Концепция здорового образа жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 10:52, реферат

Описание

Здоровый образ жизни характеризуется направленностью, которая объективно выражается в том, какие ценности им производятся, какие общественные потребности им удовлетворяются, что он дает для развития самой личности. Между реальным образом жизни и порождаемой им системой субъективных отношений возникают противоречия, в процессе разрешения которых происходит перестройка, развитие и совершенствование образа жизни, система отношений в нем.

Содержание

Введение: что такое здоровый образ жизни?........................................2
Структура здорового образа жизни……………………………….……6
Оптимальный двигательный режим………………………………………6
Тренировка иммунитета и закаливание………………………..………..8
Рациональное питание……………………………………………………11
Психофизиологическая регуляция……………………………….…….15
Культура межличностного общения…………………………………….18
Культура сексуального поведения……………………………………….20
Рациональный режим жизни……………………………………………..21
Организация сна…………………………………………………………22
Профилактика вредных привычек…………………………………….23
Самообразование и самосовершенствование…………………………25
Вывод: эффективность здорового образа жизни…………………..…27
Список использованной литературы………………………

Работа состоит из  1 файл

КОНЦЕПЦИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.doc

— 132.50 Кб (Скачать документ)

     В системе аутогенной тренировки важную роль выполняет дыхательная гимнастика. Правильно поставленное брюшное дыхание вовлекает в дыхательный акт все части легких, повышает насыщение крови кислородом и увеличивает жизненную емкость легких; за счет движений диафрагмы массируются органы брюшной полости, в первую очередь печень, оживляется их кровоснабжение.

     Фаза  вдоха является мобилизующей. Поэтому  если необходимо мобилизовать себя (например, ускорить пробуждение после сна) вдох растягивается и завершается  энергичным коротким выдохом. Это «утренний» тип дыхания. Если же необходимо успокоить  себя, снять излишнее возбуждение, прибегают к «вечернему» типу дыхания: после сравнительно короткого энергичного вдоха следует несколько растянутый удлиненный выдох, а за ним короткая пауза — задержка дыхания.

     Используются  в системе психотренинга и  упражнения, тренирующие внимание и развивающие самоконтроль, словесный самоприказ, аутогенное погружение и др. Необходимые методические сведения вы можете получить на практических занятиях и изучая специальную литературу. 

7. Культура межличностного общения. 

     Общение, эффективность которого определяется развитостью коммуникативной культуры его участников, - ведущий вид взаимодействия людей между собой и один из компонентов здорового образа жизни. Культура межличностного общения включает систему знаний, норм, ценностей и образцов поведения, принятых в обществе, которые органично реализуются им в деловом и эмоциональном общении. Это важное условие удовлетворенности его отношений с окружающей жизнью в целом, один из залогов психического, физического, эмоционального, социального и интеллектуального развития личности. В настоящее время социально-психологическая ситуация существенно обострила проблему эмоционального общения людей. В развивающемся и дифференцирующемся обществе возрастают требования, которые люди сознательно или несознательно предъявляют к реальным и возможным партнерам по общению. А удовлетворять их тем труднее, чем меньше развита коммуникативная культура каждого участника этого процесса.

     Развитие  коммуникативной культуры предполагает, прежде всего, развитие перцептивных способностей и умений правильно воспринимать окружающих людей. Исходя из этого, применять адекватный стиль и тон общения. Ведь одни и те же жесты, слова, вполне уместные в разговоре с человеком спокойным и доброжелательным, могут вызвать нежелательную реакцию у возбужденного собеседника. Важно также уметь общаться в разных ситуациях, уметь сотрудничать в различных видах деятельности. Развитие коммуникативной культуры опирается на развитие ряда психических свойств, речи, особенностей мышления, специфические социальные установки. Это, в первую очередь, потребность в глубоком эмоциональном и содержательном общении, которое в норме присуще каждому, но мера его развитости неодинакова в связи с половыми, социокультурными, возрастными особенностями человека. Эту потребность можно удовлетворить тогда, когда личность обладает эмпатией – способностью эмоционально отзываться на переживания других людей, проникать в их внутренний мир, понимать их мысли, чувства – сопереживать и сочувствовать им. Важно развивать рефлексию, т. е. готовность к самоанализу и навыкам его; она является предпосылкой способности к саморегуляции. Своеобразие владению речью предполагает наличие большого запаса слов, образность и правильность речи, логичность построения и изложения высказывания.

     Коммуникативная культура предполагает наличие таких  социальных установок, которые утверждают общение как диалог, требующий  умения слушать, проявлять терпимость к идеям и недостаткам партнера, учитывать, что надо не только что-то получить самому, но и возможно больше отдавать другим. Весьма значимы умения устанавливать контакты в конкретных ситуациях с желательными и необходимыми с точки зрения дела партнерами, входить в ситуации сотрудничества или общения с конкретными людьми; находить темы для разговора в разных ситуациях, выбирать адекватные способы взаимодействия в деловом и эмоциональном общении, в групповом или коллективном сотрудничестве.

