Методики развития гибкости с использованием статических упражнений у пловцов 10-11 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 08:29, курсовая работа

Описание

Объект исследования - процесс развития физических качеств у пловцов младшего школьного возраста.

Предмет исследования - методика развития гибкости у пловцов на начальной специализации с применением упражнений статического характера.

Цель исследования – обоснование методики развития гибкости с использованием статических упражнений у пловцов 10-11 лет.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА развития гибкости СПОРТСМЕНОВ 5

1.1. Физиологические особенности детей младшего школьного возраста…. 5

1.2. Общая характеристика гибкости и подвижности в суставах… 9

1.3. Средства и методика развития подвижности сустава 13

1.4. Методические особенности развития гибкости в системе физического воспитания 15

ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 27

2.1. Задачи исследования 27

2.2. Методы исследования 27

2.3. Организация исследования 30

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ, ОБРАБОТКА ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 32

3.1. Обоснование методики развитие гибкости с использованием статических упражнений у пловцов 10-11 лет 32

3.2. Обсуждение результатов исследования 38

ВЫВОДЫ 46

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47

Работа состоит из  1 файл

Диплом1.docx

— 126.52 Кб (Скачать документ)

      Разминка  включает в себя бег 6-10 минут в непрерывном умеренном, темпе. После бега необходимо выполнить 6-8 специально подобранных упражнений для мышц туловища, верхних конечностей, рук и ног, причем каждое из них по 10-15 раз.

     1. И.п. – Ноги на ширине плеч, руки на пояс:

                 – круговые движение головой вправо;

                 – круговые движения головой влево.

     2. И. п. – Ноги на ширине  плеч, руки перед собой:

      – круговые движения руками вперед;

                  – круговые движения руками назад.

    1. И.п. – Ноги на ширине плеч, руки перед собой:

          – отведение рук в стороны.

     4. И. п. – Ноги на ширине плеч, руки на пояс: 

             – наклоны туловища вперед;

        – наклоны туловища назад.

     5. И.п. – Руки на пояс. Поднять правое бедро:

                  – вращательное движение голени вправо;

                  – вращательное движение голени влево.

     6. И.п. –Руки на пояс. Поднять левое бедро:

               – Вращательное движение голени  влево;

             – Вращательное движение голени вправо.

        Затем рекомендуется проделать  комплекс из 8-10 упражнений на  растягивание.

      Упражнения  на растягивание необходимо выполнять  сериями в определенной последовательности; упражнения для суставов верхней  конечности, туловища и нижней конечности, а между сериями необходимо выполнять упражнения на расслабление. Комплекс упражнений может состоять из 8-10 упражнений пассивного или активного характера, в среднем, по 10 повторов.

     1. И.п. – основная стойка:            

                 – рывки руками, правая рука наверху, левая внизу;

             –  рывки руками, правая рука  внизу, левая наверху.

     2.  И.п. – основная стойка, руки перед собой:

              – наклоны туловища вперед, стараясь достать до пола;

              – наклоны туловища назад.

     3. И.п. – сидя на матрасе, руки перед собой:

              – тянуться к носкам ног, не сгибая колени.

     4. И.п. – сидя на матрасе, руки перед собой, партнер стоит сзади:

                – тянуться к носкам ног, не сгибая колени, с помощью партнера.

  5. И.п. – ноги на  ширине плеч, руки на полу:

             – приседание на шпагат.

      При выполнении упражнений махового характера  необходимо максимально расслаблять  мышцы ноги, так как только в  таком случае можно добиться максимальной амплитуды движения, для этого  необходимо опорной ногой встать на возвышение или на скамейку, так как, чтобы работающая нога, производя сгибание и разгибание, отведение и приведение, свободно свисала и не задевала площади опоры.

      Пружинящее  приседание в положении разведенных  в переднезаднем направлении  ног следует выполнить обязательно  с опорой на руки. Если занимающийся не достает руками до площади опоры, то упражнение можно выполнять у  стенки, опираясь на нее руками.

      Выполняя  упражнение на растягивание, амплитуду  движений нужно увеличивать постепенно, так как в противном случае даже после хорошей разминки возможны повреждения мышц и связок. Постепенное увеличение амплитуды движения дает возможность организму приспособиться к специальной работе.

      Темп  движения с небольшой амплитудой (махи ногами, рывки руками и т.д.) – должен быть примерно 60 движений в минуту, в других движениях (наклоны  туловища) - 40-50 движений в минуту. После  упражнений на растягивание необходимо проделать упражнения на расслабление.

Таблица 1

Дозировка упражнений, направленных на развитие подвижности в суставах у детей  младшего школьного возраста (по Ж.К. Холодову, В.С. Кузнецову)

     
Сустав Количество  повторений
                          Учащиеся,  лет
     7 - 10      11 – 14      15 - 17
Позвоночный столб 20 – 30 30 – 40 40 – 50
Тазобедренный 15 – 25 30 – 35 35 – 15
Плечевой 15 – 25 30 – 35 35 – 45
Лучезапястный 15 – 25 20 – 25 25 – 30
Коленный 10 – 15 15 – 20 20 – 25
Голеностопный 10 – 15 15 – 20 20 – 25
 

     Согласно  последним исследованиям, у девочек гибкость проявляется, лучше, чем у мальчиков: десятилетние девочки в семи тестах из десяти имеют результат незначительно выше 10 - летних мальчиков, 11 - летние девочки в девяти тестах из десяти показали результат чуть лучше мальчиков этого же возраста.

