Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 14:10, курсовая работа
Актуальность. В концепции развития физического воспитания и спорта в Российской Федерации указывается, что значение физического воспитания школьников обусловлено потребностями нашего государства в подготовке здорового, разносторонне развитого, трудоспособного подрастающего поколения к полноценному выполнению функции гражданина нашего общества.
Введение………………………………………………………………..2
Особенности физического развития и воспитания детей среднего школьного возраста………………………………………………...4
1.1 Значение и задачи физического воспитания в среднем школьном возрасте…………………………………………………………………….6
1.2 Средства физического воспитания детей среднего школьного возраста………………………………………………………………………...10
2. Волейбол как один из самых распространенных видов спорта в России и мире…………………………………………………………………...13
2.1. Основные технические приемы волейбола……………………..15
3. Методика обучения техники волейбола в средней школе………..17
3.1. Планирование учебной работы…………………………………...17
3.2. Стойки и передвижения…………………………………………...18
3.3. Передача мяча двумя руками сверху……………………………..20
3.4. Прием мяча двумя руками снизу………………………………….22
3.5. Нижняя прямая подача мяча……………………………………....24
3.6. Верхняя подача мяча…………………………………………….....25
3.7. Нападающие удары………………………………………………...27
3.8. Блокирование…………………………………………………….....32
3.9. Особенности методики………………………………………….....36
Заключение………………………………………………………………39
Список литературы……………………………………………
Примечание. Быстрое перемещение к месту блокирования – одна из составляющих эффективного индивидуального блокирования.
Другая
составляющая блокирования – своевременная
постановка рук на пути мяча, направленного
со стороны соперника. Это зависит, прежде
всего, от умений просчитать ситуацию,
правильно воспринимать и оценивать положение
нападающего и мяча относительно сетки
и т.д., которые развивают с помощью специальных
упражнений. Встречается и такое мнение,
что блокирование необходимо осваивать
только после овладения нападающими ударами,
но оно на самом деле ошибочно. По мере
изучения подводящих упражнений для нападающих
ударов применяются подводящие упражнения
для блокирования.[18]
3.9 ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ
Целями организации и проведения уроков волейбола являются освоение занимающимися данной спортивной игры, ее популяризация и приобщение учащихся к систематическим занятиям физическими упражнениями.[18]
Для организации и проведения занятий по волейболу школа должна иметь соответствующую материальную базу: игровую площадку с минимальными размерами 7,5×15 м, а также необходимый инвентарь: волейбольные мячи, волейбольную сетку, которая может устанавливаться на разной высоте в зависимости от возраста занимающихся. Существенно повышает эффективность учебного процесса применение на уроках специального оборудования и тренажеров.[5]
Первый урок волейбола проводится в виде теоретического занятия. Последующие уроки служат для решения основных задач по обучению техническим элементам игры, формированию умений и навыков, необходимых для волейбола. Последние три урока отводятся на сдачу учащимися контрольных нормативов и совершенствование командной игры. Планирование занятий по волейболу должно строиться исходя из задач изучаемого предмета и с учетом индивидуальных особенностей учеников. Задачи необходимо ставить на каждый урок и даже на его отдельные части и перед выполнением каждого физического упражнения. В то же время учитель должен быть готовым к решению более отдаленных задач, которые предстоит реализовать на следующих занятиях. Следует помнить, что в процессе обучения на одном уроке обычно решается 3–4 задачи. При этом очень важно разграничить основные и второстепенные задачи, реализуя их в соответствии с возрастом и уровнем физической подготовленности занимающихся. Для создания наиболее благоприятных условий при изучении игровых приемов необходимо придерживаться следующей последовательности:
При подборе упражнения следует избегать однообразия, а при выполнении – большого количества повторений. Рекомендуемые задания должны постоянно видоизменяться, дополняться другими. Интерес к занятиям будет выше, если учитель использует соревновательную форму проведения урока: «Кто больше выполнит передач?», «Чья группа дольше продержит мяч в воздухе?» – и т.д.[10,18]
Изучая технику игровых приемов, таких как подача, нападающий удар, блокирование, не следует обременять занимающихся многообразием тонкостей – лучше сосредоточить их внимание на главных компонентах: исходное положение, подготовительный период и заключительные фазы игрового приема.[5,19]
Большую
помощь в освоении пройденного материала
оказывает выполнение домашних заданий.
Это могут быть упражнения, направленные
на развитие гибкости, силы, выносливости;
различные упражнения с мячом: передача
в стену, удары о пол, как подводящие упражнения
к нападающему удару, имитационные упражнения
и др. Таким образом, только правильно
организованный учебный процесс, систематическое
проведение комплекса мероприятий, направленных
на предупреждение травматизма, позволит
сохранить и укрепить здоровье учащихся
и добиться их спортивного совершенствования.[5]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в результате анализа литературных источников мы можем ответить на поставленные задачи в курсовой работе.
