Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 10:52, реферат
Здоровый образ жизни характеризуется направленностью, которая объективно выражается в том, какие ценности им производятся, какие общественные потребности им удовлетворяются, что он дает для развития самой личности. Между реальным образом жизни и порождаемой им системой субъективных отношений возникают противоречия, в процессе разрешения которых происходит перестройка, развитие и совершенствование образа жизни, система отношений в нем.
Введение: что такое здоровый образ жизни?........................................2
Структура здорового образа жизни……………………………….……6
Оптимальный двигательный режим………………………………………6
Тренировка иммунитета и закаливание………………………..………..8
Рациональное питание……………………………………………………11
Психофизиологическая регуляция……………………………….…….15
Культура межличностного общения…………………………………….18
Культура сексуального поведения……………………………………….20
Рациональный режим жизни……………………………………………..21
Организация сна…………………………………………………………22
Профилактика вредных привычек…………………………………….23
Самообразование и самосовершенствование…………………………25
Вывод: эффективность здорового образа жизни…………………..…27
Список использованной литературы………………………
Содержание:
1. Введение: Что такое здоровый образ жизни?
Образ жизни человека оказывает непосредственное влияние на продолжительность и качество жизни. Общеизвестный факт, долгожители, как правило, не страдают не только врожденными, но и приобретенными в течение всей жизни заболеваниями. Зависит ли долгожительство от исторической эпохи, а проще – от социально-политического строя общества? Да! Социально-политическая и экономическая формация, прежде всего, влияет на личность, на состояние психики и непосредственно на здоровье. Отсюда и возможности прожить долго или «сгореть» от наслоения эндо- и экзогенного влияния и различных стрессовых ситуаций.
Влияет ли образ жизни на старение? Безусловно! Это подтверждают статистические данные и данные различных научных школ по геронтологии. С позиций генетической природы данного человека и ее соответствия условиям жизнедеятельности можно определить здоровый образ жизни как «способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностям данного человека и конкретным условиям жизни, направленный на формирование, сохранение его социально-биологических функций».
Другими словами, здоровых образов жизни должно быть столько, сколько существует людей. При этом необходимо учитывать как типологические особенности человека (тип высшей нервной деятельности, морфофункциональный тип, преобладающий механизм вегетативной регуляции), так и возрастно-половую принадлежность и социальную обстановку, в которой он живет (семейное положение, профессию, традиции, условия труда, материальное обеспечения, быта и т.д.).
В последние годы активизировалось внимание к здоровому образу жизни студентов, это связано с озабоченностью общества по поводу здоровья специалистов, выпускаемых высшей школой, роста заболеваемости в процессе профессиональной подготовки, последующим снижением работоспособности. Необходимо отчетливо представлять, что не существует здорового образа жизни как некой особенной формы жизнедеятельности вне образа жизни в целом.
Здоровый образ жизни отражает обобщенную типовую структуру форм жизнедеятельности, для которой характерно единство и целесообразность процессов самоорганизации и самодисциплины, саморегуляции и саморазвития, направленных на укрепление адаптивных возможностей организма, полноценную самореализацию своих сущностных сил, дарований и способностей в общекультурном и профессиональном развитии, жизнедеятельности в целом. Здоровый образ жизни создает для личности такую социокультурную микросреду, в условиях которой возникают реальные предпосылки для высокой творческой самоотдачи, работоспособности, трудовой и общественной активности, психологического комфорта, наиболее полно раскрывается психофизиологический потенциал личности, актуализируется процесс ее самосовершенствования. В условиях здорового образа жизни ответственность за здоровье формируется у студента как часть общекультурного развития, проявляющаяся в единстве стилевых особенностей поведения, способности построить себя как личность в соответствии с собственными представлениями о полноценной в духовном, нравственном и физическом отношении жизни.
Содержание здорового образа жизни студентов отражает результат распространения индивидуального или группового стиля поведения, общения, организации жизнедеятельности, закрепленных в виде образцов до уровня традиционного. Основными элементами здорового образа жизни выступают: соблюдение режима труда и отдыха, питания и сна, гигиенических требований, организация индивидуального целесообразного режима двигательной активности, отказ от вредных привычек, культура межличностного общения и поведения в коллективе, культура сексуального поведения, содержательный досуг, оказывающий развивающее воздействие на личность.
