Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 08:29, курсовая работа
Объект исследования - процесс развития физических качеств у пловцов младшего школьного возраста.
Предмет исследования - методика развития гибкости у пловцов на начальной специализации с применением упражнений статического характера.
Цель исследования – обоснование методики развития гибкости с использованием статических упражнений у пловцов 10-11 лет.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА развития гибкости СПОРТСМЕНОВ 5
1.1. Физиологические особенности детей младшего школьного возраста…. 5
1.2. Общая характеристика гибкости и подвижности в суставах… 9
1.3. Средства и методика развития подвижности сустава 13
1.4. Методические особенности развития гибкости в системе физического воспитания 15
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 27
2.1. Задачи исследования 27
2.2. Методы исследования 27
2.3. Организация исследования 30
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ, ОБРАБОТКА ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 32
3.1. Обоснование методики развитие гибкости с использованием статических упражнений у пловцов 10-11 лет 32
3.2. Обсуждение результатов исследования 38
ВЫВОДЫ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47
N | Тестовое упражнение | ±σ | ±m | t, P<0,05 | ||
1 | Наклон вперед | ЭГ | 5,54 | 2,44 | 0,81 | 1,11 |
КГ | 5,71 | 2,27 | 0,76 | |||
2 | «Бабочка» | ЭГ | 28,20 | 3,89 | 1,29 | 0,07 |
КГ | 28,07 | 3,89 | 1,29 | |||
3 | «Выкрут» | ЭГ | 32,85 | 2,98 | 0,99 | 0,40 |
КГ | 32,35 | 2,34 | 0,78 | |||
4 | «Мостик» | ЭГ | 55,83 | 1,69 | 0,56 | 0,48 |
КГ | 55,43 | 1,85 | 0,62 | |||
5 | «Рыбка» | ЭГ | 39,36 | 1,62 | 0,54 | 0,75 |
КГ | 39,81 | 0,81 | 0,27 | |||
6 | Наклон вправо | ЭГ | 21,75 | 0,88 | 0,29 | 0,44 |
КГ | 21,58 | 0,81 | 0,27 | |||
7 | Наклон влево | ЭГ | 21,71 | 1,20 | 0,40 | 0,38 |
КГ | 21,53 | 0,75 | 0,25 | |||
8 | Сгибание туловища сидя | ЭГ | 21,74 | 1,49 | 0,49 | 0,59 |
КГ | 22,12 | 1,23 | 0,41 | |||
9 | Разгибание стоп | ЭГ | 8,53 | 1,36 | 0,45 | 0,28 |
КГ | 8,37 | 1,07 | 0,36 | |||
10 | Сгибание стоп | ЭГ | 7,93 | 1,62 | 0,54 | 0,26 |
КГ | 7,76 | 1,14 | 0,38 |
Как видно из таблицы 3, до начала эксперимента тестовые показатели различаются незначительно, т.е., дети находятся примерно на одинаковом уровне развития. Так как коэффициенты Стьюдента по всем параметрам меньше граничного значения t0,05, соответственно, все различия, которые мы наблюдаем на начало эксперимента, недостоверны и разница в среднеарифметических показателях групп имеет случайный характер.
По
окончании эксперимента было проведено
повторное тестирование (Приложение 5)
и проведен статистический анализ полученных
результатов (Таблица 4).
Таблица 4
Показатели
сравнительной оценки результатов
тестирования экспериментальной
и контрольной групп
после проведения эксперимента
N | Тестовое упражнение | ±σ | ±m | t, P<0,05 | ||
1 | Наклон вперед | ЭГ | 8,64 | 1,75 | 0,58 | 2,33 |
КГ | 6,47 | 2,17 | 0,72 | |||
2 | «Бабочка» | ЭГ | 23,24 | 2,82 | 0,94 | 2,38 |
КГ | 27,10 | 3,95 | 1,31 | |||
3 | «Выкрут» | ЭГ | 23,21 | 1,81 | 0,60 | 4,03 |
КГ | 27,11 | 2,27 | 0,75 | |||
4 | «Мостик» | ЭГ | 53,07 | 0,97 | 0,32 | 2,87 |
КГ | 54,99 | 1,78 | 0,59 | |||
5 | «Рыбка» | ЭГ | 42,28 | 1,46 | 0,48 | 2,22 |
КГ | 40,95 | 1,10 | 0,37 | |||
6 | Наклон вправо | ЭГ | 21,11 | 0,97 | 0,33 | 0,29 |
КГ | 20,99 | 0,88 | 0,29 | |||
7 | Наклон влево | ЭГ | 21,11 | 0,97 | 0,33 | 0,36 |
КГ | 20,96 | 0,78 | 0,26 | |||
8 | Сгибание туловища сидя | ЭГ | 17,42 | 1,17 | 0,39 | 5,53 |
КГ | 19,91 | 0,68 | 0,23 | |||
9 | Разгибание стоп | ЭГ | 7,16 | 1,19 | 0,39 | 1,02 |
КГ | 7,67 | 0,97 | 0,32 | |||
10 | Сгибание стоп | ЭГ | 5,47 | 1,46 | 0,48 | 2,16 |
КГ | 6,81 | 1,17 | 0,39 |
По окончанию эксперимента нами была отмечена положительная динамика всех результатов исследования, в обеих группах наблюдается достоверный прирост гибкости в большинстве изучаемых показателей через три месяца занятий в развивающем этапе при выполнении статических упражнений.
