Методики развития гибкости с использованием статических упражнений у пловцов 10-11 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 08:29, курсовая работа

Описание

Объект исследования - процесс развития физических качеств у пловцов младшего школьного возраста.

Предмет исследования - методика развития гибкости у пловцов на начальной специализации с применением упражнений статического характера.

Цель исследования – обоснование методики развития гибкости с использованием статических упражнений у пловцов 10-11 лет.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА развития гибкости СПОРТСМЕНОВ 5

1.1. Физиологические особенности детей младшего школьного возраста…. 5

1.2. Общая характеристика гибкости и подвижности в суставах… 9

1.3. Средства и методика развития подвижности сустава 13

1.4. Методические особенности развития гибкости в системе физического воспитания 15

ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 27

2.1. Задачи исследования 27

2.2. Методы исследования 27

2.3. Организация исследования 30

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ, ОБРАБОТКА ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 32

3.1. Обоснование методики развитие гибкости с использованием статических упражнений у пловцов 10-11 лет 32

3.2. Обсуждение результатов исследования 38

ВЫВОДЫ 46

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47

Работа состоит из  1 файл

Диплом1.docx

— 126.52 Кб (Скачать документ)
     
N Тестовое  упражнение     ±σ ±m t, P<0,05
1 Наклон  вперед ЭГ 5,54 2,44 0,81 1,11
КГ 5,71 2,27 0,76
2 «Бабочка» ЭГ 28,20 3,89 1,29 0,07
КГ 28,07 3,89 1,29
3 «Выкрут» ЭГ 32,85 2,98 0,99 0,40
КГ 32,35 2,34 0,78
4 «Мостик» ЭГ 55,83 1,69 0,56 0,48
КГ 55,43 1,85 0,62
5 «Рыбка» ЭГ 39,36 1,62 0,54 0,75
КГ 39,81 0,81 0,27
6 Наклон  вправо ЭГ 21,75 0,88 0,29 0,44
КГ 21,58 0,81 0,27
7 Наклон  влево ЭГ 21,71 1,20 0,40 0,38
КГ 21,53 0,75 0,25
8 Сгибание  туловища сидя ЭГ 21,74 1,49 0,49 0,59
КГ 22,12 1,23 0,41
9 Разгибание  стоп ЭГ 8,53 1,36 0,45 0,28
КГ 8,37 1,07 0,36
10 Сгибание  стоп ЭГ 7,93 1,62 0,54 0,26
КГ 7,76 1,14 0,38
 

     Как видно из таблицы 3, до начала эксперимента тестовые показатели различаются незначительно, т.е., дети находятся примерно на одинаковом уровне развития. Так как коэффициенты Стьюдента по всем параметрам меньше граничного значения t0,05, соответственно, все различия, которые мы наблюдаем на начало эксперимента, недостоверны и разница в среднеарифметических показателях групп имеет случайный характер.

     По  окончании эксперимента было проведено повторное тестирование (Приложение 5) и проведен статистический анализ полученных результатов (Таблица 4). 

     Таблица 4

Показатели  сравнительной оценки результатов тестирования экспериментальной и контрольной групп после проведения эксперимента 

     
N Тестовое  упражнение     ±σ ±m t, P<0,05
1 Наклон  вперед ЭГ 8,64 1,75 0,58 2,33
КГ 6,47 2,17 0,72
2 «Бабочка» ЭГ 23,24 2,82 0,94 2,38
КГ 27,10 3,95 1,31
3 «Выкрут» ЭГ 23,21 1,81 0,60 4,03
КГ 27,11 2,27 0,75
4 «Мостик» ЭГ 53,07 0,97 0,32 2,87
КГ 54,99 1,78 0,59
5 «Рыбка» ЭГ 42,28 1,46 0,48 2,22
КГ 40,95 1,10 0,37
6 Наклон вправо ЭГ 21,11 0,97 0,33 0,29
КГ 20,99 0,88 0,29
7 Наклон  влево ЭГ 21,11 0,97 0,33 0,36
КГ 20,96 0,78 0,26
8 Сгибание туловища сидя ЭГ 17,42 1,17 0,39 5,53
КГ 19,91 0,68 0,23
9 Разгибание  стоп ЭГ 7,16 1,19 0,39 1,02
КГ 7,67 0,97 0,32
10 Сгибание  стоп ЭГ 5,47 1,46 0,48 2,16
КГ 6,81 1,17 0,39
 
 

     По  окончанию эксперимента нами была отмечена положительная динамика всех результатов исследования, в обеих группах наблюдается достоверный прирост гибкости в большинстве изучаемых показателей через три месяца занятий в развивающем этапе при выполнении статических упражнений.

