Исследование развития ловкости на занятиях по волейболу у подростков 12-13 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 16:18, курсовая работа

Описание

Актуальность. Волейбол, как спортивная игра, характеризуется очень высокой, по сравнению с другими видами спорта, эмоциональной и интеллектуальной насыщенностью. Психологические особенности деятельности волейболистов определяются правилами игры, характером игровых действий, объективными особенностями соревновательной борьбы.
Физическое усовершенствование возможно только при условии учета анатомо-физиологических особенностей детского организма и построенной на этой основе системы использования способов, форм и методов физического воспитания.

Содержание

Введение
Глава 1 Психомоторные способности юного спортсмена
1.1 Понятие психомоторных способностей
1.2 Особенности развития ловкости на занятиях по волейболу юных спортсменов
1.3 Характерные черты ловкости волейболистов
1.4 Условия развития ловкости юных волейболистов
Глава 2 Исследовать уровень развития ловкости у волейболистов 12-13 лет
2.1 эмпирическая база исследования
2.2 Констатирующий эксперимент
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работ1.doc

— 850.50 Кб (Скачать документ)

Оценка ловкости спортсменов  осуществляется главным образом  педагогическими методами, исходя из координационной сложности упражнения, точности и времени их выполнения (обычно в первой половине занятий). Эффективность и надёжность выполнения технических приёмов в разных видах спорта в ходе тренировочной и особенно соревновательской деятельности, также могут характеризовать ловкость17.

2.2 Условия  развития ловкости юных волейболистов

Ловкость – способность  управлять своими движениями и быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющийся обстановки. Ловкость в волейболе проявляется при выполнении всех технико-тактических действий и тесно связана с силой, быстротой, выносливостью, гибкостью.

Ловкость в волейболе  условно делится на акробатическую (двигательные действия в нападении, при блокировании, при вторых передачах в прыжке) и игровую (умение предвидеть продолжение действия).

Составляющими ловкости волейболиста являются:

  • координация движений – способность выполнять двигательные действия, соразмеряя их во времени, в пространстве и по условию (от координации движений зависят быстрота, точность и своевременность выполнения технического приема);
  • быстрота и точность действий – от них зависит результативность всей игры (выполнить технический прием правильно – значит выполнить его быстро и точно); точность реакции на движущийся объект совершенствуется параллельно с развитием быстроты и зависит от подвижности нервных процессов;
  • способность распределять и переключать внимание – функция, которая обеспечивается суммарной деятельностью анализаторов и подвижностью нервных процессов;
  • устойчивость вестибулярных реакций – непременное проявление ловкости в игре, которая изобилует падениями, ускорениями, рывками, прыжками, внезапными остановками; чрезмерное возбуждение вестибулярного аппарата (анализатора) вызывает снижение работоспособности других (зрительного, кожного), что уменьшает точность движений, в результате чего появляются ошибки в технике и тактике игры18.

Высокая подвижность  нервных процессов при проявлении ловкости дает возможность волейболисту ориентироваться в постоянно изменяющихся ситуациях, быстро переходить от одних действий к другим.

Уровень развития ловкости в значительной степени зависит  от того, насколько развита у волейболиста способность к правильному восприятию и оценке собственных движений, положения  тела.

В развитии ловкости у  юных волейболистов особенное значение придают психологической подготовке.

Начинается такая подготовка с ее планирования, когда тренер, зная индивидуальные особенности каждого  игрока и «характер» своей команды, а также состояние в настоящее время, заранее подбирает средство повышения или понижения психического напряжения последних тренировок при общей тенденции к снижению напряжения в последние дни перед соревнованием. Иногда есть смысл повысить его уровень, сделать своего рода «зарядку», после чего легче стабилизировать психическое состояние игроков, как это нередко делает Н. Карполь.

Особую роль в специальной  психологической подготовке играет формирование в тренировочном процессе моральных качеств волейболистов, находящихся в тесной связи со спецификой волейбола – коллективным характером игры. Тренер подбирает способы психической изоляции «ныти-ков» и стремится повысить активность «оптимистов», создает в команде обстановку спокойной, деловой уверенности, особое внимание уделяет психическому состоянию лидеров и маргиналов.

