Методика обучения технике базового вида спорта на уроках физической культуры 5-9 классах (на примере волейбола)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 14:10, курсовая работа

Описание

Актуальность. В концепции развития физического воспитания и спорта в Российской Федерации указывается, что значение физического воспитания школьников обусловлено потребностями нашего государства в подготовке здорового, разносторонне развитого, трудоспособного подрастающего поколения к полноценному выполнению функции гражданина нашего общества.

Содержание

Введение………………………………………………………………..2
Особенности физического развития и воспитания детей среднего школьного возраста………………………………………………...4
1.1 Значение и задачи физического воспитания в среднем школьном возрасте…………………………………………………………………….6
1.2 Средства физического воспитания детей среднего школьного возраста………………………………………………………………………...10
2. Волейбол как один из самых распространенных видов спорта в России и мире…………………………………………………………………...13
2.1. Основные технические приемы волейбола……………………..15
3. Методика обучения техники волейбола в средней школе………..17
3.1. Планирование учебной работы…………………………………...17
3.2. Стойки и передвижения…………………………………………...18
3.3. Передача мяча двумя руками сверху……………………………..20
3.4. Прием мяча двумя руками снизу………………………………….22
3.5. Нижняя прямая подача мяча……………………………………....24
3.6. Верхняя подача мяча…………………………………………….....25
3.7. Нападающие удары………………………………………………...27
3.8. Блокирование…………………………………………………….....32
3.9. Особенности методики………………………………………….....36
Заключение………………………………………………………………39
Список литературы……………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая (2).doc

— 185.00 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования  «Дальневосточный государственный  гуманитарный университет» 
 
 
 
 
 

Кафедра теоретических основ  физического воспитания 
 
 
 

О. И. Кабанова, студентка 1031 гр 
 
 
 

Методика  обучения технике  базового вида спорта на уроках физической культуры 5-9 классах (на примере волейбола) 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа                                                                                              по специальности 033100 (050720.65) – физическая культура 

Оценка ________ Научн. рук.: к. пед. н., доцент

Дата защиты ________2010 г. Артышко С. В. 
 
 
 
 
 

Хабаровск, 2010

СОДЕРЖАНИЕ 
 

    Введение………………………………………………………………..2

  1. Особенности физического развития и воспитания детей среднего школьного возраста………………………………………………...4

    1.1  Значение  и задачи физического воспитания  в среднем школьном возрасте…………………………………………………………………….6

    1.2  Средства  физического воспитания детей  среднего школьного возраста………………………………………………………………………...10

    2.  Волейбол  как один из самых распространенных  видов спорта в России и  мире…………………………………………………………………...13

    2.1.  Основные  технические приемы волейбола……………………..15

    3. Методика  обучения техники волейбола в  средней школе………..17

    3.1. Планирование  учебной работы…………………………………...17

    3.2. Стойки  и передвижения…………………………………………...18

    3.3. Передача  мяча двумя руками сверху……………………………..20

    3.4. Прием мяча  двумя руками снизу………………………………….22

    3.5. Нижняя  прямая подача мяча……………………………………....24

    3.6. Верхняя  подача мяча…………………………………………….....25

    3.7. Нападающие  удары………………………………………………...27

    3.8. Блокирование…………………………………………………….....32

    3.9. Особенности  методики………………………………………….....36

    Заключение………………………………………………………………39

    Список литературы……………………………………………………..41 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

ВВЕДЕНИЕ 

    Актуальность. В концепции развития физического воспитания и спорта в Российской Федерации указывается, что значение физического воспитания школьников обусловлено потребностями нашего государства в подготовке здорового, разносторонне развитого, трудоспособного подрастающего поколения к полноценному выполнению функции гражданина нашего общества.

    В повседневной деятельности школьников значение физического воспитания обусловлено, во-первых, интенсификацией и возрастающей интеллектуализацией учебного труда, вызванными повышением научно-теоретического уровня содержания учебных предметов, широким внедрением активных методов обучения; во-вторых, увеличением занятости детей во внеурочное время видами деятельности, ограничивающими проявление двигательной функции: воспитательные мероприятия в классе, занятия в кружках; в-третьих, использование в быту достижений цивилизации.

