Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2011 в 11:07, реферат
описание истории гимнастики с древности до современности
Введе-ние………………………………………………………………………...3
1. Гимнастика у древних наро-дов……………………………………………4
2. Гимнастика в Средневеко-вье……………………………………………...8
3. Гимнастика в эпоху Возрожде-ния………………………………………...9
4. Гимнастика в новое вре-мя………………………………………………..11
5. Возникновение национальных систем гимнасти-ки…………………….12
6. Развитие гимнастики во второй половине XIX – начале XX ве-ка…….16
7. Гимнастика в России в XIX – XX ве-ках…….…………………………..17
Заключе-ние…………………………………………………………………...23
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Введение
История гимнастики – это специфическая отрасль знаний, важный раздел истории физической культуры и общей культуры, наука о закономерностях развития гимнастики в различные исторические эпохи в связи с экономическими, политическими и культурными условиями жизни людей.
По мере развития наук о человеке открывались новые возможности для использования гимнастики в целях укрепления здоровья, повышения функциональных возможностей организма, подготовки занимающихся к здоровому образу жизни, учебе, труду, выполнению воинских обязанностей.
Изменения в способе производства материальных благ, в производственных отношениях, в военной технике и военном искусстве каждый раз предъявляли новые специфические требования к человеку, возникала необходимость совершенствования средств и методов гимнастики для подготовки людей к жизни и деятельности в новых условиях.
Гимнастика
развивается и по своим собственным
закономерностям: а) обогащение гимнастов
и тренеров опытом соревнований и
организации учебно-
Образованность
в области гимнастики характеризуется
знанием основных периодов ее истории.
Следует знать, как зародилась гимнастика,
какие этапы в своем развитии она прошла;
каково ее место в современной системе
физического воспитания людей всех возрастных
групп, в их учебной и трудовой деятельности;
в каком направлении она будет развиваться
в ближайшем будущем.
В глубокой древности, в эпоху первобытнообщинного строя, гимнастических упражнений в нашем понимании еще не было. Они не были выделены в самостоятельный объект познания и использования в подготовке человека к жизни и трудовой деятельности. Все двигательные действия носили прикладной характер и использовались для удовлетворения основных жизненных потребностей в пище, жилье, одежде. Дети в своих движениях подражали взрослым охотникам, земледельцам, скотоводам, воинам, деятельность которых была насыщена самыми разнообразными движениями: продолжительной ходьбой, бегом, преодолением всевозможных препятствий, лазанием по деревьям, ползанием, переползанием, метанием различных предметов, стрельбой из лука, переправой через водные преграды разными способами и др. Многие из этих двигательных действий в несколько измененном виде применяются в гимнастической практике до сих пор (прыжки в длину, в высоту, в глубину).
В древнегреческом рабовладельческом государстве Лаконика с главным городом Спартой свободно рожденные граждане жили за счет труда порабощенных народов. Для ведения захватнических войн и удержания рабов в повиновении требовались хорошо подготовленные воины. С этой целью детей с 7 лет отдавали в школы с жесткой системой воспитания.
Государственной задачей считалось и физическое воспитание женщин. Девушки выполняли те же упражнения, что и будущие воины-мужчины, участвовали в спортивных состязаниях. В качестве упражнений применялись ходьба, бег, прыжки, метание диска, борьба, кулачный бой, игры (преодоление различных препятствий, лазание и др.).
В Афинах – центре древнегреческой культуры того же времени – было хорошо развито ремесленное производство, торговля, морской флот, наука, искусство. Здесь возникла и практически воплощалась идея воспитания гармонически развитой личности. В этом государстве так же, как и в Спарте, дети до 7 лет воспитывались родителями, а затем мальчики богатых родителей посещали платные мусические школы, а с 12-13 лет обучались в государственной школе – палестре.
Из гимнастических упражнений широко использовались игры в мяч, перетягивание каната, упражнения в лазании и равновесии, игры с бегом и преодолением препятствий. Дети обучались также упражнениям с копьем и щитом, дротиком и луком, кинжалом и другим оружием, чтобы их тела были натренированы и готовы к военным действиям.
Большое внимание уделялось не только физическому, но и духовному воспитанию детей. Аристотель отмечал, что «…в гимнастике не должно преобладать животное». С помощью гимнастических упражнений воспитывались сдержанность, умеренность, самообладание, терпение, внимательность и чуткость. Для того чтобы исключить огрубляющее влияние занятий гимнастикой, греки занимались специально подобранной музыкой, астрономией, математикой, ораторским искусством. Гимнастикой занимались представители привилегированных сословий. Категорически запрещалось посещать занятия рабам, не допускались и женщины.
Древний Рим вел захватнические войны и жил в основном за счет труда порабощенных народов. Для этого нужна была сильная, выносливая, хорошо подготовленная в военном отношении, безжалостная к другим народам армия. В нее вступали юноши 16-17 лет. В течение долгого времени они проходили хорошо организованную специальную физическую и военную подготовку. Обучение было суровым. В качестве упражнений применялись бег, прыжки в длину, высоту, с шестом, лазание по канату, шесту, лестнице, скалолазание, игры в мяч, с бегом и преодолением препятствий, упражнений на деревянном коне и др.