Рис. 1. Сравнительный
анализ показателей теста «наклон вперед» в
экспериментальной
и контрольной группах
до (1) и после (2) проведения
эксперимента
Рис. 2. Сравнительный
анализ показателей теста «Бабочка» в
экспериментальной
и контрольной группах
до (1) и после (2) проведения
эксперимента
Рис. 3. Сравнительный анализ показателей теста «Выкрут» в экспериментальной и контрольной группах до (1) и после (2) проведения эксперимента
Рис. 4. Сравнительный
анализ показателей теста «Мостик» в
экспериментальной
и контрольной группах
до (1) и после (2) проведения
эксперимента
Показатели
тестов «Бабочка», «Выкрут», «Мостик»
после проведения эксперимента в
ЭГ достоверно уменьшились (рис. 2,3,4), что
позволяет сделать вывод об увеличении
гибкости в тазобедренных, плечевых суставах
и позвоночнике, соответственно.
Рис. 5. Сравнительный
анализ показателей теста «Рыбка» в
экспериментальной
и контрольной группах
до (1) и после (2) проведения
эксперимента
Рис.6. Сравнительный
анализ показателей теста «Наклон вправо» в
экспериментальной
и контрольной группах
до (1) и после (2) проведения
эксперимента
Рис.7. Сравнительный
анализ показателей теста «Наклон влево» в
экспериментальной
и контрольной группах
до (1) и после (2) проведения
эксперимента
Показатели тестов «наклон влево», «наклон вправо» после проведения эксперимента уменьшились, что дает возможность предположить об увеличении гибкости позвоночника, однако, результат статистически недостоверен, из чего мы делаем вывод, что показатели тестов до и после эксперимента – результат естественного развития.
Рис.8. Сравнительный
анализ показателей теста «Сгибание туловища
сидя» в
экспериментальной
и контрольной группах
до (1) и после (2) проведения
эксперимента
Рис. 9. Сравнительный
анализ показателей теста «Разгибание
стоп» в
экспериментальной
и контрольной группах
до (1) и после (2) проведения
эксперимента
Рис. 10.
Сравнительный анализ показателей теста
«Сгибание стоп» в
экспериментальной
и контрольной группах
до (1) и после (2) проведения
эксперимента
Следует отметить, что в экспериментальной группе результаты достоверно лучше, чем в контрольной. Так, из 10 тестов, в 7 тестах (наклон вперед, «Бабочка», «Выкрут», «Мостик», «Рыбка», сгибание туловища сидя, сгибание стоп) в экспериментальной группе достоверно лучшие результаты, чем в контрольной, что доказывает эффективность разработанной нами методики.
Так же, до и после эксперимента проводилась экспертная оценка техники плавания. Результаты по каждому пловцу в приложении (Приложение 6).
Таблица 5
Показатели экспертной оценки техники плавания в зависимости от проявления гибкости
Группы | ЭГ | КГ | ||
До эксперимента | После эксперимента | До эксперимента | После эксперимента | |
Средний балл | 3,3±0,29 | 4,7±0,29 |
3,5±0,29 | 4,2±0,29 |
На
наш взгляд, более высокие оценки
за технику плавания в экспериментальной
группе связаны с тем, что при
выполнении статических упражнений создавались
благоприятные условия для проявления
требуемой подвижности в процессе совершенствования
технических элементов в воде и оптимальной
координации движений.
необходимых пловцам, является гибкость. У детей 10-11 лет, отсутствуют значимые различия в показателях гибкости между мальчиками и девочками, а также между десяти и одиннадцатилетними, что создает предпосылки для использования единой методики развития гибкости в данной повозрастной группе. При этом, в научно-методической литературе и в спортивной практике отсутствует научно-обоснованная методика развития гибкости юных пловцов. Также отмечен недостаток информации о влиянии статических упражнений растягивающего характера на развитие гибкости у спортсменов.
использованием статических упражнений растягивающего характера на основе оптимальных режимов их выполнения. Методика состоит их трех этапов: обще-подготовительного, развивающего, поддерживающего. Данные этапы реализуются в годичном цикле тренировки пловцов в соответствии с задачами физической и технической подготовки.
(8,64 см), «Бабочка» (23,24 см), «Выкрут» (23,21 см), «Мостик» (53,07 см), «Рыбка» (42,28 см), сгибание туловища сидя (17,42 см), сгибание стоп (5,47 см) выявил в экспериментальной группе достоверно лучшие результаты, чем в контрольной.
статических
упражнений растягивающего характера
способствует достоверному улучшению
подвижности в суставах, а также
эффективному совершенствованию техники
плавания юных пловцов, что подтверждает
гипотезу нашего исследования.