В этот период тренер использует вербальные (словесные) психолого-педагогические средства гетерорегуляции (воздействия  на спортсмена со стороны).

Среди них выделим  следующие:

1. Создание внутренних  психических опор. Этот прием применяется в последних тренировочных микроциклах, он наиболее эффективен по отношению к чувствительным, эмоционально реактивным, неуравновешенным спортсменам.

2. Рационализация. Это  универсальное средство годится  для любых спортсменов, особенно  подходит для мнительных, которых в волейболе немало, и игроков с признаками психического пресыщения. Заключается в рациональном объяснении тренером механизмов возникающих неблагоприятных состояний с целью их объективной оценки и логического по-иска путей не только выхода из неблагоприятного состояния, но и ис-пользования его для повышения уровня активности.

3. Сублимация. Прием заключается  в искусственном вытеснении одного  настроения другим благодаря  изменению мотивации, переориентировке  в отношении решаемых в игре задач. Особенно нуждаются в сублимации спортсмены со слабой нервной системой или потерявшие веру в свои возможности вследствие спортивных или житейских неудач и травм.

4. Десенсибилизация. Моделируются  неблагоприятные психические состояния  в игре (рекомендуется применять за один – два дня до ответственной игры). После релаксации спортсмен мысленно проигрывает не-благоприятные ситуации, бывшие реально в других играх, лучше всего с тем соперником, с которым предстоит играть.

5. Деактуализация. Заключается в искусственном занижении силы соперника в предстоящей игре. Выделяют прямую деактуализацию, когда показываются реальные слабости соперника, и косвенную, когда намеренно выделяются те сильные стороны конкретного спортсмена или всей команды, которым сопернику нечего противопоставить19.

Большинство средств  психорегуляции на этапе специальной  психологической подготовки объединяют в форме так называемой ментальной (умственной) тренировки.

По определению шведского  психолога Л.Э. Унестоля, ментальный тренинг представляет собой комплекс средств, включающих:

  • умение спортсмена распознавать и точно оценивать ситуацию;
  • умение точно контролировать собственные психофизические и поведенческие реакции на ту или иную обстановку;
  • специальные приемы внушения и самовнушения.

Итак, развитие ловкости волейболиста – это совершенствование  координации движений, а главное  – способность быстро перестраивать  двигательную деятельность в соответствии с постоянно меняющимися ситуациями игры и владение своим телом в  безопорном положении.

2. Исследование  уровня развития ловкости у  волейболистов 12-13 лет. 2.1. Эмпирическая  база исследования.

Исследование  проводилось на базе МОУ СОШ №9, Режевского района с. Липовское,  в  период с 16.01.12. по 13.02.12. В исследовании принимали участие две группы начинающих волейболистов по десять человек (мальчиков) в каждой группе:  контрольная и экспериментальная. В контрольной группе тренер Петровых Л.Е., занятия проводились традиционным методом.

В качестве тестов определяющих уровень развития ловкости  были использованы:

Тест№1

«Три  кувырка вперед»

Оборудование: секундомер, маты.

Описание  теста: испытуемый, стоя у края матов, уложенных в длину, в исходном положении основная стойка. По команде «Марш!» испытуемый принимает положение упор присев и последовательно, без остановок выполняет три кувырка вперед, стремясь выполнить их за минимальный отрезок времени. После последнего кувырка возвращается в  исходное положение основная стойка.

Результат: время, затраченное на выполнение трех кувырков вперед от команды «Марш!» до принятия испытуемым исходного положения.

Общие указания и замечания: после команды «Марш!» испытуемый в обязательном порядке должен принять положения упор присев, а затем приступить к выполнению кувырков. После последнего кувырка следует зафиксировать исходное положение. Разрешается две зачетные попытки. Лучший результат заносится в протокол.

Выше среднего: 12 лет -4.3-4.1; 11 лет – 4.4-4.1;

Средний: 12 лет -5.1-4.4; 11 лет -5.4-4.5;

Низкий: 12 лет- 5.4-5.2; 11 лет -5.9-5.5.

 

Тест№2

«Метание  теннисного мяча на дальность (из положения сед ноги врозь)»

Оборудование: теннисные мячи, полоса для метания с разметкой, позволяющей измерить дальность метания мяча с точностью до 0.1 м

Описание  теста: испытуемый принимает исходное положение, сед ноги врозь, мяч в правой (левой) руке, другая свободна. По команде «Марш!» испытуемый выполняет бросок мяча из-за голвы ведущей рукой, сидя лицом в направлении метания.