    По  мнению многих авторов, приобщение к  спорту с детства дает человеку физическую закалку, воспитывает ловкость, четкость и быстроты реакции, повышает активность, развивает его нравственно, эстетически, что необходимо для здорового, полноценного человека. Полноценное физическое развитие детей возможно лишь при комплексном использовании средств физического воспитания: природных факторов, гигиенических мероприятий и физических упражнений.

     В своей курсовой работе мы рассмотрим физическое воспитание школьников на примере волейбола. Волейбол (англ. volleyball от volley — «залп», «удар с лёта», и ball — «мяч») — вид спорта, командная спортивная игра, в процессе которой две команды соревнуются на специальной площадке, разделённой сеткой, стремясь направить мяч на сторону соперника таким образом, чтобы он приземлился на площадке противника, либо игрок защищающейся команды допустил ошибку.

            Волейбол — неконтактный, комбинационный вид спорта, где каждый игрок имеет строгую специализацию на площадке. Важнейшими качествами для игроков в волейбол являются прыгучесть для возможности высоко подняться над сеткой, реакция, координация, физическая сила для эффективного произведения атакующих ударов. Волейбол — олимпийский вид спорта с 1964 года.

           Волейбол - одна из наиболее распространенных игр в России. Массовый, подлинно народный характер волейбола объясняет его высокой эмоциональностью и доступностью, основанной на простоте правил игры и не сложности оборудования. Особым достоинством волейбола как средство физического воспитания является его специфическое качество - возможность самодозирования нагрузки, т.е. соответствие между подготовленностью игрока и нагрузкой, которую он получает. Это делает волейбол игрой, доступной для людей всех возрастов.

    Наша  работа связана с исследованиями в этом направлении, что и определяет ее актуальность.

    Цель  курсовой работы: проанализировать методику обучения технике базового вида спорта на уроках физической культуры 5-9 классах (на примере волейбола ).

    Задачи  курсовой работы:

    1. Выявить особенности физического  развития и воспитания детей  среднего школьного возраста.

    2. Рассмотреть значимость волейбола  как одного из самых  распространенных видов спорта в России и мире.

    3. Раскрыть методику обучения техники  волейбола в средней школе. 
 
 
 
 

    1. Особенности Физического развития И воспитаниЯ детей среднего школьного возраста 

    Средний школьный возраст (подростковый) охватывает детей в возрасте от 12 до 15 лет (V—VIII классы).

    Средний школьный возраст характеризуется интенсивным ростом и увеличением размеров тела. Годичный прирост длины тела достигает 4—7 см главным образом за счет удлинения ног. Масса тела прибавляется ежегодно на 3—6 кг. Наиболее интенсивный темп роста мальчиков происходит в 13—14 дет, когда длина тела прибавляется за год на 7—9 см. А у девочек происходит интенсивное увеличение роста в 11 — 12 лет в среднем на 7 см.

    В подростковом возрасте быстро растут длинные трубчатые кости верхних и нижних конечностей, ускоряется рост в высоту позвонков. Позвоночный столб подростка очень подвижен. Чрезмерные мышечные нагрузки, ускоряя процесс окостенения, могут замедлять рост трубчатых костей в длину [18].

    В этом возрасте быстрыми темпами развивается и мышечная система. С 13 лет отмечается резкий скачок в увеличении общей массы мышц, главным образом за счет увеличения толщины мышечных волокон. Мышечная масса особенно интенсивно нарастает у мальчиков в 13—14 лет, а у девочек — в 11—12 лет.

    Наблюдаются существенные различия в сроках полового созревания девочек и мальчиков. Процесс полового созревания у девочек наступает обычно на 1—2 года раньше, чем у мальчиков. В одном классе обучаются школьники с разной степенью полового созревания, а следовательно, и с разными функциональными адаптационными возможностями. Отсюда очевидно, что в подростковом возрасте приобретает особую актуальность проблема индивидуального обучения в условиях коллективных форм воспитания.

