Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2011 в 11:07, реферат
описание истории гимнастики с древности до современности
Введе-ние………………………………………………………………………...3
1. Гимнастика у древних наро-дов……………………………………………4
2. Гимнастика в Средневеко-вье……………………………………………...8
3. Гимнастика в эпоху Возрожде-ния………………………………………...9
4. Гимнастика в новое вре-мя………………………………………………..11
5. Возникновение национальных систем гимнасти-ки…………………….12
6. Развитие гимнастики во второй половине XIX – начале XX ве-ка…….16
7. Гимнастика в России в XIX – XX ве-ках…….…………………………..17
Заключе-ние…………………………………………………………………...23
В этот период под влиянием новых экономических и политических условий на основе старых гимнастических систем складываются современные виды гимнастики: спортивная с ее разновидностями – акробатикой и художественной гимнастикой, основная и ее вспомогательные виды.
Сокольская система гимнастики возникла в 60-х гг. XIX в. в Чехии в связи с национально-освободительным движением славянских народов, находившихся в это время под игом Австро-Венгрии. Было создано общество «Сокол», название которого символизировало ловкость, умелость и ум, присущие этой птице. Гимнастика здесь служила средством объединения чешской молодежи, воспитания ее в духе патриотизма и подготовки к борьбе за национальное освобождение.
Создателем сокольской гимнастики считается Мирослав Тырш (1832 – 1884), доктор эстетики, профессор Пражского университета. Для того чтобы увлечь молодёжь занятиями гимнастикой, он предложил исключить из неё упражнения, не имевшие чёткой, красивой формы, ввести стилизацию упражнений. Они стали выполнятся с оттянутыми носками ног и вытянутыми пальцами рук, резко и прямолинейно. Вольные упражнения и упражнения на снарядах выполнялись в виде комбинаций. Внимание обращалось на красоту движений, статических положений и переходов из одного положения в другое. Выполнение этих упражнений под музыкальное сопровождение, единая спортивная форма одежды, четкая организация занятий содействовали воспитанию у занимающихся дисциплины, организованности, формированию эстетических, эмоционально-волевых и нравственных качеств, развитию координации движений, мышечной силы, быстроты движений, выносливости.
Урок по гимнастике строился
на формальных началах и
Все упражнения по внешним признакам делились на 4 раздела: первый включал упражнения без снарядов; второй – упражнения на снарядах; третий – групповые упражнения; четвертый – упражнения в сопротивлении, борьбу, кулачный бой, фехтование и др. Разделы делились на классы, разряды, виды, а виды – на элементы.
С
1862 г. в Чехии стали проводиться
соревнования. Это содействовало
развитию гимнастики не только внутри
страны, но и в других странах. Гимнастика
приобретала спортивную направленность.
Рост спортивного мастерства гимнастов
и накопление опыта проведения соревнований
содействовали улучшению программ и правил
соревнований.
В
русском государстве
Осознавалась польза занятий гимнастикой и для детей школьного возраста. Это нашло отражение в педагогических трудах Н. И. Новикова (1744 – 1818), В. Г. Белинского (1811 – 1848) и А. И. Герцена (1812 – 1870). Физическое воспитание и развитие детей они рассматривали в связи с социальными и естественными условиями жизни и закономерностям формирования личности. В 1840 – 1850-х гг. делается попытка внедрить гимнастику как учебную дисциплину в систему школьного образования в Москве и в Петербурге.
Ценный опыт применения физических упражнений с целью боевой подготовки войск был накоплен в эпоху Петра I. Многие из применявшихся упражнений относятся к числу гимнастических: ходьба, бег, метания, прыжки в длину, в высоту, в глубину, опорные, переползания по-пластунски, подползания, лазания по лестнице, канату, шесту, перелезания через различные препятствия и др.
А. В. Суворов (1730 – 1800) ввел регулярную физическую подготовку для развития у солдат и офицеров силы, быстроты, выносливости, уверенности в своих силах как основы решительных и смелых действий на поле боя. Впервые в войсках были введены утренняя физическая и боевая тренировки.
Принципы боевой и физической подготовки войск, разработанные и подтвержденные на поле боя в эпоху Петра I и А. В. Суворова, были использованы М. И. Кутузовым и другими передовыми полководцами России.
После восстания декабристов (1825) встал вопрос о пересмотре системы воспитания защитников престола, поэтому в 1826 г. занятия гимнастикой вводятся в кадетских корпусах, в 1838 г. – в гвардейских полках, а затем и во всей армии.
После поражения России в Крымской войне (1853 – 1856) была усилена роль гимнастики в боевой подготовке личного состава армии и флота. В военных училищах вводятся гимнастика и фехтование и утренняя гимнастика. В 1859 г. вводятся правила обучения гимнастике. Урок проводится в произвольной форме.
В 1861 г. вводятся в действия «правила для обучения гимнастике». Гимнастика включала упражнения приготовительные, бег, прыжки в длину, высоту, с шестом, упражнения в равновесии на бревне, в висе на перекладине, различные виды лазания, перелезания и др.
В 70-х гг. в ряде крупных городов России появляются немецкие гимнастические общества, для проведения занятий приезжают инструкторы из Германии. В программу занятий включаются более сложные упражнения на снарядах, разрабатываются техника их исполнения и методика обучения.
Во второй половине XIX в. во многих странах мира получает распространение спорт. Развитие его в России было вызвано общекультурным подъемом в этот период, а, следовательно, и повышением интереса к физическому воспитанию народа.
В России из всех национальных систем гимнастики предпочтение отдавалось сокольской системе. В 1900 г. появляются первые организации «Сокол».
