Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 08:29, курсовая работа
Объект исследования - процесс развития физических качеств у пловцов младшего школьного возраста.
Предмет исследования - методика развития гибкости у пловцов на начальной специализации с применением упражнений статического характера.
Цель исследования – обоснование методики развития гибкости с использованием статических упражнений у пловцов 10-11 лет.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА развития гибкости СПОРТСМЕНОВ 5
1.1. Физиологические особенности детей младшего школьного возраста…. 5
1.2. Общая характеристика гибкости и подвижности в суставах… 9
1.3. Средства и методика развития подвижности сустава 13
1.4. Методические особенности развития гибкости в системе физического воспитания 15
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 27
2.1. Задачи исследования 27
2.2. Методы исследования 27
2.3. Организация исследования 30
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ, ОБРАБОТКА ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 32
3.1. Обоснование методики развитие гибкости с использованием статических упражнений у пловцов 10-11 лет 32
3.2. Обсуждение результатов исследования 38
ВЫВОДЫ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47
Разминка включает в себя бег 6-10 минут в непрерывном умеренном, темпе. После бега необходимо выполнить 6-8 специально подобранных упражнений для мышц туловища, верхних конечностей, рук и ног, причем каждое из них по 10-15 раз.
1. И.п. – Ноги на ширине плеч, руки на пояс:
– круговые движение головой вправо;
– круговые движения головой влево.
2. И. п. – Ноги на ширине плеч, руки перед собой:
– круговые движения руками вперед;
– круговые движения руками назад.
– отведение рук в стороны.
4. И. п. – Ноги на ширине плеч, руки на пояс:
– наклоны туловища вперед;
– наклоны туловища назад.
5. И.п. – Руки на пояс. Поднять правое бедро:
– вращательное движение голени вправо;
– вращательное движение голени влево.
6. И.п. –Руки на пояс. Поднять левое бедро:
– Вращательное движение
– Вращательное движение голени вправо.
Затем рекомендуется проделать комплекс из 8-10 упражнений на растягивание.
Упражнения на растягивание необходимо выполнять сериями в определенной последовательности; упражнения для суставов верхней конечности, туловища и нижней конечности, а между сериями необходимо выполнять упражнения на расслабление. Комплекс упражнений может состоять из 8-10 упражнений пассивного или активного характера, в среднем, по 10 повторов.
1. И.п. – основная стойка:
– рывки руками, правая рука наверху, левая внизу;
– рывки руками, правая рука внизу, левая наверху.
2. И.п. – основная стойка, руки перед собой:
– наклоны туловища вперед, стараясь достать до пола;
– наклоны туловища назад.
3. И.п. – сидя на матрасе, руки перед собой:
– тянуться к носкам ног, не сгибая колени.
4. И.п. – сидя на матрасе, руки перед собой, партнер стоит сзади:
– тянуться к носкам ног, не сгибая колени, с помощью партнера.
5. И.п. – ноги на ширине плеч, руки на полу:
– приседание на шпагат.
При выполнении упражнений махового характера необходимо максимально расслаблять мышцы ноги, так как только в таком случае можно добиться максимальной амплитуды движения, для этого необходимо опорной ногой встать на возвышение или на скамейку, так как, чтобы работающая нога, производя сгибание и разгибание, отведение и приведение, свободно свисала и не задевала площади опоры.
Пружинящее
приседание в положении разведенных
в переднезаднем направлении
ног следует выполнить
Выполняя упражнение на растягивание, амплитуду движений нужно увеличивать постепенно, так как в противном случае даже после хорошей разминки возможны повреждения мышц и связок. Постепенное увеличение амплитуды движения дает возможность организму приспособиться к специальной работе.
Темп движения с небольшой амплитудой (махи ногами, рывки руками и т.д.) – должен быть примерно 60 движений в минуту, в других движениях (наклоны туловища) - 40-50 движений в минуту. После упражнений на растягивание необходимо проделать упражнения на расслабление.
Таблица 1
Дозировка упражнений, направленных на развитие подвижности в суставах у детей младшего школьного возраста (по Ж.К. Холодову, В.С. Кузнецову)
Сустав | Количество повторений | ||
Учащиеся, лет | |||
7 - 10 | 11 – 14 | 15 - 17 | |
Позвоночный столб | 20 – 30 | 30 – 40 | 40 – 50 |
Тазобедренный | 15 – 25 | 30 – 35 | 35 – 15 |
Плечевой | 15 – 25 | 30 – 35 | 35 – 45 |
Лучезапястный | 15 – 25 | 20 – 25 | 25 – 30 |
Коленный | 10 – 15 | 15 – 20 | 20 – 25 |
Голеностопный | 10 – 15 | 15 – 20 | 20 – 25 |
Согласно последним исследованиям, у девочек гибкость проявляется, лучше, чем у мальчиков: десятилетние девочки в семи тестах из десяти имеют результат незначительно выше 10 - летних мальчиков, 11 - летние девочки в девяти тестах из десяти показали результат чуть лучше мальчиков этого же возраста.
