Характеристика физических качеств теннисиста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 12:58, реферат

Описание

Цель исследования:
Охарактеризовать физические качества теннисиста.
Задачи:
- проанализировать основы развития определённых физических качеств у теннисистов;
- описать необходимые упражнения, игры и приёмы;
- обобщить полученные данные и доказать необходимость педагогического контроля физических качеств.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Средства и методы воспитания физических качеств…………………4
1.1 Воспитание гибкости…………………………………………………………4
1.2 Воспитание выносливости……………………………………………………6
1.3 Воспитание ловкости…………………………………………………………9
1.4 Воспитание быстроты……………………………………………………….11
1.5 Воспитание силы…………………………………………………………….14
Глава 2. Педагогический контроль и воспитание физических качеств при помощи игр………………………………………………………………………16
2.1 Педагогический контроль физических качеств……………………………16
2.2 Подвижные игры для воспитания физических качеств…………………...18
Заключение……………………………………………………………………….23
Список использованных источников……………………………………...……24

Работа состоит из  1 файл

Характеристика физических качеств теннисиста.docx

— 291.30 Кб (Скачать документ)

В-третьих, длина дистанции  должна быть такой, чтобы к концу  ее скорость не снижалась. На набор  скорости у спортсмена уходит 4-5 сек. И еще 1-2 сек набранную скорость следует держать. Таким образом, минимальная дистанция, которую следует применять для совершенствования максимальной скорости, должна пробегаться за 5-7 сек. На теннисном корте нет возможности бегать по прямой в течение указанного времени. Однако увеличивать скорость передвижения теннисистам необходимо, поскольку важно, какую скорость спортсмен наберет (как сумел разбежаться), догоняя мяч.

Поскольку теннисист в  соревновательной деятельности имеет  дело не с максимальной скоростью, а  с ее набором, то в тренировочной  работе он должен учиться набивать скорость как можно быстрее. Теннисист  должен максимально быстро стартовать из высокого положения в разных направлениях, причем толчковой должна быть то правая, то левая нога. Большое значение в способности набирать скорость, передвигаться с высокой скоростью  имеет частота движений, т. е. частота  шагов, с которой передвигается  спортсмен. Для их учащения следует  применять в тренировке бег под  уклон, семенящий бег, бег на месте  с опорой руками о барьер и др. Выполнять эти упражнения следует  с акцентом на частоту движений и  скорость перемещений.

Для воспитания быстроты начала движений и быстроты набора скорости можно использовать упражнения на корте. Следует отметить, что скорость выполнения упражнений – максимальная, интервалы отдыха между попытками достаточно длительные. Они должны обеспечить относительно полное восстановление, чтобы следующую попытку спортсмен сумел выполнить без снижения скорости. Отдых должен быть активным, чтобы иметь возможность поддерживать возбудимость центральной нервной системы на высоком уровне. Наиболее эффективный прирост быстроты происходит при условии чередовании 6-8 занятий, направленных на ее развитие, с 2-3 занятиями общей физической подготовкой с акцентом на выполнение силовых упражнений.

1. Стоя в левом углу  площадки постараться догнать  и отбить мяч, посланный кроссом  право;

2. Стоя в левом углу  площадки догнать и постараться  отбить мяч, посланный кроссом  право, а затем укороченный  влево по линии;

3. Стоя в правом углу  площадки постараться догнать  и отбить мяч, посланный кроссом  влево;

4. Стоя в правом углу  площадки постараться догнать  и отбить мяч, посланный кроссом  влево, а затем укороченный  вправо по линии;

5. Стоя в центре задней  линии догнать укороченный, посланный влево или право;

6. Стоя в центре задней  линии догнать укороченный, посланный влево или вправо, а затем свечу, брошенную к заднее линии;

7. Стоя в центре корта  лицом к сетке, догнать свечу,  брошенную к задней линии, отбив  мяч снизу, находясь спиной  к сетке;

8. Стоя в центре корта,  ударом с лета справа или  слева, отбить укороченный, посланный  вправо или влево, догнать свечу,  брошенную по диагонали соответственно  вправо или влево, отбив ее ударом снизу, находясь спиной к сетке. Варианты ударов можно менять;

9. Стоя на задней линии  все мячи, посылаемые в разные  места площадки, сыграть только  с лета (всего 8-10 ударов);

10. Стоя на задней линии  все мячи, посылаемые в разные  места площадки, сыграть только  ударом справа (слева);

11. Активный прием подачи  с розыгрышем мяча после выхода  к сетке;

12. Прием подачи с последующей  обводкой;

13. Игра слета на реакцию  с постепенным приближением от  линии подачи к сетке;

