Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 06:18, курсовая работа
Целью курсовой работы является всестороннее изучение и раскрытие темы использование методов самоконтроля в коррекции самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Исходя из поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Дать представление о самоконтроле.
2. Рассмотреть какие бывают показатели самоконтроля.
3. Рассказать: что такое дневник самоконтроля и для чего он используется.
4. Рассмотреть специфику самоконтроля во время занятий физическими упражнениями.
5. Сделать обобщающие выводы по проделанной работе.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………..…………………………………3
1 ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О САМОКОНТРОЛЕ………………………………………5
2 ПОКАЗАТЕЛИ САМОКОНТРОЛЯ И КОНТРОЛЬ ЗА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬЮ……………………………………………………………6
2.1 Субъективные и объективные показатели самоконтроля……..…………………6
2.2 Контроль за физической подготовленностью……..……………………………10
3 ДНЕВНИК САМОКОНТРОЛЯ………………………………………………….14
4 КОРРЕКЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ С ПОМОЩЬЮ САМОКОНТРОЛЯ…………………………………………………………………..18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………..……………………………………..………….…..….22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………23
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………24
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «Физическая культура»
на тему:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ
САМОКОНТРОЛЯ В КОРРЕКЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ
ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ
Хабаровск 2011
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………..…………
1 ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О САМОКОНТРОЛЕ………………………………………5
2 ПОКАЗАТЕЛИ
САМОКОНТРОЛЯ И КОНТРОЛЬ ЗА ФИЗИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВЛЕННОСТЬЮ…………………………………
2.1 Субъективные и объективные показатели самоконтроля……..…………………6
2.2 Контроль за физической
подготовленностью……..………………………
3 ДНЕВНИК САМОКОНТРОЛЯ………………………………………………
4 КОРРЕКЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ
ЗАНЯТИЙ С ПОМОЩЬЮ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………..…………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………23
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
Актуальность темы. Главным принципом физического воспитания является его оздоровительная направленность, что обеспечивается всем содержанием и организацией работы по физическому воспитанию, в частности обязательностью врачебного контроля и самоконтроля.
Актуальность данной тематики обусловлена
тем, что наряду с широким развитием
и дальнейшим совершенствованием организованных
форм занятий физической культурой,
решающее значение имеют самостоятельные
занятия физическими
Анализ изученных источников и литературы. В процессе выполнения работы особое внимание было уделено работам Ильинича, В. И. Физическая культура студента 2003 г., Виленского, М. Я. Физическая культура для студентов 2007 г., Рейзина, В. М. Физическая культура в жизни студента 2001 г. и других исследователей, которые проводили исследования в области изучения педагогического и врачебного контроля и самоконтроля в процессе физического воспитания.
Цель работы. Целью кукрсовой работы является всестороннее изучение и раскрытие темы использование методов самоконтроля в коррекции самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Исходя из поставленной цели были определены следующие задачи:
Объект исследования – особенности контроля и самоконтроля в процессе физического воспитания.
Предмет исследования - контроль и самоконтроль в процессе физического воспитания.
1 ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О САМОКОНТРОЛЕ
Самоконтроль — регулярные наблюдения за состоянием своего здоровья, физическим развитием и физической подготовкой и их изменениями под влиянием регулярных занятий упражнениями и спортом.
Задачи самоконтроля:
Самоконтроль позволяет
Цель самоконтроля — самостоятельные регулярные наблюдения простыми и доступными способами за физическим развитием, состоянием своего организма, влиянием на него физических упражнений или конкретного вида спорта. Чтобы самоконтроль был эффективным, необходимо иметь представление об энергетических затратах организма при нервно-психических и мышечных напряжениях, возникающих при выполнении учебной деятельности в сочетании с систематической нагрузкой, важно знать временные интервалы отдыха и восстановления умственной и физической работоспособности, а также приемы, средства и методы, с помощью которых можно эффективнее восстанавливать функциональные возможности организма.
Самоконтроль необходимо вести во все периоды тренировки и даже во время отдыха. Самоконтроль имеет не только воспитательное значение, но и приучает более сознательно относиться к занятиям, соблюдать правила личной и общественной гигиены, режима учебы, труда, быта и отдыха. Результаты самоконтроля должны регулярно регистрироваться в специальном дневнике самоконтроля.
2 ПОКАЗАТЕЛИ САМОКОНТРОЛЯ И КОНТРОЛЬ ЗА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬЮ
2.1 Субъективные и объективные показатели самоконтроля
Самоконтроль необходим для
того, чтобы занятия оказывали
тренирующий эффект и не вызывали
нарушения в состоянии
Субъективные показатели самоконтроля:
Очень существенный показатель, отражающий психическое состояние занимающихся физическими упражнениями. Занятия всегда должны доставлять удовольствие. Настроение можно считать хорошим, когда человек уверен в себе, спокоен, жизнерадостен; удовлетворительным - при неустойчивом эмоциональном состоянии и неудовлетворительным, когда человек расстроен, растерян, подавлен.
