтобы получить  те же сдвиги в физических  качествах. Иногда нужный прирост  качеств можно не получить  вовсе. Ниже приведена таблица возрастов, в течение которых те или иные физические качества в наибольшей степени поддаются целенаправленному воздействию.2

Рисунок 1. Развитие физических качеств по возрастным периодам

 

1.1 Воспитание гибкости

Для воспитания гибкости применяются  общеподготовительные и специально – подготовительные упражнения, которые выполняются с максимальным увеличением амплитуды.

К общеподготовительным упражнениям относят всевозможные наклоны, повороты, махи, вращения, приседания и т. п., выполняемые без отягощений и с отягощениями. Отягощения используют для увеличения амплитуды.

Специально – подготовительные упражнения подбирают с учетом специфики  выполнения основных ударов. В этих упражнениях также можно использовать дополнительные отягощения или помощь партнера. Обычное выполнение основных ударов играет лишь вспомогательную  роль в воспитании гибкости. Все применяемые упражнения подразделяются на динамические (активные), статические (пассивные) и комбинированные (активно – пассивные).3

И динамические, и статические  упражнения могут выполняться с  помощью партнера. Динамические упражнения следует выполнять, постепенно увеличивая амплитуду до максимума. Сигналом к  прекращению служит сокращение амплитуды движений.

Статические упражнения выполняют  с постепенным увеличением времени  сохранения позы. Оно может достичь  нескольких десятков секунд.

Добиваться максимальной подвижности в каждом суставе  теннисистам не надо. Нужно, чтобы  она была больше той, что требуется  при выполнении ударов, то есть чтобы был запас гибкости. Это предохранит игрока от травм при выполнении действий в экстремальных условиях.4

Упражнения по воспитанию гибкости следует применять ежедневно. Включать их можно во все части  тренировочного занятия. В подготовительной части они являются одним из обязательных компонентов разминки и имеют  поддерживающий характер. В основной части занятия они могут использоваться после упражнений, направленных на решение основной задачи (например, воспитания силы и т.п.). Если задача воспитания гибкости выносится в качестве основной, то решать ее целесообразно во второй части занятия на фоне небольшого утомления.

 

1.2 Воспитание выносливости

При воспитании выносливости взрослых теннисистов используют весь арсенал средств: общеподготовительные упражнения, специально – подготовительные, соревновательные, а также дополнительные средства.

  Общеподготовительные упражнения действуют по механизму положительного переноса качеств и оказывают значительное воздействие на сердечно – сосудистую дыхательную системы организма. Подбирать их целесообразно с таким учетом, чтобы воздействие на организм теннисистов было значительно большим, чем во время выполнения специфических нагрузок.5

К общеподготовительным упражнениям в первую очередь относят длительный бег во всех вариантах, включая кросс по пересеченной местности, песку, опилкам, воде и т. д., ходьбу на лыжах. Этот вид деятельности особенно эффективен, поскольку при передвижении активно работают мышцы не только нижних конечностей, но и плечевого пояса, что требует большего кислородного запроса, а значит, предъявляет большие требования к сердечно – сосудистой и дыхательной системам организмам. Из средств общей подготовки теннисистам целесообразно применять плавание, а также всевозможные спортивные и подвижные игры. Особо хочется выделить такие спортивные игры, как футбол, баскетбол, ручной мяч.

Специально – подготовительные упражнения подбирают с учетом специфических  действий и передвижений теннисиста на площадке.6 К ним относятся разыгрывание таких хорошо известных комбинаций, как «треугольник», «восьмерка» с задней линии. Выполнение этих комбинаций предъявляет значительные требования к организму спортсмена. Частота сердечных сокращений поднимается до 180 уд/мин и выше. Просмотр и анализ соревновательных матчей дает основание говорить о том, что во время розыгрыша очков теннисисты нередко выполняют и «восьмерку», и «треугольник».

Специально-подготовительными  средствами является разыгрывание любых  комбинаций. Их состав зависит от многих факторов, среди которых следует  выделить стиль игры самого теннисиста, стиль игры соперников, к встречам с которыми спортсмен готовится. Не последнюю роль играет творческая активность самого игрока и его тренера.

  Для воспитания выносливости используют методы строго регламентированного упражнения комплексного и избирательного воздействия. С помощью избирательных методов воздействия работают над совершенствованием отдельных компонентов выносливости или отдельных сторон ее специфического проявления.

При использовании методов  с выполнением длительной работы целесообразно использовать любые  циклические упражнения - бег, плавание, ходьбу на лыжах, езду на велосипеде и другие. Если в тренировочной работе применяются методы с длительностью выполнения 5 мин и менее, то кроме разнообразных беговых упражнений можно использовать прыжковые, включая прыжки со скалкой, спрыгивания с напрыгиванием и др. При использовании методов, длительностью которых менее 30 мин, кроме разнообразных беговых, прыжковых упражнений спортсменам высокой квалификации можно применять розыгрыш специфической комбинаций и ситуаций. Главное, соблюдать требования избранного метода, длительность работы, ее интенсивность.7

