Методика обучения технике базового вида спорта на уроках физической культуры 5-9 классах (на примере волейбола)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 14:10, курсовая работа

Описание

Актуальность. В концепции развития физического воспитания и спорта в Российской Федерации указывается, что значение физического воспитания школьников обусловлено потребностями нашего государства в подготовке здорового, разносторонне развитого, трудоспособного подрастающего поколения к полноценному выполнению функции гражданина нашего общества.

Содержание

Введение………………………………………………………………..2
Особенности физического развития и воспитания детей среднего школьного возраста………………………………………………...4
1.1 Значение и задачи физического воспитания в среднем школьном возрасте…………………………………………………………………….6
1.2 Средства физического воспитания детей среднего школьного возраста………………………………………………………………………...10
2. Волейбол как один из самых распространенных видов спорта в России и мире…………………………………………………………………...13
2.1. Основные технические приемы волейбола……………………..15
3. Методика обучения техники волейбола в средней школе………..17
3.1. Планирование учебной работы…………………………………...17
3.2. Стойки и передвижения…………………………………………...18
3.3. Передача мяча двумя руками сверху……………………………..20
3.4. Прием мяча двумя руками снизу………………………………….22
3.5. Нижняя прямая подача мяча……………………………………....24
3.6. Верхняя подача мяча…………………………………………….....25
3.7. Нападающие удары………………………………………………...27
3.8. Блокирование…………………………………………………….....32
3.9. Особенности методики………………………………………….....36
Заключение………………………………………………………………39
Список литературы……………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая (2).doc

— 185.00 Кб (Скачать документ)

     Возможные ошибки

     Подготовительная  фаза

1. Корпус излишне  развернут влево (вправо). 
2. Стопы развернуты в стороны. 
3. Подбрасывание выполнено неточно (слишком высоко, слишком низко или с вращением). 
4. Плечо не отведено. 
5. Рука в замахе зафиксирована слишком низко, слишком далеко или «завалена» за голову. 
6. Кисть развернута наружу либо «завалена» влево или назад.

     Рабочая фаза

1. Рука согнута  в локтевом суставе или располагается  слишком свободно. 
2. Кисть расслаблена. 
3. Удар по мячу выполнен неточно.

     Завершающая фаза

1. Корпус «завален»  влево. 
2. Правое бедро (нога) выставлено слишком далеко вперед. 
3. Предплечье уходит влево.[17]

     Подводящие  упражнения

1. Положение  подбрасывающей руки без мяча  и с мячом. 
2. Имитация подбрасывания мяча (без удара). 
3. Удар бьющей рукой по тыльной стороне ладони подбрасывающей руки. 
4. Удар бьющей рукой по мячу, находящемуся неподвижно в другой руке. 
5. Имитация подбрасывания и подачи в целом. 
6. Верхняя подача с близкого расстояния в стену или партнеру. 
7. Верхняя подача через сетку с близкого расстояния. 
8. Верхняя подача через сетку с места подачи.[10,17]
 
 

     3.7 НАПАДАЮЩИЕ УДАРЫ

     Нападающие  удары можно классифицировать следующим  образом:

а) по направлению  удара:

– по ходу разбега; 
– с переводом;

б) по высоте передач:

– с высокой  передачи; 
– со средней передачи; 
– с низкой передачи;

в) по месту отталкивания:

– с передней линии; 
– со второй линии.

г) обманные.[5,6]

     Примечание. Перед изучением нападающего удара в прыжке с разбега игроки с плохо развитой координацией движений предварительно осваивают верхнюю передачу одной рукой в прыжке и обманный удар.

     Наибольшая  сложность при освоении нападающего удара состоит в том, что игрок должен точно рассчитать свои действия в соответствии с высотой и направлением полета мяча и произвести удар по мячу в высшей точке прыжка.[18]

     Большинство ошибок при изучении нападающего  удара происходит из-за неумения своевременно выйти на мяч: игрок прыгает слишком рано или запаздывает с прыжком, в результате мяч оказывается сзади него, далеко впереди или в стороне. Такие недостатки затрудняют освоение данного приема и надолго затягивают формирование соответствующего двигательного навыка. Поэтому при обучении не надо торопиться переходить от верхней передачи в прыжке через сетку (атака верхней передачи) к нападающему удару: лучше сначала как следует закрепить навык точного выхода на мяч.