Является одним из важных показателей оценки физического состояния, влияния физических упражнений на организм. У занимающихся плохое самочувствие, как правило, бывает при заболеваниях или при несоответствии функциональных возможностей организма уровню выполняемой физической нагрузки. Самочувствие может быть хорошее (ощущение силы и бодрости, желание заниматься), удовлетворительным (вялость, упадок сил), неудовлетворительное (заметная слабость, утомление, головные боли, повышение ЧСС и артериального давления в покое и др.).
Утомление - это
физиологическое состояние
Внешние признаки утомления при занятиях физическими упражнениями (по Н.Б. Танбиану)
Признак усталости |
Степень утомляемости | ||
небольшая |
значительная |
резкая (большая) | |
Окраска кожи |
Небольшое покраснение |
Значительное покраснение |
Резкое покраснение или побледнение, синюшность |
Потливость |
Небольшая |
Большая (плечевой пояс) |
Очень большая (все туловище), появление соли на висках, на рубашке, майке |
Движение |
Быстрая походка |
Неуверенный шаг, покачивание |
Резкие покачивания, отставание при ходьбе, беге, в альпинистских походах |
Внимание |
Хорошее, безошибочное выполнение указаний |
Неточность в выполнении команды, ошибки при перемене направлений |
Замедленное выполнение команд, воспринимаются только громкие команды |
Самочувствие |
Никаких жалоб |
Жалобы на усталость, боли в ногах, одышку, сердцебиение |
Жалобы на усталость, боли в ногах, одышку, головную боль, "жжение" в груди, тошноту |
Наиболее эффективным средством восстановления работоспособности организма после занятий физическими упражнениями является сон. Сон имеет решающее значение для восстановления нервной системы. Сон глубокий, крепкий, наступающий сразу - вызывает чувство бодрости, прилив сил. При характеристике сна отмечается продолжительность и глубина сна, его нарушения (трудное засыпание, беспокойный сон, бессонница, недосыпание и т.д.).
Чем больше человек двигается, занимается физическими упражнениями, тем лучше он должен питаться, так как потребность организма в энергетических веществах увеличивается. Аппетит, как известно, неустойчив, он легко нарушается при недомоганиях и болезнях, при переутомлении. При большой интенсивной нагрузке аппетит может резко снизиться.
Оценивается как повышенная,
нормальная и пониженная. При правильной
организации учебно-
Является важным показателем, оценивающим адекватность физических нагрузок функциональным возможностям занимающегося.
Объективные показатели самоконтроля:
В настоящее время ЧСС
рассматривается одним из главных
и самых доступных показателей,
характеризующих состояние
Дыхание в покое должно быть ритмичным и глубоким. В норме частота дыхания у взрослого человека 14-18 раз в минуту. При нагрузке увеличивается в 2-2,5 раза. Важным показателем функции дыхания является жизненная емкость легких (ЖЕЛ) - объем воздуха, полученный при максимальном выдохе, сделанном после максимального вдоха. В норме у женщин 2, 5 - 4 л, у мужчин = 3, 5-5 л.
Для определения нормального веса используются различные весо - ростовые индексы. В практике широко используют индекс Брока.
Нормальный вес тела для людей ростом:
от 155 до 165 см = длина тела-100
165- 175 см = длина тела-105
175 и выше см = длина тела -110
Систолическое давление (макс) - это давление в период систолы (сокращения) сердца, когда оно достигает наибольшей величины на протяжении сердечного цикла.
Диастолическое давление (мин) - определяется к концу диастолы (расслабления) сердца, когда оно на протяжении сердечного цикла достигает минимальной величины.
Нормальные величины артериального давления (систолического и диастолического) определяются по следующим формулам:
мужчины: АДСИСТ= 109 + 0,5 х возраст + 0,1 х масса тела АДдиасг = 74 + 0,1 х возраст + 0,15 х масса тела
женщины: АДсИСТ= 102 + 0,7 х возраст + 0,15 х масса тела АДдиаст = 78 + 0,17 х возраст + 0,1 х масса тела
2.2 Контроль за физической подготовленностью
Контроль за мышечной силой осуществляется с помощью ручного и станового динамометра. У средне физически подготовленных мужчин сила сильнейшей руки находится в пределах от 35 до 55 кг, другой руки - от 30 до 45 кг. У женщин соответственно - от 25 до 35 кг и от 20 до 30 кг. У физически тренированных мужчин она может достигать 100 кг и более, у женщин - 75 кг и более.
Становую силу рекомендуется измерять только у мужчин. Средними показателями являются 140-160 кг, при систематической тренировке она может достигать 175 кг и более.
Также для оценки можно использовать силовые индексы, которые получаются делением показателей силы на вес и выражаются в процентах
Силовой индекс = * 100 %
Средними величинами
силы кисти у мужчин считаются 70-75%
веса, у женщин - 50-60%; для становой
силы у мужчин - 200-220%, у женщин -135-150%.
У физически тренированных