Характеристика, оценка и контроль тренировочных нагрузок в полиатлоне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 22:25, курсовая работа

Описание

Скорость адаптационных перестроек в организме спортсменов, их направленность и достигнутый уровень адаптации обусловливаются характером, величиной и направленностью используемых нагрузок. По характеру нагрузки подразделяются на тренировочные и соревновательные, специфические и неспецифические, локальные, частичные и глобальные; по величине — на малые, средние, значительные (околопредельные), большие (предельные); по направленности — развивающие отдельные двигательные способности (скоростные, силовые, координационные, выносливость, гибкость) или их компоненты (например, алактатные или лактатные анаэробные возможности, аэробные возможности), совершенствующие координационную структуру движений, компоненты психической подготовленности или тактического мастерства и др.; по координационной сложности — выполняемые в стереотипных условиях, не требующих значительной мобилизации координационных способностей, или связанные с выполнением движений высокой координационной сложности; по психической напряженности — предъявляющие различные требования к психическим возможностям спортсменов.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………

1. Нагрузки в спорте и их влияние на организм спортсменов………………………………………………………………....

2. Контроль и учёт в процессе спортивных тренировок спортсменов…………………………………………………..

3. Тренировочные нагрузки в летнем полиатлоне, оценка и контроль….

Выводы………………………………………………………………….

Список используемой литературы………………………………………...

Работа состоит из  1 файл

курсовая 2.docx

— 49.32 Кб (Скачать документ)

 2.показатели функционального состояния и подготовленности спортсмена,   зарегистрированные в стандартных условиях;

 3.показатели состояния внешней среды.

Комплексный контроль в большинстве  случаев реализуется в ходе тестирования или процедуры измерения результатов  в тестах. Выделяют три группы тестов. 
Первая группа тестов - тесты, проводимые в покое. К ним относят показатели физического развития (рост и масса тела, толщина кожно-жировых складок, длина и обхват рук, ног, туловища и т.д.). В покое измеряют функциональное состояние сердца, мышц, нервной и сосудистой систем. В эту же группу входят и психологические тесты. 
Информация, получаемая с помощью тестов первой группы, является основой для оценки физического состояния спортсмена. 
Вторая группа тестов - это стандартные тесты, когда всем спортсменам предлагается выполнить одинаковое задание (например, бежать на тредбане со скоростью 5 м/с в течение 5 мин или в течение 1 мин подтянуться на перекладине 10 раз и т.д.). Специфическая особенность этих тестов заключается в выполнении непредельной нагрузки, и поэтому мотивация на достижение максимально возможного результата здесь не нужна. 
 Третья группа тестов - это тесты, при выполнении которых нужно показать максимально возможный двигательный результат. Измеряются значения биомеханических, физиологических, биохимических и других показателей (силы, проявляемые в тесте; ЧСС, МПК, анаэробный порог, лактат и т.п.). Особенность таких тестов - необходимость высокого психологического настроя, мотивации на достижение предельных результатов. 
Исходя из задач управления подготовкой спортсмена, различают оперативный, текущий и этапный контроль. 
 Оперативный контроль - это контроль за оперативным состоянием спортсмена, в частности за готовностью к выполнению очередной попытки, очередного упражнения, к проведению схватки, боя и т.д. Он направлен на оценку реакций организма спортсмена на тренировочные или соревновательные нагрузки, качество исполнения технических приемов и комбинаций в целом. 
 Текущий контроль - это оценка в микроциклах подготовки результатов контрольных соревнований, динамики нагрузок и их соотношений, регистрация и анализ повседневных изменений уровня подготовленности спортсмена, уровня развития его техники и тактики. 
 Этапный контроль - это измерение и оценка в конце этапа (периода) подготовки различных показателей соревновательной |и тренировочной деятельности спортсмена, динамики нагрузок и спортивных результатов на соревнованиях или в специально организованных условиях. 
На основе комплексного контроля можно правильно оценить эффективность спортивной тренировки, выявить сильные и слабые стороны подготовленности спортсменов, внести соответствующие коррективы в программу их тренировки, оценить эффективность избранной направленности тренировочного процесса, того или иного принятого решения тренера.