Методы комплексного воздействия  влияют на повышение анаэробных источников энергии и аэробных одновременно. Однако в них сложно выделить сколько времени было уделено воспитанию каждого из этих видов выносливости. К методам комплексного воздействия относится игровой, методы круговой тренировки и соревновательный. Игровой метод реализовывается в общеизвестных подвижных и спортивных играх. Его эффективность будет зависеть от правильности подобранных игр и правил их проведения. Методы круговой тренировки широко используются как у нас в стране, так и за рубежом. Круговая тренировка представляет собой организационно-методическую форму занятий, в которой на основе физиологических закономерностей выделяют несколько методов. Для воспитания выносливости наиболее эффективны методы длительной и экстенсивной интервальной работы. Использование метода длительной работы позволяет совершенствовать деятельность сердечно- сосудистой системы, улучшать обмен в мышцах, увеличивать возможность употреблять кислород. Одновременно у занимающихся воспитываются такие черты характера, как настойчивость, целеустремленность, способность преодолевать трудности, и, что особенно важно для теннисистов, совершенствуются волевые качества. Наибольший тренировочный эффект наблюдается в отношении совершенствовании общей выносливости.

Метод длительной работы имеет  три варианта.8 Первый предполагает выполнение 8-10 упражнений, составляющих круг, без пауз и без целевого времени. Возможно проведение одного, двух, трех кругов. При повторном варианте упражнения выполняют без пауз, но с целевым временем, установленным для прохождения трех кругов. Это значит, что от времени, которое затрачивается на выполнение трех кругов в начале тренировки по данному методу, отнимают 2-3 мин. Разница и будет целевым временем, к которому спортсмен должен будет стремиться, выполняя те же упражнения в том же объеме. При третьем варианте спортсмен выполняет упражнения без перерывов за строго определенное время с неизменным числом повторений. Увеличивается количество кругов. Упражнения подбираются таким образом, чтобы нагрузка была на сердечно- сосудистую и дыхательную системы, а также по возможности попеременно на основные мышечные группы. Желательно, чтобы в первом упражнении была дана нагрузка на мышцы ног, а затем- на мышцы спины, брюшного пресса, рук и плечевого пояса. В соответствии с этим «символом» подбирают 8-10 упражнений общеподготовительного или специально- подготовительного характера, которые составляют круг. Дозировка каждого упражнения в круге равна половине максимального количества повторений ( МП/2 ) или четверти ( МП/4 ). Если упражнение может быть выполнено значительное количество раз, например прыжки со скалкой, то максимальное количество повторений определяется в течении 30 сек. Круговая тренировка по методу экстенсивной интервальной работы способствует регуляции деятельности сердечно- сосудистой системы, улучшению обмена веществ, совершенствованию сенсомоторной координации. Данный метод наиболее эффективен при воспитании общей и специальной выносливости, особенно таких ее разновидностей, как скоростная и силовая выносливость, а также скоростно- силовых качеств и ловкости.

Соревновательный метод  может применяться в течение  всего занятия, а может – только в его части. При использовании  этого метода в течение занятия  спортсменам предлагается игра со счетом. Как известно, длительность матчей даже на быстром покрытии иногда превышает 3 часа. Количество сыгранных геймов приближается к 50. В тренировках  оно должно быть больше. Это значит, что для воспитания выносливости на определенных этапах подготовки в  определенные дни микроцикла тренировку теннисистов высокой квалификации следует строить как игру со счетом с установкой – сыграть 40, 45, 50 геймов. Побеждает тот, кто выиграет большее  количество геймов. Длительность такой  тренировки должна превышать 3 часа, но к этому надо подходить постепенно.

 

1.3 Воспитание ловкости

 

Упражнения для воспитания ловкости должны проводиться в начале основной части тренировочного занятия, поскольку нужно, чтобы состояние  спортсмена было оптимальным.

Рисунок 2. Методические приёмы, направленные на воспитание ловкости.

 

Упражнения, подбираемые  для воспитания ловкости должны включать элементы, связанные с мгновенным реагированием на меняющуюся обстановку, а также упражнения, координационная  сложность которых повышается от занятия к занятию.

При воспитании ловкости можно  применять общеподготовительные упражнения. Очень полезны акробатические упражнения и упражнения на батуте. Они развивают способность ориентироваться в пространстве после выполнения всевозможных переворотов, прыжков, поворотов, столь ценную для теннисистов.9

Ловкость во многом связана  со способностью действовать быстро и находчиво. В процессе воспитания такой способности особое место отводится спортивным и подвижным играм.

Объем применяемых упражнений не должен быть большим – одно-два  упражнения в занятии с несколькими  повторениями. Отдых между упражнениями устанавливается в зависимости  от состояния и тренированности  спортсмена. Во время паузы необходимо решать проблему восстановления, чтобы  следующий повтор выполнить без  нарушения координации.10

 

1.4 Воспитание быстроты

 

При воспитании быстроты движений необходимо выполнять упражнения11, которые:

Во-первых, должны быть хорошо изучены занимающимся, чтобы волевые  усилия были напрвлены не на способо выполнения упражнения, а на скорость.

Во-вторых, техника упражнений должна позволить их выполнять на предельных скоростях. Например, бег  спиной вперед для воспитания скорости не годится. А в то же время применять  этот бег для того, чтобы быстрее  передвигаться спиной вперед нужно.

Информация о работе Характеристика физических качеств теннисиста