История гимнастики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2011 в 11:07, реферат

Описание

описание истории гимнастики с древности до современности

Содержание

Введе-ние………………………………………………………………………...3
1. Гимнастика у древних наро-дов……………………………………………4
2. Гимнастика в Средневеко-вье……………………………………………...8
3. Гимнастика в эпоху Возрожде-ния………………………………………...9
4. Гимнастика в новое вре-мя………………………………………………..11
5. Возникновение национальных систем гимнасти-ки…………………….12
6. Развитие гимнастики во второй половине XIX – начале XX ве-ка…….16
7. Гимнастика в России в XIX – XX ве-ках…….…………………………..17
Заключе-ние…………………………………………………………………...23

Работа состоит из  1 файл

реферат.doc

— 130.50 Кб (Скачать документ)
    1. Развитие  гимнастики во второй половине XIX – начале XX века
 

   В этот период под влиянием новых экономических  и политических условий на основе старых гимнастических систем складываются современные виды гимнастики: спортивная с ее разновидностями – акробатикой и художественной гимнастикой, основная и ее вспомогательные виды.

   Сокольская  система гимнастики возникла в 60-х гг. XIX в. в Чехии в связи с национально-освободительным движением славянских народов, находившихся в это время под игом Австро-Венгрии. Было создано общество «Сокол», название которого символизировало ловкость, умелость и ум, присущие этой птице. Гимнастика здесь служила средством объединения чешской молодежи, воспитания ее в духе патриотизма и подготовки к борьбе за национальное освобождение.

   Создателем  сокольской гимнастики считается Мирослав Тырш (1832 – 1884), доктор эстетики, профессор  Пражского университета. Для того чтобы увлечь молодёжь занятиями  гимнастикой, он предложил исключить  из неё упражнения, не имевшие чёткой, красивой формы, ввести стилизацию упражнений. Они стали выполнятся с оттянутыми носками ног и вытянутыми пальцами рук, резко и прямолинейно. Вольные упражнения и упражнения на снарядах выполнялись в виде комбинаций. Внимание обращалось на красоту движений, статических положений и переходов из одного положения в другое. Выполнение этих упражнений под музыкальное сопровождение, единая спортивная форма одежды, четкая организация занятий содействовали воспитанию у занимающихся дисциплины, организованности, формированию эстетических, эмоционально-волевых и нравственных качеств, развитию координации движений, мышечной силы, быстроты движений, выносливости.

     Урок по гимнастике строился  на формальных началах и состоял  из трех частей: подготовительную, основную и заключительную.

   Все упражнения по внешним признакам делились на 4 раздела: первый включал упражнения без снарядов; второй – упражнения на снарядах; третий – групповые упражнения; четвертый – упражнения в сопротивлении, борьбу, кулачный бой, фехтование и др. Разделы делились на классы, разряды, виды, а виды – на элементы.

   С 1862 г. в Чехии стали проводиться  соревнования. Это содействовало  развитию гимнастики не только внутри страны, но и в других странах. Гимнастика приобретала спортивную направленность. Рост спортивного мастерства гимнастов и накопление опыта проведения соревнований содействовали улучшению программ и правил соревнований. 

    1. Гимнастика  в России в XIX – XX веках
 

   В русском государстве физическому  воспитанию молодежи, подготовке ее к  жизни и трудовой деятельности всегда уделялось большое внимание. Поэтому трудовое воспитание сочеталось с физическим воспитанием. Для этого применялись различные народные игры, танцы, пляски, бег, прыжки, лазания и др.

   Осознавалась  польза занятий гимнастикой и  для детей школьного возраста. Это нашло отражение в  педагогических трудах Н. И. Новикова (1744 – 1818), В. Г. Белинского (1811 – 1848) и А. И. Герцена (1812 – 1870). Физическое воспитание и развитие детей они рассматривали в связи с социальными и естественными условиями жизни и закономерностям формирования личности. В 1840 – 1850-х гг. делается попытка внедрить гимнастику как учебную дисциплину в систему школьного образования в Москве и в Петербурге.

   Ценный  опыт применения физических упражнений с целью боевой подготовки войск был накоплен в эпоху Петра I. Многие из применявшихся упражнений относятся к числу гимнастических: ходьба, бег, метания, прыжки в длину, в высоту, в глубину, опорные, переползания по-пластунски, подползания, лазания по лестнице, канату, шесту, перелезания через различные препятствия и др.