Самый большой удар по авторитету немецкой системы гимнастике нанес отечественный ученый П. Ф. Лесгафт. Он убедительно доказал ненаучность ее основ, отсталость и непоследовательность ее педагогических идей. Он показал, что не одна система гимнастики Запада не соответствует рациональным началам анатомии, физиологии, гигиены и педагогики и поэтому не может быть рекомендована в русской школе.
В
конце XIX в. В мире получила развитие
спортивная гимнастика. Стали проводится
международные соревнования. Для
руководства ими в 1881 г. образуется
международная федерация
На развитие гимнастики особенно большое влияние оказали международные турниры. Первый турнир был проведен в 1903 году в Антверпене. Вначале они проводились каждые 2 года, а затем, после включения гимнастики в программу Олимпийских игр (1912), стали проводиться через каждые четыре года в промежутках между олимпиадами.
Уроки русско-японской (1904 – 1905) войны показали, что физическая подготовка солдат не соответствует требованиям боя.
В 1918 г. была создана Рабоче-крестьянская Красная Армия (РККА). Она нуждалась в здоровой, физически хорошо подготовленной молодежи.
В
1923 г. при опытно-показательной
В 1927 г. на III Спартакиаде РККА впервые проводятся соревнования по гимнастике.
В 1928 г. центром работы по гимнастике становится гимнастическая секция при Центральном доме Красной армии. Она стала играть ведущую роль в развитии гимнастики не только армии, но и во всей стране.
Важными вехами в развитии гимнастики стали I Всесоюзная Спартакиада (1928) и первенство РККА по гимнастике в 1930 г.
В 1929 г. на научно-методической конференции по гимнастике она была разделена на отдельные виды: спортивная, художественная гимнастика, акробатика. Начались передачи утренней гимнастики по радио.
В 30-е гг. около 90 % учащейся молодежи были охвачены обязательными занятиями физической культурой, на которых основным видом упражнений являлась гимнастика.
В 1937 г. советские гимнасты впервые померялись силами с зарубежными спортсменами в Бельгии, в городе Антверпене, и вышли победителями.
С 1 октября 1941 г. в стране вводится обязательная военно-физическая подготовка всех граждан в возрасте от 16 до 50 лет, в том числе и в старших классах общеобразовательных школ, техникумах и других учебных заведениях.
У нас в стране и во всем мире с нетерпением ждали выступления советских гимнастов на XV Олимпийских играх в Хельсинки (1952). Наши гимнасты на олимпийских играх одержали блестящую победу.
Свои успехи в Хельсинки советские гимнасты закрепили на Чемпионате мира в 1954 г. На XVI Олимпийских играх в Мельбурне (1956) они выступали уже в роли фаворитов. Однако в соревнованиях мужских команд им оказали японские гимнасты.
На XVIII Олимпийских играх в Токио (1964) вновь упорная борьба за первое место разгорелась между мужскими командами СССР и Японии, и опять наша команда проиграла 2,5 балла.
Острота борьбы между командами СССР и Японии не уменьшилась и на XIX Олимпийских играх в Мехико (1968). Представители Страны восходящего солнца вновь опередили наших гимнастов на 4,8 балла.
На XX Олимпийских играх в Мюнхене (1972) японская команда опередила наших спортсменов на 5,2 балла. Бронзовыми призерами были гимнасты ГДР. Женские команды СССР на этот раз выступили значительно лучше мужской и уверенно завоевали первое место.
На XXI Олимпийских играх в Монреале (1976) советские гимнасты выступили успешно, хотя и проиграли в командном зачете своим давним соперникам из Японии 0,4 балла. В женском командном первенстве уверенно лидировали советские гимнастки.
На XXII Олимпийских играх в 1980 г., впервые проводимых в Москве, не участвовали японские гимнасты – победители в командном первенстве на последних пяти олимпиадах. Это было обусловлено призывом президента США к бойкоту Московской олимпиады.
XXIII Олимпийские игры (1984) проводились в США, но из-за сложившейся международной обстановки наши спортсмены в них не участвовали. Также поступили и другие социалистические страны. Это явилось большим разочарованием для истинных любителей спорта и внесло неуверенность в дальнейшее развитие Международного Олимпийского движения.
На XXIV Олимпийских играх в Сеуле (1988) советские гимнасты заняли первые места по спортивной и художественной гимнастике. В общей сложности они завоевали 12 золотых, 5 серебряных и 4 бронзовые медали.
В августе 1985 г. было подписано соглашение о проведении в 1986 в СССР, а через 4 года в США соревнований, получивших название «Игры Доброй Воли».
В первых Играх Доброй Воли 1986 г. мужская и женская команды нашей страны были лучшими.
XXV
Олимпийские игры проводились
в 1992 г. в Барселоне (Испания).
Гимнасты государств СНГ
XXVI Олимпийские игры состоялись в 1996 г. в Атланте (США). В этот раз российские гимнасты выступали самостоятельной командой. Они заняли 2 место.
Блестяще выступили российские гимнасты на XXVII Олимпийских играх в Сиднее (Австралия).
Гимнасты нашей страны участвовали в двенадцати Олимпийских играх. Своими успехами они вносили весомый вклад в достижения отечественного спорта и способствовали росту международного авторитете страны, налаживанию дружбы и взаимопонимания между народами. Международные достижения наших гимнастов и гимнасток на протяжении десятков лет - феномен, не имеющий аналогов в мировом спортивном сообществе.
В
конечном итоге проведение всех этих
дорогостоящих для государства
мероприятий оправдывается тем,
что молодежь, занимающаяся гимнастикой,
более подготовлена к здоровому
образу жизни, успешной учебе, высокопроизводительному
труду и воинской службе.
Заключение
О
развитии гимнастики в ближайшем
будущем можно сделать
Роль
оздоровительных видов