Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 08:29, курсовая работа
Объект исследования - процесс развития физических качеств у пловцов младшего школьного возраста.
Предмет исследования - методика развития гибкости у пловцов на начальной специализации с применением упражнений статического характера.
Цель исследования – обоснование методики развития гибкости с использованием статических упражнений у пловцов 10-11 лет.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА развития гибкости СПОРТСМЕНОВ 5
1.1. Физиологические особенности детей младшего школьного возраста…. 5
1.2. Общая характеристика гибкости и подвижности в суставах… 9
1.3. Средства и методика развития подвижности сустава 13
1.4. Методические особенности развития гибкости в системе физического воспитания 15
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 27
2.1. Задачи исследования 27
2.2. Методы исследования 27
2.3. Организация исследования 30
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ, ОБРАБОТКА ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 32
3.1. Обоснование методики развитие гибкости с использованием статических упражнений у пловцов 10-11 лет 32
3.2. Обсуждение результатов исследования 38
ВЫВОДЫ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47
Под влиянием тренировки все показатели двигательных качеств значительно улучшаются, развиваются раньше и превышают соответствующие показатели в своих возрастных группах.
В ходе физической активности у детей физиологические сдвиги, как правило, более выражены. В частности, значительно более выраженным может быть предстартовое состояние.
Период врабатывания у детей несколько короче, чем у взрослых. Например, в беге на короткие дистанции у детей 7 - 14 лет максимальная скорость достигается на 5 секунде.
В упражнениях на выносливость у детей несколько раньше стабилизируются некоторые показатели работоспособности, показатели дыхательной и сердечно - сосудистой систем.
Способность удерживать устойчивое состояние также зависит от возраста, дети в меньшей степени способны сохранять его по сравнению с взрослыми. Дети быстрее достигают максимального уровня потребления кислорода, но сохраняют его недолго. Более короткое устойчивое состояние у детей сопровождается более стремительным развитием гипоксии, что в свою очередь приводит к рассогласованию регуляторных, двигательных и вегетативных функций (Иванов А.В., 1996).
От
возраста также зависит утомление.
В период утомления двигательные
качества у детей угнетаются в
большей степени, чем у взрослых.
Дети вынуждены прекращать физическую
работу при меньших сдвигах
Возраст влияет и на характер восстановительных процессов после физической нагрузки. После непродолжительных, преимущественно анаэробных нагрузок восстановление работоспособности и вегетативных функций у детей происходит в более короткие сроки. Но при продолжительных, утомительных и продолжающихся нагрузках восстановительные процессы у детей протекают медленнее (Иванов А.В., 1996).
Гибкость – это способность выполнять движения с большой амплитудой. Также под гибкостью подразумеваются морфофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие амплитуду различных движений. Это качество определяется подвижностью в суставах.
Подвижность
в суставах является необходимой
основой эффективного совершенствования.
При не достаточной гибкости резко
усложняется и замедляется
Гибкость может быть общей и специальной. Общая гибкость определяется подвижностью во всех суставах, позволяющей выполнять с большой амплитудой различные движения. Специальная гибкость зависит от уровня подвижности в отдельных суставах, что определяется спецификой вида спорта.
Различают активную и пассивную гибкость. Активная гибкость - это способность выполнять движения с большой амплитудой за счет мышечных групп, проходящие через соответствующий сустав. Пассивная гибкость - способность к достижению наивысшей подвижности в суставах в результате действия внешних сил. Показатели пассивной гибкости всегда выше показателей активной гибкости. Однако активная гибкость имеет наибольшее практическое значение, так как она не в незначительной степени реализуется при выполнении физических упражнений. Пассивная же подвижность является резервом для увеличения показателей активной подвижности в суставах, и именно величины пассивной подвижности являются особенно показательными. Так же выделяют анатомическую, или скелетную, подвижность. Ограничителями является строения соответствующих суставов. Анатомическая подвижность относительно постоянно и дает приблизительную картину возможной величины движения в том или ином суставе (Холодов Ж.К., 2003).
По мнению М. Дж. Алтера (2001) следует различать три вида гибкости:
1. Статическая гибкость характеризует диапазон движения в суставе без акцента на скорость. Примером статической гибкости может быть медленный наклон вниз до касания пола.
2. Баллистическая гибкость обычно связана с подпрыгивающими, прыгающими ритмичными движениями.
3. Динамическая гибкость - способность использовать диапазон движения сустава при занятиях двигательной активностью либо с нормальной, либо с высокой скоростью. Данная М. Дж. Алтером классификация видов гибкости может служить дополнением к общепринятой.