14. Подающий выполняет  вторую подачу, затем подающий  и принимающий одновременно выходят  к сетке – тот, кто успевает  раньше, «убивает мяч с лета  или с полулета»;

15. Подающий после выполнения подачи выходит к сетке, принимающий отвечает свечой. Подающий возвращается назад, отбивает мяч у задней линии, снова выходит к сетке и активным ударом завершает розыгрыш очка.12

 

 

1.5 Воспитание  силы

 

Сила – это способность  спортсмена преодолевать какое-либо внешнее  сопротивление за счет усилия мышц. Силовые способности теннисиста имеют некоторые особенности  – ему не нужна массивная мускулатура, рассчитанная на преодоление статических  нагрузок. Напротив, это может затруднить освоение технических приемов, требующих  свободных высокоамплитудных движений. Развитие у теннисиста силы способствует развитию и других качеств, таких  как быстрота, выносливость, ловкость, повышает спортивные результаты, снижает  риск травматизма, т.к. позволяет спортсмену легче справляться с напряжением  на тренировках и соревнованиях. Развитие силовых способностей влияет не только на достижение спортивных результатов, но и на общее и психологическое  состояние организма.

Силовые тренировки должны являться неотъемлемой частью физической подготовки теннисиста со второй половины этапа физической подготовки подростков 11-14 лет. На протяжении этого и особенно следующего этапа следует постепенно увеличивать тренировочную нагрузку, используя различные варианты изменения  количества упражнений, числа подходов, веса отягощений. При составлении  программы силовых тренировок необходимо учитывать разницу в росте  и развитии юношей и девушек и  соответственно формировать для  них разные программы.

Программа силовой подготовки должна быть тщательно спланирована.13 До начала тренировок необходимо пройти медицинское обследование с целью выявления возможных противопоказаний. Необходимо также обязательное знакомство с техникой безопасности и правилами пользования различным спортивным оборудованием для силовых тренировок. Грамотно составленная программа должна учитывать правила предупреждения травматизма и включать упражнения на все необходимые группы мышц с учетом возрастных и физических особенностей спортсменов.

Чаще всего силовые  упражнения выполняются по принципу круговой тренировки. Это означает, что все упражнения, входящие в  тренировочный цикл, выполняются  в определенной последовательности с определенным количеством повторений.

Упражнения на развитие силы:14

- Сгибание в локтевом суставе рук с гантелью;

- Подъем прямых рук  с гантелями над головой в положениях «стоя» и «лежа»;

- Подъем прямых рук  с гантелями через стороны  вверх в положениях «стоя» и «лежа»;

- Сжимание эспандера для  кисти;

- Вращение кистью и  предплечьем с различного рода отягощениями;

- Броски набивного мяча  сбоку с поворотом туловища и из-за головы;

- Броски набивного мяча  движениями, сходными с выполнением различных теннисных ударов;

- Подъемы туловища из положения «лежа»;

- Подъемы прямых ног из положения «лежа»;

- Прыжки через скакалку;

- Прыжки в длину;

- Прыжки в ширину;

- Прыжки из полуприседа;

- Прыжки приемом «согнув  ноги»;

- Прыжки приемом «согнув ноги назад»;

- Приседания;

- Приседания на одной  ноге «пистолетом»;

- Отжимание от пола;

- Отжимание от стены. 

Глава 2. Педагогический контроль и воспитание физических качеств при помощи игр

 

2.1 Педагогический контроль физических качеств

Контроль  скоростных способностей

Быстроту простой реакции  можно оценивать, используя обычный  секундомер. Сразу же после включения  секундомера его нужно мгновенно  остановить, фиксируя время работы секундомера.

Интересный тест предложен  Н. Ю. Верхошанской для определения быстроты передвижений в условиях, достаточно специфичных для действий теннисистов. «Выход к сетке». Спортсмен, стоящий на задней линии, выполняет резкий рывок вперед к сетке из исходного положения теннисиста. Длина пути 10 м. В конце ускорения предусматривается остановка по аналогии с ускорением на площадке, требующим остановки для выполнения удара. Для регистрации времени выполнения необходимо применять электронную систему фотофиниша.15

 Контроль силовых способностей

Контроль силовой подготовленности лучше всего осуществлять в лабораторных условиях, используя для этой цели специальную аппаратуру, позволяющую  измерять силу групп мышц, несущих  основную нагрузку при игре в теннис. Однако в обычных условиях тренировочной  практики можно применять измерение:

- Становой силы, как показателя общей силы спортсмена;

- Количества отжиманий  (подтягиваний у мужчин);

- Силы кисти, как дополнение к первым двум.