Контроль  за соревновательными и тренировочными воздействиями 
Контроль за соревновательными воздействиями имеет два направления: контроль за результатами соревнований в циклах подготовки и измерение и оценка эффективности соревновательной деятельности. 
Контроль за результатами соревнований заключается в оценке эффективности выступления в соревнованиях в определенном (чаще всего годичном) цикле подготовки. Динамика показателей соревновательной деятельности в цикле тренировки часто используется как критерий, позволяющий оценить состояние спортивной формы спортсмена. Так, например, некоторые специалисты считают, что спортсмен находится в состоянии спортивной формы до тех пор, пока колебания его результатов в соревнованиях лежат в зоне 2-3%. Эти значения во многом зависят от особенностей спортивной дисциплины. 
 Измерение и оценка эффективности соревновательной деятельности. Современная измерительная и вычислительная техника позволяет регистрировать десятки различных показателей соревновательного упражнения и соревновательной деятельности. Так, например, в таком простом упражнении, как бег на 100 м, можно измерить время реакции спринтера, время достижения им максимальной скорости, время ее удержания и падения, длину и частоту шагов на различных участках дистанции, время опоры и полета горизонтальную и вертикальную составляющие усилий, колебания общего центра масс тела, углы в суставах в различных фазах опорного и полетного периодов и т.д. Зарегистрировать их все, а потом проанализировать, сопоставляя с критериями тренировочной деятельности и показателями, характеризующими подготовленность спортсменов, тренеру просто невозможно. Поэтому необходимо выбрать из множества показателей соревновательного упражнения только информативные, которые и должны измеряться в ходе контроля.

Контроль за тренировочными воздействиями заключается в систематической регистрации количественных значений характеристик тренировочных упражнений, выполняемых спортсменом. Одни и те же показатели используются как для контроля, так и для планирования нагрузок. 
Основными показателями объема нагрузки являются количество тренировочных дней; количество тренировочных занятий; время, затраченное на тренировочную и соревновательную деятельность; количество, километраж специализированных упражнений. 
Показателями интенсивности нагрузки являются концентрация упражнений во времени, скорость, мощность выполнения упражнений. 
В процессе контроля нагрузки суммируют объем специализированных упражнений; объем упражнений, выполняемых в отдельных зонах интенсивности (мощности); объем упражнений, направленных на совершенствование общей и специальной физической, технической и тактической подготовленности; объем упражнений восстановительного характера, выполненных в микроциклах, помесячно и в годичном цикле. Сравнение этих показателей с динамикой спортивных результатов позволяет тренеру выявить рациональные соотношения между отдельными типами тренировочных нагрузок, сроки достижения высших результатов после их пиковых значений, период запаздывающей трансформации тренировочных нагрузок в высокие спортивные результаты. 
  Контроль за состоянием подготовленности спортсмена 
Оценка состояния подготовленности спортсмена проводится в ходе тестирования или в процессе соревнований и предусматривает: 
- оценку специальной физической подготовленности; 
- оценку технико-тактической подготовленности; 
- оценку психологического состояния и поведения на соревнованиях. 
Оценка состояния здоровья и основных функциональных систем проводится, как правило, медико-биологическими методами специалистами в области физиологии, биохимии и спортивной медицины. Методология этого контроля приводится в специальных учебниках. 
Оценка специальной физической подготовленности складывается из отдельных оценок уровня основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости и гибкости. При этом основное внимание уделяется ведущим для данной спортивной дисциплины физическим качествам или отдельным способностям, составляющим эти обобщенные понятия. 
 Оценка технической подготовленности. Контроль за технической подготовленностью заключается в оценке количественной и качественной сторон техники действий спортсмена при выполнении соревновательных и тренировочных упражнений. 
Контроль техники осуществляют визуально и инструментально. Критериями технического мастерства спортсмена являются объем техники, разносторонность техники и эффективность. 
Объем техники определяется общим числом действий, которые выполняет спортсмен на тренировочных занятиях и соревнованиях. Его контролируют, подсчитывая эти действия. 
Разносторонность техники определяется степенью разнообразия двигательных действий, которыми владеет спортсмен и использует их в соревновательной деятельности. Контролируют число разнообразных действий, соотношение приемов, выполненных в правую и левую сторону (в играх), атакующих и оборонительных действий и др. 
Эффективность техники определяется по степени ее близости к индивидуально оптимальному варианту. Эффективная техника - та, которая обеспечивает достижение максимально возможного результата в рамках данного движения. 
Спортивный результат - важный, но не единственный критерий эффективности техники. Методы оценки эффективности техники основаны на реализации двигательного потенциала спортсмена. 
В циклических видах спорта особенно важны показатели экономичности техники, так как отмечается вполне четкая закономерность - обратно пропорциональная зависимость между уровнем технического мастерства и величиной усилий, физических затрат на единицу показателя спортивного результата (метра пути). 
 Оценка тактической подготовленности. Контроль за тактической подготовленностью заключается в оценке целесообразности Действий спортсмена (команды), направленных на достижение Успеха в соревнованиях. Он предусматривает контроль за тактическим мышлением, за тактическими действиями (объем тактических приемов, их разносторонность и эффективность использования). 
Обычно контроль тактической подготовленности совпадает с контролем соревновательной деятельности. 
  Контроль за факторами внешней среды 
Для того, чтобы принять правильное решение по итогам комплексного контроля, необходимо учитывать условия, в которых проходила соревновательная деятельность, а также выполнение контрольных нормативов в тренировочной деятельности. Кроме того, само выполнение тренировочных программ часто зависит от состояния и условий внешней среды. 
В практике часто случается, что уровень подготовленности спортсмена бывает достаточно высок, а факторы внешней среды не позволили ему (команде) показать высокие результаты. 
К таким факторам относятся: 
- климат конкретной географической местности и степень адаптации к этим условиям (температура и влажность окружающей среды, интенсивность солнечной радиации, направление ветра, атмосферное давление); 
- состояние спортивного сооружения или соревновательных трасс (их покрытие, освещенность, размеры, микроклимат, условия скольжения на льду или снегу); 
- качество спортивного инвентаря и оборудования, защитных сооружений; 
- поведение зрителей (фактор своего и чужого поля); 
- социально-психологическая обстановка в местах размещения спортсменов; 
- объективность судейства; 
-продолжительность переездов, условий размещения, питания и отдыха спортсменов. 
Только оценив влияние этих внешних факторов на ход соревновательной и тренировочной деятельности, можно составить полное представление об уровне подготовленности спортсмена. 
              Учет в процессе спортивной тренировки 
Важное значение имеет эффективная система учета в процессе спортивной тренировки. Учет показателей спортивной тренировок дает возможность тренеру проверить правильность подбора и использования средств, методов и форм осуществления процесса спортивной подготовки, выявить более эффективный путь к повышению спортивного мастерства. Он позволяет следить за уровнями различных сторон подготовленности спортсменов, динамикой спортивных результатов, физическим развитием, состоянием здоровья и т.д. Анализ данных учета дает возможность не только контролировать, но и активно вмешиваясь в учебно-тренировочный процесс, совершенствовать его. Учету подлежат все стороны тренировочного процесса. 
Учет показателей спортивной тренировки осуществляется в следующих формах. 