Проявления гибкости зависит от ряда факторов, которые необходимо учитывать при разработке программ по развитию гибкости:
1. Строение суставов. Виды суставов определяют их подвижность. Наибольшая суммарная подвижность отмечается в шаровидных (запястно-пястные суставы). Средний подвижности обладают эллипсовидные и цилиндрические суставы (лучезапястные, коленные).
2. Эластичность мышц, связок, суставных сумок. Мышца при растягивание может значительно увеличивать свою длину, связки и суставные сумки менее подвержены воздействию и требуют большого времени для увеличения своей длины.
3. Психическое состояние. При эмоциональном подъеме, на соревнованиях, гибкость может быть выше.
4. Разминка. После интенсивной, хорошей разминки, разогретые мышцы и связки лучше поддаются растягиванию.
5. Массаж. Предварительный массаж также положительно влияет на увеличение кровообращение, повышение эластичности мышц и связок.
6. Пол. Считается, что у женщин гибкость выше, чем у мужчин.
7. Возраст. В детско-юношеском возрасте гибкость проявляется лучше, чем в среднем и пожилом, за счет большей эластичности мышц и связок.
8. Уровень силовой подготовленности. Так, уровень проявления активной гибкости напрямую зависит от силы мышц, участвующих в движении, однако, слишком большая мышечная масса может препятствовать увеличению гибкости.
9. Исходное положение тела и его частей.
10. Ритм движений. При выполнении маховых, рывковых движений с большой скоростью, зачастую сложно контролировать амплитуду движений.
11. Предварительное напряжение мышц.
Гибкость важна для различных видов спорта, не только для таких, как спортивная, художественная гимнастика, фигурное катание, но и для видов спорта, в которых на первый взгляд кажется, что это качество не играет большой роли. Так, например, развитие гибкости создает основу для повышения эффективности техники стрельбы при занятиях стрелковым спортом, и является важным элементом в подготовке стрелков. В игровых видах спорта (волейбол, баскетбол, гандбол, футбол, хоккей) развитие гибкости необходимо для более качественного освоения технических элементов выполнения их во время игры, а также для профилактики травм.
Следовательно, представляется интересным выяснить: каким образом влияет пол и уровень тренированности на проявление гибкости у юных спортсменов с небольшой разницей в стаже спортивной деятельности.
Так же гибкость необходима представителям таких видов спорта как гребля, конькобежный спорт, легкая атлетика, достаточный уровень развития который, позволяет выполнять движения с оптимальной амплитудой. Степень развития гибкости является одним из факторов, обеспечивающих уровень спортивного мастерства в борьбе, так как эффективность некоторых приемов находится в прямой зависимости от подвижности в определенных суставах. Уровень развития гибкости тяжелоатлетов существенно влияет на проявления силовых и скоростно-силовых способностей, на эффективность техники выполнения специальных и соревновательных упражнений. Пловцам так же необходимо работать над развитием гибкости, так как движения в водной среде предъявляют особые требования к развитию данного качества. При езде на велосипеде (велоспорт) спортсмен находится в относительно однообразной позе, а углы сгибания ног при педалировании далеко не предельны для человека. Поэтому как специальное качество гибкость для велосипедистов не имеет большего значения, но в подростковом и юношеском возрасте велосипедистом необходимо развивать подвижность в суставах для гармоничного развития спортсмена.
Следует
отметить, что различные виды спорта
предъявляют специфические
Таким образом, развитие гибкости (подбор и применения упражнений на увеличение подвижности в суставах) должно строиться с учетом спортивной специализации (уровня проявления подвижности в отдельных суставах в каждом данном виде спорта), лишь в этом случае они будут положительно влиять на процесс спортивного совершенствования, что создает предпосылки для достижения высоких спортивных результатов.
Научные исследования так же подтверждают, что развитие гибкости необходимое условия для успешной спортивной деятельности. Однако, небольшое их количество, и отсутствие научно обоснованных рекомендаций по развитию гибкости юных спортсменов (научные исследования проведены в основном на высококвалифицированных спортсменах), не дает полного представления о методике развития гибкости и вызывает затруднения при работе с юными спортсменами.
Развитие
подвижности в суставах и гибкости
проводится с помощью пассивных,
активно-пассивных и активных упражнений.
В пассивных упражнениях
Для
эффективного развития подвижности
в суставах и для избежание
травматизма упражнения на гибкость
должны выполняться после хорошего
разогревания, обычно после разминки
или в конце основной части
тренировочных занятий на суше или
между отдельных подходами в
силовых тренировках. В последнем
случае растяжение мышц и сухожилий
после силовых упражнений снижает
тоническое напряжение мышц и тем
самым способствует повышению скорости
восстановления после нагрузок. Экспериментальные
исследования последних лет показали,
что предварительная
Подбор
упражнений для развития подвижности
в суставах и гибкости обусловлен
специфическими требованиями избранного
вида спорта. У пловцов уровень
подвижности в различных