     При сравнении результатов пловцов 10 – 11 лет, 10 – летние в семи из десяти тестов оказались успешнее 11 – летних, что может свидетельствовать  о том, что в данной возрастной группе стаж спортивной специализации  не влияет на результат при выполнении тестов на гибкость. При сравнении  пловчих отмечена другая тенденция: в шести из десяти тестов 11 – летние пловчихи выполняют лучше 10 – летних, что может свидетельствовать  о влияние стажа спортивной специализации  на результаты в проявлении гибкости у девочек – пловчих.

     Однако, так как в большинстве тестов разница в результатах не подтвердилась  статически, это позволяет утверждать, что влияние стажа спортивной специализации на проявление гибкости на данном этапе не столь велико, и возможно объединение девочек 10 и 11 лет при работе по развитию гибкости.

     Таким образом,  результаты исследования подвижности в различных суставах у пловцов 10 - 11 лет показывают отсутствие по большинству параметров достоверных различий между мальчиками и девочками в этой возрастной группе, что позволяет рекомендовать единую методику развития гибкости с применениями статических упражнений в группах юных пловцов, в которых занимаются как мальчики, так и девочки. Такой подход является оптимальным при планировании тренировочных нагрузок юных пловцов. Хотя и не достоверная, но имеющая тенденция снижения уровня развития гибкости у детей к 11 годам, свидетельствует о необходимости повышенного внимания к развитию данного качества именно с 10 лет, когда появляются наиболее благоприятные условия для совершенствования подвижности в различных суставах, и создается определенный запас гибкости, а также умений и навыков при выполнении упражнений, для более эффективного развития в 11 – летнем возрасте (Панова Е.В., 2005). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

    1. Задачи  исследования
 

     В соответствии с поставленной целью  были сформулированы следующие задачи:

  1. Изучить состояние вопроса развития гибкости у пловцов 10-11 лет по данным научно- и учебно-методических источников.
  2. Разработать комплекс упражнений для развития гибкости у детей младшего школьного возраста, занимающихся плаванием.
  3. Экспериментально определить эффективность разработанного комплекса.
    1. Методы  исследования
 

     Для решения поставленных задач в  работе нами были использованы следующие  методы:

     1. Теоретический анализ и обобщение данных научной и научно-методической литературы;

     2. Педагогическое тестирование;

     3. Педагогический эксперимент;

     4. Методы математического анализа и статистики;

     5. Метод экспертной оценки. 

     
  1. Анализ  и обобщение данных специальной и научно-методической литературы осуществлялись на протяжении всего исследования в следующих направлениях: теория и методики физического воспитания и спорта, воспитание физических качеств, возрастная физиология. Всего в нашей работе было проанализировано 57 источников. Результаты анализа научно-методической литературы по данной теме позволили выявить недостаточную разработанность данной проблемы.

     2. Педагогическое тестирование включало в себя проведение тестов с линейными измерениями. Были использованы следующие тесты: для оценки подвижности плечевых суставов в различных плоскостях – «Выкрут», «Рыбка», «Бабочка»; для оценки подвижности в суставов позвоночника – наклон вперед на скамейке, наклон туловища сидя, наклон туловища вправо; влево, «Мостик»; гибкость в голеностопных суставах оценивалась по результатом сгибания, разгибания стоп. Данные тесты выполнялись согласно общепринятым рекомендациям (Алисова Н.Я., 1977; Быков В.С., 2000). Подробное описание тестов представлено в приложении (Приложение 1).

     3. Педагогический эксперимент проходил на базе спортивного бассейна города Лесозаводска.

      Нами  были сформированы две группы:  экспериментальная  и контрольная. Группы состояли из девочек  и мальчиков в возрасте 10-11 лет.

     Контрольная группа  занималась развитием гибкости по той же схеме, что и экспериментальная, но по предложенным в литературе рекомендациям  с использованием динамических упражнений. Экспериментальная группа  занималась по разработанному нами комплексу с использованием статических упражнений.

    1. Методы математической статистики используются при обработке и

анализе полученных данных в педагогическом эксперименте.

      При помощи программного обеспечения Microsoft Excel вычислялись следующие статистические характеристики:

     Сравнение достоверности различных средних  арифметических значений по t - критерию Стьюдента (t) (Железняк Ю.Д., 2001).

     Порядок действий:

     а) Вычислить средние арифметические величины X по следующей формуле:

     Где Х – значение отдельного измерения; n – общее число измерений в  группе.

     б) В группе вычислялось стандартное  отклонение по следующей формуле:

     Где Xi max – наибольший показатель; Xi min – наименьший показатель;

     К – табличный коэффициент (при n=10 К=3,08).

     Порядок вычисления стандартного отклонения (σ):

     - определить Xi max в группе;

     - определить Xi min в группе;

     - определить число измерений в  группе (n);

     - найти по специальной таблице  значение коэффициента К, который соответствует числу измерений в группе (n);

     - подставить полученные значения  в формулу и произвести необходимые  вычисления.

     в) Вычислить стандартную ошибку среднего арифметического значения (m) по формуле:

     г) Вычислить среднюю ошибку разности по формуле:

     д) По специальной таблице определить достоверность различий. Для этого  полученное значение (t) сравнивается с граничным при 5 %-ном уровне значимости (t0,05) при числе степеней свободы f = nнач + n кон – 2.

     Для нашего эксперимента t0.05=2,10 (f=18)

      Если  окажется, что полученное в эксперименте t больше граничного значения (t0,05), то различия между средним арифметическим группы до эксперимента и после считаются достоверными при 5%-ном уровне значимости, т.е., с 95%-ной вероятностью, и, наоборот, в случае, когда полученное t меньше граничного значения t0,05, считается, что различия недостоверны и разница в среднеарифметических показатели групп имеет случайный характер.

Информация о работе Методики развития гибкости с использованием статических упражнений у пловцов 10-11 лет