     После освоения нападающего удара полезно периодически возвращаться к верхней передаче через сетку, чтобы проконтролировать скорость и точность выхода.[19]

     Прямой  нападающий удар

     Техника выполнения

1. Разбег обычно  выполняется с 2–3 шагов.  
2. Для разбега с 3 шагов движения начинают с шага одноименной с бьющей рукой ноги, а с 2 шагов – с разноименной. 
3. В начале разбега корпус наклонен вперед, руки опущены вниз. 
4. Первый шаг должен быть коротким: он обеспечивает скорость разбега за счет выведения общего центра тяжести вперед за опору. 
5. При разбеге в 3 шага сделать 2 шага, выполнить напрыгивание на обе ноги, правую ногу поставить на пятку перекатом, затем приставить к ней левую. 
6. Во время прыжка в начале напрыгивания отвести руки назад-в стороны, а при отталкивании согласованно с ним выполнить мах вперед-вверх, описывая дуги. 
7. Замах начинается с отведения плеча, корпус отклоняется незначительно, рука фиксируется в положении замаха. 
8. Положение бьющей руки в замахе должно быть следующее: кисть над плечевым суставом выше головы, локоть выше плеча.  
9. Левая рука в момент замаха занимает положение противовеса: не ниже головы, напротив левого плечевого сустава. 
10. Удар начинается с движения плеча вперед. 
11. Рука при ударе выпрямляется в локтевом суставе. 
12. Удар по мячу наносится в высшей точке напряженной ладонью, кисть принимает форму сферы, пальцы вместе, большой палец отведен в сторону. 
13. После удара корпус сгибается вперед, подчиняясь направлению удара. 
14. Бьющая рука показывает направление вылета мяча или опускается вниз.[5,18]

     Возможные ошибки

     Разбег

1. Недостаточная  длина или низкая скорость  разбега либо количество шагов  не соответствует расстоянию. 
2. Размахивание руками или их скрещивание при разбеге.

     Подготовительная  фаза

1. Нет вращения  рук, высокое вращение рук или вращение прямых рук. 
2. Напрыгивание на две ноги происходит одновременно или на носки. 
3. Слабая остановка правой ногой или левая нога приставлена поздно. 
4. Вялое или слишком высокое напрыгивание. 
5. Слишком высокий прыжок или прыжок выполнен в неполную силу. 
6. Прыжок не сопровождается движением рук или слишком медленный мах руками. 
7. Рука не зафиксирована в замахе или «завалена» влево. 
8. Слишком низкое расположение предплечья или локтя. 
9. Кисть не закреплена при замахе или развернута. 
10. Пальцы разведены или не отведен большой палец.

     Рабочая фаза

1. При ударе  локоть не выставлен вверх  или согнута рука. 
2. Слабая работа предплечья или кисти. 
3. После удара рука отведена слишком далеко назад или влево. 
4. Слишком медленное движение руки при ударе. 
5. Удар выполнен слишком поздно или слишком резко направлен вниз. 
6. При имитации самого удара нет имитации замаха. 
7. При имитации удара опущен вниз локоть, заброшена кисть или расслаблены пальцы. 
8. Имитирующий удар выполнен слишком низко или слишком резко. 
9. Удар выполнен прямо со второй линии при недостаточно высоком прыжке. 
10. Нападающий удар выполнен не по плану или без учета игровой обстановки.

     Завершающая фаза

1. Локоть бьющей  руки опускается быстрее кисти. 
2. Приземление выполнено на одну ногу или очень жесткое. 
3. Игрок не готов к следующим действиям.[5,6,18]

          Подводящие упражнения

     Обучение  разбегу и прыжку

1. Прыжок на  месте со взмахом рук. 
2. Напрыгивание с одного шага и прыжок с отведением и взмахом рук. 
3. Разбег с 1–2 шагов, имитация верхней передачи в прыжке. 
4. Разбег с 1–2 шагов, верхняя передача мяча в держателе или с поддержкой партнера. 
5. Разбег с 1–2 шагов, верхняя передача мяча в прыжке:

а) в стену  или через сетку; 
б) с низкого подбрасывания в «темп»; 
в) с высокого подбрасывания партнера; 
г) с низкого подбрасывания партнера.[4]

     Обучение  ударному движению

1. Правая рука  в положении замаха, левая рука  впереди на уровне лица. Смена рук с поворотом корпуса вокруг вертикальной оси. 
2. Взмах руками и постановка руки в замах:

а) на месте; 
б) в прыжке.

3. Из положения  замаха выполнить нападающий  удар:

а) по тыльной  стороне кисти выставленной вперед-вверх  левой руки; 
б) по мячу в левой руке; 
в) без мяча с опусканием руки; 
г) в пол, в стену с руки; 
д) в пол, в стену после подбрасывания.[8]
 

     Обучение  нападающему удару  с разбега в  прыжке

1. Разбег с  1–2 шагов, нападающий удар  по мячу в держателе или  с поддержкой партнера:

а) в пол; 
б) через сетку.

2. Имитация нападающего  удара в прыжке с разбега  с 1–2 шагов, затем нападающий удар по мячу:

а) с низкого  набрасывания партнера в «темп»; 
б) с высокого набрасывания партнером; 
в) с собственного набрасывания.

