Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2011 в 11:07, реферат
описание истории гимнастики с древности до современности
Введе-ние………………………………………………………………………...3
1. Гимнастика у древних наро-дов……………………………………………4
2. Гимнастика в Средневеко-вье……………………………………………...8
3. Гимнастика в эпоху Возрожде-ния………………………………………...9
4. Гимнастика в новое вре-мя………………………………………………..11
5. Возникновение национальных систем гимнасти-ки…………………….12
6. Развитие гимнастики во второй половине XIX – начале XX ве-ка…….16
7. Гимнастика в России в XIX – XX ве-ках…….…………………………..17
Заключе-ние…………………………………………………………………...23
Основой подготовки воина была верховая езда и вольтижировка. Сложные боевые приемы предварительно изучались на деревянном коне. Вначале этот снаряд имитировал живого боевого коня, затем за ненадобностью со временем убрали голову, хвост и т. д., остались лишь две седельные луки, постепенно ставшие деревянными упорами, врезанными поперек коня. В конечном итоге они постепенно превратились в кольца-ручки, в прототип параллельных брусьев.
Боевые
действия воинов, вооруженных мечами,
копьями, щитами, секирами и облаченных
в тяжелые доспехи, требовали большой
физической силы, выносливости и ловкости.
Для их развития применялись гимнастические
и акробатические упражнения, бег, поднятие
и перенос тяжестей, упражнения в прыжках,
лазании, перелезании через различные
препятствия, фехтовании и др. Боевая и
физическая подготовленность воинов проверялась
на рыцарских турнирах.
Возрождение (XIV – XVI вв.) – это период разложения феодального строя и становления и становление раннего буржуазного общества с более высокой производительностью труда наемных рабочих. Представители передовой части зарождающейся буржуазии – гуманисты – провозгласили культ человеческой личности веру в ее способности.
Делались попытки возродить наследие античности. Все это коренным образом изменило взгляды на воспитание человека на роль гимнастики в подготовки его к здоровому образу жизни, труду и военной деятельности.
Наибольший интерес для истории гимнастики представляет труд венецианского врача Иеронима Меркуриалиса (1530 – 1606) « Об искусстве гимнастики» в 6 томах. Он разделил гимнастику на военную, врачебную и атлетическую и попытался возродить идеи древних греков и римлян.
В этот период большой популярностью пользовались акробатические упражнения. Современник Меркуриалиса, его преемник и последователь Арканджелло Туккаро (1538 – 1616) написал первое руководство по акробатике «три диалога об упражнениях в прыжках и вольтижировке в воздухе». Оно было издано в Париже в 1599 году. Туккаро систематизировал все известные к тому времени акробатические упражнения и изложил технику их исполнения. Им были выделены 2 группы упражнений: без снарядов и с использованием снарядов.
Для развития теории и методики гимнастики огромное значение имели труды Яна Амоса Коменского (1592 – 1670). Коменский выдвинул важнейшие для физического воспитания принципы обучения: а) воспитывающий характер обучения; б) связь обучения с жизнью; в) соответствие содержания обучения требованиям жизни. Он подробно раскрыл такие принципы обучения, как: а) сознательность и активность; б) наглядность; в) постепенность и систематичность в овладении знаниями, умениями, навыками; г) принцип упражнений и прочного овладения знаниями, умениями и навыками. Эти принципы положены в основу современной методики обучения гимнастическим упражнениям и спортивной тренировки.
Вслед за Я. А. Коменским Джон Локк (1632 – 1704) считал, что окружающий мир человек познает через ощущения и восприятие органов чувств, поэтому их функции надо развивать. Он предложил спортивно-игровой метод обогащения знаниями, умениями, навыками с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
Во второй половине XVII в. ученый монах Епифаний Славинский (умер в 1676 г.) впервые классифицировал игры на пригодные и вредные для воспитания молодежи, дал педагогический анализ многим гимнастическим упражнениям.
Таким
образом, смена феодального способа
производства более прогрессивным
капиталистическим привела к положительным
переменам философских взглядов, в развитии
науки, культуры, физической культуры,
а, следовательно, и в гимнастике в частности.
