Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 22:25, курсовая работа
Скорость адаптационных перестроек в организме спортсменов, их направленность и достигнутый уровень адаптации обусловливаются характером, величиной и направленностью используемых нагрузок. По характеру нагрузки подразделяются на тренировочные и соревновательные, специфические и неспецифические, локальные, частичные и глобальные; по величине — на малые, средние, значительные (околопредельные), большие (предельные); по направленности — развивающие отдельные двигательные способности (скоростные, силовые, координационные, выносливость, гибкость) или их компоненты (например, алактатные или лактатные анаэробные возможности, аэробные возможности), совершенствующие координационную структуру движений, компоненты психической подготовленности или тактического мастерства и др.; по координационной сложности — выполняемые в стереотипных условиях, не требующих значительной мобилизации координационных способностей, или связанные с выполнением движений высокой координационной сложности; по психической напряженности — предъявляющие различные требования к психическим возможностям спортсменов.
Введение ……………………………………………………………………
1. Нагрузки в спорте и их влияние на организм спортсменов………………………………………………………………....
2. Контроль и учёт в процессе спортивных тренировок спортсменов…………………………………………………..
3. Тренировочные нагрузки в летнем полиатлоне, оценка и контроль….
Выводы………………………………………………………………….
Список используемой литературы………………………………………...
2.показатели функционального состояния и подготовленности спортсмена, зарегистрированные в стандартных условиях;
3.показатели состояния внешней среды.
Комплексный контроль в большинстве
случаев реализуется в ходе тестирования
или процедуры измерения
Первая группа тестов
- тесты, проводимые в покое. К ним относят
показатели физического развития (рост
и масса тела, толщина кожно-жировых складок,
длина и обхват рук, ног, туловища и т.д.).
В покое измеряют функциональное состояние
сердца, мышц, нервной и сосудистой систем.
В эту же группу входят и психологические
тесты.
Информация, получаемая с помощью тестов
первой группы, является основой для оценки
физического состояния спортсмена.
Вторая группа тестов -
это стандартные тесты, когда всем спортсменам
предлагается выполнить одинаковое задание
(например, бежать на тредбане со скоростью
5 м/с в течение 5 мин или в течение 1 мин
подтянуться на перекладине 10 раз и т.д.).
Специфическая особенность этих тестов
заключается в выполнении непредельной
нагрузки, и поэтому мотивация на достижение
максимально возможного результата здесь
не нужна.
Третья группа тестов
- это тесты, при выполнении которых
нужно показать максимально возможный
двигательный результат. Измеряются значения
биомеханических, физиологических, биохимических
и других показателей (силы, проявляемые
в тесте; ЧСС, МПК, анаэробный порог, лактат
и т.п.). Особенность таких тестов - необходимость
высокого психологического настроя, мотивации
на достижение предельных результатов.
Исходя из задач управления подготовкой
спортсмена, различают оперативный, текущий
и этапный контроль.
Оперативный контроль
- это контроль за оперативным состоянием
спортсмена, в частности за готовностью
к выполнению очередной попытки, очередного
упражнения, к проведению схватки, боя
и т.д. Он направлен на оценку реакций организма
спортсмена на тренировочные или соревновательные
нагрузки, качество исполнения технических
приемов и комбинаций в целом.
Текущий контроль -
это оценка в микроциклах подготовки результатов
контрольных соревнований, динамики нагрузок
и их соотношений, регистрация и анализ
повседневных изменений уровня подготовленности
спортсмена, уровня развития его техники
и тактики.
Этапный контроль -
это измерение и оценка в конце этапа (периода)
подготовки различных показателей соревновательной
|и тренировочной деятельности спортсмена,
динамики нагрузок и спортивных результатов
на соревнованиях или в специально организованных
условиях.
На основе комплексного контроля можно
правильно оценить эффективность спортивной
тренировки, выявить сильные и слабые
стороны подготовленности спортсменов,
внести соответствующие коррективы в
программу их тренировки, оценить эффективность
избранной направленности тренировочного
процесса, того или иного принятого решения
тренера.
Контроль
за соревновательными и
Контроль за соревновательными
воздействиями имеет два направления: контроль
за результатами соревнований в циклах
подготовки и измерение и оценка эффективности
соревновательной деятельности.
Контроль за результатами
соревнований заключается в оценке эффективности
выступления в соревнованиях в определенном
(чаще всего годичном) цикле подготовки.
Динамика показателей соревновательной
деятельности в цикле тренировки часто
используется как критерий, позволяющий
оценить состояние спортивной формы спортсмена.
