Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 05:02, курсовая работа
Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
Значение игры…………………………………………………………………..3
Стадии игры…………………………………………………………………….4
Виды игр………………………………………………………………………...4
Функции игры…………………………………………………………………..6
Особенности развития детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития…………………………………………………………9
Психологические основы игры детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития……………………………………………10
Особенности игровой деятельности у детей с задержкой психического развития………………………………………………………………………...14
Роль игровой деятельности в обучении младших школьников с задержкой психического развития………………………………………………………...16
Вывод…………………………………………………………………………...20
Литература…………
Дефектологический
факультет
Отделение
дошкольной дефектологии
Игровая
деятельность детей
с ЗПР
Москва,
2011 г.
Оглавление
Значение игры……………………………………………
Стадии игры…………………………………………………
Виды игр…………………………………………………………
Функции игры………………………………………………………………….
Особенности развития
детей младшего школьного возраста
с задержкой психического развития…………………………………………………………
Психологические основы игры детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития……………………………………………10
Особенности игровой
деятельности у детей с задержкой
психического развития…………………………………………………………
Роль игровой
деятельности в обучении младших школьников
с задержкой психического развития……………………………………………………….
Вывод…………………………………………………………………
Литература……………………………………………………
Значение игры
Игра - наиболее
доступный для детей вид
Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Игра - это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдениями, беседами, чтением и другими.
У детей с задержкой психического развития в младшем школьном возрасте игра является основным методом обучения.
Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игра - это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни.
Игра занимает
большое место в системе
Игра имеет
большое образовательное
Все это делает игру важным средством создания направленности ребенка, который начинает складываться еще в дошкольном детстве.
Стадии
игры
В развитии игровой
деятельности выделяются 2 основные фазы
или стадии. Для первой стадии (3-5 лет) характерно
воспроизведение логики реальных действий
людей; содержанием игры являются предметные
действия. На второй стадии (5-7 лет) моделируются
реальные отношения между людьми, и содержанием
игры становятся социальные отношения,
общественный смысл деятельности взрослого
человека.
Развитие игровых действий происходит
на протяжении дошкольного детства по
следующим линиям: от игр с развернутой
системой действий и скрытыми за ними
ролями и правилами — к играм со свернутой
системой действий, с ясно выраженными
ролями, но скрытыми правилами — и, наконец,
к играм с открытыми правилами и скрытыми
за ними ролями. У старших дошкольников
ролевая игра смыкается с играми по правилам.
Таким образом, игра изменяется и достигает
к концу дошкольного возраста высокого
уровня развития.
Виды
игры
На границе
раннего и дошкольного детства
возникают первые виды детских игр.
Это уже известная нам
В другой раз дочь Ж.Пиаже, зайдя на кухню,
была потрясена видом ощипанной утки,
оставленной на столе. Вечером девочку
находят лежащей на диване. Она не двигается,
молчит, не отвечает на вопросы, затем
раздается ее притушенный голос: «Я —
мертвая утка».
Режиссерская и образно-ролевая игры становятся
источниками сюжетно-ролевой игры, которая
достигает своей развитой формы к середине
дошкольного возраста. Главное в этих
играх не воспроизводство поведения взрослых
в отношении предметного мира, а имитация
определенных отношений между людьми,
в частности — ролевых.
Роли, которые воспроизводятся детьми
в игре,— это или семейные роли (мама, папа,
бабушка, дедушка, сын, дочь и т. п.), или
воспитательные (няня, воспитательница
в детском саду), или профессиональные
(врач, командир, пилот), или сказочные
(козлик, волк, заяц, змей). Исполнителями
ролей в игре могут быть взрослые или дети,
или заменяющие их игрушки, например куклы.
Позже из сюжетно-ролевой игры выделяются
игры с правилами. В таких играх взаимоотношения
участников игры строятся на определенных
правилах, дети строго следят за их соблюдением
и сами стараются им следовать. В играх
с правилами роль отходит на второй план
и главным оказывается четкое выполнение
правил игры; обычно здесь появляется
соревновательный мотив, личный или командный
выигрыш. Это — большинство подвижных,
спортивных и печатных игр.
Следует отметить, что возникновение новых
видов игры не отменяет полностью старых,
уже освоенных, — все они сохраняются
и продолжают совершенствоваться.
В особый класс выделяются игры-соревнования,
в которых наиболее привлекательным моментом
для детей становится выигрыш. Предполагается,
что именно в таких играх формируется
и закрепляется у детей дошкольного возраста
мотивация достижения успеха.