Рис. 1. Сравнительный анализ показателей теста «наклон вперед» в экспериментальной и контрольной группах до (1) и после (2) проведения эксперимента 

 

Рис. 2. Сравнительный анализ показателей теста «Бабочка»  в экспериментальной и контрольной группах до (1) и после (2) проведения эксперимента 
 

Рис. 3. Сравнительный анализ показателей теста «Выкрут»  в экспериментальной и контрольной группах до (1) и после (2) проведения эксперимента

Рис. 4. Сравнительный анализ показателей теста «Мостик»  в экспериментальной и контрольной группах до (1) и после (2) проведения эксперимента 

     Показатели  тестов «Бабочка», «Выкрут», «Мостик» после проведения эксперимента в  ЭГ достоверно уменьшились (рис. 2,3,4), что позволяет сделать вывод об увеличении гибкости в тазобедренных, плечевых суставах и позвоночнике, соответственно. 

Рис. 5. Сравнительный  анализ показателей теста «Рыбка»  в экспериментальной и контрольной группах до (1) и после (2) проведения эксперимента 

Рис.6. Сравнительный анализ показателей теста «Наклон вправо»  в экспериментальной и контрольной группах до (1) и после (2) проведения эксперимента 
 
 
 
 

Рис.7. Сравнительный анализ показателей теста «Наклон влево»  в экспериментальной и контрольной группах до (1) и после (2) проведения эксперимента 

     Показатели  тестов «наклон влево», «наклон вправо»  после проведения эксперимента уменьшились, что дает возможность предположить об увеличении гибкости позвоночника, однако, результат статистически  недостоверен, из чего мы делаем вывод, что показатели тестов до и после  эксперимента – результат естественного  развития.

Рис.8. Сравнительный анализ показателей теста «Сгибание туловища сидя»  в экспериментальной и контрольной группах до (1) и после (2) проведения эксперимента 

Рис. 9. Сравнительный анализ показателей теста «Разгибание стоп»  в экспериментальной и контрольной группах до (1) и после (2) проведения эксперимента 

Рис. 10. Сравнительный анализ показателей теста «Сгибание стоп»  в экспериментальной и контрольной группах до (1) и после (2) проведения эксперимента 

     Следует отметить, что в экспериментальной группе результаты достоверно лучше, чем в контрольной. Так, из 10 тестов, в 7 тестах (наклон вперед, «Бабочка», «Выкрут», «Мостик», «Рыбка», сгибание туловища сидя, сгибание стоп) в экспериментальной группе достоверно лучшие результаты, чем в контрольной, что доказывает эффективность разработанной нами методики.

     Так же, до и после эксперимента проводилась  экспертная оценка техники плавания. Результаты по каждому пловцу в приложении (Приложение 6).

     Таблица 5

Показатели  экспертной оценки техники плавания в зависимости от проявления гибкости

     
Группы  ЭГ КГ
До  эксперимента После эксперимента До эксперимента После эксперимента
Средний балл 3,3±0,29  
4,7±0,29
3,5±0,29 4,2±0,29
 

     На  наш взгляд, более высокие оценки за технику плавания в экспериментальной  группе связаны с тем, что при  выполнении статических упражнений создавались благоприятные условия для проявления требуемой подвижности в процессе совершенствования технических элементов в воде и оптимальной координации движений. 
 
 
 
 
 
 
 

ВЫВОДЫ

    1. Анализ  состояния проблемы показал, что одним из важных качеств,

необходимых пловцам, является гибкость. У детей 10-11 лет, отсутствуют значимые различия в показателях гибкости между мальчиками и девочками, а также между десяти и одиннадцатилетними, что создает предпосылки для использования единой методики развития гибкости в данной повозрастной группе. При этом, в научно-методической литературе и в спортивной практике отсутствует научно-обоснованная методика развития гибкости юных пловцов. Также отмечен недостаток информации о влиянии статических упражнений растягивающего характера на развитие гибкости у спортсменов.

    1. Разработана методика развития гибкости юных пловцов с

использованием  статических упражнений растягивающего характера на основе оптимальных  режимов их выполнения. Методика состоит  их трех этапов: обще-подготовительного, развивающего, поддерживающего. Данные этапы реализуются в годичном цикле тренировки пловцов в соответствии с задачами физической и технической подготовки.

    1. Сравнительный анализ среднего показателя тестов «наклон вперед»

(8,64 см), «Бабочка» (23,24 см), «Выкрут» (23,21 см), «Мостик» (53,07 см), «Рыбка» (42,28 см), сгибание туловища сидя (17,42 см), сгибание стоп (5,47 см) выявил в экспериментальной группе достоверно лучшие результаты, чем в контрольной.