Так, например, некоторые специалисты
считают, что спортсмен находится в состоянии
спортивной формы до тех пор, пока колебания
его результатов в соревнованиях лежат
в зоне 2-3%. Эти значения во многом зависят
от особенностей спортивной дисциплины.
Измерение и оценка
эффективности соревновательной деятельности. Современная измерительная
и вычислительная техника позволяет регистрировать
десятки различных показателей соревновательного
упражнения и соревновательной деятельности.
Так, например, в таком простом упражнении,
как бег на 100 м, можно измерить время реакции
спринтера, время достижения им максимальной
скорости, время ее удержания и падения,
длину и частоту шагов на различных участках
дистанции, время опоры и полета горизонтальную
и вертикальную составляющие усилий, колебания
общего центра масс тела, углы в суставах
в различных фазах опорного и полетного
периодов и т.д. Зарегистрировать их все,
а потом проанализировать, сопоставляя
с критериями тренировочной деятельности
и показателями, характеризующими подготовленность
спортсменов, тренеру просто невозможно.
Поэтому необходимо выбрать из множества
показателей соревновательного упражнения
только информативные, которые и должны измеряться
в ходе контроля.
Контроль за тренировочными
воздействиями заключается в систематической
регистрации количественных значений
характеристик тренировочных упражнений,
выполняемых спортсменом. Одни и те же
показатели используются как для контроля, так и для планирования нагрузок.
Основными показателями объема нагрузки
являются количество тренировочных дней;
количество тренировочных занятий; время,
затраченное на тренировочную и соревновательную
деятельность; количество, километраж
специализированных упражнений.
Показателями интенсивности нагрузки
являются концентрация упражнений во
времени, скорость, мощность выполнения
упражнений.
В процессе контроля нагрузки суммируют
объем специализированных упражнений;
объем упражнений, выполняемых в отдельных
зонах интенсивности (мощности); объем
упражнений, направленных на совершенствование
общей и специальной физической, технической
и тактической подготовленности; объем
упражнений восстановительного характера,
выполненных в микроциклах, помесячно
и в годичном цикле. Сравнение этих показателей
с динамикой спортивных результатов позволяет
тренеру выявить рациональные соотношения
между отдельными типами тренировочных
нагрузок, сроки достижения высших результатов
после их пиковых значений, период запаздывающей
трансформации тренировочных нагрузок
в высокие спортивные результаты.
Контроль за состоянием подготовленности
спортсмена
Оценка состояния подготовленности спортсмена
проводится в ходе тестирования или в
процессе соревнований и предусматривает:
- оценку специальной физической подготовленности;
- оценку технико-тактической подготовленности;
- оценку психологического состояния и
поведения на соревнованиях.
Оценка состояния здоровья и основных
функциональных систем проводится, как
правило, медико-биологическими методами
специалистами в области физиологии, биохимии
и спортивной медицины. Методология этого
контроля приводится в специальных учебниках.
Оценка специальной
физической подготовленности складывается из отдельных
оценок уровня основных физических качеств:
силы, быстроты, выносливости и гибкости.
При этом основное внимание уделяется
ведущим для данной спортивной дисциплины
физическим качествам или отдельным способностям,
составляющим эти обобщенные понятия.
Оценка технической
подготовленности. Контроль за технической подготовленностью
заключается в оценке количественной
и качественной сторон техники действий
спортсмена при выполнении соревновательных
и тренировочных упражнений.
Контроль техники осуществляют визуально
и инструментально. Критериями технического
мастерства спортсмена являются объем
техники, разносторонность техники и эффективность.
Объем техники определяется общим числом
действий, которые выполняет спортсмен
на тренировочных занятиях и соревнованиях.
Его контролируют, подсчитывая эти действия.
Разносторонность техники определяется
степенью разнообразия двигательных действий,
которыми владеет спортсмен и использует
их в соревновательной деятельности. Контролируют
число разнообразных действий, соотношение
приемов, выполненных в правую и левую
сторону (в играх), атакующих и оборонительных
действий и др.
Эффективность техники определяется по
степени ее близости к индивидуально оптимальному
варианту. Эффективная техника - та, которая
обеспечивает достижение максимально
возможного результата в рамках данного
движения.
Спортивный результат - важный, но не единственный
критерий эффективности техники. Методы
оценки эффективности техники основаны
на реализации двигательного потенциала
спортсмена.
В циклических видах спорта особенно важны
показатели экономичности техники, так
как отмечается вполне четкая закономерность
- обратно пропорциональная зависимость
между уровнем технического мастерства
и величиной усилий, физических затрат
на единицу показателя спортивного результата
(метра пути).
