Исследование развития ловкости на занятиях по волейболу у подростков 12-13 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 16:18, курсовая работа

Описание

Актуальность. Волейбол, как спортивная игра, характеризуется очень высокой, по сравнению с другими видами спорта, эмоциональной и интеллектуальной насыщенностью. Психологические особенности деятельности волейболистов определяются правилами игры, характером игровых действий, объективными особенностями соревновательной борьбы.
Физическое усовершенствование возможно только при условии учета анатомо-физиологических особенностей детского организма и построенной на этой основе системы использования способов, форм и методов физического воспитания.

Содержание

Введение
Глава 1 Психомоторные способности юного спортсмена
1.1 Понятие психомоторных способностей
1.2 Особенности развития ловкости на занятиях по волейболу юных спортсменов
1.3 Характерные черты ловкости волейболистов
1.4 Условия развития ловкости юных волейболистов
Глава 2 Исследовать уровень развития ловкости у волейболистов 12-13 лет
2.1 эмпирическая база исследования
2.2 Констатирующий эксперимент
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работ1.doc

— 850.50 Кб (Скачать документ)

Диагностика психомоторных  способностей невозможна без качественного  и количественного изучения структуры  психомоторных способностей и их задатков. Классификация психомоторных способностей и их компонентов должна исходить из психологического и двигательного анализа конкретной двигательной или спортивной деятельности8.

Представляет особый интерес изучить психомоторные  особенности на модели высокоодаренных в двигательном плане людей – выдающихся спортсменов, мастеров спорта международного класса, и сравнить их структуру способностей со структурой школьников, занимающихся и не занимающихся спортом.

На рисунке 1 изображена схема структуры психомоторных способностей по В.П. Озерову, которая предусматривает пять уровней их строения.

Уровень V схемы выражает универсальное развитие нескольких психомоторных способностей. IV уровень предусматривает общие компоненты, а именно: психический и моторный компоненты. III уровень включает в себя групповые компоненты: психический, сенсорный, моторный и энергетический. На II уровне групповые компоненты расчленяются на специальные компоненты, которые включают, в частности, в психический компонент: мышление, память, внимание и волевое усилие; в сенсорный: различительную чувствительность движений и двигательную память, а также быстроту реагирования и координацию движений. Моторный компонент, в свою очередь, включает быстроту реагирования, координацию движений и работоспособность мышечной системы. Энергетический компонент: работоспособность сердечно-сосудистой, мышечной и дыхательной систем. I уровень включает широкий арсенал психофизиологических задатков, каждый из которых может входить в состав разных специальных компонентов.

История развития человечества накопила массу примеров весьма раннего  развития психомоторных способностей у выдающихся людей, занятых различными видами труда и спорта. Так, например, выдающийся мыслитель и ученый древности  Авиценна обладал феноменальной памятью. Будучи учеником школы, он за несколько месяцев выучил наизусть огромную книгу Коран, которую другие заучивали безуспешно в течение нескольких лет, и получил редкое почетное звание хафиза. Абу Али обладал исключительной психомоторной чувствительностью по пространственной переменной. Его соученики, желая удостовериться в психомоторных качествах своего товарища, подложили в его отсутствие под коврик, на котором он сидел, лист бумаги. Через несколько минут он заметил: «То ли потолок опустился, то ли пол поднялся. Но стены стали короче».

Поражала всех чрезвычайная чувствительность рук Авиценны, когда  мальчик с потрясающей точностью  делил человеческий волос на сорок  равных частей.

Любопытно, что встречаются  дети 7 лет, которые при обычном  стоянии показывают столь же малые колебания тела, что и взрослые люди.

По данным И.М. Фрейдберга, в 8 лет латентное время простой  двигательной реакции составляет в  среднем 300 мс, а в 17 лет – 200 мс. Но среди его испытуемых были дети 8-9 лет, у которых латентное время составляло всего 170 мс.

Частота постукивания кистью (теппинг-тест) возрастала с 8 до 17 лет  в среднем от 6,5 до 7,7 раз в 1 с. Вместе с тем отдельные дети в 8-9 лет  развивали стремительный темп –  до 9,4 постукиваний в 1 с.

Поскольку эти дети не занимались спортом и в их жизни не создавались специальные условия для развития данных проявлений двигательных способностей, такие высокие показатели управления движениями следует, очевидно, объяснять их природными способностями, их особой двигательной одаренностью.

