Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 16:18, курсовая работа
Актуальность. Волейбол, как спортивная игра, характеризуется очень высокой, по сравнению с другими видами спорта, эмоциональной и интеллектуальной насыщенностью. Психологические особенности деятельности волейболистов определяются правилами игры, характером игровых действий, объективными особенностями соревновательной борьбы.
Физическое усовершенствование возможно только при условии учета анатомо-физиологических особенностей детского организма и построенной на этой основе системы использования способов, форм и методов физического воспитания.
Введение
Глава 1 Психомоторные способности юного спортсмена
1.1 Понятие психомоторных способностей
1.2 Особенности развития ловкости на занятиях по волейболу юных спортсменов
1.3 Характерные черты ловкости волейболистов
1.4 Условия развития ловкости юных волейболистов
Глава 2 Исследовать уровень развития ловкости у волейболистов 12-13 лет
2.1 эмпирическая база исследования
2.2 Констатирующий эксперимент
Заключение
Список использованной литературы
Оценка ловкости спортсменов осуществляется главным образом педагогическими методами, исходя из координационной сложности упражнения, точности и времени их выполнения (обычно в первой половине занятий). Эффективность и надёжность выполнения технических приёмов в разных видах спорта в ходе тренировочной и особенно соревновательской деятельности, также могут характеризовать ловкость17.
2.2 Условия
развития ловкости юных
Ловкость – способность управлять своими движениями и быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющийся обстановки. Ловкость в волейболе проявляется при выполнении всех технико-тактических действий и тесно связана с силой, быстротой, выносливостью, гибкостью.
Ловкость в волейболе условно делится на акробатическую (двигательные действия в нападении, при блокировании, при вторых передачах в прыжке) и игровую (умение предвидеть продолжение действия).
Составляющими ловкости волейболиста являются:
Высокая подвижность
нервных процессов при
Уровень развития ловкости
в значительной степени зависит
от того, насколько развита у
В развитии ловкости у
юных волейболистов особенное
Начинается такая подготовка с ее планирования, когда тренер, зная индивидуальные особенности каждого игрока и «характер» своей команды, а также состояние в настоящее время, заранее подбирает средство повышения или понижения психического напряжения последних тренировок при общей тенденции к снижению напряжения в последние дни перед соревнованием. Иногда есть смысл повысить его уровень, сделать своего рода «зарядку», после чего легче стабилизировать психическое состояние игроков, как это нередко делает Н. Карполь.
Особую роль в специальной
психологической подготовке играет
формирование в тренировочном процессе
моральных качеств
В этот период тренер использует вербальные (словесные) психолого-педагогические средства гетерорегуляции (воздействия на спортсмена со стороны).
Среди них выделим следующие:
1. Создание внутренних психических опор. Этот прием применяется в последних тренировочных микроциклах, он наиболее эффективен по отношению к чувствительным, эмоционально реактивным, неуравновешенным спортсменам.
2. Рационализация. Это
универсальное средство
3. Сублимация. Прием заключается
в искусственном вытеснении
4. Десенсибилизация. Моделируются
неблагоприятные психические
5. Деактуализация. Заключается в искусственном занижении силы соперника в предстоящей игре. Выделяют прямую деактуализацию, когда показываются реальные слабости соперника, и косвенную, когда намеренно выделяются те сильные стороны конкретного спортсмена или всей команды, которым сопернику нечего противопоставить19.
Большинство средств психорегуляции на этапе специальной психологической подготовки объединяют в форме так называемой ментальной (умственной) тренировки.
По определению шведского психолога Л.Э. Унестоля, ментальный тренинг представляет собой комплекс средств, включающих:
Итак, развитие ловкости
волейболиста – это совершенствование
координации движений, а главное
– способность быстро перестраивать
двигательную деятельность в соответствии
с постоянно меняющимися
2. Исследование уровня развития ловкости у волейболистов 12-13 лет. 2.1. Эмпирическая база исследования.
Исследование проводилось на базе МОУ СОШ №9, Режевского района с. Липовское, в период с 16.01.12. по 13.02.12. В исследовании принимали участие две группы начинающих волейболистов по десять человек (мальчиков) в каждой группе: контрольная и экспериментальная. В контрольной группе тренер Петровых Л.Е., занятия проводились традиционным методом.
В качестве тестов определяющих уровень развития ловкости были использованы:
Тест№1
«Три кувырка вперед»
Оборудование: секундомер, маты.
Описание теста: испытуемый, стоя у края матов, уложенных в длину, в исходном положении основная стойка. По команде «Марш!» испытуемый принимает положение упор присев и последовательно, без остановок выполняет три кувырка вперед, стремясь выполнить их за минимальный отрезок времени. После последнего кувырка возвращается в исходное положение основная стойка.
Результат: время, затраченное на выполнение трех кувырков вперед от команды «Марш!» до принятия испытуемым исходного положения.
Общие указания и замечания: после команды «Марш!» испытуемый в обязательном порядке должен принять положения упор присев, а затем приступить к выполнению кувырков. После последнего кувырка следует зафиксировать исходное положение. Разрешается две зачетные попытки. Лучший результат заносится в протокол.