Физическое воспитание в общеобразовательной школе является важным фактором в сохранении и укреплении здоровья школьников, данный возраст является наиболее благоприятным для закладки всех физических качеств реализуемых в двигательной активности человека, а также в формировании потребности в физических упражнениях и здоровье. Значение физической культуры в школьный период жизни человека заключается в создании фундамента для всестороннего физического развития, укрепления здоровья, формирования разнообразных двигательных умений и навыков. Направленное использование физической культуры в воспитании школьников предусматривает решение следующих задач: образовательной, оздоровительной, воспитательной.
Важными средствами физического воспитания, позволяющими оптимизировать воздействия физических упражнений на организм человека, являются естественные силы природы и гигиенические факторы, которые используются в единстве с физическими упражнениями.
Подростковый возраст — это период продолжающегося двигательного совершенствования моторных способностей, больших возможностей в развитии двигательных качеств. Прирост основных двигательных способностей в среднем школьном возрасте имеется и эти данные многими авторами представлены в различных литературных источниках .
У
детей среднего школьного возраста
достаточно высокими темпами улучшаются
отдельные координационные
Волейбол пользуется большой популярностью среди молодежи. Эта игра вобрала самые лучшие качества: и простоту, и зрелищность, и доступность, и эмоциональность, и, главное, способность увлечь и влюбить в себя любого человека, независимо от его возраста и профессии. Волейбол - игра смелых, темпераментных, решительных, физически развитых, обладающих мгновенной реакцией и смекалкой. И тот, кто с раннего возраста занимался волейболом, отличается, как правило, красивым телосложением, ловкостью, выносливостью и силой. Но все это достигается упорной тренировкой. Освоение большого количества игровых приемов требует настойчивости и мужества. Сама же игра в команде воспитывает чувство товарищества, взаимовыручки - бесспорно очень ценные качества человека.
Целями организации и проведения уроков волейбола являются освоение занимающимися данной спортивной игры, ее популяризация и приобщение учащихся к систематическим занятиям физическими упражнениями.
Для
организации и проведения занятий
по волейболу школа должна иметь
соответствующую материальную базу:
игровую площадку с минимальными
размерами 7,5×15 м, а также необходимый
инвентарь: волейбольные мячи, волейбольную
сетку, которая может устанавливаться
на разной высоте в зависимости от возраста
занимающихся. Существенно повышает эффективность
учебного процесса применение на уроках
специального оборудования и тренажеров.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белич, С. А. – Волейбол / С. А. Белич / Спорт в школе. 2008. - № 9.
2. Железняк, Ю. Д. – К мастерству в волейболе / Ю. Д. Железняк – М.: Физкультура и спорт, 1978.
3. Железняк, Ю. Д. - 120 уроков по волейболу/ Ю. Д. Железняк -М.: Физкультура и спорт, 2000.
4.
Железняк, Ю. Д. – Повышение
эффективности тренировочного
5. Ивойлов, А. В. - Волейбол / А.В. Ивойлов - М.: Физкультура и спорт, 2004.
6. Изотов, В. – Методика обучения технике волейбола / В. Изотов / Спорт в школе. 2009 - №3.
7. Изотов, В. – Волейбол в школе / В. Изотов / Спорт в школе. 2007. - № 13.
8. Клещев, Ю.Н. Волейбол / Ю.Н. Клещев - М.: Физкультура и спорт, 2000.
9. Ковалева, В.Д. Спортивные игры / В.Д. Ковалева; Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец.Физ.воспитание - М.: Просвещение, 2004.
10. Лепешкин ,В. – Планирование уроков волейбола / В. Лепешкин / Спорт в школе. 2006. - № 20.
11. Любомирский, Л. Е. – Физическая культура, учебник для учащихся 8-9 классов общеобразовательных учреждений / Л. Е. Любомирский, Г. Б. Мейксон, В. И. Лях – М.: Просвещение,1997.
12. Лях, В. И. – Комплексная программа физического воспитания 1-11 классы / В. И. Лях, А. А. Зданевич – М.: Просвещение,2009.
13. Мондозолевский, Г.Г. - Щедрость игрока / Г.Г. Мондозолевский -М.: Физкультура и спорт,2002.
14. Правдин, В.А.- Волейбол – игра для всех / В.А. Правдин -М.: Физкультура и спорт, 2001.
15. Семенов, В. – Обучение тактике игры / В. Семенов / Спорт в школе. 2010. № 4.
16. Фурманов, А.Г. Волейбол / Д.М. Болдырев, А.Г.Фурманов -М.: Физкультура и спорт,2005.
17. Фидлер, М.П. Волейбол / М.П. Фидлер -М.: Физкультура и спорт, 2002.
18. Холодов, Ж. К. – Теория и методика физического воспитания и спорта/ Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
19. Чехов, О.С. Основы волейбола / О.С.Чехов -М.: Физкультура и спорт, 2003.
20.
. Энциклопедия «Аванта +». - М.:
Физкультура и спорт, 2006.