В старшем дошкольном возрасте конструкторская
игра начинает превращаться в трудовую
деятельность, в ходе которой ребенок
конструирует, создает, строит что-то полезное,
нужное в быту. В таких играх дети усваивают
элементарные трудовые умения и навыки,
познают физические свойства предметов,
у них активно развивается практическое
мышление. В игре ребенок научается пользоваться
многими инструментами и предметами домашнего
обихода. У него появляется и развивается
способность планировать свои действия,
совершенствуются ручные движения и умственные
операции, воображение и представления
Функции игры
Игра — ведущая деятельность в дошкольном
возрасте, она оказывает значительное
влияние на развитие ребенка. Прежде всего,
в игре дети учатся полноценному общению
друг с другом. Младшие дошкольники еще
не умеют по-настоящему общаться со сверстниками.
Вот как, например, в младшей группе детского
сада проходит игра в железную дорогу.
Воспитательница помогает детям составить
длинный ряд стульев, и пассажиры занимают
свои места. Два мальчика, которым захотелось
быть машинистом, усаживаются на крайние
стулья с двух концов «поезда», гудят,
пыхтят и «ведут» поезд в разные стороны.
Ни машинистов, ни пассажиров эта ситуация
не смущает и не вызывает желания что-то
обсудить. По выражению Д.Б. Эльконина,
младшие дошкольники «играют рядом, а
не вместе».
Постепенно общение между детьми становится
более интенсивным и продуктивным. В среднем
и старшем дошкольном возрасте дети, несмотря
на присущий им эгоцентризм, договариваются
друг с другом, предварительно или в процессе
самой игры распределяя роли. Обсуждение
вопросов, связанных с ролями и контролем
за выполнением правил игры, становится
возможным благодаря включению детей
в общую деятельность.
Дети общаются в процессе игры. Если по
какой-то причине распадается совместная
игра, разлаживается и процесс общения.
В эксперименте Курта Левина группу детей-дошкольников
приводили в комнату с «некомплектными»
игрушками (у телефона не хватало трубки,
для лодки не было бассейна и т.п.). Несмотря
на эти недостатки, дети с удовольствием
играли, общаясь друг с другом. На второй
день, когда дети зашли в ту же комнату,
оказалась открытой дверь в соседнее помещение,
где лежали полные наборы игрушек. Открытая
дверь была затянута сеткой. Имея перед
глазами притягательную и недостижимую
цель, дети разбрелись по комнате. Кто-то
тряс сетку, кто-то лежал на полу, созерцая
потолок, многие со злостью разбрасывали
старые, ненужные уже игрушки. В состоянии
фрустрации разрушились как игровая деятельность,
так и общение детей друг с другом.
Игра способствует становлению не только
общения со сверстниками, но и произвольного
поведения ребенка. Произвольность поведения
проявляется первоначально в подчинении
игровым правилам, а затем и в других видах
деятельности.
Для возникновения произвольности поведения
необходим образец поведения, которому
следует ребенок, и контроль за соблюдением
правил. В игре образцом служит образ другого
человека, чье поведение копирует ребенок.
Самоконтроль только появляется к концу
дошкольного возраста, поэтому первоначально
ребенку нужен внешний контроль — со стороны
его товарищей по игре. Дети контролируют
сначала друг друга, а потом — каждый самого
себя. Внешний контроль постепенно выпадает
из процесса управления поведением, и
образ начинает регулировать поведение
ребенка непосредственно.
Перенос механизма произвольности в неигровые
ситуации в этот период еще затруднен.
То, что относительно легко удается ребенку
в игре, гораздо хуже получается при соответствующих
требованиях взрослых. Например, играя,
дошкольник может долго стоять в позе
часового, но ему трудно выполнить аналогичное
задание стоять прямо и не двигаться, данное
экспериментатором.
В игре развивается мотивационно-потребностная
сфера ребенка. Возникают новые мотивы
деятельности и связанные с ними цели.
Кроме того, игра облегчает переход от
мотивов, имеющих форму аффективно окрашенных
непосредственных желаний, к мотивам-намерениям,
стоящим на грани сознательности. В игре
со сверстниками ребенку легче отрешиться
от своих мимолетных желаний. Его поведение
контролируется другими детьми, он обязан
следовать определенным правилам, вытекающим
из его роли, и не имеет права ни изменить
общий рисунок роли, ни отвлечься от игры
на что-то постороннее.
Игра способствует развитию познавательной
сферы ребенка. В развитой ролевой игре
с ее замысловатыми сюжетами и сложными
ролями, у детей формируется творческое
воображение. В игре преодолевается так
называемый познавательный эгоцентризм.
Чтобы пояснить последнее, воспользуемся
примером Ж. Пиаже. Пиаже спрашивал ребенка
дошкольного возраста: «Есть у тебя братья?»
— «Да, Артур», — отвечал мальчик. — «А
у него есть брат?» — «Нет». — «А сколько
у вас братьев в семье?» — «Двое» — «Ты
его брат?» — «Да». — «Тогда у него есть
брат?» — «Нет». Как видно из этого диалога,
ребенок не может встать на другую позицию,
в данном случае — принять точку зрения
своего брата. Но если ту же задачу разыграть
с помощью кукол, он приходит к правильным
выводам.