     Развитию  коммуникативной культуры бесспорно  содействует разнообразная и  разносторонняя физкультурно-спортивная деятельность с ее многочисленными межличностными контактами гуманистического характера. 
 
 

8. Культура сексуального поведения. 

     Сексуальное поведение – один из аспектов социального  поведения человека. Социокультурные  сдвиги влияют на сексуальное поведение, ритм сексуальной активности, ее интенсивность и социальные формы. Молодежь раньше начинает половую жизнь, добрачные связи стали доступны для обоих полов при наличии и отсутствии любви. Либерализация половой морали, частая смена партнеров, в сочетании с низкой сексуальной культурой порождают ряд серьезных последствий – аборты, распространение венерических заболеваний, СПИД, растет число разводов. Но чем меньше внешних запретов, тем важнее индивидуальный самоконтроль и выше ответственность за свои решения, тем выше значение морального выбора.

     17-25 лет – это возраст максимальной  активности половых гормонов. Необходимой  предпосылкой гармонизации сексуальных  эмоций является здоровый образ  жизни, двигательная активность, физические нагрузки и т.д.  Физическая привлекательность лежит в основе полового внимания (красивая фигура, осанка, стройные ноги и др.), поэтому необходимо уделять внимание в молодые годы улучшению своего телосложения и здоровья.

     Сексуальная удовлетворенность повышает самоуважение и самооценку. Высокая самооценка и уверенность в собственной привлекательности чрезвычайно важны для молодых людей. Сексуальная удовлетворенность у молодых людей положительно коррелирует с удовлетворенностью другими (интеллектуальными, спортивными, эстетическими и др.) увлечениями, общительностью, жизнерадостностью, и этим способствует их общекультурному развитию.

     И ещё. К семейной жизни молодых  людей необходимо готовить также  целенаправленно и продуманно, как  к труду. Как подчеркивал Макаренко  А.С. – половое воспитание есть, прежде всего, воспитание любви, как большого и глубокого чувства. «…Молодой человек, - говорил он, - никогда не будет любить свою невесту и жену, если он не любил своих родителей, товарищей, друзей… И чем шире область этой неполовой любви, тем благороднее будет любовь половая». 

9. Рациональный режим жизни.

     Понимание важности хорошо организованного режима основано на закономерностях протекания биологических процессов в организме. Человек, соблюдая устоявшийся и  наиболее целесообразный режим жизнедеятельности, лучше приспосабливается к течению важнейших физиологических процессов. В том случае, если резервы нашей адаптации исчерпываются, мы начинаем испытывать дискомфорт, утомляемость, а то и заболеваем. Следовательно, необходимо вести четко организованный образ жизни, соблюдать постоянный режим в труде, отдыхе, питании, сне, заниматься физическими упражнениями. При ежедневном повторении обычного уклада жизни, довольно быстро между этими процессами устанавливается взаимосвязь, закрепленная цепью условных рефлексов. Благодаря этому физиологическому свойству предыдущая деятельность является как бы толчком к последующей, подготавливая организм к легкому и быстрому переключению на новый вид деятельности, что обеспечивает ее лучшее выполнение.

     Рациональный  режим жизни – основа здоровья человека. В то же время он должен быть индивидуальным, то есть соответствовать конкретным условиям, состоянию здоровья, уровню работоспособности, личным интересам и склонностям человека. Важно обеспечить постоянство того или иного вида деятельности в пределах суток, не допуская значительных отклонений от заданной нормы. Режим жизни будет реальным и выполнимым, если он динамичен и строится с учетом непредвиденных обстоятельств.

     Здоровье  человека во многом определяется оптимальным  соотношением и распределением периодов его активности и отдыха. В поисках такого соотношения важна регламентация каждого из определяющих его факторов. Активность человека предполагает учет всех видов его деятельности: профессиональной, бытовой, досуговой, спортивной и др.

     Чем более объемна и интенсивна выполненная  работа, тем более полноценным  должен быть период восстановления. Под  последним, однако, следует понимать не только пассивное состояние, но и  целую систему мер, активизирующих восстановление работоспособности. В такой системе особая роль принадлежит, активному отдыху. Пренебрежение же полноценным и рационально организованным отдыхом чревато перенапряжением организма и развитием переутомления. 

       
  1. Организация сна.
 