Оценка тактической
подготовленности. Контроль за тактической подготовленностью
заключается в оценке целесообразности
Действий спортсмена (команды), направленных
на достижение Успеха в соревнованиях.
Он предусматривает контроль за тактическим
мышлением, за тактическими действиями
(объем тактических приемов, их разносторонность
и эффективность использования).
Обычно контроль тактической подготовленности
совпадает с контролем соревновательной
деятельности.
Контроль за факторами внешней среды
Для того, чтобы принять правильное решение
по итогам комплексного контроля, необходимо
учитывать условия, в которых проходила
соревновательная деятельность, а также
выполнение контрольных нормативов в
тренировочной деятельности. Кроме того,
само выполнение тренировочных программ
часто зависит от состояния и условий
внешней среды.
В практике часто случается, что уровень
подготовленности спортсмена бывает достаточно
высок, а факторы внешней среды не позволили
ему (команде) показать высокие результаты.
К таким факторам относятся:
- климат конкретной географической местности
и степень адаптации к этим условиям (температура
и влажность окружающей среды, интенсивность
солнечной радиации, направление ветра,
атмосферное давление);
- состояние спортивного сооружения или
соревновательных трасс (их покрытие,
освещенность, размеры, микроклимат, условия
скольжения на льду или снегу);
- качество спортивного инвентаря и оборудования,
защитных сооружений;
- поведение зрителей (фактор своего и
чужого поля);
- социально-психологическая обстановка
в местах размещения спортсменов;
- объективность судейства;
-продолжительность переездов, условий
размещения, питания и отдыха спортсменов.
Только оценив влияние этих внешних факторов
на ход соревновательной и тренировочной
деятельности, можно составить полное
представление об уровне подготовленности
спортсмена.
Учет в
процессе спортивной тренировки
Важное значение имеет эффективная система
учета в процессе спортивной тренировки.
Учет показателей спортивной тренировок
дает возможность тренеру проверить правильность
подбора и использования средств, методов
и форм осуществления процесса спортивной
подготовки, выявить более эффективный
путь к повышению спортивного мастерства.
Он позволяет следить за уровнями различных
сторон подготовленности спортсменов,
динамикой спортивных результатов, физическим
развитием, состоянием здоровья и т.д.
Анализ данных учета дает возможность
не только контролировать, но и активно
вмешиваясь в учебно-тренировочный процесс,
совершенствовать его. Учету подлежат
все стороны тренировочного процесса.
Учет показателей спортивной тренировки
осуществляется в следующих формах.
Этапный учет осуществляется в начале и конце какого-либо этапа, периода, годичного цикла. В первом случае он называется предварительным, во втором - заключительным (итоговым).
Предварительный учет позволяет определить исходный уровень подготовленности спортсмена или группы спортсменов. Данные итогового учета при сопоставлении их с результатами предварительного учета позволяют оценить эффективность учебно-тренировочного процесса и внести коррективы в последующий план тренировки.
Текущий учет проводится непрерывно в процессе отдельных тренировочных занятий, в микро- и мезоциклах тренировки. Он предусматривает фиксацию средств, методов, величин тренировочных и соревновательных нагрузок, оценку состояния здоровья и подготовленности спортсмена.
Оперативный учет является разновидностью текущего. Данные оперативного учета позволяют получить нужную информацию об изменениях в состоянии занимающихся, условиях, содержании и характере тренировки во время проведения занятия. Эти сведения необходимы для успешного управления тренировочным процессом в ходе одного занятия.
Основными документами учета
в спортивной школе являются журнал
учета занятий, дневник тренировки,
журнал учета спортсменов-разрядников,
инструкторов-общественников, судей по
спорту, таблица рекордов спортивной школы,
протоколы соревнований, личные карточки
и врачебно-контрольные карты занимающихся.
Журнал учета занятий - один из главных
документов учета. Для всех отделений
спортивных школ он должен иметь единую
форму. Каждый учащийся спортивной школы
обязан вести дневник тренировки, в котором
фиксируются дата, время и продолжительность
занятия; его содержание, дозировка тренировочной
нагрузки; спортивные результаты, показанные
на соревнованиях. В дневнике записывается,
как соблюдаются режим, восстановительные
мероприятия. В дневник вносятся результаты
выполнения контрольных испытаний (тестов).
Данные врачебного контроля позволяют
судить о динамике тренированности и оценивать,
как воздействует применяемая система
тренировки на здоровье спортсменов.
В дневнике спортсмена должны быть следующие
разделы: Индивидуальный план тренировки,
содержание учебно-тренировочного процесса,
результаты участия в соревнованиях, результаты
контрольных испытаний, данные врачебных
обследований, отчет о тренировке за определенный
период времени.