    У подростков на фоне морфологической и функциональной незрелости сердечно-сосудистой системы, а также продолжающегося развития центральной нервной системы особенно заметно выступает незавершенность формирования механизмов, регулирующих и координирующих различные функции сердца и сосудов. Поэтому адаптационные возможности системы кровообращения у детей 12—15 лет при мышечной деятельности значительно меньше, чем в юношеском возрасте. Их система кровообращения реагирует на нагрузки менее экономично. Полного морфологического и функционального совершенства сердце достигает лишь к 20 годам.[20]

    В период полового созревания у подростков отмечается наиболее высокий темп развития дыхательной системы. Объем легких в возрасте с 11 до 14 лет увеличивается почти в два раза, значительно повышается минутный объем дыхания и растет показатель жизненной емкости легких (ЖЕЛ): у мальчиков — с 1970 мл (12 лет) до 2600 мл (15 лет); у девочек — с 1900 мл (12 лет) до 2500 мл (15 лет) [18].

    Режим дыхания у детей среднего школьного  возраста менее эффективный, чем у взрослых. За один дыхательный цикл подросток потребляет 14 мл кислорода, в то время как взрослый — 20 мл. Подростки меньше, чем взрослые, способны задерживать дыхание и работать в условиях недостатка кислорода. У них быстрее, чем у взрослых, снижается насыщение крови кислородом.

    Подростковый  возраст — это период продолжающегося  двигательного совершенствования моторных способностей, больших возможностей в развитии двигательных качеств. Прирост основных двигательных способностей в среднем школьном возрасте имеется и эти данные многими авторами представлены в различных литературных источниках [ 13].

    У детей среднего школьного возраста достаточно высокими темпами улучшаются отдельные координационные способности (в метаниях на меткость и на дальность, в спортивно-игровых двигательных действиях), силовые и скоростно-силовые способности; умеренно увеличиваются скоростные способности и выносливость. Низкие темпы наблюдаются в развитии гибкости.[2] 

    1.1. Значение и Задачи физического воспитания

    в среднем школьном возрасте

    Значение  физической культуры в школьный период жизни человека заключается в создании фундамента для всестороннего физического развития, укрепления здоровья, формирования разнообразных двигательных умений и навыков. Все это приводит к возникновению объективных предпосылок для гармонического развития личности. Полноценное развитие детей школьного возраста без активных физкультурных занятий практически недостижимо. Выявлено, что дефицит двигательной активности серьезно ухудшает здоровье растущего организма человека, ослабляет его защитные силы, не обеспечивает полноценное физическое развитие.[13]

    В связи с тем, что пик естественного  развития, как правило, приходится

на старший  школьный возраст, основные физические способности и функциональные возможности можно эффективно повысить именно в школьном возрасте. Этот период является сенситивным по отношению ко всем физическим качествам человека. Позднее развить те или иные качества удается с трудом.

    Кроме того, школьный возраст считается наиболее благоприятным для обучения разнообразным двигательным умениям и навыкам, что позволяет в дальнейшем значительно быстрее приспосабливаться выполнять освоенные движения в разнообразных условиях двигательной деятельности.

    В школьном возрасте достигается определенный уровень физической и умственной работоспособности, что в целом позволяет успешно осваивать программный материал теоретических учебных дисциплин и физкультурных программ обучения.[9]

    Национальное  использование досуга, в котором элементы физической культуры являются эффективным средством против пассивного времяпрепровождения, позволяет исключить негативные проявления ряда антисоциальных поступков (хулиганство, употребление наркотиков, алкоголя и т.п.).

    И, наконец, физкультурная активность в период бурного развития организма существенно облегчает решение общевоспитательных задач (нравственных, трудовых, эстетических).

Информация о работе Методика обучения технике базового вида спорта на уроках физической культуры 5-9 классах (на примере волейбола)