В период империи (27 г. до н. э. – 476 г. н. э.) с переходом к профессиональной армии произошел упадок военно-физического воспитания рабовладельцев. Они ограничивались легкими гимнастическими упражнениями, прогулками, массажем и купанием в ароматизированной воде.
Большой теоретический и практический интерес представляет гимнастика народов Древнего Востока, особенно Китая и Индии.
В Древнем Китае зародились две формы национальной гимнастики под общим названием – ушу. Каждая из них имела свое наименование.
Первая форма ушу – соли, или «внешняя», носила явно выраженную военную направленность. Ее методы и средства использовались для развития мышечной силы, ловкости и выносливости. Эти способности были необходимы для успешного овладения приемами борьбы, боевыми действиями с копьем, мечом, щитом в защите и нападении. Большое внимание уделялось подготовке всадников. При этом в качестве подводящих и подготовительных применялись упражнения на деревянном коне. Для обучения преодолению наземных препятствий использовались шесты, канаты, лестницы и другие подсобные средства. Широко применялись прыжки безопорные, опорные и в глубину, лазание, перелезание, подлезание, ходьба и бег. В гимнастике солин нагрузке подвергаются скелет и мышцы.
Вторая
форма ушу – тай-дзи –
В гимнастике тай-цзи движения рекомендуется выполнять с некоторым расслаблением мышц и воздействовать с их помощью преимущественно на внутренние органы. Требуется, чтобы мышцы и суставы были мягкими, живот и грудная клетка ненапряженными. Это создает условия для глубокого дыхания, позволяет не задерживать его, легко и свободно дышать животом. Полурасслабленные мышцы и суставы дают возможность выполнять упражнения безболезненно.
Древнекитайские системы складывались преимущественно в монастырях: монахам не разрешалось иметь при себе оружие, но ввиду того, что во время их странствий на них нападали бродяги, разбойники, они вынуждены были защищаться врукопашную. Им не разрешалось самим нападать – это считалось большим грехом перед богом. Запрет на ношение оружия побуждал их к изобретению приемов самозащиты.
В Древней индии в основе гимнастических упражнений лежало религиозно-философское учение – йога. Согласно йоге человек может познать сущность вещей, самого себя, если пройдет длинный подготовительный путь – с помощью специальных гимнастических упражнений сформирует в себе целый ряд «добродетелей» и соответствующим образом подготовит свой организм к активной деятельности.
Слово «йога» в переводе с древнеиндийского языка означает «союз, соединение, связь, единение, гармония». Смысл, заложенный в этом термине, подчеркивает полную гармонию физического здоровья и нравственно-духовной красоты человека. Такой гармонии можно достичь в процессе занятий различными видами йоги.
Крия-йога – это совокупность средств и методов внутреннего и внешнего очищения.
Хатха-йога предусматривает не только физическое совершенство тела, но и совершенство ума и духа человека: в здоровом теле – здоровый дух.
Раджа-йога предусматривает освобождение души путём физических, этических и психических упражнений.
Карма-йога позволяет достичь совершенства посредством труда и активных действий человека.
Джани-йога направлена на совершенствование человека путём обогащения его знаниями обо всём том, что способствует обретению мудрости и духовного совершенства, и рассматривается йогами как гармония знаний.
Бхакти-йога проповедует любовь и преданность высшим идеалам.
Лая-йога изучает воздействие на человека ритмов и вибраций, идущих из космоса (космическая йога).
Мантра-йога – это наука о воздействии звуковых вибраций на организм человека.
В Индии существует много различных школ, направлений в преподавании йоги. Они имеют незначительные методические различия. Наилучшими школами являются Центр йоги в Дели и Институт йоготерапии и йогокультуры в городе Лакхнау – столице индийского штата Уттар-Прадеш.
В Индии в 1965 г. принято правительственное постановление о введении йоги в программы учебных заведений, в подготовку служащих армии и полиции. В ряде стран хатха-йога введена в систему физической подготовки военнослужащих, в первую очередь летчиков и подводников. Её методы используют многие спортсмены и космонавты.
В Древнем Египте гимнастические упражнения служили главным образом цели физического воспитания подрастающего поколения. Большой популярностью пользовались акробатические упражнения. При храмах проводились соревнования по гимнастике. Победители получали призы.
Известно о существовании школ физического воспитания в Персии.
Гимнастические,
акробатические упражнения, канатохождение
были популярны среди народов Закавказья.
Средние века характеризуются феодальным способом производства и распространением христианства.
В ранние периоды феодализма церковь считала всякую заботу о человеческом теле делом греховным. «Гимнастика есть деяние сатаны», - утверждал христианский богослов и писатель Тертуллиан. Любая форма двигательной активности, не связанная с профессионально-трудовыми, бытовыми и религиозными обязанностями рассматривалась как ересь, достойная отлучения от церкви.
Уступка
была сделана только феодалам. Они
занимались физическими упражнениями,
чтобы воспитать себя как воинов,
способных держать в