- Контроль скоростно-силовых способностей

Для контроля за скоростно-силовыми способностями можно использовать следующие тесты:

- Прыжок вверх с места толчком двух ног;

- Прыжок в длину с места;

- Четырехкратный прыжок толчком двух ног;

- Метание набивного мяча весом не более 1 кг движением, имитирующим подачу.

  Контроль ловкости

Сопоставление разносторонности, эффективности, надежности и объема технико- тактических действий во время тренировок и соревнований может определенным образом характеризовать ловкость теннисистов. Техника передвижений во время выполнения тестов «челнок» и «веер» также позволяет судить о ловкости игроков. Для оценки ловкости можно предложить:

 - Подбивать мяч ребром ракетки, держа ракетку как для удара справа, подсчитывается количество ударов;

- Поймать палку, которую держать вертикально. Следует разжать кулак и как можно быстрее его сжать, чтобы не дать палке проскочить между пальцев, измеряется расстояние между двумя местами хвата палки;

- Использовать пробу Ромберга, в которой предлагается сохранить равновесие в четырех позах. В каждой из них руки должны быть вытянуты вперед на уровне плеч, пальцы разведены, глаза закрыты. В первой пробе ноги на ширине плеч, во второй- ступни ног находятся на одной линии, большой палец одной ноги касается пятки другой; в третьей- спортсмен стоит на одной ноге, пятка второй- касается коленной чашечки опорной ноги; в четвертой- спортсмен находится в положении «ласточка».

Контроль  гибкости

Мерилом гибкости может служить  максимальная амплитуда движений. Например, насколько поднята нога вверх, в  сторону и др. Можно использовать следующие двигательные задания:

- Наклон вниз, стоя на возвышении, носки ног у его края. Ноги выпрямлены в коленях. Спортсмен наклоняется, стараясь дотянуться руками как можно ниже. В положении максимального наклона следует удержаться около 2 сек. Измеряется расстояние от места опоры до кончиков пальцев.

- Выкрут прямых рук, держащих палку хватом сверху, назад. Измеряют расстояние между руками.

  Контроль выносливости

Для определения выносливости в различных ее проявлениях в  практике тенниса используются следующие  тесты:

- Тест Купера (модифицированный) заключается в пробегании возможно большего расстояния за 6 мин. Применяется для определения аэробной (общей) выносливости.

 - «Челнок». Требуется максимально быстро пробежать 6 раз восьмиметровый отрезок в направлении попеременно вправо- влево. Применяется для определения алактатной анаэробной выносливости.

- «Веер». Теннисист трижды пробегает пять отрезков по 4 м, расположенных веером. Спортсмен начинает бег из основного исходного положения, стоя в центре на задней линии. Необходимо, чтобы заканчивая пробегать каждый отрезок, он касался ногой отметки, с которой он стартовал. Тест применяется для оценки лактатной анаэробной выносливости.16

 

2.2 Подвижные игры для воспитания физических качеств17

 

Игры, преимущественно  направленные на воспитание координационных  способностей

Кто вперед

В игре могут принимать  участие две или более команд или всего два спортсмена На расстоянии 4 м от линии старта кладутся маты, а еще через 10 м – скакалки. По сигналу первые номера прыжками (могут быть любые варианты: на двух ногах, на одной, в полуприседе, в глубоком приседе и др.) достигают матов, делают кувырок (вперед, боком и др.), приставными шагами добегают до скакалок , выполняют 10 прыжков, кладут скакалки на место и возвращаются бегом к линии старта.

 Подсечка

Участники игры делятся на две команды. Все становятся в  один круг, взявшись за руки, расходятся возможно шире и опускают руки. В центре круга становится ведущий. В руках у него скакалка. Поворачиваясь на месте, ведущий вращает скакалку так, чтобы ее конец скользил по земле за кругом играющих, которые один за другим подпрыгивают на месте, пропуская скакалку под ногами. Если кто- либо задевает скакалку, его команде засчитывается штрафное очко. Выигрывает команда, оштрафованная меньшим количеством очков. Общая длительность игры вместе с паузами две- три минуты.

 Перетяни противника

Провести на земле прямую линию длиной в 4 шага. Два игрока встают на нее лицом друг к другу  таким образом, чтобы носки правых ног соприкасались. Левые ноги отставить  назад, а левые руки положить на бедра. Правые руки соединить, как при рукопожатии. По сигналу каждый занимающийся начинает тянуть противника к себе или в  с торону. Победит тот, кто заставит другого оторвать от земли левую ногу или сдвинуть ее с черты.

Информация о работе Характеристика физических качеств теннисиста