   А. В. Суворов (1730 – 1800) ввел регулярную физическую подготовку для развития у солдат и офицеров силы, быстроты, выносливости, уверенности в своих силах  как основы решительных и смелых действий на поле боя. Впервые в войсках были введены утренняя физическая и боевая тренировки.

   Принципы  боевой и физической подготовки войск, разработанные и подтвержденные на поле боя в эпоху Петра I и А. В. Суворова, были использованы М. И. Кутузовым и другими передовыми полководцами России.

   После восстания декабристов (1825) встал  вопрос о пересмотре системы воспитания защитников престола, поэтому в 1826 г. занятия гимнастикой вводятся в  кадетских корпусах, в 1838 г. – в  гвардейских полках, а затем и  во всей армии.

   После поражения России в Крымской войне (1853 – 1856) была усилена роль гимнастики в боевой подготовке личного состава армии и флота. В военных училищах вводятся гимнастика и фехтование и утренняя гимнастика. В 1859 г. вводятся правила обучения гимнастике. Урок проводится в произвольной форме.

   В 1861 г. вводятся в действия «правила для обучения гимнастике». Гимнастика включала упражнения приготовительные, бег, прыжки в длину, высоту, с шестом, упражнения в равновесии на бревне, в висе на перекладине, различные виды лазания, перелезания и др.

   В 70-х гг. в ряде крупных городов  России появляются немецкие гимнастические общества, для проведения занятий приезжают инструкторы из Германии. В программу занятий включаются более сложные упражнения на снарядах, разрабатываются техника их исполнения и методика обучения.

   Во  второй половине XIX в. во многих странах  мира получает распространение спорт. Развитие его в России было вызвано общекультурным подъемом в этот период, а, следовательно, и повышением интереса к физическому воспитанию народа.

   В России из всех национальных систем гимнастики предпочтение отдавалось сокольской системе. В 1900 г. появляются первые организации «Сокол».

   Самый большой удар по авторитету немецкой системы гимнастике нанес отечественный  ученый П. Ф. Лесгафт. Он убедительно доказал ненаучность ее основ, отсталость и непоследовательность ее педагогических идей. Он показал, что не одна система гимнастики Запада не соответствует рациональным началам анатомии, физиологии, гигиены и педагогики и поэтому не может быть рекомендована в русской школе.

   В конце XIX в. В мире получила развитие спортивная гимнастика. Стали проводится международные соревнования. Для  руководства ими  в 1881 г. образуется международная федерация гимнастики. Организацию международных видов спорта стал возглавлять Международный олимпийский комитет (МОК), организованный в 1894 году.

   На  развитие гимнастики особенно большое  влияние оказали международные турниры. Первый турнир был проведен в 1903 году в Антверпене. Вначале они проводились каждые 2 года, а затем, после включения гимнастики в программу Олимпийских игр (1912), стали проводиться через каждые четыре года в промежутках между олимпиадами.

   Уроки русско-японской (1904 – 1905) войны показали, что физическая подготовка солдат не соответствует требованиям боя.

   В 1918 г. была создана Рабоче-крестьянская Красная Армия (РККА). Она нуждалась  в здоровой, физически хорошо подготовленной молодежи.

   В 1923 г. при опытно-показательной площадке Всевобуча создается команда гимнастов.

   В 1927 г. на III Спартакиаде РККА впервые проводятся соревнования по гимнастике.

   В 1928 г. центром работы по гимнастике становится гимнастическая секция при Центральном доме Красной армии. Она стала играть ведущую роль в развитии гимнастики не только  армии, но и во всей стране.

   Важными вехами в развитии гимнастики стали I Всесоюзная Спартакиада (1928) и первенство РККА по гимнастике в 1930 г.

   В 1929 г. на научно-методической конференции  по гимнастике она была разделена  на отдельные виды: спортивная, художественная гимнастика, акробатика. Начались передачи утренней гимнастики по радио.

   В 30-е гг. около 90 % учащейся молодежи были охвачены обязательными занятиями  физической культурой, на которых основным видом упражнений         являлась гимнастика.

   В 1937 г. советские гимнасты впервые  померялись силами с зарубежными спортсменами в Бельгии, в городе Антверпене, и вышли победителями.