Результат: расстояние, которое пролетает мяч от линии в месте пересечения таза до точки ближайшего касания мяча. Определяется дальность броска ведущей рукой

Общие указания и замечания: бросок должен быть выполнен под углом 45 градусов.

Выше среднего: 12 лет – 15.9- 16.9; 11 лет – 17.7-18.9;

Средний: 12 лет  – 16.6 – 15.8; 11 лет -15.0-17.6;

Низкий: 12 лет- 12.5- 13.5; 11 лет – 13.7- 14.9.

 

Тест№3

«Ведение  мяча рукой в беге, с изменением направления движения»

Оборудование: секундомер, ровная дорожка длиной 10 метров, ограниченная двумя параллельными чертами, три вертикальные стойки, баскетбольный мяч.

Описание: по прямой линии бега проводятся три круга диаметром 0,8 м. центры кругов, куда устанавливаются вертикальные стойки, расположены друг от друга в 2.5 метра. Расстояние от линии старта до центра первой стойки и от линии финиша до центра третьей стойки также 2.5 метра. По команде «Марш!» испытуемый ведет мяч только одной рукой (ведущей), последовательно оббегает вокруг каждой из трех стоек и финиширует, стремясь выполнить задание за наименьшее время.

Результат: время, показанное испытуемым при пересечении им финишной черты.

Общие указания и замечания: при обводке стойки испытуемый должен пробегать расстояние, как можно ближе к краю круга. Если при ведении испытуемый теряет контроль над мячом, ему предоставляется повторная попытка.

Выше среднего: 12 лет -4.3-4.1; 11 лет – 4.4-4.1;

Средний: 12 лет -5.1-4.4; 11 лет -5.4-4.5;

Низкий: 12 лет- 5.4-5.2; 11 лет -5.9-5.5.

 

2.2. Констатирующий  эксперимент

Цель: выявить  исходный уровень развития координационных  способностей

 

Результаты  тестирования– тест№1

«Три  кувырка вперед»

№п/п

ФИО

Результат (с)

уровень

1

Власов Василий 

5.3

средний

2

Горельченков  Дмитрий 

5.5

низкий

3

Дамер Сергей

4.4

высокий

4

Жуков Дмитрий 

5.0

средний

5

Крашенинников Андрей

5.0

средний

6

Лобанов Виталий 

4.7

средний

7

Носов Антон 

4.9

средний

8

Русинов Сергей

4.8

средний

9

Сыропятов Вячеслав

4.4

высокий

10

Шамшурин Сергей

4.8

средний

Средний показатель

4.9

средний


 

Тест№2 «Метание теннисного мяча на дальность ( из положения сед ноги врозь)»

№п/п

ФИО

Результат (м)

уровень

1

Власов Василий 

16.8

средний

2

Горельченков  Дмитрий 

15.0

средний

3

Дамер Сергей

17.8

высокий

4

Жуков Дмитрий 

15.9

средний

5

Крашенинников Андрей

16.8

средний

6

Лобанов Виталий 

16.9

средний

7

Носов Антон 

16.9

средний

8

Русинов Сергей

16.7

средний

9

Сыропятов Вячеслав

17.7

высокий

10

Шамшурин Сергей

17.6

средний

Средний показатель

16.8

средний


 

Тест№3 «Ведение мяча рукой в беге с изменением направления движения»

 

№п/п

ФИО

Результат (с)

уровень

1

Власов Василий 

13.1

высокий

2

Горельченков Дмитрий

13.2

высокий

3

Дамер Сергей

11.7

средний

4

Жуков Дмитрий 

12.9

средний

5

Крашенинников Андрей

12.4

средний

6

Лобанов Виталий 

11.9

средний

7

Носов Антон 

12.4

средний

8

Русинов Сергей

12.6

средний

9

Сыропятов Вячеслав

11.6

высокий

10

Шамшурин Сергей

12.8

средний

Средний показатель

12.5

средний

Информация о работе Исследование развития ловкости на занятиях по волейболу у подростков 12-13 лет