Этапный учет осуществляется в начале и конце какого-либо этапа, периода, годичного цикла. В первом случае он называется предварительным, во втором - заключительным (итоговым).

 

Предварительный учет позволяет определить исходный уровень подготовленности спортсмена или группы спортсменов. Данные итогового учета при сопоставлении их с результатами предварительного учета позволяют оценить эффективность учебно-тренировочного процесса и внести коррективы в последующий план тренировки.

Текущий учет проводится непрерывно в процессе отдельных тренировочных занятий, в микро- и мезоциклах тренировки. Он предусматривает фиксацию средств, методов, величин тренировочных и соревновательных нагрузок, оценку состояния здоровья и подготовленности спортсмена.

Оперативный учет является разновидностью текущего. Данные оперативного учета позволяют получить нужную информацию об изменениях в состоянии занимающихся, условиях, содержании и характере тренировки во время проведения занятия. Эти сведения необходимы для успешного управления тренировочным процессом в ходе одного занятия.

Основными документами учета  в спортивной школе являются журнал учета занятий, дневник тренировки, журнал учета спортсменов-разрядников, инструкторов-общественников, судей по спорту, таблица рекордов спортивной школы, протоколы соревнований, личные карточки и врачебно-контрольные карты занимающихся. 
Журнал учета занятий - один из главных документов учета. Для всех отделений спортивных школ он должен иметь единую форму. Каждый учащийся спортивной школы обязан вести дневник тренировки, в котором фиксируются дата, время и продолжительность занятия; его содержание, дозировка тренировочной нагрузки; спортивные результаты, показанные на соревнованиях. В дневнике записывается, как соблюдаются режим, восстановительные мероприятия. В дневник вносятся результаты выполнения контрольных испытаний (тестов). Данные врачебного контроля позволяют судить о динамике тренированности и оценивать, как воздействует применяемая система тренировки на здоровье спортсменов. 
В дневнике спортсмена должны быть следующие разделы: Индивидуальный план тренировки, содержание учебно-тренировочного процесса, результаты участия в соревнованиях, результаты контрольных испытаний, данные врачебных обследований, отчет о тренировке за определенный период времени.

 

3. Тренировочные нагрузки в летнем полиатлоне, их оценка и контроль

 

Надо ли говорить о важной роли контроля за ходом подготовки многоборцев и учета всех получаемых показателей. Без этого невозможен анализ оценки и выработки новых решений.

Для контроля и учета используются следующие взаимосвязанные формы:

1. Педагогический контроль  и учет.

2. Дневник и ежедневный  самоконтроль спортсмена.

3. Медицинский и научный  контроль.

Для эффективного управления процессом подготовки полиатлонистов чрезвычайно важны регулярный контроль за состоянием спортсменов, их работоспособностью, ходом восстановления, переносимости нагрузки, адаптационных возможностей, приведением к высшей спортивной форме.