  1. Методика развития гибкости пловцов 10-11 лет с использованием

статических упражнений растягивающего характера  способствует достоверному улучшению  подвижности в суставах, а также  эффективному совершенствованию техники  плавания юных пловцов, что подтверждает гипотезу нашего исследования. 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 
  1. Алтер, М.Дж. Наука о гибкости / М.Дж.Алтер. Киев, 2001. - 424с.
  2. Анимарин Ю.В., Виноградов Б.А., Вяткина З.Н. « Теория методика физического воспитания»1988г.
  3. Аулик И.В. Определение физической работоспособности в клинике и cпорте / И.В. Аулик// Здоровье нации: Сб. материалов Междунар. науч.конгр. - М., 1979. – С. 192.
  4. Богданова  Г. П. Уроки физической культуры 4-8 классов средней школы: Пособие для учителя /Г.П. Богданова, В.Н Максимова. -  М.: Просвещение, 1986.-220с.
  5. Булгакова, Н.Ж. Плавание / Н.Ж.Булгакова. М., 2001. - 400 с.
  6. Булгакова, Н.Ж. Спортивное плавание / Н.Ж.Булгакова. М., 1996.-430 с.
  7. Вайцеховский С.М. «Физическая подготовка пловца» М., Физкультура и спорт 1988г.
  8. Вайцеховский С.М. « Книга тренера»1998г.
  9. Вакулов А.Д. Плавание/ А.Д. Вакулов. - М., 2003. - 368 с.
  10. Васильева В.С. Обучение детей плаванию. - М., Физкультура и спорт, 1983.
  11. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю.В.Верхошанский. М., 1988. - 331 с.
  12. Волков, В.М. Спортивные способности детей (биологические основы) / В.М.Волков. Смоленск, 1981. - 76 с.
  13. Вультров Б. 3. - Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы: Пособие для учителя /Б.З. Вультров, М. М. Потошник. -  М.: Просвещение, 1983.-  14 с, 46 с, 152с.
  14. Выготский, JI.C. Педагогическая психология / Л.С.Выготский; Под ред. В.В.Давыдова. М., 1991. - 480 с.
  15. Гальперин, С.И. Физиологические особенности детей / С.И.Гальперин. М., 1965. - 243 с.
  16. Гачечиладзе Я.В. Физическая подготовка стрелка / Я.В. Гачичеладзе, В.А.Орлов. – М., 1984. - 112 с.
  17. Годик, М.А. Стретчинг. Подвижность, гибкость, элегантность / М.А.Годик, А.М.Барамидзе, Т.Г.Киселева. М., 1991. - 96 с.
  18. Головина, JI.JI. Физиологическая характеристика борьбы: Метод, разработка для студ-ов слушателей фак-та повышен, квалификации / Л.Л.Головина, М.В.Игуменов. М., 1992. - 88 с.
  19. Гомельский, А .Я. Библия баскетбола / А.Я.Гомельский. М., 1993.- 160 с.
  20. Гращенко, А.Ю. Методика развития физического качества гибкости у школьниц 10-11 лет (на примере занятий цирковым искусством): Автореф. дис. . канд. пед. наук / А.Ю.Гращенко. Тюмень, 2003. - 19 с.
  21. Гужаловский, A.A. Основы теории и методики физического воспитания / А.А.Гужаловский. М., 1986. - 351 с.
  22. Гужаловский, A.A. Развитие двигательных качеств у школьников / А.А.Гужаловский. Минск, 1978. - 88 с.
  23. Гуревич, И.А. Круговая тренировка при развитии физических качеств / И.А.Гуревич. 3-е изд. - Мн., 1985. - 256 с.
  24. Елизарова О.С. Физиологическая характеристика гимнастики / О.С.Елизарова. – М., 1989. - 29 с.
  25. Ермолеев Ю.А. «Возрастная физиология» Учебник Ю.А. Ермолеев 1990г.
  26. Железняк Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорта / Ю.Д. Железняк - М., 2001. - 264 с.
  27. Жилинский, JI.B. Развитие суставной подвижности у гимнастов на основе технических средств воздействия: Автореф. дис. . канд. пед. наук / Л.В.Жилинский. М., 1984. - 18 с.
  28. Захаров, E.H. Энциклопедия физической подготовки: Методические основы развития физических качеств / Под ред. Е.Н.Захарова, 
    A.В.Карасева, А.А.Сафонова и др. М., 1994. - 359 с.