3. Нападающий  удар с подачи учителя или  партнера.[19] 
 

     3.8 БЛОКИРОВАНИЕ

     Блокирование  можно классифицировать:

а) по количеству участвующих игроков:

– одиночное; 
– групповое (двойное и тройное);

б) по месту отталкивания:

– на месте; 
– после перемещения;

в) по тактической  направленности:

– зонное; 
– ловящее.[7]

     Техника выполнения

1. Игрок располагается  близко от сетки, но не далее  чем за 30 см перед противником, ноги слегка согнуты в коленях. 
2. Руки согнуты в локтях ладонями вперед. 
3. Перемещение осуществляется приставными или скрестными шагами и заканчивается напрыгиванием с последующим отталкиванием двумя ногами. 
4. Руки сопровождают прыжок, как при нападающем ударе, но со значительно меньшей амплитудой и больше согнуты в локтях. 
5. После отталкивания руки выносятся вверх-вперед кратчайшим путем. Расстояние между руками и сеткой должно быть минимальным, чтобы препятствовать прохождению мяча между предплечьем и сеткой. Жесткость блока обеспечивается напряженным движением кистей и пальцев рук вперед-вверх. 
6. В момент прыжка и при блокировании корпус следует держать вертикально, голову ровно, живот слегка втянуть. 
7. Выбор места отталкивания определяется характером разбега нападающих соперников: блокирующий игрок занимает позицию на воображаемой линии, продолжающей разбег нападающего. 
8. Выбор времени отталкивания зависит от высоты передачи мяча для нападающего удара: чем выше передача, тем позже происходит отталкивание. 
9. После блокирования руки опускаются не сразу, а еще некоторое время удерживаются вверху.  
10. После приземления игрок готов к следующим действиям.[5]
 
 
 

     Возможные ошибки

     Подготовка  и перемещение

1. Игрок находится  слишком далеко или слишком близко от сетки. 
2. Игрок находится слишком далеко от вертикального места атаки. 
3. Слабый контроль за действиями связующего игрока команды-соперника. 
4. Ноги согнуты недостаточно, ступни поставлены узко. 
5. Слишком поздний или слишком ранний старт. 
6. Низкая скорость перемещения. 
7. Опущены руки перед прыжком.[14,17]

     Подготовительная  фаза

1. Вялое напрыгивание  или напрыгивание на носки. 
2. При напрыгивании ноги согнуты недостаточно. 
3. Слишком поздний или слишком ранний прыжок. 
4. Прыжок в неверном направлении – в длину (на сетку) или в сторону.

     Рабочая фаза

1. Руки вынесены  из-за головы. 
2. В момент постановки руки расслаблены. 
3. Руки согнуты в локтях. 
4. Широкая или узкая постановка рук. 
5. Недостаточно подтянуты плечи. 
6. Голова или кисти запрокинуты назад. 
7. Мяч накрыт кистями рук в момент удара. 
8. Кисти расслаблены. 
9. Большие пальцы впереди 
10. Пальцы узко раздвинуты или расслаблены. 
11. Руки не развернуты в шестую зону. 
12. Игрок смотрит на мяч в момент удара. 
13. Основной блокирующий игрок не пристраивается к остальным членам команды (образуется брешь в защите) 
14. Игроки перекрывают друг друга.

     Завершающая фаза

1. Высокая стойка  после перемещения. 
2. Узко поставлены ноги после перемещения. 
3. Жесткое приземление 
4. Игрок не готов к следующим действиям.[17]

     Подводящие  упражнения

1. В стойке  готовности распрямить руки в  локтевых суставах, сохраняя между кистями расстояние чуть меньше диаметра мяча. 
2. То же, но стоя у стены с ударами об нее ладонями. 
3. В стойке готовности распрямить руки в локтевых суставах, выполнить прыжок вверх-вперед. Замах не делать; движение рук осуществляется по кратчайшему пути. 
4. Упражнение в парах. Игроки стоят лицом друг к другу. Первый номер занимает исходное положение, как в п. 2. Второй номер давит ему на предплечье толчковыми движениями, а его партнер пытается удержать напряженные руки в стойке готовности. 
5. Выполнить одиночное блокирование в прыжке:

а) у стены 
б) у сетки.

6. Блокирование  нападающего удара по мячу, установленному  в держателе. 
7. Блокирование наброшенного мяча над сеткой несколько левее или правее блокирующего игрока (сделать приставной шаг и сблокировать мяч). 
8. Упражнение в парах. Первый игрок выполняет нападающий удар через сетку с собственного подбрасывания, а второй – блокирование в прыжке. 
9. То же, что в п. 7, но нападающий удар выполняется из зоны 4 с передачи для удара игроком из зоны 3.  
10. Блокирование нападающих ударов, посланных из других зон, а также ударов с разных по высоте, скорости и траектории передач.[4]

Информация о работе Методика обучения технике базового вида спорта на уроках физической культуры 5-9 классах (на примере волейбола)