Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 10:52, реферат
Здоровый образ жизни характеризуется направленностью, которая объективно выражается в том, какие ценности им производятся, какие общественные потребности им удовлетворяются, что он дает для развития самой личности. Между реальным образом жизни и порождаемой им системой субъективных отношений возникают противоречия, в процессе разрешения которых происходит перестройка, развитие и совершенствование образа жизни, система отношений в нем.
Введение: что такое здоровый образ жизни?........................................2
Структура здорового образа жизни……………………………….……6
Оптимальный двигательный режим………………………………………6
Тренировка иммунитета и закаливание………………………..………..8
Рациональное питание……………………………………………………11
Психофизиологическая регуляция……………………………….…….15
Культура межличностного общения…………………………………….18
Культура сексуального поведения……………………………………….20
Рациональный режим жизни……………………………………………..21
Организация сна…………………………………………………………22
Профилактика вредных привычек…………………………………….23
Самообразование и самосовершенствование…………………………25
Вывод: эффективность здорового образа жизни…………………..…27
Список использованной литературы………………………
В
системе аутогенной тренировки важную
роль выполняет дыхательная
Фаза вдоха является мобилизующей. Поэтому если необходимо мобилизовать себя (например, ускорить пробуждение после сна) вдох растягивается и завершается энергичным коротким выдохом. Это «утренний» тип дыхания. Если же необходимо успокоить себя, снять излишнее возбуждение, прибегают к «вечернему» типу дыхания: после сравнительно короткого энергичного вдоха следует несколько растянутый удлиненный выдох, а за ним короткая пауза — задержка дыхания.
Используются
в системе психотренинга и
упражнения, тренирующие внимание и развивающие
самоконтроль, словесный самоприказ, аутогенное
погружение и др. Необходимые методические
сведения вы можете получить на практических
занятиях и изучая специальную литературу.
7.
Культура межличностного
общения.
Общение, эффективность которого определяется развитостью коммуникативной культуры его участников, - ведущий вид взаимодействия людей между собой и один из компонентов здорового образа жизни. Культура межличностного общения включает систему знаний, норм, ценностей и образцов поведения, принятых в обществе, которые органично реализуются им в деловом и эмоциональном общении. Это важное условие удовлетворенности его отношений с окружающей жизнью в целом, один из залогов психического, физического, эмоционального, социального и интеллектуального развития личности. В настоящее время социально-психологическая ситуация существенно обострила проблему эмоционального общения людей. В развивающемся и дифференцирующемся обществе возрастают требования, которые люди сознательно или несознательно предъявляют к реальным и возможным партнерам по общению. А удовлетворять их тем труднее, чем меньше развита коммуникативная культура каждого участника этого процесса.
Развитие коммуникативной культуры предполагает, прежде всего, развитие перцептивных способностей и умений правильно воспринимать окружающих людей. Исходя из этого, применять адекватный стиль и тон общения. Ведь одни и те же жесты, слова, вполне уместные в разговоре с человеком спокойным и доброжелательным, могут вызвать нежелательную реакцию у возбужденного собеседника. Важно также уметь общаться в разных ситуациях, уметь сотрудничать в различных видах деятельности. Развитие коммуникативной культуры опирается на развитие ряда психических свойств, речи, особенностей мышления, специфические социальные установки. Это, в первую очередь, потребность в глубоком эмоциональном и содержательном общении, которое в норме присуще каждому, но мера его развитости неодинакова в связи с половыми, социокультурными, возрастными особенностями человека. Эту потребность можно удовлетворить тогда, когда личность обладает эмпатией – способностью эмоционально отзываться на переживания других людей, проникать в их внутренний мир, понимать их мысли, чувства – сопереживать и сочувствовать им. Важно развивать рефлексию, т. е. готовность к самоанализу и навыкам его; она является предпосылкой способности к саморегуляции. Своеобразие владению речью предполагает наличие большого запаса слов, образность и правильность речи, логичность построения и изложения высказывания.
Коммуникативная
культура предполагает наличие таких
социальных установок, которые утверждают
общение как диалог, требующий
умения слушать, проявлять терпимость
к идеям и недостаткам
Развитию
коммуникативной культуры бесспорно
содействует разнообразная и
разносторонняя физкультурно-спортивная
деятельность с ее многочисленными межличностными
контактами гуманистического характера.
8.
Культура сексуального
поведения.
Сексуальное поведение – один из аспектов социального поведения человека. Социокультурные сдвиги влияют на сексуальное поведение, ритм сексуальной активности, ее интенсивность и социальные формы. Молодежь раньше начинает половую жизнь, добрачные связи стали доступны для обоих полов при наличии и отсутствии любви. Либерализация половой морали, частая смена партнеров, в сочетании с низкой сексуальной культурой порождают ряд серьезных последствий – аборты, распространение венерических заболеваний, СПИД, растет число разводов. Но чем меньше внешних запретов, тем важнее индивидуальный самоконтроль и выше ответственность за свои решения, тем выше значение морального выбора.
17-25
лет – это возраст
Сексуальная удовлетворенность повышает самоуважение и самооценку. Высокая самооценка и уверенность в собственной привлекательности чрезвычайно важны для молодых людей. Сексуальная удовлетворенность у молодых людей положительно коррелирует с удовлетворенностью другими (интеллектуальными, спортивными, эстетическими и др.) увлечениями, общительностью, жизнерадостностью, и этим способствует их общекультурному развитию.
