Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 18:23, дипломная работа
Футбол стремительно развивается во всем мире. Это наглядно демонстрируют последние чемпионаты мира и Европы, клубные соревнования УЕФА и др. Уровень тренировок и совершенствования молодых футболистов достиг новых высот во многих странах.
Введение
3
1. Понятие о силовых способностях, их видах и физиологические особенности возраста 15–16 лет
6
1.1 Понятие о силовых способностях, их видах
6
1.2 Физиологические особенности возраста 15–16 лет
11
2. Средства и методы развития силовых способностей у футболистов
15
2.1 Средства развития силовых способностей у футболистов
15
2.2 Методы развития силовых способностей у футболистов
21
3. Исследование развития силовых способностей у футболистов 15-16 лет
33
3.1 Организация и методика проведения эксперимента
33
3.2 Результаты эксперимента и их обсуждение
39
Выводы
44
Библиографический список
46
44
Содержание
Введение | 3 |
1. Понятие о силовых способностях, их видах и физиологические особенности возраста 15–16 лет | 6 |
1.1 Понятие о силовых способностях, их видах | 6 |
1.2 Физиологические особенности возраста 15–16 лет | 11 |
2. Средства и методы развития силовых способностей у футболистов | 15 |
2.1 Средства развития силовых способностей у футболистов | 15 |
2.2 Методы развития силовых способностей у футболистов | 21 |
3. Исследование развития силовых способностей у футболистов 15-16 лет | 33 |
3.1 Организация и методика проведения эксперимента | 33 |
3.2 Результаты эксперимента и их обсуждение | 39 |
Выводы | 44 |
Библиографический список | 46 |
Приложение |
|
Введение
Футбол стремительно развивается во всем мире. Это наглядно демонстрируют последние чемпионаты мира и Европы, клубные соревнования УЕФА и др. Уровень тренировок и совершенствования молодых футболистов достиг новых высот во многих странах.
Процессы, происходившие в нашей стране в последние двадцать лет, коснулись футбола самым непосредственным образом. К сожалению, практически разрушенной оказалась система подготовки резервов большого футбола, бывшая в свое время образцом для подражания и позаимствованная многими ведущими футбольными державами. Не развивалась спортивная наука, как фундаментальная, так и прикладная.
Футбол как самый престижный вид спорта привлекает в ДЮСШ, СДЮШОР, спортивные секции большое количество одаренных детей, подростков и юношей. Занимаясь с ними на протяжении ряда лет, тренерам, за редким исключением, не удается подготовить футболистов высокого класса. Далекий от желаемого уровень мастерства команд высшей лиги во многом обусловлен просчетами в построении тренировочного процесса у юных футболистов, в том числе и на этапе начальной подготовки.
Игра в футбол требует проявления силовых качеств: игроки должны проявлять силовые способности при выполнении движений с мячом и без мяча (ударов, стартов, прыжков, толчков и др.) в очень короткие отрезки времени.
Сила – это способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных напряжений. Силовые способности подразделяются на собственно-силовые (статический режим, медленные движения) и скоростно-силовые (динамическая сила, проявляемая в быстрых движениях).
Формы тренировок из других видов спорта нельзя слепо копировать и тренировать футболиста так же, как л/атлета и штангиста. Научные рекомендации должны применяться лишь в их футбольной интерпретации. Так, специальные методы тренировки, направленные на развитие физической силы, такие как интервальные тренировки и постоянные нагрузки, при всей их специфичности могут сочетаться с техническими и тактическими занятиями, приближенными к игровой обстановке. Монотонные занятия убивают внутреннюю активность и радость и противоречат специфическим требованиям игры.
Прыжок в борьбе за верховой мяч; мощный удар головой; сила удара и сила опорной ноги; сила рук, когда им приходится пружинить, принимая вес тела после удара головой в падении, – вот лишь некоторые основные моменты применения силы в футболе. Кроме того, в футболе постоянно возрастает значение силового единоборства и, таким образом, атлетическая подготовка футболисту крайне необходима.