Для этого вы должны проводить  три вида контроля:

1) оперативный или текущий  (ежедневно, 2—3 раза в день, 3—5  раз в неделю), состоящий из  нескольких простых тестов, упражнений, приборных измерений, позволяющих  увидеть требуемую динамику;

2) этапный (раз в 1—3  месяца) в конце этапа или периода  и включающий в себя комплексное  обследование многих сторон подготовленности  спортсмена, чтобы оценить происшедшие  изменения под влиянием проведенной  тренировки, выявить ее эффективность,  определить сильные и слабые места в состоянии и работоспособности атлета. Особенно важен этапный контроль для оценки хода адаптационных изменений и восстановительных процессов;

3) итоговый (в конце большого цикла подготовки), состоящий из этапного комплекса обследования с добавлением медицинских методов для всесторонней оценки состояния здоровья спортсменов.

Для всех видов контроля выбираются средства и методы из указанных  далее, которые соответствуют специфическим  требованиям летнего полиатлона, подготовленности многоборца и наиболее показательны для оценки состояния  и работоспособности спортсмена.

Педагогический  контроль и учет

Учет процесса тренировки и запись данных контроля осуществляются у спортсменов в дневнике, а  тренером — в специальном журнале. Фактическое выполнение плана тренировки фиксируется в месячной программе  и затем постепенно переносится  в годичный план (важно видеть общую  картину выполнения плана).

Контроль за ходом подготовки спортсменов осуществляется в следующих направлениях:

А. Фиксация фактического выполнения индивидуальной программы по объему, интенсивности, планированию и другим частям тренировочного процесса.

Б. Ежедневное определение  состояния спортсмена, его работоспособности, переносимости нагрузок, восстановления, настроения, желания тренироваться, поведения и др. Осуществляется это путем опроса учеников и на основе данных самоконтроля спортсмена, а также ваших наблюдений за ходом тренировки и ее результативности, сопоставления уровней работоспособности в одном и том же упражнение ежедневно и в разные дни и т. д.

В. Измерение уровня компонентов  подготовленности (силы, быстроты, выносливости, гибкости, меткости и многих других) путем контрольных упражнений, подобранных применительно к особенностям вида спорта. Это прежде всего выполнение соревновательного упражнения или части его, а также специальных упражнений. Показатели их очень конкретны и убедительны. Вот, например, результаты в контрольных упражнениях у толкателей ядра высшего класса: прыжок в длину с места — 3,40—3,50 м, тройной прыжок с места — 10,30—10,40 м, прыжок вверх с места — 95—110 см, взятие штанги на грудь — 180—190 кг, бросок ядра двумя руками назад через голову — 22—23 м, приседания со штангой — 240—280 кг 5 раз, жим штанги лежа — 230—240 кг.

Чтобы раскрыть сильные и  слабые стороны подготовленности спортсмена, надо увидеть уровни различных ее компонентов. Это можно получить с помощью контрольных упражнений и тестов. Для этого необходимо проводить прикидку по ряду контрольных  упражнений, результаты которых могли  бы характеризовать общую и специальную  физическую подготовленность, в том  числе мышечную силу, быстроту движений, выносливость, гибкость и др. Здесь  в наибольшей мере могут быть использованы упражнения ОФП и специальные, применяющиеся  для развития физических качеств. Необходимо лишь, чтобы упражнения могли измеряться.

Важно учесть, что эти  измерения надо производить всегда в одни и те же часы, поскольку  уровень работоспособности на протяжении дня, как вы знаете, заметно изменяется.

Особо важную роль играют показатели силы, быстроты, выносливости, гибкости, а в ряде видов спорта еще ловкости, меткости и выразительности движений. Для этого рекомендуют провести прикидки по ряду указанных ниже простейших упражнений, не требующих предварительного обучения. В большинстве видов  спорта необходимо выполнять движения очень быстро. Такая «взрывная» способность  нервно-мышечного аппарата в отличие  от других двигательных качеств улучшается тренировкой лишь в небольшой  мере. Вот и выходит, что прежде всего надо определить природную быстроту.

Дайте ученику небольшой  камень, и пусть он постарается  кинуть его как можно дальше, с  любого разбега. Я. Лусис, олимпийский чемпион в метании копья, говорил: «Тому, кто бросит камень на 60 м, я поставлю «удовлетворительно», за бросок на 80 м — «хорошо», а из того, кто кинет на 100 м и дальше, можно за 3—4 года подготовить копьеметателя, способного бороться за олимпийские медали». Но фактически обладающие хорошим броском, значит, и быстротой, могут специализироваться во многих видах спорта, тем более, если телосложение учеников подходит для этих видов.

Информация о работе Характеристика, оценка и контроль тренировочных нагрузок в полиатлоне