   С 1 октября 1941 г. в стране вводится обязательная военно-физическая подготовка всех граждан  в возрасте от 16 до 50 лет, в том  числе и в старших классах  общеобразовательных школ, техникумах и других учебных заведениях.

   У нас в стране и во всем мире с  нетерпением ждали выступления  советских гимнастов на XV Олимпийских играх в Хельсинки (1952). Наши гимнасты на олимпийских играх одержали блестящую победу.

   Свои  успехи в Хельсинки советские гимнасты закрепили на Чемпионате мира в 1954 г. На XVI Олимпийских играх в Мельбурне (1956) они выступали уже в роли фаворитов. Однако в соревнованиях мужских команд им оказали японские гимнасты.

   На XVIII Олимпийских играх в Токио (1964) вновь упорная борьба за первое место разгорелась между мужскими командами  СССР и Японии, и опять наша команда проиграла 2,5 балла.

   Острота борьбы между командами СССР и  Японии не уменьшилась и на XIX Олимпийских  играх в Мехико (1968). Представители  Страны восходящего солнца вновь опередили наших гимнастов на 4,8 балла.

   На XX Олимпийских играх в Мюнхене (1972) японская команда опередила наших спортсменов на 5,2 балла. Бронзовыми призерами были гимнасты ГДР. Женские команды СССР на этот раз выступили значительно лучше мужской и уверенно завоевали первое место.

   На XXI Олимпийских играх в Монреале (1976) советские гимнасты выступили успешно, хотя и проиграли в командном зачете своим давним соперникам из Японии 0,4 балла. В женском командном первенстве уверенно лидировали советские гимнастки.

   На XXII Олимпийских играх в 1980 г., впервые  проводимых в Москве, не участвовали  японские гимнасты – победители в командном первенстве на последних пяти олимпиадах. Это было обусловлено призывом президента США к бойкоту Московской олимпиады.

   XXIII Олимпийские игры (1984) проводились  в США, но из-за сложившейся международной обстановки наши спортсмены в них не участвовали. Также поступили и другие социалистические страны. Это явилось большим разочарованием для истинных любителей спорта и внесло неуверенность в дальнейшее развитие Международного Олимпийского движения.

   На XXIV Олимпийских играх в Сеуле (1988) советские гимнасты заняли первые места по спортивной и художественной гимнастике. В общей сложности они завоевали 12 золотых, 5 серебряных и 4 бронзовые медали.

   В августе 1985 г. было подписано соглашение о проведении в 1986 в СССР, а через 4 года в США соревнований, получивших название «Игры Доброй Воли».

   В первых Играх Доброй Воли 1986 г. мужская  и женская команды нашей страны были лучшими.

   XXV Олимпийские игры проводились  в 1992 г. в Барселоне (Испания). Гимнасты государств СНГ выступали  единой командой. Они стали победителями олимпиады, второе и третье места заняли гимнасты Китая и Японии.

   XXVI Олимпийские игры состоялись в 1996 г. в Атланте (США). В этот раз российские гимнасты выступали самостоятельной командой. Они заняли 2 место.

   Блестяще выступили российские гимнасты на XXVII Олимпийских играх в Сиднее (Австралия).

   Гимнасты  нашей страны участвовали в двенадцати Олимпийских играх. Своими успехами они вносили весомый вклад в достижения отечественного спорта и способствовали росту международного авторитете страны, налаживанию дружбы и взаимопонимания между народами. Международные достижения наших гимнастов и гимнасток на протяжении десятков лет - феномен, не имеющий аналогов в мировом спортивном сообществе.

   В конечном итоге проведение всех этих дорогостоящих для государства  мероприятий оправдывается тем, что молодежь, занимающаяся гимнастикой, более подготовлена к здоровому образу жизни, успешной учебе, высокопроизводительному труду и воинской службе. 
 
 
 

   Заключение

   О развитии гимнастики в ближайшем  будущем можно сделать следующие предположения.

   Роль  оздоровительных видов гимнастики в жизни людей всех возрастных групп с течением времени будет неуклонно расти. Развитию и популяризации этих видов гимнастики будут способствовать условия учебного и производительного труда с их возрастающей психической напряженностью и недостаточностью двигательной активности. С помощью гимнастических упражнений будут поддерживаться высокий уровень здоровья, физическая и умственная работоспособность, эмоциональная устойчивость, волевая активность и, в конечном счете, высокая производительность труда.

Информация о работе История гимнастики