Данная работа актуальна, потому что в ней рассматривается проблема развития силовых способностей у футболистов 15–16 лет, что необходимо для достижения высоких спортивных результатов.
Объект выпускной квалификационной работы – развитие силовых качеств спортсменов. Предмет выпускной квалификационной работы – развитие силовых качеств у футболистов 15-16 лет методом круговой тренировки.
Целью данной работы явилось выявление эффективности содержания занятий для развития силовых качеств у юных футболистов 15–16 лет методом круговой тренировки.
Задачи выпускной квалификационной работы:
1. Дать понятие о силовых способностях, их видах.
2. Охарактеризовать основные методы и средства развития силовых способностей у футболистов 15-16 лет.
3. Изучить динамику развития показателей силовых качеств у футболистов 15–16 лет.
4. Выявить эффективность экспериментальных комплексов упражнений по развитию силовых качеств у футболистов 15–16 лет.
Предполагается (гипотеза), что применение метода круговой тренировки повысит развитие силовых качеств у футболистов 15–16 лет методом круговой тренировки.
Методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы.
2. Педагогический эксперимент.
3. Математическая обработка данных.
Практическая значимость заключается в том, что составленные в выпускной квалификационной работе комплексы тренировок по развитию силовых качеств могут быть использованы тренерами по футболу для совершенствования силовых качеств у футболистов 15-16 лет.
Новизна научной работы состоит в том, что в ней была систематизирована научная литература по развитию силовых качеств у футболистов, было разработано новое содержание занятий с помощью метода круговой тренировки.
1. Понятие о силовых способностях, их видах, физиологические особенности возраста 15–16 лет
1.1 Понятие о силовых способностях, их видах
Силовые способности – это комплекс различных проявлений человека в определенной двигательной деятельности, в основе которых лежит понятие «сила». Различают собственно силовые способности и их соединение с другими физическими способностями (скоростно-силовые, силовая ловкость, силовая выносливость).
Мышечная сила как характеристика физических возможностей человека – это способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных напряжений.
Одним из наиболее существенных моментов, определяющих мышечную силу, является режим работы мышц. В процессе выполнения двигательных действий мышцы могут проявлять силу:
– при уменьшении своей длины (преодолевающий, т.е. миометрический режим, например, жим штанги лежа на горизонтальной скамейке средним или широким хватом);
– при ее удлинении (уступающий, т.е. плиометрический режим, например, приседание со штангой на плечах или груди);
– без изменения длины (удерживающий, т.е. изометрический режим, например, удержание разведенных рук с гантелями в наклоне вперед в течение 4–6 с.);
– при изменение и длины, и напряжения мышц (смешанный, т.е. ауксотонический режим, например, подъем силой в упор на кольцах, опускание в упор руки в стороны («крест») и удержание в «крест»). [30, с. 123]
Первые два режима характерны для динамической, третий – для статической, четвертый – для статодинамической работы мышц. Эти режимы работы мышц обозначают терминами «динамическая сила» и «статическая сила». Наибольшие величины силы проявляются при уступающей работе мышц, иногда в 2 раза превосходящие изометрические показатели.
В любом режиме работы мышц сила может быть проявлена медленно и быстро. Это характер их работы.
Сила, проявляемая в уступающем режиме в разных движениях, зависит от скорости движения: чем больше скорость, тем больше и сила.
В изометрических условиях скорость равна нулю. Проявляемая при этом сила несколько меньше величины силы в плиометрическом режиме. Меньшую силу, чем в статическом и уступающем режимах, мыщцы развивают в условиях преодолевающего режима. С увеличением скорости движений величины проявляемой силы уменьшаются.