При сравнении результатов пловцов 10 – 11 лет, 10 – летние в семи из десяти тестов оказались успешнее 11 – летних, что может свидетельствовать о том, что в данной возрастной группе стаж спортивной специализации не влияет на результат при выполнении тестов на гибкость. При сравнении пловчих отмечена другая тенденция: в шести из десяти тестов 11 – летние пловчихи выполняют лучше 10 – летних, что может свидетельствовать о влияние стажа спортивной специализации на результаты в проявлении гибкости у девочек – пловчих.
Однако, так как в большинстве тестов разница в результатах не подтвердилась статически, это позволяет утверждать, что влияние стажа спортивной специализации на проявление гибкости на данном этапе не столь велико, и возможно объединение девочек 10 и 11 лет при работе по развитию гибкости.
Таким
образом, результаты исследования
подвижности в различных суставах у пловцов
10 - 11 лет показывают отсутствие по большинству
параметров достоверных различий между
мальчиками и девочками в этой возрастной
группе, что позволяет рекомендовать единую
методику развития гибкости с применениями
статических упражнений в группах юных
пловцов, в которых занимаются как мальчики,
так и девочки. Такой подход является оптимальным
при планировании тренировочных нагрузок
юных пловцов. Хотя и не достоверная, но
имеющая тенденция снижения уровня развития
гибкости у детей к 11 годам, свидетельствует
о необходимости повышенного внимания
к развитию данного качества именно с
10 лет, когда появляются наиболее благоприятные
условия для совершенствования подвижности
в различных суставах, и создается определенный
запас гибкости, а также умений и навыков
при выполнении упражнений, для более
эффективного развития в 11 – летнем возрасте
(Панова Е.В., 2005).
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
Для решения поставленных задач в работе нами были использованы следующие методы:
1. Теоретический анализ и обобщение данных научной и научно-методической литературы;
2. Педагогическое тестирование;
3. Педагогический эксперимент;
4. Методы математического анализа и статистики;
5.
Метод экспертной оценки.
2. Педагогическое тестирование включало в себя проведение тестов с линейными измерениями. Были использованы следующие тесты: для оценки подвижности плечевых суставов в различных плоскостях – «Выкрут», «Рыбка», «Бабочка»; для оценки подвижности в суставов позвоночника – наклон вперед на скамейке, наклон туловища сидя, наклон туловища вправо; влево, «Мостик»; гибкость в голеностопных суставах оценивалась по результатом сгибания, разгибания стоп. Данные тесты выполнялись согласно общепринятым рекомендациям (Алисова Н.Я., 1977; Быков В.С., 2000). Подробное описание тестов представлено в приложении (Приложение 1).
3.
Педагогический эксперимент
Нами были сформированы две группы: экспериментальная и контрольная. Группы состояли из девочек и мальчиков в возрасте 10-11 лет.
Контрольная группа занималась развитием гибкости по той же схеме, что и экспериментальная, но по предложенным в литературе рекомендациям с использованием динамических упражнений. Экспериментальная группа занималась по разработанному нами комплексу с использованием статических упражнений.
анализе полученных данных в педагогическом эксперименте.
При
помощи программного обеспечения Microsoft
Excel вычислялись следующие
Сравнение
достоверности различных
Порядок действий:
а)
Вычислить средние
Где Х – значение отдельного измерения; n – общее число измерений в группе.
б) В группе вычислялось стандартное отклонение по следующей формуле:
Где Xi max – наибольший показатель; Xi min – наименьший показатель;
К – табличный коэффициент (при n=10 К=3,08).
Порядок вычисления стандартного отклонения (σ):
- определить Xi max в группе;
- определить Xi min в группе;
- определить число измерений в группе (n);
- найти по специальной таблице значение коэффициента К, который соответствует числу измерений в группе (n);
-
подставить полученные
в) Вычислить стандартную ошибку среднего арифметического значения (m) по формуле:
г) Вычислить среднюю ошибку разности по формуле:
д) По специальной таблице определить достоверность различий. Для этого полученное значение (t) сравнивается с граничным при 5 %-ном уровне значимости (t0,05) при числе степеней свободы f = nнач + n кон – 2.
Для нашего эксперимента t0.05=2,10 (f=18)
Если окажется, что полученное в эксперименте t больше граничного значения (t0,05), то различия между средним арифметическим группы до эксперимента и после считаются достоверными при 5%-ном уровне значимости, т.е., с 95%-ной вероятностью, и, наоборот, в случае, когда полученное t меньше граничного значения t0,05, считается, что различия недостоверны и разница в среднеарифметических показатели групп имеет случайный характер.