Новое время (XVII – начало XIX в.) характеризуется быстрым развитием наук, культуры, промышленного производства, борьбой буржуазии за власть.
Большое внимание уделялось физическому воспитанию путем использования гимнастических упражнений. Развивались идеи Я. А. Коменского и Д. Локка о соотношении чувственного и умственного познания окружающего мира, необходимости развития функций органов чувств, закаливания, физической подготовки детей и юношества. В этот период наиболее сильное влияние на развитие гимнастики оказали Руссо и Песталоцци
Жан Жак Руссо (1712 – 1778), идеолог революционной мелкобуржуазной демократии, считал, что при подготовке ребенка к жизни надо приучать его к испытаниям, закаливать тело, чтобы оно могло противостоять непогоде, голоду, жажде, усталости. Руссо, как и Локк, особое внимание обращал на необходимость развития функций органов чувств, приобретение ребенком, юношей двигательного, эмоционально-волевого и нравственного опыта.
Физическое воспитание по убеждению Руссо является основой умственного, трудового и нравственного воспитания. Средством решения воспитательных задач Руссо считал гимнастические упражнения, бег, метания, прыжки, игры, прогулки и др. Для повышения заинтересованности и активности детей в развитии их двигательных способностей он предлагал использовать соревновательный метод.
Шведский педагог Иоганн Генрих Песталоцци (1746 – 1827) всю свою жизнь посвятил обучению и воспитанию детей простого народа. Он рекомендовал развивать у них двигательные, умственные, нравственные способности; формировать умения и навыки, необходимые в повседневной жизни, в сельском хозяйстве, ремесленном и промышленном производстве. Ведущая роль отводилась физическому воспитанию.
Таким
образом, в Новое время гимнастика получает
дальнейший толчок к развитию под влиянием
более прогрессивного капиталистического
способа производства развития наук, культуры,
повышение боеспособности армии в связи
с необходимостью ведения войн.
Конец XVIII в. и первая половина XIX в. характеризуются дальнейшим развитием капитализма. В этот период происходят буржуазные революции во Франции, Испании, Португалии. Армия Наполеона покорила ряд европейских стран и совершила поход против России, что оказало огромное влияние и на развитие военного дела.
Для
успешного ведения
Французская система гимнастики стала развиваться под влиянием массового увлечения французской молодежи военно-физической подготовкой. Члены юношеских спортивных команд занимались гимнастикой, участвовали в туристских походах и военизированных играх. Наполеон преобразовал юношеские команды в школьные батальоны и сделал их резервом армии.
После
поражения Франции в
Военно-прикладной характер французской системы гимнастики сохранился до XX в. Пользуясь положением хозяев II Олимпийских игр 1900 г., французы настояли на том, чтобы в программу соревнований были включены прикладные упражнения: прыжки в длину, с шестом, через препятствия, лазания по канату, поднимание тяжести массой в 50 кг и перетягивание каната.
Немецкая система гимнастики сложилась под влиянием передовой части немецкой буржуазии.
Герхард Ульрих Антон Фит (1763 – 1836) обобщил и систематизировал все, что было сделано в области физических упражнений до него, и изложил в «Опыте энциклопедии физических упражнений». Он дал определение понятия «физическое упражнение»: это все движение и применение физических сил человеческого организма, имеющие своей целью совершенствование последнего. С помощью гимнастических упражнений, по Фиту, педагог может: а) сохранить и укрепить здоровье занимающихся; б) развить красивые формы тела; в) увеличить силу, быстроту движений; г) развить точность и уверенность в движениях, придать бодрость и решительность духу; д) развить потребность в умственной работе, в полезном проведении свободного времени; е) отвлечь о раннего появления половых потребностей.
Фит предложил ряд правил и методических указаний к проведению занятий: а) необходимость специально оборудованных мест занятий; б) высокая профессиональная подготовленность педагога; в) учет индивидуальных особенностей учеников при подборе упражнений.