3. Тренировочные нагрузки в летнем полиатлоне, их оценка и контроль
Надо ли говорить о важной роли контроля за ходом подготовки многоборцев и учета всех получаемых показателей. Без этого невозможен анализ оценки и выработки новых решений.
Для контроля и учета используются
следующие взаимосвязанные
1. Педагогический контроль и учет.
2. Дневник и ежедневный самоконтроль спортсмена.
3. Медицинский и научный контроль.
Для эффективного управления процессом подготовки полиатлонистов чрезвычайно важны регулярный контроль за состоянием спортсменов, их работоспособностью, ходом восстановления, переносимости нагрузки, адаптационных возможностей, приведением к высшей спортивной форме.
Для этого вы должны проводить три вида контроля:
1) оперативный или текущий
(ежедневно, 2—3 раза в день, 3—5
раз в неделю), состоящий из
нескольких простых тестов, упражнений,
приборных измерений,
2) этапный (раз в 1—3
месяца) в конце этапа или периода
и включающий в себя
3) итоговый (в конце большого цикла подготовки), состоящий из этапного комплекса обследования с добавлением медицинских методов для всесторонней оценки состояния здоровья спортсменов.
Для всех видов контроля
выбираются средства и методы из указанных
далее, которые соответствуют
Педагогический контроль и учет
Учет процесса тренировки и запись данных контроля осуществляются у спортсменов в дневнике, а тренером — в специальном журнале. Фактическое выполнение плана тренировки фиксируется в месячной программе и затем постепенно переносится в годичный план (важно видеть общую картину выполнения плана).
Контроль за ходом подготовки спортсменов осуществляется в следующих направлениях:
А. Фиксация фактического выполнения индивидуальной программы по объему, интенсивности, планированию и другим частям тренировочного процесса.
Б. Ежедневное определение состояния спортсмена, его работоспособности, переносимости нагрузок, восстановления, настроения, желания тренироваться, поведения и др. Осуществляется это путем опроса учеников и на основе данных самоконтроля спортсмена, а также ваших наблюдений за ходом тренировки и ее результативности, сопоставления уровней работоспособности в одном и том же упражнение ежедневно и в разные дни и т. д.
В. Измерение уровня компонентов подготовленности (силы, быстроты, выносливости, гибкости, меткости и многих других) путем контрольных упражнений, подобранных применительно к особенностям вида спорта. Это прежде всего выполнение соревновательного упражнения или части его, а также специальных упражнений. Показатели их очень конкретны и убедительны. Вот, например, результаты в контрольных упражнениях у толкателей ядра высшего класса: прыжок в длину с места — 3,40—3,50 м, тройной прыжок с места — 10,30—10,40 м, прыжок вверх с места — 95—110 см, взятие штанги на грудь — 180—190 кг, бросок ядра двумя руками назад через голову — 22—23 м, приседания со штангой — 240—280 кг 5 раз, жим штанги лежа — 230—240 кг.
Чтобы раскрыть сильные и
слабые стороны подготовленности спортсмена,
надо увидеть уровни различных ее
компонентов. Это можно получить
с помощью контрольных
Важно учесть, что эти измерения надо производить всегда в одни и те же часы, поскольку уровень работоспособности на протяжении дня, как вы знаете, заметно изменяется.
Особо важную роль играют показатели силы, быстроты, выносливости, гибкости, а в ряде видов спорта еще ловкости, меткости и выразительности движений. Для этого рекомендуют провести прикидки по ряду указанных ниже простейших упражнений, не требующих предварительного обучения. В большинстве видов спорта необходимо выполнять движения очень быстро. Такая «взрывная» способность нервно-мышечного аппарата в отличие от других двигательных качеств улучшается тренировкой лишь в небольшой мере. Вот и выходит, что прежде всего надо определить природную быстроту.
Дайте ученику небольшой камень, и пусть он постарается кинуть его как можно дальше, с любого разбега. Я. Лусис, олимпийский чемпион в метании копья, говорил: «Тому, кто бросит камень на 60 м, я поставлю «удовлетворительно», за бросок на 80 м — «хорошо», а из того, кто кинет на 100 м и дальше, можно за 3—4 года подготовить копьеметателя, способного бороться за олимпийские медали». Но фактически обладающие хорошим броском, значит, и быстротой, могут специализироваться во многих видах спорта, тем более, если телосложение учеников подходит для этих видов.
Информация о работе Характеристика, оценка и контроль тренировочных нагрузок в полиатлоне