Выше среднего: 12 лет -4.3-4.1; 11 лет – 4.4-4.1;
Средний: 12 лет -5.1-4.4; 11 лет -5.4-4.5;
Низкий: 12 лет- 5.4-5.2; 11 лет -5.9-5.5.
Тест№2
«Метание теннисного мяча на дальность (из положения сед ноги врозь)»
Оборудование: теннисные мячи, полоса для метания с разметкой, позволяющей измерить дальность метания мяча с точностью до 0.1 м
Описание теста: испытуемый принимает исходное положение, сед ноги врозь, мяч в правой (левой) руке, другая свободна. По команде «Марш!» испытуемый выполняет бросок мяча из-за голвы ведущей рукой, сидя лицом в направлении метания.
Результат: расстояние, которое пролетает мяч от линии в месте пересечения таза до точки ближайшего касания мяча. Определяется дальность броска ведущей рукой
Общие указания и замечания: бросок должен быть выполнен под углом 45 градусов.
Выше среднего: 12 лет – 15.9- 16.9; 11 лет – 17.7-18.9;
Средний: 12 лет – 16.6 – 15.8; 11 лет -15.0-17.6;
Низкий: 12 лет- 12.5- 13.5; 11 лет – 13.7- 14.9.
Тест№3
«Ведение мяча рукой в беге, с изменением направления движения»
Оборудование: секундомер, ровная дорожка длиной 10 метров, ограниченная двумя параллельными чертами, три вертикальные стойки, баскетбольный мяч.
Описание: по прямой линии бега проводятся три круга диаметром 0,8 м. центры кругов, куда устанавливаются вертикальные стойки, расположены друг от друга в 2.5 метра. Расстояние от линии старта до центра первой стойки и от линии финиша до центра третьей стойки также 2.5 метра. По команде «Марш!» испытуемый ведет мяч только одной рукой (ведущей), последовательно оббегает вокруг каждой из трех стоек и финиширует, стремясь выполнить задание за наименьшее время.
Результат: время, показанное испытуемым при пересечении им финишной черты.
Общие указания и замечания: при обводке стойки испытуемый должен пробегать расстояние, как можно ближе к краю круга. Если при ведении испытуемый теряет контроль над мячом, ему предоставляется повторная попытка.
Выше среднего: 12 лет -4.3-4.1; 11 лет – 4.4-4.1;
Средний: 12 лет -5.1-4.4; 11 лет -5.4-4.5;
Низкий: 12 лет- 5.4-5.2; 11 лет -5.9-5.5.
2.2. Констатирующий эксперимент
Цель: выявить исходный уровень развития координационных способностей
Результаты тестирования– тест№1
«Три кувырка вперед»
№п/п |
ФИО |
Результат (с) |
уровень |
1 |
Власов Василий |
5.3 |
средний |
2 |
Горельченков Дмитрий |
5.5 |
низкий |
3 |
Дамер Сергей |
4.4 |
высокий |
4 |
Жуков Дмитрий |
5.0 |
средний |
5 |
Крашенинников Андрей |
5.0 |
средний |
6 |
Лобанов Виталий |
4.7 |
средний |
7 |
Носов Антон |
4.9 |
средний |
8 |
Русинов Сергей |
4.8 |
средний |
9 |
Сыропятов Вячеслав |
4.4 |
высокий |
10 |
Шамшурин Сергей |
4.8 |
средний |
Средний показатель |
4.9 |
средний |
Тест№2 «Метание теннисного мяча на дальность ( из положения сед ноги врозь)»
№п/п |
ФИО |
Результат (м) |
уровень |
1 |
Власов Василий |
16.8 |
средний |
2 |
Горельченков Дмитрий |
15.0 |
средний |
3 |
Дамер Сергей |
17.8 |
высокий |
4 |
Жуков Дмитрий |
15.9 |
средний |
5 |
Крашенинников Андрей |
16.8 |
средний |
6 |
Лобанов Виталий |
16.9 |
средний |
7 |
Носов Антон |
16.9 |
средний |
8 |
Русинов Сергей |
16.7 |
средний |
9 |
Сыропятов Вячеслав |
17.7 |
высокий |
10 |
Шамшурин Сергей |
17.6 |
средний |
Средний показатель |
16.8 |
средний |
Тест№3 «Ведение мяча рукой в беге с изменением направления движения»
№п/п |
ФИО |
Результат (с) |
уровень |
1 |
Власов Василий |
13.1 |
высокий |
2 |
Горельченков Дмитрий |
13.2 |
высокий |
3 |
Дамер Сергей |
11.7 |
средний |
4 |
Жуков Дмитрий |
12.9 |
средний |
5 |
Крашенинников Андрей |
12.4 |
средний |
6 |
Лобанов Виталий |
11.9 |
средний |
7 |
Носов Антон |
12.4 |
средний |
8 |
Русинов Сергей |
12.6 |
средний |
9 |
Сыропятов Вячеслав |
11.6 |
высокий |
10 |
Шамшурин Сергей |
12.8 |
средний |
Средний показатель |
12.5 |
средний |
Информация о работе Исследование развития ловкости на занятиях по волейболу у подростков 12-13 лет