Иоганн Христофор Гутс-Мутс (1759 – 1839) в начале своей педагогической деятельности пытался приспособить идеи Руссо о физическом воспитании. После захвата Германии наполеоновской армией взгляды Гутс-Мутса на физическое воспитание изменились, этой перемене содействовало национально-освободительное движение, развитие капитализма. Педагог считал, что с гимнастическим упражнениями надо знакомить студентов высших учебных заведений, будущих учителей. Ко всем остальным сословиям гимнастика, по его мнению, имела еще более близкое отношение, ибо их тело должно служить государству. Гимнастика тогда считалась основой национальной системы физического воспитания немецкого народа.
Основателем, отцом немецкой гимнастики принято считать Иоганна Фридриха Людвига Кристофора Яна (1778 – 1852). Слово «гимнастика» он заменил словом турнен, что означает изворотливость. Ян организовал гимнастические союзы, где готовились бойцы за освобождение Пруссии то французской оккупации, пропагандировал мысль о величии и историческом призвании немецкого народа, его великого духа, языка и обычаев.
Занятиями гимнастикой Ян пытался восстановить утраченное равновесие человеческого образования, поставить рядом с односторонней духовной деятельность телесную, чрезмерной утонченности противопоставить мужественность.
В свою систему Ян включил 24 группы упражнений. Многие из них заимствованы у Фита, Гутс-Мутса. Особое внимание уделялось упражнениям на гимнастическом коне, козле, параллельных брусьях, турнике, упражнениям со скамейкой и обручем, акробатике, танцам. Применялись и военно-прикладные упражнения: стрельба из лука и огнестрельного оружия, переноска тяжестей, верховая езда и др.
Упражнения
без гимнастических снарядов и со
снарядами стали более
Курс гимнастики был рассчитан на 2 периода. В первом периоде применялись сравнительно простые упражнения: ходьба, бег, прыжки, лазание, упражнения на снарядах, игры. Соблюдался принцип постепенности, последовательности, правильного сочетания нагрузки с отдыхом. Большое внимание уделялось развитию воли, изучению индивидуальных способностей занимающихся. Во втором периоде гимнасты выполняли более сложные упражнения.
Основателем школьной гимнастики в Германии считается Адольф Шписс (1816 – 1858) – преподавателем гимнастики, истории и пения. Опираясь на работы своих предшественников, необходимость преподавания ее в качестве обязательного предмета. Идею Песталоцци о формировании особенностей у детей трудовой деятельности с помощью гимнастических упражнений он фактически развил до необходимости преподавания дисциплинирующих, муштрующих вольных упражнений. Основными из них были ходьба, бег, прыжки, подпрыгивания, повороты, упражнения для рук, туловища и ног. Упражнения выполнялись под музыкальное сопровождение, сочетались с пением и демонстрировались на гимнастических праздниках.
Основным недостатком метода Шписса было то, что упражнения выполнялись всеми учениками одновременно. Это затрудняло индивидуальный подход, индивидуальность подчинялась формальным требованиям дисциплины и порядка.
Шведская система гимнастики. Ее основателем был Пер Генрих Линг (1776 – 1839). Он окончил богословский факультет Упсальского университета, Институт для детей и взрослых в Копенгагене – первое учебное заведение в Европе по физическому воспитанию.
Яльмар Линг, сын П. Линга, разработал и ввел новые шведские снаряды: стенку, скамейку, двойной бум, плинт и др.
П. Линг и Я. Линг совместно с учёными Браттингом, Тернгремом и др. подробно разработал педагогическую гимнастику, считая, что высшая цель гимнастики – забота о гармоническом развитии человеческого тела.
Шведскую гимнастику выгодно отличали её оздоровительный характер, подбор упражнений в зависимости от анатомических возможностей, строгая направленность на вовлечение в работу определённых мышц, многообразие упражнений, внедрение новых снарядов и методик обучения.
Если
проанализировать все рассмотренные
системы, то следует сказать, что
их авторы недооценивали такие средства
воздействия на человека, на его личностные
свойства, как слово педагога, музыка,
условия проведения занятий. Не всегда
учитывались образовательно-воспитательные
возможности не только отдельных групп
упражнений, но и гимнастики в целом.