     Сон – обязательная и наиболее полноценная  форма ежедневного отдыха. Для взрослого человека обычной нормой ночного монофазного сна необходимо считать 7,5–8 часов. Часы, предназначенные для сна, нельзя рассматривать как некий резерв времени, который можно часто и безнаказанно использовать для других целей. Это, как правило, отражается на продуктивности умственного труда и психоэмоциональном состоянии. Беспорядочный сон может привести к бессоннице, другим нервным расстройствам.

     Напряженную умственную работу необходимо прекращать за 1,5 часа до отхода ко сну, так как она создает в коре головного мозга замкнутые циклы возбуждения, отличающиеся большой стойкостью. Интенсивная деятельность мозга продолжается даже тогда, когда человек закончил заниматься. Поэтому умственный труд, выполняемый непосредственно перед сном, затрудняет засыпание, приводит к ситуативным сновидениям, вялости плохому самочувствию после пробуждения. Перед сном необходимо проветривать комнаты, а еще лучше сон при открытой форточке.

     Малоспящим  людям для хорошего самочувствия и высокой работоспособности достаточно 5-6 часов сна. Это, как правило, люди энергичные, активно преодолевающие трудности, не задерживающие чрезмерно внимание на неприятных переживаниях. Многоспящие люди нуждаются в 9 часовом сне и даже более. Это преимущественно люди с повышенной эмоциональной чувствительностью.

     Наиболее  распространенное расстройство сна, когда  человек мало и плохо спит, называется бессонницей. Иногда не дают заснуть  дела: переволновался или растревожился  человек. Такую бессонницу называют ситуативной. Обычно она проходит вместе с исчезновением причин беспокойства или конфликта. Случается, что кризисная ситуация проходит, но оставляет вредную привычку «слишком сильно стремиться заснуть». Она может вызвать обратную реакцию – развитие стойкой бессонницы от боязни бессонницы. Причиной стойкого расстройства сна могут стать успокаивающие и снотворные средства, если их долго принимать. Снотворные лекарства выключают механизм сна, ломают и перекрывают его фазы. 

       
  1. Профилактика  вредных привычек.
 

     Здоровый  образ жизни несовместим с вредными привычками. Употребление алкоголя, наркотических веществ, табака входит в число важнейших факторов риска многих заболеваний, негативно отражающихся на здоровье человека.

     Выделяются  три группы факторов, способствующих употреблению алкоголя. К социально-психологическому относится комплекс обычаев, традиций, «социальный опыт» употребления спиртного. Под их прикрытием удовлетворяются ряд потребностей индивида, например в общении, принадлежности к определенной группе, самоутверждении, которые молодой человек не мог реализовать по каким-то причинам другим способом. Для алкогольной группы характерно поверхностное завязывание контактов, гарантированная степень взаимоуважения, совместное проведение свободного времени в ответ на принятие новым ее членом внутригрупповых обычаев. Индивидуально-психологические факторы связаны с психотропным эффектом алкоголя.

     Курение – одна из самых вредных привычек. Широко распространены мифы о курении, играющие роль «психологической защиты»  и служащие средством самооправдания. Притягивающая сила курения для молодежи в том, что они получают удовольствие от сознания своей «полноценности», самоутверждения, ощущения себя идущим в ногу с модой, видят в курении средство для снятия эмоционального напряжения, повышения работоспособности. Так курение превращается в ритуал. Но какой ценой все это достигается?

     К числу вредных привычек относится  употребление наркотиков. Существует несколько классов наркотических  веществ, отличающихся по характеру  и степени своего воздействия на организм человека. Их основное свойство – способность вызвать состояние эйфории (не оправданное реальной действительностью возвышенное, радостное настроение). Систематическое употребление наркотиков приводит к резкому истощению организма, изменению обмена веществ, психическим расстройствам, ухудшению памяти, появлению стойких бредовых идей, к проявлениям, подобным шизофрении, деградации личности, бесплодию. Общая деградация личности наступает в 15-20 раз быстрее, чем при злоупотреблении алкоголем. Лечить от наркотиков очень сложно, лучший вариант – даже не пробовать наркотики.

     Барьером  к возникновению стремления к  вредным привычкам является образование  внутреннего культурного стержня  личности, ее нравственных ценностей, постоянная потребность в благотворной деятельности, четкой организации своей жизни, труда и отдыха, активное включение в жизнедеятельность разнообразных средств физической культуры. 
 

       
  1. Самообразование и самосовершенствование.
 

     Самообразование понимается как процесс целенаправленной, сознательной работы, ориентированный на формирование устойчивых мотиваций на здоровый образ жизни. Но знания не дадут долговременных положительных результатов, если они не активизируют стремление человека к самосовершенствованию. Для самосовершенствования нужна воля, хотя она сама формируется и закрепляется в работе, преодолении трудностей, стоящих на пути к цели.

Информация о работе Концепция здорового образа жизни