Для оценки психомоторных  способностей В.П. Озеров предлагает следующие  психомоторные показатели:

1. Время простой двигательной  реакции (ВДР) характеризует природную  быстроту реагирования и среднее  время реакции испытуемого, точность  самооценки (СО) микровремени своих реакций, наиболее удобный предсигнальный (стартовый) интервал (1,2 или 3 сек).

2. Максимальная сила  кисти (МС), дополненная заданием 30-секундного удержания своего  максимального усилия и самооценкой  (СО) остаточного усилия (ОС), позволяют нам получить показатель психомоторной силовой выносливости (СВ), а также точность самооценки своих мышечных усилий (ЧУ) спортсмена.

3. Максимальный темп (МТ) движений кистью руки в течение  6 сек. говорит нам о природной  быстроте движений, а снижение  среднего темпа (СТ) движений за 30 секунд, дополненное самооценкой (СО) среднего темпа, говорит об уровне чувства темпа (ЧТ) спортсмена.

4. Волевое усилие (ВУ) определяется временем сопротивления  кислородному голоданию, которое  может выдержать спортсмен при  задержке дыхания на вдохе. В конце выполнения теста спортсмен дает самооценку (СО) длительности (в секундах) своего «волевого усилия».

5. Различительная чувствительность  пространства (РЧП) определяется  по количеству построенных возрастающих  ступенек в дозировании амплитуды движения кисти от 0 до 5 сантиметров, с помощью курвиметра (прибор, измеряющий угол отклонения движения). Зрительный контроль испытуемого исключается, поэтому количество ошибочных движений говорит о надежности данного вида чувствительности у спортсмена.

6. Самооценка самочувствия (Сам) в момент тестирования  в пятибалльной шкале (5 – самочувствие  лучше, чем всегда; 4 – хорошее  самочувствие; 3 – недомогание, усталость; 2 – нездоров; 1 – постельно болен).

Разнообразие двигательных способностей, по мнению многих авторов, занимающихся данной проблемой, никак не укладывается в прокрустово ложе из четырех качеств – силы, быстроты, выносливости и ловкости10.

И тем не менее, авторы единодушно выделяют такие основные двигательные характеристики как: время реакции и скорость движений (быстроту), силу, выносливость, ловкость или координационные способности человека и гибкость.

Глава 1. 2 Особенности развития ловкости на занятиях по волейболу юных спортсменов

1.2.1 Характерные черты ловкости волейболистов

Ловкость - это способность  спортсмена быстро овладевать новыми движениями и быстро перестраивать  двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки. В данном случае объектом познания выступают движения и действия, совершаемые  с предельной точностью пространственных, временных и силовых параметров. Среди физических качеств ловкость, с точки зрения психологии, занимает особое положение. Она проявляется только в комплексе с другими физическими качествами. Ловкость - специфическое качество, по-разному проявляющееся в разных видах спорта. Человек может отличаться высокой степенью развития ловкости в гимнастике, но недостаточной для спортивных игр. Ловкость тесно связана с двигательными навыками и потому носит наиболее комплексный характер13.

Следуя общепринятому мнению, ловкость - это, во-первых, способность овладевать сложными двигательными координациями; во-вторых, спортивными движениями и совершенствованием их; в-третьих, в соответствии с меняющейся обстановкой  быстро и рационально перестраивать свои действия.

Как известно, В.М. Зациорский предлагает несколько критериев ловкости, которые  дают возможность количественно  оценить данную способность:

1. Координационная трудность двигательной  задачи.

2. Точность выполнения (соответствие  пространственных, временных и силовых характеристик двигательной задаче).

3. Время освоения (учебное время,  которое требуется спортсмену  для овладения необходимой точностью  движения или исправления его).

В видах спорта, для которых характерна быстрая смена условий деятельности и большая изменчивость действий, важно сократить время между сигналом к выполнению и началом выполнения движения. В быстро изменяющейся обстановке необходима большая ловкость для того, чтобы реагировать быстро, целесообразно и последовательно. Здесь мерой оценки ловкости может служить способность к быстрой адаптации (находчивость).

Ловкость - важная предпосылка к  развитию и совершенствованию спортивной техники и поэтому имеет первостепенное значение в видах спорта, где предъявляются  высокие требования к координации движений. Она играет большую роль в тех видах спорта, в которых необходима способность приспосабливаться к быстро изменяющимся ситуациям в соревнованиях (спортивные игры). Такая ловкость проявляется в целесообразном выборе предварительно приобретенных навыков и сознательном корригировании движений.

Ловкость нужна и при реактивных движениях, когда спортсмену приходится рефлекторно (мгновенно) восстанавливать  нарушенное равновесие (при столкновении, поскользнувшись и т.п.).