  29. Захарова, JI.M. О развитии гибкости у юных гимнасток 7-8 лет / Л.М.Захарова // Научные основы физического воспитания и спорта: Сб. науч. трудов. Л., 1976. - С. 63-64.
  30. Зациорский, В.М. Основы спортивной метрологии / 
    B.М.Зациорский. М., 1979. - 152 с.
  31. Зациорский, В.М. Физические качества спортсменов: Автореф. дис. . докт. пед. наук / / В.М.Зациорский. -М., 1969. 38 с.
  32. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена: (Основы теории и методики воспитания) / В.М.Зациорский.- 2-е изд. М., 1970. - 200 с.
  33. Зенов, Б.Д. Специальная физическая подготовка пловца на суше и в воде / Б.Д.Зенов, И.М.Кошкин, С.М.Вайцеховский. М., 1986. - 80 с.
  34. Зуев Е.И. Волшебная сила растяжки / Е.И.Зуев. – М., 1993. - 64 с.
  35. Иашвили, A.B. Активная и пассивная гибкость у спортсменов различных специальностей / A.B.Иашвили // Теория и практика физической культуры. 1982. - №7. - С. 51-52.
  36. Иваницкий М.Ф., Никитина Б.А., Гладышев Ф.В. «Анатомия человека» 2003г.
  37. Иванова, O.A. Комплексы упражнений стретчинга / О.А.Иванова, Ж.Поддубная // Спорт в школе. 1998. - октябрь. - № 37-38. - С. 2-12.
  38. Иванов А.В.  От уроков к дням здоровья и спорта/А.В. Иванов // Физическая культура в школе. - 1996.- № 8. - 44с.
  39. Инясевская, Т. Развитие гибкости у пловцов / Т.Инясевская // Спорт за рубежом.- 1982.-№ 11.-С. 14-15.
  40. Инясевский, Н.А Тренировка пловца / Н.А.Инясевский, Б.Н.Никитский. М., 1956. - 182 с.
  41. Каунсилмен, Дж. Е. Спортивное плавание / Дж.Е.Каунсилмен; Пер. с англ. М., 1982. - 208 с.
  42. Лукьяненко В.П. Физическая культура (основы знаний) - М.,2003. - 224 с.
  43. Макаренко Л.П. Подготовка юных пловцов/ Л.П.Макаренко – М., 1957. -285 с.
  44. Макаренко Л.П. Плавание /Л.П.Макаренко - М.,1985. - 144 с.
  45. Максимов, Н.М. Комплекс упражнений на развитие у пловцов подвижности в суставах / Н.М.Максимов // Плавание: Сб. статей. 1980. -Вып.1.-С. 15.
  46. Менхин, Ю.В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика / Ю.В.Менхин, А.В.Менхин. Ростов-на-Д., 2002. - 384 с.
  47. Минеева, М. Исследование эффективности методов развития гибкости у 9-13-ти летних гимнасток / М.Минева // Физическая культура: Воспитание, образование, тренировка. 1997. - № 7. - С. 60-62.
  48. Озолин, Н.Г. Современные системы спортивной тренировки / Н.Г.Озолин. М., 1970. - 479 с.
  49. Панова Е.В. Методика развития гибкости пловцов 10-11 лет с использованием статических упражнений растягивающего характера : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 : Омск, 2005 137 c. РГБ ОД, 61:05-13/1370.
  50. Плавание. Методические рекомендации (учебная программа) для тренеров детско-юношеских школ и училищ олимпийского резерва / Под Ред. А.В.Козлова. М., 1993. - 234 с.
  51. Сермеев Б.В. Спортсменам о воспитании гибкости: Учебное пособие /Б.В. Сермеев. - М.: Просвещение 1970.- 24с.
  52. Фомин, Н.А. Возрастные особенности физического воспитания: Учебное пособие /Н.А.Фомин, Филин В.П. - М.: Академия, 1983.- 75 с.
  53. Холодов Ж. К. – Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебник /Ж.К. Холодов, В. С.  Кузнецова. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 480с.
  54. Хрипкова А. Г. Возрастная физиология /А.Г. Хрипкова.  - М.: Академия, 1978.- 73с.
  55. Хрипкова Л.Т. - Возрастная физиология: Учебное пособие /Л.Т. Хрипкова. -  М..: Просвещение,  1988 .- 36с.
  56. Чудинова П.Р. Воспитание гибкости у детей /П.Р. Чудинова// Физическая культура в школе. – 1994. - №5. – 3 с.
  57. Шакина Е.А. Определение гибкости /Е.А. Шакина// Физическая культура в школе. – 1994. - № 7. – 15 с.

Информация о работе Методики развития гибкости с использованием статических упражнений у пловцов 10-11 лет