Вообще в игре коренным образом изменяется
позиция ребенка. Играя, он приобретает
возможность смены одной позиции на другую,
координации разных точек зрения.
Особенности развития детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Задержка психического развития (ЗПР) - это пограничная форма интеллектуальной недостаточности, личностная незрелость, негрубое нарушение познавательной сферы, синдром временного отставания психики в целом или отдельных её функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых). Это не клиническая форма, а замедленный темп развития. ЗПР проявляется в несоответствии интеллектуальных возможностей ребёнка его возрасту. Эти дети не готовы к началу школьного обучения по своим знаниям и навыкам, личностной незрелости, поведению. ЗПР поддаётся коррекции, при обучении и воспитании ребёнка в специальном коррекционном классе. Характерные особенности детей ЗПР: - Снижение работоспособности; - Повышенная истощаемость; - Неустойчивое внимание; - Недостаточность произвольной памяти; - Отставание в развитии мышления; - Дефекты звукопроизношения; - Своеобразное поведение; - Бедный словарный запас слов; - Низкий навык самоконтроля; - Незрелость эмоционально-волевой сферы; - Ограниченный запас общих сведений и представлений; - Слабая техника чтения; - Трудности в счёте и решении задач по математике. Под термином «задержка психического развития» понимается отставание в психическом развитии, которое с одной стороны, требует специального коррекционного подхода к обучению ребенка, с другой - дает (как правило, при наличии этого специального подхода) возможность обучения ребенка по общей программе усвоения им государственного стандарта школьных знаний. Проявления задержки психического развития включают в себя и замедленное эмоционально-волевое созревание в виде того или иного варианта инфантилизма, и недостаточность, задержку развития познавательной деятельности, при этом проявления этого состояния могут быть разнообразные.
Ребенок с задержкой психического развития как бы соответствует по своему психическому развитию более младшему возрасту, однако это соответствие является только внешним. Тщательное психическое исследование показывает специфические особенности его психической деятельности, в основе которой лежит чаще всего негрубая органическая недостаточность тех мозговых систем, которые отвечают за обучаемость ребенка, за возможности его адаптации к условиям школы.
Его недостаточность проявляется, прежде всего, в низкой познавательной активности ребенка, которое обнаруживается обычно во всех сферах его психической деятельности. Такой ребенок менее любознателен, но как бы «не слышит» или «не видит» многого в окружающем его мире, не стремится понять, осмыслить происходящие вокруг него явления и события. Это обуславливается особенностями его восприятия, внимания, мышления, памяти, эмоционально-волевой сферы. Основной причиной отставания являются слабовыраженные органические повреждения головного мозга, врожденные или возникшие во внутриутробном, при родовом или в раннем периоде жизни ребенка, а в некоторых случаях и генетически обусловленная недостаточность центральной нервной системы и её основного отдела - головного мозга; интоксикации, инфекции, обменно-трофические расстройства, травмы и т.п., которые ведут к негрубым нарушениям темпа развития мозговых механизмов или вызывают легкие церебральные органические повреждения. Неблагоприятные социальные факторы, включая неблагополучные условия воспитания, дефицит информации и т.п., усугубляют отставания в развитии, но не представляют собой единственную или хотя бы основную его причину.
Задержка психического развития является одной из наиболее распространённых форм психической патологии детского возраста. Чаще она выявляется с началом обучения ребенка в подготовительной группе детского сада или в школе, особенно в возрасте 7-10 лет, так как этот возрастной период обеспечивает большие диагностические возможности.
Психологические основы игры детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Детство неотделимо
от игры. Чем больше детства в
культуре, тем важнее игра для общества.
Задолго до того, как игра стала
предметом научных
Понятие «игра», как и любой сложный феномен человеческого существования, не может быть четко определенно или выражено через другие понятия. Несмотря на то, что существует несколько родственных игре видов деятельности - например, «отдых» или «развлечение» - игра вряд ли определима через их комбинацию, так же как и через очевидную противоположность - «работу». Возникая на границе раннего детства и дошкольного возраста, игра интенсивно развивается и достигает в дошкольном возрасте своего высшего уровня. Изучение развития ролевой игры интересно в двояком отношении: во-первых, при таком исследовании глубже раскрывается сущность игры; во-вторых, раскрытие взаимосвязи отдельных структурных компонентов игры в их развитии может помочь в педагогическом руководстве, в формировании этой важнейшей деятельности ребенка.
В результате многолетних наблюдений, специальных педагогических исследований и изучения опыта руководства накоплены данные об особенностях игр детей разных возрастных групп. Эти особенности, выделены педагогами-исследователями, носят комплексный характер и могут служить отправными ориентирами в исследовании развития ролевой игры. Мы не будем подробно излагать полученные в педагогических наблюдениях данные и анализировать их. Приведем лишь несколько примеров обобщения этих данных.