В психологии спорта принято разграничивать общую ловкость (проявляемую в многообразных сферах спортивной деятельности) и специальную (способность к освоению и вариативному применению спортивной техники)14.

Ловкость, как отмечалось выше, может  проявляться только в комплексе с другими физическими качествами. В этом заключается одна из основных предпосылок развития ловкости - физические способности человека.

Другой предпосылкой, влияющей на развитие ловкости, является запас  движений. Каждое изучаемое движение частично опирается на старые, уже выработанные координационные сочетания, которые вместе с новыми образуют новый навык. Чем тоньше, точнее и разнообразнее была деятельность двигательного аппарата, тем больше у спортсмена запас условно-рефлекторных связей, тем большим числом двигательных навыков он владеет, легче усваивая новые формы движений, лучше приспосабливаясь к существующим и изменяющимся условиям деятельности, - тем больше его ловкость.

Деятельность анализаторов - третья основная предпосылка для развития ловкости. Наряду с определенной ролью ранее приобретенного двигательного опыта большое значение в развитии и проявлении ловкости играет обработка текущей информации (зрительных, слуховых, кинестетических, тактильных и вестибулярных сигналов). Соответствующая текущая информация воспринимается с помощью анализаторов. Суммарные данные всех анализаторов дают возможность более детально познавать процесс движения, точнее обеспечивая его анализ, чтобы быстрее овладеть им и при необходимости перестраивать его.

Все свидетельствует, как  велика зависимость ловкости от функциональных возможностей центральной нервной  системы. Формирование ловкости в спорте предполагает воспитание следующих  способностей:

1) быстро осваивать сложные по координации двигательные действия;

2) перестраивать двигательную  деятельность в соответствии  с требованиями меняющейся обстановки;

3) четко воспринимать  пространственные, временные и силовые  параметры движения15.

Ловкость это сложное качество, характеризующееся хорошей координацией и высокой точностью движений. Ловкость - это способность быстро овладевать сложными движениям быстро и точно перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки. Ловкость, в известной мере, качество врождённое, однако в процессе тренировки её в значительной степени можно совершенствовать. Критериями ловкости являются:

  • координационная сложность двигательного задания;
  • точность выполнения (временная, пространственная, силовая) задания;
  • время, необходимое для овладевания должным уровнем точности, либо минимальное время от момента изменения обстановки до начала ответного движения.

Различают общую и  специальную ловкость. Между разными  видами ловкости нет достаточно выраженной связи. Вместе с тем ловкость имеет самые многообразные связи с другими физическими качествами, тесно связана с двигательными навыками, содействуя их развитию, они в свою очередь, улучшают ловкость. Двигательные навыки, как известно, приобретаются в первые пять лет жизни (около 30% общего фонда движений)., а к 12 годам - уже 90% движений взросл человека. Уровень мышечной чувствительности, достигнутый в молодые годы, сохраняется дольше, чем способность к усвоению новых движений. Среди факторов, обуславливающих развитие проявление ловкости, большое значение имеют координационные способности.

Ловкость - весьма специфическое  качество. Можно обладать хорошей  ловкостью в играх и недостаточной  в спортивной гимнастике. Поэтому  её целесообразно рассматривать  в связи с особенностями конкретного вида спорта. Ловкость приобретает особенную важность в тех. видах спорта, которые отличаются сложной техникой и непрерывно изменяющимися условиями (спортивные игры)16.

Упражнения для развития ловкости должны включать элементы новизны, должны 6ыть связаны с мгновенным реагированием на внезапно меняющуюся обстановку.

Обычно для развития ловкости применяют повторный и  игровой методы. Интервалы отдыха должны обеспечивать относительно полное восстановление. Наиболее распространенные средства при развитии и совершенствовании ловкости занимают акробатические упражнения, спортивные и подвижные игры. В процессе развития ловкости используются разнообразные методические приёмы:

  • выполнение привычных упражнений из непривычных исходных положений (бросок баскетбольного мяча из положения, сидя);
  • зеркальное выполнение упражнений (боксирование в непривычной стойке);
  • создание непривычных условий выполнения упражнений с применением специальных снарядов и устройств (снаряды различного веса);
  • усложнение условий выполнения обычных упражнений;
  • изменение скорости и темпа движений;
  • изменение пространственных границ выполнения упражнения (уменьшение размеров поля и др.).

Информация о работе Исследование развития ловкости на занятиях по волейболу у подростков 12-13 лет