В медленных движениях, т.е. когда скорость движения приближается к нулю, величины силы не отличаются существенно от показателей силы в изометрических условиях. [31, с. 78]
В соответствии с данными режимами и характером мышечной деятельности силовые способности человека подразделяют на два виды:
1) собственно силовые, которые проявляются в условиях статического режима и медленных движений;
2) скоростно-силовые, проявляющиеся при выполнении быстрых движений преодолевающего и уступающего характера или при быстром переключении от уступающей к преодолевающей работе. [30, с. 125]
Собственно силовые способности человека могут проявляться при удержании в течение определенного времени предельных отягощений с максимальным напряжением мышц (статический характер работы) или при перемещении предметов большой массы. В последнем случае скорость практически не имеет значения, а прилагаемые усилия достигают максимальной величины (характер работы по спортивной терминологии медленный, динамический, «жимовой»). В соответствии с таким характером работы мышечная сила может быть статической и медленной динамической.
У начинающих футболистов проявление взрывной силы зависит от их силовой подготовленности вообще, и любые силовые упражнения для них полезны. По мере взросления и повышения квалификации частный объем силовых упражнений, направленных на повышение максимальной силы (упражнения с партнером, на силовых тренажерах, с отягощениями), должен уменьшаться. Взрослые футболисты высокой квалификации такие упражнения выполняют в объеме, необходимом для поддержания на достигнутом уровне максимальной силы.
В тренировке нужно стремиться не столько к повышению силы всех мышечных групп, сколько к правильному соотношению силовых показателей разных мышечных групп, и прежде всего мышц-синергистов и антагонистов. Это позволит, во-первых, проявлять максимум силы в движениях и, во-вторых, предохранит спортсмена от травм.
В физиологических исследованиях, в ходе которых изучалась зависимость «сила-скорость», установлено, что для развития взрывной силы целесообразнее всего использовать упражнения с малыми и средними отягощениями, выполняемые с околопредельной или предельной скоростью. [24, с. 86]
К специфическим видам силовых способностей относят силовую выносливость и силовую ловкость:
1. Силовая выносливость – это способность противостоять утомлению, вызываемому относительно продолжительными мышечными напряжениями значительной величины. В зависимости от режима работы выделяют статическую и динамическую силовую выносливость. Динамическая силовая выносливость характерна для циклической и ациклической деятельности, а статическая силовая выносливость типична для деятельности, связанной с удержанием рабочего напряжения в определенной позе. Например, при упоре рук в стороны на кольцах или удержании руки при стрельбе из пистолета проявляется статическая выносливость, а при многократном отжимании в упоре лежа, приседании со штангой, вес которой равен 20–50% от максимальных силовых возможностей человека, сказывается динамическая выносливость.
2. Силовая ловкость проявляется там, где есть сменный характер работы мышц, меняющиеся и непредвиденные ситуации деятельности (регби, борьба, хоккей с мячом и др.). Ее можно определить как «способность точно дифференцировать мышечные усилия различной величины в условиях непредвиденных ситуаций и смешанных режимов работы мышц».
В практике физического воспитания различают также абсолютную и относительную мышечную силу человека.
Абсолютная сила характеризует силовой потенциал человека и измеряется величиной максимально произвольного мышечного усилия в изометрическом режиме без ограничения времени или предельным весом поднятого груза.
Относительная сила оценивается отношением величины абсолютной силы к собственной массе тела, т.е. величиной силы, приходящейся на 1 кг собственного веса тела. Этот показатель удобен для сравнения уровня силовой подготовленности людей разного веса. [30, с. 88]
Уровень развития и проявления силовых способностей зависит от многих факторов:
1. Прежде всего от влияния величины физиологического поперечника мышц: чем он толще, тем при прочих равных условиях большее усилие могут развивать мышцы. При рабочей гипертрофии мышц в мышечных волокнах увеличивается количество и размеры миофибрилл и повышается концентрация саркоплазматических белков. При этом внешний объем мышц может увеличиваться незначительно, поскольку, во-первых, повышается плотность укладки миофибрилл в мышечном волокне, во-вторых, уменьшается толщина кожно-жирового слоя над тренируемыми мышцами.
Информация о работе Методика развития силовых качеств у футболистов 15-16 лет