И
ещё. К семейной жизни молодых
людей необходимо готовить также
целенаправленно и продуманно, как
к труду. Как подчеркивал Макаренко
А.С. – половое воспитание есть, прежде
всего, воспитание любви, как большого
и глубокого чувства. «…Молодой человек,
- говорил он, - никогда не будет любить
свою невесту и жену, если он не любил своих
родителей, товарищей, друзей… И чем шире
область этой неполовой любви, тем благороднее
будет любовь половая».
9. Рациональный режим жизни.
Понимание
важности хорошо организованного режима
основано на закономерностях протекания
биологических процессов в
Рациональный режим жизни – основа здоровья человека. В то же время он должен быть индивидуальным, то есть соответствовать конкретным условиям, состоянию здоровья, уровню работоспособности, личным интересам и склонностям человека. Важно обеспечить постоянство того или иного вида деятельности в пределах суток, не допуская значительных отклонений от заданной нормы. Режим жизни будет реальным и выполнимым, если он динамичен и строится с учетом непредвиденных обстоятельств.
Здоровье человека во многом определяется оптимальным соотношением и распределением периодов его активности и отдыха. В поисках такого соотношения важна регламентация каждого из определяющих его факторов. Активность человека предполагает учет всех видов его деятельности: профессиональной, бытовой, досуговой, спортивной и др.
Чем
более объемна и интенсивна выполненная
работа, тем более полноценным
должен быть период восстановления. Под
последним, однако, следует понимать
не только пассивное состояние, но и
целую систему мер, активизирующих
восстановление работоспособности. В
такой системе особая роль принадлежит,
активному отдыху. Пренебрежение же полноценным
и рационально организованным отдыхом
чревато перенапряжением организма и
развитием переутомления.
Сон – обязательная и наиболее полноценная форма ежедневного отдыха. Для взрослого человека обычной нормой ночного монофазного сна необходимо считать 7,5–8 часов. Часы, предназначенные для сна, нельзя рассматривать как некий резерв времени, который можно часто и безнаказанно использовать для других целей. Это, как правило, отражается на продуктивности умственного труда и психоэмоциональном состоянии. Беспорядочный сон может привести к бессоннице, другим нервным расстройствам.
Напряженную умственную работу необходимо прекращать за 1,5 часа до отхода ко сну, так как она создает в коре головного мозга замкнутые циклы возбуждения, отличающиеся большой стойкостью. Интенсивная деятельность мозга продолжается даже тогда, когда человек закончил заниматься. Поэтому умственный труд, выполняемый непосредственно перед сном, затрудняет засыпание, приводит к ситуативным сновидениям, вялости плохому самочувствию после пробуждения. Перед сном необходимо проветривать комнаты, а еще лучше сон при открытой форточке.
Малоспящим людям для хорошего самочувствия и высокой работоспособности достаточно 5-6 часов сна. Это, как правило, люди энергичные, активно преодолевающие трудности, не задерживающие чрезмерно внимание на неприятных переживаниях. Многоспящие люди нуждаются в 9 часовом сне и даже более. Это преимущественно люди с повышенной эмоциональной чувствительностью.
Наиболее
распространенное расстройство сна, когда
человек мало и плохо спит, называется
бессонницей. Иногда не дают заснуть
дела: переволновался или растревожился
человек. Такую бессонницу называют
ситуативной. Обычно она проходит вместе
с исчезновением причин беспокойства
или конфликта. Случается, что кризисная
ситуация проходит, но оставляет вредную
привычку «слишком сильно стремиться
заснуть». Она может вызвать обратную
реакцию – развитие стойкой бессонницы
от боязни бессонницы. Причиной стойкого
расстройства сна могут стать успокаивающие
и снотворные средства, если их долго принимать.
Снотворные лекарства выключают механизм
сна, ломают и перекрывают его фазы.
Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками. Употребление алкоголя, наркотических веществ, табака входит в число важнейших факторов риска многих заболеваний, негативно отражающихся на здоровье человека.
Выделяются три группы факторов, способствующих употреблению алкоголя. К социально-психологическому относится комплекс обычаев, традиций, «социальный опыт» употребления спиртного. Под их прикрытием удовлетворяются ряд потребностей индивида, например в общении, принадлежности к определенной группе, самоутверждении, которые молодой человек не мог реализовать по каким-то причинам другим способом. Для алкогольной группы характерно поверхностное завязывание контактов, гарантированная степень взаимоуважения, совместное проведение свободного времени в ответ на принятие новым ее членом внутригрупповых обычаев. Индивидуально-психологические факторы связаны с психотропным эффектом алкоголя.
Курение – одна из самых вредных привычек. Широко распространены мифы о курении, играющие роль «психологической защиты» и служащие средством самооправдания. Притягивающая сила курения для молодежи в том, что они получают удовольствие от сознания своей «полноценности», самоутверждения, ощущения себя идущим в ногу с модой, видят в курении средство для снятия эмоционального напряжения, повышения работоспособности. Так курение превращается в ритуал. Но какой ценой все это достигается?
К
числу вредных привычек относится
употребление наркотиков. Существует
несколько классов
Барьером
к возникновению стремления к
вредным привычкам является образование
внутреннего культурного
Самообразование понимается как процесс целенаправленной, сознательной работы, ориентированный на формирование устойчивых мотиваций на здоровый образ жизни. Но знания не дадут долговременных положительных результатов, если они не активизируют стремление человека к самосовершенствованию. Для самосовершенствования нужна воля, хотя она сама формируется и закрепляется в работе, преодолении трудностей, стоящих на пути к цели.