Организуя свою жизнедеятельность, личность вносит в нее упорядоченность, используя некоторые устойчивые структурные компоненты. Это может быть определенный режим, когда студент, например, регулярно в одно и то же время питается, ложится спать, занимается физическими упражнениями, использует закачивающие процедуры. Устойчивой может быть и последовательность форм жизнедеятельности: после учебной недели один выходной день посвящается общению с друзьями, другой — домашним делам, третий — занятиям физической культурой.
Эти характеристики здорового образа жизни устойчивы по отношению к постоянно меняющимся, многочисленным воздействиям окружения человека. Они образуют своего рода барьеры, ограждающие его от необходимости все время реагировать на многообразие существующих вокруг суждений, мнений, оценок, требований. Внутри этих границ студент волен регулировать свои действия, опробовать новые образцы поведения. С одной стороны, устойчивые и повторяющиеся компоненты жизнедеятельности обращены к личности, связаны с ее индивидуальными предпочтениями, с другой — они не являются ее изобретением, а складываются и приобретают культурное значение в процессе общения людей, в ходе их повседневной практики.
Здоровый образ жизни характеризуется направленностью, которая объективно выражается в том, какие ценности им производятся, какие общественные потребности им удовлетворяются, что он дает для развития самой личности. Между реальным образом жизни и порождаемой им системой субъективных отношений возникают противоречия, в процессе разрешения которых происходит перестройка, развитие и совершенствование образа жизни, система отношений в нем. Важно не только то, как студент живет, но и то, ради чего он живет, чем гордится и против чего борется. Так здоровый образ жизни приобретает оценочное и нормативное понятие.
Здоровый образ жизни во многом зависит от ценностных ориентации студента, мировоззрения, социального и нравственного опыта. Общественные нормы, ценности здорового образа жизни принимаются студентами как личностно значимые, но не всегда совпадают с ценностями, выработанными общественным сознанием. Так, в процессе накопления личностью социального опыта возможна дисгармония познавательных (научные и житейские знания), психологических (формирование интеллектуальных, эмоциональных, волевых структур), социально-психологических (социальные ориентации, система ценностей), функциональных (навыки, умения, привычки, нормы поведения, деятельность, отношения) процессов. Подобная дисгармония может стать причиной формирования асоциальных качеств личности. Поэтому в вузе необходимо обеспечить сознательный выбор личностью общественных ценностей здорового образа жизни и формировать на их основе устойчивую, индивидуальную систему ценностных ориентации, способную обеспечить саморегуляцию личности, мотивацию ее поведения и деятельности.
Для
студента с высоким уровнем развития
личности характерно не только стремление
познать себя, но желание и умение изменять
себя, микросреду, в которой он находится.
Путем активного самоизменения и формируется
личностью ее образ жизни. Самосознание,
вбирая в себя опыт достижений личности
в различных видах деятельности, проверяя
физические и психические качества через
внешние виды деятельности, общение, формирует
полное представление студента о себе.
Одновременно с этим в структуру самосознания
включаются идеалы, нормы и ценности, общественные
по своей сути. Они присваиваются личностью,
становятся ее собственными идеалами,
ценностями, нормами, частью ядра личности
— ее самосознания.
2.
Структура здорового
образа жизни
К
основным составляющим здорового образа
жизни относят следующие
3.Оптимальный
двигательный режим.
Двигательная
активность является обязательным и
определяющим фактором, обуславливающим
разворачивание структурно-функциональной
программы организма в процессе
индивидуального возрастного
Как проводить самоконтроль физического состояния в домашних условиях?
Для
этого не нужно специального оборудования
и сложных медицинских
В качестве примера приведем несколько распространенных функциональных проб, дающих объективную оценку состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Проба с дозированной физической нагрузкой: подсчитывается частота сердечных сокращений до и после 20 приседаний (за 30 секунд). Если частота пульса не превышает 120 ударов в минуту, а время восстановления его не превышает двух минут, можно быть уверенным, что резервы вашего здоровья вполне надежны и достаточны.
Ортостатическая проба: подсчитывается частота пульса до и после перехода из горизонтального положения (из положения «лежа») в вертикальное (положение «стоя»). Если прирост частоты сердечных сокращений не превышает 30-40 ударов в минуту - резервы сердечно-сосудистой и дыхательной систем достаточно высоки.
Проба
с задержкой дыхания на вдохе
и на выдохе: Если человек спокойно
может задержать дыхание на вдохе
не менее 30 секунд, а на выдохе –
не менее 20 секунд, значит, резервные
возможности сердечно-
4.
Тренировка иммунитета
и закаливание.
Окружив
себя температурным комфортом, прибегая
к массированной
Знание
правил и требований личной гигиены
обязательно для каждого